Семнадцать мгновений июня. День четырнадцатый

Семнадцать мгновений июня. День четырнадцатый.
Путевые заметки Фотинии.
День четырнадцатый, 26 июня.

А с утра нас ждал непривычно ранний завтрак. Все поняли, значит, потом не будет возможности нас кормить.
Дорога нам предстояла в Иоанновский монастырь – обитель Иоанна Кронштадтского.



Свято-Иоа;нновский монастырь на Ка;рповке — православный ставропигиальный женский монастырь на набережной реки Карповки в Санкт-Петербурге. Основан прав. Иоанном Кронштадтским и назван в честь преп. Иоанна Рыльского, его духовного покровителя. Здесь в храме-усыпальнице покоятся мощи прав. Иоанна Кронштадского.

Построен в неовизантийском стиле по проекту епархиального архитектора Н. Н. Никонова. Адрес: СПб, наб. р. Карповки.

История

Монастырь был задуман как подворье Иоанно-Богословской женской общины, созданной Иоанном Сергиевым в своём родном селе Сура. 8 мая 1900 года было освящено место для подворья; 16 сентября того же года епископ Ямбургский Борис (Плотников) совершил его закладку.

В 1901 году община получила статус монастыря, а подворье стало самостоятельной обителью.

Нижний храм прп. Иоанна Рыльского собора Двунадесяти апостолов был освящён 17 января 1901 года о. Иоанном Кронштадтским; главный храм, занимающий два верхних этажа, освящён 17 ноября 1902 года митрополитом Антонием (Вадковский) при участии о. Иоанна.

В период с 1903 года по 1908 год был завершён строительством пятиэтажный дом для причта и желающих жить при монастыре, здание лазарета, иконописной и рукодельной мастерских и келий; в подвальном этаже храма возведена церковь-усыпальница, освящённая благочинным Александро-Невской лавры архимандритом Макарием во имя пророка Илии и св. царицы Феодоры (небесных покровителей родителей протоиерея Иоанна) 21 декабря 1908 года — на следующий после кончины о. Иоанна день.

Вскоре по смерти устроителя монастыря, в январе 1909 года, Святейший Синод опубликовал рескрипт от 12 января того же года императора Николая II на имя митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского) и вынесенное Синодом во исполнение оного определение от 15 января, которым, в частности, «Иоанно-Богословский в С.-Петербурге женский монастырь, в коем покоится ныне тело почившего» возводился в степень первоклассного.
 
 Угловая часовня в монастырской ограде

В 1919 обитель была обращена в трудовую коммуну, в 1923 году — ликвидирована (сестры жили в ней ещё три года). После захвата в 1922 году епархиального управления в Петрограде сторонниками обновленчества, община обители примкнула к так называемой Петроградской автокефалии, во главе которой после ссылки архиепископа Алексия (Симанского) стал епископ Николай (Ярушевич). После ареста и ссылки последнего, 12 мая 1923 года, под давлением властей, движимое и недвижимое имущество монастыря было передано обновленческой общине (двадцатке); 19 мая того же года губисполком принял решение о ликвидации монастыря, что удалось осуществить только в ноябре (ввиду протестов обновленческого руководства).

Здания монастыря переданы мелиоративному техникуму; в марте 1926 года был замурован вход в усыпальницу отца Иоанна. Почти все монахини были в начале 30-х годов арестованы и приговорены к ссылке в Казахстан.

В ноябре 1989 года монастырь передан епархии и открыт как подворье Пюхтицкого монастыря; 1 ноября, в день рождения отца Иоанна, состоялось освящение нижнего храма во имя святого Иоанна Рыльского.

12 июля 1991 года, в день престольного праздника, Патриархом Алексием II был освящён верхний храм во имя Двенадцати Апостолов.

Является ставропигиальным с 25 декабря 1991 года.

Современное состояние

Настоятельница с 29 апреля 1992 года — игумения Серафима (Волошина). Богослужения совершаются ежедневно. Литургия в будние дни в 8.20, в воскресенье и праздники в 9.00. По окончании литургии ежедневно в храме-усыпальнице служится молебен св.Иоанну Кронштадскому. Вечерние богослужения в 17.00.

