знакомьтесь тут же - ещё один Ланской

но не менее знаменитый, хоть и не брал
как наш Пётр 
- "он себе в жены Пушкинскую Наталью" и не был,
стало быть, похоронен в одной с нею могиле Лавры Александро-Невской.
Про первого, Петра Петровича, мы уже знаем
из Википедии — свободной энциклопедии

(Тут помещен )
Портрет
Генерал-майор П.П. Ланской.
Художник В.И. Гау, 1847
(стало быть в 48 его лет, а "немного ранее" дано родителями ему было )
Имя при рождении:
Пётр Петрович Ланской

Род деятельности:
генерал от кавалерии

Дата рождения:
13 марта 1799

Гражданство:
Российская империя

Награды и премии:
Орден Святого Александра Невского с алмазами
Орден Белого орла
Орден Святого Георгия IV степени (25 лет)
Орден Святого Владимира I степени
Орден Святого Владимира II степени
Орден Святого Владимира III степени
Орден Святой Анны I степени
Орден Святой Анны II степени с императорской короной
Орден Святого Станислава I степени
Орден Святого Станислава II степени

[И  стало быть, Александру Сергеевичу,
был он и современник и ровесник,
в ту, первую Отечественную, не воевал, но
"тем не менее был генерал", точнее ] 

    "Пётр Петрович Ланской (13 марта 1799 — 6 мая 1877) — российский генерал-лейтенант, с 1844 года был женат на Наталье Николаевне Гончаровой, вдове Пушкина.
   Сын Петра Сергеевича Ланского и Елизаветы Романовны, урождённой Лепарской (сестры С. Р. Лепарского). Получил домашнее образование, начал военную службу с 1818 года в Кавалергардском полку. В октябре 1843 года произведён в генерал-майоры с назначением состоять при гв. кирасирской дивизии, через полгода был назначен командиром лейб-гвардии Конного полка. В 1853 году произведён в генерал-лейтенанты.

Во время Крымской войны формировал ополчение Вятской губернии. 26 августа 1856 года был назначен начальником 1-й гв. кавалерийской дивизии. С 1864 года перешёл на административную службу, назначался начальником различных комиссий и комитетов, в 1865 году исполнял обязанности Петербургского генерал-губернатора. В 1866 году произведён в генералы от кавалерии.

Семья. Женитьба на Наталье Пушкиной.

В 1844 году Пётр Петрович познакомился с Натальей Николаевной Пушкиной, вдовой великого поэта. В мае он сделал Н.Н.Пушкиной предложение. Она согласилась. В браке с ней Ланской имел трёх дочерей - Александру, Софью и Елизавету. Пётр Ланской любил и заботился не только о своих детях, но и детях Натальи Николаевны от А.С.Пушкина. После смерти жены взял на себя заботу о двух старших детях падчерицы, Натальи Александровны Дубельт, уехавшей из России в 1862 году. Похоронен в Александро-Невской лавре в одной могиле с женой."
- (и это пока самая малость, что взята , повторюсь, из Википедии)

   Теперь, однако, "мы вернёмся к нашей фразе", о том
"Кто сказал.." "что мы плохо жили?"
или
"Так ли уж отстала [наша с Вами, читатель,] Россия
с отменой крепостничества?"

______________________________________
Неизвестная реформа // Андрей Михайлов
(советую "из этого автора" почитать и прочее, "оно того точно стоит", да!)

    "Среди многих «незнаменитых дат» российской истории есть одна совсем уж
мало кому известная – 19 февраля 1861 года, день отмены крепостного права. То есть год-то этого события мы еще кое-как вспомнить можем, а вот подробности…  С этим несколько сложнее – в памяти всплывает только «грабительская реформа» и «год 1861 породил год 1905». Между тем с отменой крепостного права все было куда сложнее – и интереснее…

   Прежде всего стоит разобраться с тезисом о том, что с отменой крепостного права "Россия отстала от просвещенной Европы на столетия". Это, мягко говоря, неправда – крепостная зависимость во многих странах Западной Европы исчезла не так уж задолго до ее отмены в России.

