Христианство и мистерии 7

VII
Аналогии мифа о Минотавре (1)

Для дальнейших размышлений нам кажется важным подробнее рассмотреть упомянутый миф о Минотавре (Драконе), а также легенды, сказки и обряды, появившиеся на его основе. Некоторые интересные детали рассматриваемого сюжета помогут определить отправные точки для наших дальнейших выводов.
 
К подобному распространенному мифологическому сюжету борьбы героя с чудовищем за прекрасную принцессу многие исследователи присоединяют легенды об ужасном Драконе, о многоголовом Змее, в русских сказках Змее Горыныче, непобедимом Кощее Бессмертном и даже Святом Георгие.

В многочисленных вариациях мифа заменяющие Минотавра Дракон, Змей Горыныч и Кощей Бессмертный (иногда это иное чудовище, даже Баба Яга) также являются  похитителями красавиц, обычно принцесс. В сущности, похищение принцессы является единственной причиной, заставляющей героя отправиться в путь и побеждать злодея. Как правило, подобные истории заканчивается свадьбой молодых.

Часто в мифах победа над Драконом заменяется соитием с принцессой, или намекает на него. Так в некоторых сказках похищенная Царь - девица изображается спящей. Вероятно, такое положение изображает доступность красавицы для посягательств героя.

При разном количестве голов, хвостов и лап разбираемых чудовищ, могут прийти сомнения в идентичности Минотавра, Дракона, Змея или Кощея Бессмертного.

Однако относительно основной направленности сюжета легенды такие незначительные отличия значения не имеют.

Достаточное указание на единообразие злодеев является схожесть сюжетов про Минотавра, Дракона, Змея Горыныча и Кощея Бессмертного.

Относительно Минотавра подробнее разберем образ Дракона. Обобщение изученной информации по древним мифам показывает драконов как могущественных богов, дающих жизнь земным детям. Драконы являлись мудрецами и учителями, хранителями мира, его тайн и сокровищ.

Мифы о сотворении не обходятся без Дракона. В древних священных текстах многих народов Дракон отождествляется с изначальным Хаосом, вступившим в борьбу с самим Творцом. Здесь необходимо отметить, что подобная картина напоминает позднейшее христианское представление о Сатане, сражающемся с Христом.

В Китае в образе дракона изображался сам император. Лицо китайского властелина именовалось Лицом Дракона, трон носил название Трон Дракона.

Символом властителя Дракон являлся у кельтов. Кельтские жрецы называли себя Сынами Дракона, или Сынами Змея. Это также говорит об идентичности разбираемых чудовищ.

Вообще история употребления слов «Дракон» и «Змея» говорит об идентичности данных существ. В конечном итоге, с развитием христианства, определение змей и дракон стало применяться к дьяволу. В итоге эти понятия стали синонимами, а сказочные сюжеты наполнились новыми персонажами, в сущности представляя старую историю.

Обобщенно можно сказать, что образ Дракона представляет собой властелина, родителя всего живого. Дракон является неким началом жизни, повелителем мира мертвых, обычно противоборствующее Добру. Схожие выводы можно обнаружить по отношению к Змею Горынычу и Кощею Бессмертному.

Миф о победе над Драконом является основным сюжетом в пьесе Е. Шварца «Дракон». В образе Ланселота, героя средневековых легенд о короле Артуре, явно выступают древние образы Тесея, Геракла, Персея и святого Георгия. Ланселот выступает как богатырь, заступник невинности и проповедник христианской веры.

                Продолжение следует ...


Рецензии