Приехали мы вовремя, литургия еще только начиналась. После ее окончания, приложились к иконе Божией Матери, которая сама очистилась и обновилась. Затем с третьего этажа спустились в полуподвальный этаж здания. Здесь в раке находятся мощи  праведного Иоанна Кронштадского. Монахини со священником отслужили молебен с акафистом возле его раки. Еле помещаясь в небольшом помещении, стояли рядом с ними и мы. Позже, когда дошла наша очередь приложиться к святым мощам, уже на выходе из помещения, Алла Дмитриевна раздала всем небольшие иконы Иоанна Кронштадского на деревянной основе – подарок от паломнического отдела Луганско-Алчевской Епархии всей группе, а так же память от самого святого и о посещении созданной им обители.
Многие из группы высказывались о нем, как о самом почитаемом ими святом. Восторгались его умом, праведностью, нам оставленным наследием – книгами.  Так что с благодарностью приняв подарок, счастливые мы выходили из храма монастыря.

Далее наш путь пролегал на Смоленское городское кладбище, к часовне, где похоронена святая Ксения Петербуржская.

Часовня св. Блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище Васильевского острова.

http://palmernw.ru/ksenia/ksenia.html

Часовня построена в 1902 году. В часовне покоятся мощи святой блаженной Ксении Петербургской, скончавшейся в начале XIX века. Ксения Блаженная давно почиталась в Санкт-Петербурге, хотя и была местно чтимой святой. В 1905 году южный предел Петергофского собора св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла, был освящён во имя Кении Блаженной.

 Вначале XIX века на место захоронения усопшей был просто насыпан могильный холм, но люди, которые приходили к Блаженной Ксении, молились, просили её заступничества и помощи, часто брали с собой немного земли с её могилы и таким образом, холм постепенно исчезал. Вновь насыпаемый на могиле холм постигала та же участь. Затем на могилу была установлена каменная плита. Но и каменная плита постепенно была разобрана на частички и унесена верующими. После было принято решение возвести над могилой Ксении Блаженной часовни.

 На пожертвования почитателей Блаженной Ксении, над ее могилой была сооружена небольшая, из цокольного камня часовня, с двумя окошечками по бокам, с дубовым иконостасом в восточной стороне и с железной дверью - с западной. Над дверью с наружной стороны сделали надпись: "Раба Божия Ксения".

 В 1902 году по проекту архитектора А. А. Всеславина была построена нынешняя часовня в псевдорусском стиле. Фасад по карнизу украшен полукруглыми кокошниками, арки на фасаде и на пристройке - мозаичными ликами Христа и Ксении Петербургской, а окна - витражными иконами. Каждую сторону фасада украшает группа из четырёх арочных остроконечных окон с распорками в виде колонн. Здание венчает невысокий чешуйчатый шатер, увенчанный золочёной луковичной главкой с крестом. Внутри главным украшением часовни является мраморный иконостас с мозаичным образом распятого Христа и надгробие.

 В 1940 году часовня вместе с находящейся на Смоленском кладбище церковью во имя Смоленской иконы Божьей Матери была закрыта. Во время войны в ней находился склад тары из-под горюче-смазочных материалов. Мраморные плитки с гробницы Блаженной Ксении были разобраны. Богослужебная утварь и фрагменты из цветных металлов пущены на переплавку, иконы часовни - сожжены.

 В 1946 году, уступая настойчивым просьбам верующих, часовню разрешили открыть и отремонтировать. С девяти утра до девяти вечера там служились панихиды при большом стечении народа. Но это продолжалось не долго. В 1960 году часовню вновь закрыли. В ее помещении по указанию городских властей пытались устроить скульптурную мастерскую, но работать в ней было невозможно: утром, придя в мастерскую, рабочие не раз находили вместо скульптур черепки.