Например – в Германии  началу отмены крепостного права положили реформы, которые стали проводиться в Пруссии после ее разгрома в войне с Наполеоном в 1806 году. Эта прусская реформа  была более, чем постепенной – она растянулась почти на 40 лет. Окончательно выкупить у помещиков личную свободу (а не землю!) немецкие крестьяне смогли только к 40-м годам XIX века. В Венгрии (входившей в ту пору в состав Австрийской империи) крепостное право было отменено только в результате революционных событий 1848 года – и земли при освобождении венгерские крестьяне опять-таки не получили. Что же касается всемирного светоча демократии – США, то там рабство негров было отменено вообще на два года позже, чем в России – в 1863, на третьем году гражданской войны, самой кровопролитной в американской истории. Излишне говорить, что наделять землей освобожденных рабов никто в США даже и не думал – а попытки негров захватить землю безжалостно подавлялись армией освободителей-северян…

 «Грабительская реформа» против проектов декабристов
 
    На фоне того, что из-за вопроса об отмене рабстве в США вообще разразилась гражданская война, реформа 1861 года уже выглядит образцом государственной мудрости. Обойтись в таком серьезном деле без большой крови – это уже не так-то просто. Но интересна реформа 1861 года не только своей бескровностью… Мало кто давал себе труд сравнить условия освобождения крестьян в 1861 году с теми, на которых собирались упразднить крепостную неволю декабристы в 1825. Между тем результаты сопоставления  декабристских проектов с тем, что сделал царь Александр II  просто потрясают. Оказывается, что по «Конституции» Никиты Муравьева крестьяне должны были быть освобождены вообще без пахотной земли – с одними только огородами:

Ст.13. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земле Русской, становится свободным.

Ст.24. Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащими.

Можно, конечно, сказать, что «Конституция» Никиты Муравьева была одним из самых умеренных декабристских проектов и что декабристы были как-никак дворянами и совсем уж последнюю рубашку за ради мужиков снимать отнюдь не собирались. Всё так… Но все же в 1861 году крестьяне землю получили – в среднем по 3,4 десятины на душу, то есть по 7-8 на хозяйство. Получается, что Александр II  оказался «добрее» декабристов и осуществил в 1861 году проект хоть и умеренный, но все-таки далеко не такой безусловно про-помещичий, как принято думать.

Самодержавие так строило отношения по помещикам и крестьянам, чтобы ни те, ни другие не могли обойтись без правительственного аппарата – и именно поэтому не хотело идти по наиболее «простому» пути - освободить без земли.

Царь-батюшка был куда более осмотрителен - он понимал, что в иных делах простота – хуже воровства. …

«Грабительская реформа» в сравнении с буржуазной революцией

Но может быть аграрное законодательство буржуазных революций может служить укором «грабительской реформе» 1861? Что ж, обратимся к опыту уже упоминавшейся буржуазной революции 1848 года в Венгрии. Вот что можно прочесть о ее результатах в академической «История Венгрии»:

«Важнейшим актом венгерской революции 1848г. было уничтожение крепостничества. Отмена барщины и внутренних денежных платежей подорвали феодально-крепостнический строй в Венгрии. 600 тыс. семей барщинных крестьян, составлявших приблизительно около 40% всех крепостных, получили в собственность примерно треть обрабатываемых земель; собственниками полных наделов стало ничтожное меньшинство, подавляющее же большинство стало владельцами половины, четверти или даже одной восьмой части надела.»

После поражения революции крепостничество восстановлено не было, но крестьян заставили выкупать уже полученную ими землю – и процесс этот растянулся до 90-х годов XIX века. При этом стоит отметить, что земли венгерские крестьяне получили очень мало: к началу Первой мировой войны 5% населения Венгрии владели 84% пахотной земли.

Для сравнения – в России крестьяне при освобождении в разных губерниях потеряли из ранее принадлежавшей им угодий в виде т.н. «отрезков» от 10 до 30% пахотной земли и сохранили за собой все-таки не 16%, а около 50%...  .