 Часовня долгое время простояла в запустении, заколоченная, окружённая глухим дощатым забором. Однако паломники со всей страны приходили и приезжали к Блаженной Ксении, приносили ей свои беды и чаяния.

 В 1984 году часовню передали общине храма во имя Смоленской иконы Божией Матери. Она была вновь освящена в 1987 году. В 1988 году Ксения Блаженная была канонизирована и причислена к лику святых Русской Православной церкви.
 Престольный праздник: 6 Февраля (24 Янв ст.ст.). Блаженной Ксении Петербургской (XIX). Молебны и панихиды служатся в часовне каждый день.

 Адрес часовни: 199048, С.-Петербург, Камская ул., 24.
 Телефон: (812) 321-14-83.
Проезд: метро "Василеостровская, Приморская"; мрш. К144, К249, авт. 41, 42, трамв. 6

 
Как только зашли на его территорию, справа увидели большой камень-валун. Оказалось, что здесь был первоначально похоронен наш земляк, знаменитый пиит Украины – Тарас Григорьевич Шевченко.

Пройдя далее, увидели две огромные очереди: одну – в иконную лавку, другую – к часовне блаженной Ксении Петербуржской. Заняв очереди, стоя в тени раскидистых деревьев, уже по традиции, читали-пели молебен с акафистом. Благо, наш батюшка Савватий всегда был рядом.

В очереди в часовню стояли долго. Если сравнивать, то не меньше по времени, чем стояли к святой Матроне Московской. Так что было время и после акафиста петь любимой в народе Ксеньюшке величание. Когда были уже вблизи храма, обратили внимание, что люди ходят вокруг храма. Считается, что нужно обойти храм три раза, чтобы исполнилось желание. Но мы не стали этого делать. Знаем, блаженная Ксения Петербуржская все видит и знает, и помогает тому, кто достоин этой помощи.

Наконец, мы попали внутрь помещения. Нашего батюшку сразу попросили встать на помазание всей очереди. Местный священник читал акафист Ксении Петербуржской, а мы заказывали требы, покупали иконки и цепочкой подходили к раке святой. Приложившись к ней, про себя просили Ксеньюшку каждый о своем, затем шли на помазание, а на выходе брали на память о посещении цветы – розы и хризантемы.
Возвращаясь по той же дороге, еще раз обратили внимание на  памятник Т.Г. Шевченко и заняли свои места в автобусе.

Посетив блаженную старицу Ксению, мы вновь обратились мысленно к Святому  праведному Иоанну Кронштадскому. Нам предстоит посетить квартиру, где он жил, работал, писал книги. Адрес квартиры: г. Кронштадт, ул. Посадская, д. 21.

Мы едем в Кронштадт по насыпи, соединившей Санкт-Петербург с  Кронштадтом. Справа и слева – Финский залив. Вдали видны острова с руинами старых крепостей на них, с каменистыми пляжами внизу, с камышовыми зарослями на мелководье…

Въезжаем на легендарный, прославившийся во многих битвах остров-крепость. Внутри, ничем он не отличается от других городов, разве что множеством жилых домов позапрошлого века. Как будто здесь застыл в своей неповторимости 19 век. Только современные вывески магазинов противоречат впечатлению. Но, возможно, это только тот район, который мы проезжали.

Вот и улица Посадская. Наше внимание привлекла мемориальная доска, говорящая, что в этом доме жил Капица. А вот в следующем доме, вернее, возле его торца, в глаза бросается ухоженный мини-скверик, по центру которого возвышается памятник Иоанну Кронштадскому. Скверик разбит как раз над окнами его квартиры. Там же, на втором этаже – его балкон, весь в цветущей петунии.

Чтобы попасть в квартиру, нам пришлось обогнуть дом. Подъезд как подъезд. Ничем он не отличался от обычного. И дверь в подъезд современная, закрыта электронным замком. На окне нашли объявление, что это вход в квартиру-музей. Вот только вторник здесь – санитарный день. А мы как раз во вторник и прибыли.

Что было делать? Конечною звонить. Там же в объявлении было вписаны три контактных телефона. Два первых – молчание. Но третий – слава Богу, нам ответили. Когда узнали, что мы приехали издалека, созвонились с кем-то, кто благословил провести для украинских паломников экскурсию.

В ожидании экскурсовода мы вернулись к памятнику и начали читать акафист Иоанну Кронштадскому. Но дочитать нам его не дали. Экскурсовод велела следовать за ней. За ней мы прошли в квартиру, где Иоанну Кронштадскому было 4 явления Божией Матери. Разувшись, прошли в зал, увешанный фотографиями и иконами Праведного отца. На старинном диванчике лежали части священнического облачения, принадлежавшие ему же при жизни.

Вот здесь мы и отслужили молебен с акафистом Святому и пропели величание.
 Святый Праведный отче Иоанне  Кронштадский, моли Бога о нас!

Затем нам открыли двери в другую комнату – святая святых – его личный кабинет с его личным письменным столом. Пройти туда разрешили только священнику – отцу Савватию, а мы смотрели от входа. Сев за стол иеромонах сделал в книге посещений запись от всей группы. Выслушав рассказ экскурсовода, мы вышли из квартиры во двор. Затем сфотографировались всей группой возле памятника и пошли к автобусу.

Вернувшись в Питер, сразу и выехали из него. Едем в Вырицу.

Серафи;м Вы;рицкий (в миру Василий Николаевич Муравьёв; 31 марта [13 апреля] 1866, д. Вахромеево, Арефинская волость, Рыбинский уезд, Ярославская губерния — 3 апреля 1949, Вырица) — русский купец; святой Русской православной церкви, прославленный в 2000 году в лике Собора новомучеников и исповедников российских.

Биография

До революции

Родился в крестьянской семье 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда и был крещён с именем Василий. Когда ему было 10 лет, умер его отец, вскоре скончалась сестра Ольга.

Приехав в Петербург, сделался рассыльным Гостиного двора. Ещё мальчиком он узнал от монаха-схимника о том, как сложится его жизнь. Обрёл духовника в лице старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Варнавы (Меркулова).

В 1882 году стал приказчиком. В 1892 году он открыл собственное дело, став весьма крупным мехоторговцем, купцом 2-й гильдии. Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась за границу: в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны.

Предположительно в 1894 году женился на Ольге Ивановне Нетрониной.

В 1895 году стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие коммерческие курсы, организованные при обществе. С 1900 по 1906 годы Муравьёвы проживали в доме 56 по Гороховой улице; с 1905 года — действительный член Ярославского благотворительного общества.

В 1906 году приобрёл большой двухэтажный дом-дачу в живописном посёлке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском, до 1920 года ставшим главным пристанищем Василия и Ольги — оставаться в столице было крайне опасно.

Выезжал за границу, доход составлял в среднем 90 000 рублей годовых.

Сын — Николай, родившийся в 1895 году, — в 1914 году перешёл в католичество и мечтал стать ксёндзом, бросил учёбу на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, стал военным авиатором; после контузии в 1916 году оставил военную службу, лечился в Николаевском госпитале. В 1917 году Николай женился на мещанке из московских евреев — Евгении Ивановне Любарской; супруги поселились в Рыбинске.

После революции

13 сентября 1920 году подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской Лавры о принятии его в число братии, на что получил согласие, был принят послушником и получил послушание пономаря. Наместником Лавры в то время был архимандрит Николай (Ярушевич), но он страдал «нервным переутомлением, выраженным в сильных головных болях и острых болях в области сердца. Ему необходим абсолютный покой один месяц и пребывание на чистом воздухе», как гласило заключение врача.

В то же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала супруга Василия Николаевича — Ольга. Всё имевшееся Муравьёвы пожертвовали на нужды обителей. Только в Лавру Василий Николаевич передал 40 000 рублей в золотой монете. Первое духовное имя Серафима было Варнава.

11 сентября 1921 года митрополитом Вениамином (Казанским) рукоположен в иеромонахи. В 1922 году Лавра подчинилась обновленческому Высшему Церковному Управлению; но вскоре примкнула к Патриаршей Церкви.