Немного истории

При этом стоит отметить, что  об отмене крепостного права Александр II задумался далеко не первым.  Проекты на сей счет появились еще в самом начале XIX века, когда Александр Первый издал закон о «вольных хлебопашцах», разрешавший крепостным выкупаться на волю.  Подумывал от отмене крепостничества и разгромивший декабристов Николай Первый – в его правление работал целый ряд секретных комитетов на эту тему, но … все задумки оончились ничем. Единственным итогом всех бюрократических бдений стало то, что в 1842 г. Николай I издал указ, по которому помещик, сохраняя право собственности на землю, мог наделять ею крестьян, освободив их от крепостной зависимости, а те должны были нести за это в пользу помещика условленные заключенным между ними соглашением повинности. Однако эти попытки реформировать крепостное право в масштабах страны не дали практически никаких ощутимых  результатов, ибо они не носили обязательного характера: все решал помещик, который мог отпустить, а мог и не отпустить. В конце концов Николай Первый будто бы сказал однажды графу Киселеву, что освобождение крестьян - дело настолько трудное и опасное, что он предпочитает оставить его потомкам.

Административный детектив

Тем удивительнее выглядит то, что освобождены крестьяне были  - и все-таки с землей. Как же Александру Второму удалось так повернуть работу государственной машины, чтобы «ущемить» интересы помещиков? Это вопрос интересный – почти детективный.

Началось все с того, что только что взошедший на престол Александр II назначил министром внутренних дел С. С. Ланского, При этом царь, как сообщил в циркуляре в августе 1855 года сам Ланской, поручил ему «...нерушимо охранять права, венценосными его предками дарованные дворянам». Это вызвало восторг крепостников. Но уже через полгода, 19 марта 1856 года, тот же Александр II произнес свою знаменитую речь со словами: «Существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу».

Так царь открыто заговорил о крепостном праве. Но он хотел, чтобы отмена шла не от него, а от самих дворян Он писал своей тетке - великой княгине Елене Павловне, в конце 1В56 года: «Я выжидаю, чтобы благомыслящие владельцы населенных имений сами высказали, в какой степени полагают они возможным улучшить участь своих крестьян».Вернувшись в Петербург, царь поручил министру внутренних дел С. С. Ланскому и его заместитею А. И. Левшину подготовить записку для царя об истории крепостного права в России со времен Петра I.

Левшину же поручалось и исследовать настроения губернских предводителей дворянства, когда летом 1856 года они приехали в Москву на коронацию, и по мере возможности заставить их действовать. Но губернские дворянские лидеры только разводили руками. Впоследствии Левшин писал: «Большая часть представителей землевладельцев вовсе никогда не обсуждала крепостного состояния с точки зрения освобождения и потому при первом намеке о том являла удивление, а иногда непритворный испуг. Очевидно, что такие беседы, хотя многократно повторяемые, не продвинули меня далеко вперед».

Царю оставалось или отказаться от  идеи реформы, или поручить подготовку своему аппарату. Он избрал второе. Был, как водится, создан очередной Секретный комитет, 3 января 1857 года состоялось его первое заседание, на котором его члены заняли истинно «либеральную» позицию: мол крепостное право — зло, но устранить его можно только постепенно, без резких поворотов, а действовать сейчас и сразу — явно преждевременно и опасно. Пока что надо изучать материалы, собранные в министерстве внутренних дел. Для этого из состава Секретного комитета была выделена комиссия: князь Гагарин, барон Корф и генерал Ростовцев. Они не договорились друг с другом и подготовили три разные записки. Позиции объединить не удалось. Все начало 1857 года Секретный комитет практически саботировал дело.

Между тем министерство внутренних дел продолжало работать, и Левшин составил свою записку с идеей освободить крестьян без земли. Большинство комитета этой записке не дало хода.

Оказавшись перед лицом сопротивления и дворян, и своего комитета, царь вынужден был вмешаться. Он ввел в сентябре 1857 года в комитет своего брата, Константина Николаевича, противника крепостного права, и поручил ему вести заседания. Прошли бурные заседания 16, 17 и 18 августа 1857 года. Под нажимом Константина Секретный комитет принял решение начать подготовку мер «по улучшению быта помещичьих крестьян»; даже слово «освобождение» по-прежнему не употреблялось.

Секретный комитет зашевелился. Впрочем, шевеление это было очень и очень ленивым – в августе 1857 года Секретный комитет решил для начала «собрать данные» и разработать проект, причем отвел  на этот «нулевой цикл» реформы … 20 лет! Царю, столкнувшись с таким тихим, но явным саботажем,  пришлось пойти другим путем – и представить отмену крепостного права инициативой самих помещиков. Для этого был придуман хитрый ход…

 

Инициатива снизу, организованная сверху

 

 В 1857 году литовские дворяне написали царю прошение об отмене довольно куцых «инвентариев», ограничивавших крепостное право в Виленской и Гродненской губерниях, В Литву был тут же послан верный верный адъютант царя Назимов, который популярно объяснил помещикам, что ни о какой отмене «инвернтариев» и речи быть не может, а помещикам лучше согласиться с отменой крепостной зависимости вообще. Литовские помещики слегка обалдели… и согласились с напором столичного гостя. Оборотистый Назимов тут же предоставил царю записку, в которой изобразил пожелания литовских помещиков как искреннюю просьбу об отмене крепостного права вообще.

Назимов передал столь «нужное» письмо вместе с запиской царю, а тот переслал его в Секретный комитет, Но Комитет собирался только по субботам - и потратил три недели, обсуждая письмо литовских дворян, и конца обсуждению не предвиделось.  Большинство комитета было против, но нашлось и меньшинство (вместе с братом царя Константином), которое наконец-то высказалось «за».

Царь Александр II этой зацепкой воспользовался, проявил свою самодержавную волю и   поддержал мнение меньшинства. За какие-нибудь три дня вслед за этим Левшин подготовил рескрипт Назимову Царь воспользовался им же организованной «инициативой снизу» и объявил: «Одобрить благие намерения литовских дворян» и открыть в каждой из трех губерний — Ковенской, Виленской и Гродненской — официальные комитеты для выработки предложений об устройстве быта крестьян.

Хорошо зная цену этой «инициативе снизу», царь решил лишний раз не искушать судьбу. Комитеты получили из Петербурга ЦУ, объясняющие, чем они должны заниматься и как. К рескрипту Назимову министр Ланской добавил циркуляр, в котором впервые вместо «улучшение быта» было сказано «освобождение». Указания из центра были следующими: земля остается помещикам, крестьянам — их дома (за выкуп). Земли помещика крестьяне могут получить за оброк или барщину.

17 декабря 1857 года  рескрипт был опубликован в газетах – и дело пошло уже гораздо быстрее, людей, готовых поддержать начинание оказалось достаточно – и даже более того. Под их влиянием проекты освобождения стали постепенно «леветь» - изменяться в сторону предоставления крестьянам не только личной свободы, но и большего земельного надела.

Некоторые итоги

    В общем,  19 февраля 1861 года мужики получили не только личную свободу, но и землю. Не так много, как хотелось бы, но … могло ли быть иначе?

Можно, конечно, предположить, что Александр II не сумел бы сломить сопротивление крепостников «втихую» и решил бы для обсуждения вопроса о крепостном праве  созвать Земский Собор.  Может быть, что он даже так и поступил бы… если бы не урок истории.

Когда-то, в 1789 году французский король Людовик XVI понял, что добром дворян платить налоги не упросишь и решил созвать давно забытый сословный парламент - Генеральные Штаты. Через три года королю отрубили голову… А потом последовали сперва революционные, а затем и наполеоновские войны, обескровившие Францию на 100 лет вперед.

Так что при «альтернативном варианте» российской истории мужики может быть и получили бы землицы поболее… но только сколько бы их "при таком раскладе" осталось [в живых]?"


Рецензии