26 сентября 1924 году был арестован сын — Николай. Из документов допросов последнего ясно, что следствие интересовала вменяемая связь Муравьёвых с эмигрантскими монархическими кругами за границей. Сам о. Варнава не арестовывался. 2 января 1925 года Николай был освобождён и вскоре уехал к месту ссылки — в Рыбинск.

В 1926—1929 годах о. Варнава — духовник Александро-Невской Лавры.

Точная дата принятия иноком Варнавой великого ангельского образа пока не установлена: предположительно в 1929 году принял великую схиму и был наречён именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского чудотворца, которому всеми силами стремился подражать о. Варнава в течение всей предыдущей жизни.

Предположительно весной 1930 года о. Варнава, по рекомендации врачей и с благословения митрополита Серафима (Чичагова), покинул свою келию в Феодоровском корпусе Александро-Невской Лавры и поселился в Поповке, на даче у протоиерея Леонида Богоявленского.

После занятия Вырицы в августе 1941 года германскими частями был открыт Казанский храм (закрытый в 1938 году), прихожанином которого числил себя иеросхимонах Серафим; он продолжал жить в доме Томбергов на Пильном пр., 7; по-прежнему не вставал из-за болезни, но принимал приходивших к нему.

Преставился 3 апреля (21 марта по Юлианскому календарю) 1949 года, в 4-ю Неделю Великого поста, память Иоанна Лествичника.

Творения

Книг преподобный не написал. Написаны несколько стихотворений и «От Меня это было» (имеются споры об авторстве или соавторстве с митрополитом Мануилом (Лемешевским)).

Почитание и прославление

Канонизован на Архиерейском Соборе Русской православной церкви в 2000 году.

В Санкт-Петербургской епархии прославлен 1 октября 2000 года.

Богослужения возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), которому сослужили архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов) и около 30 священнослужителей. Торжественная Божественная литургия и молебен новопрославленному святому были отслужены в Казанском храме посёлка Вырица Ленинградской области].

В 2000 году над могилой прп. Серафима была воздвигнута деревянная часовня.

Примеры пророчеств Когда Восток наберет силу, все станет неустойчивым. Число – на их стороне, но не только это: у них работают трезвые и трудолюбивые люди, а у нас такое пьянство…

Наступит время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала ее поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России и отдаст до времени восточную ее часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь – китайца, которые станут переселяться в Россию, жениться на русских и, в конце концов, хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Когда же Китай пожелает идти дальше запад воспротивится и не позволит. Россия сохранится в тех пределах, какой была во времена Ивана Грозного.
 Прп. Серафим Вырицкий.

Скажу честно, Вырица нас поразила. Мы как в сказку попали. С одной стороны – красивейший дикий лес, высоченные ели с удивительно мягкими лапами. А с другой – ухоженный парк с аккуратными песчаными дорожками и с выложенными камнем газонами, с цветущими на них садовыми цветами.

Очень гармонично в этот садово-лесной пейзаж вписался высокий старинный деревянный храм, построенный без единого гвоздя. За ним находится маленькая часовенка – также деревянная. В ней –  мощи преподобного Серафима Вырицкого,  рядом-могила матушки.
Приложившись со всем почтением к чесным останкам,   помолились,  пропели величание, прочитали акафист русскому святому.

Время было позднее, но было светло (белые ночи) а завтрак у нас был сегодня очень ранний, в дороге мы подкреплялись печеньм  да конфетками , так как времени было мало. Горячая каша нашего котелка была кстати. Решили устроить помины о всех тех, кто лежит в могилках  у храма   Потрапезничали,  помянув тех многих старцев, монахов, священников, похороненных на кладбище за часовенкой, да и своих усопших родных, и, засобирались в путь.  Время было упущено в начале, а пункты пути не сокращали, поэтому надо было ехать.
В 23-00 сели в автобус и поехали в Псково-Печерский монастырь.


Рецензии