Лабиринты Кенигсберга. Глава 3-2

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


В. Шпинев "Лабиринты Кенигсберга".

Глава 3-2. Первые поиски на территории завода КГА. Старые планы и карты территории. Продолжение.

Примерно через неделю у обоих появилось немного свободного времени – вернее, оно появилось у Георгия, а Костя просто подстроился под него, как «свободный, имеющий много времени холостяк». Но это детали.
Решили пройтись по городу, обращая внимание на канализационные люки и следуя «чутью» Георгия.
-Ты только следуй за мной и внимай, - профессорским тоном начал учить Георгий. – Начнем с КГТУ, бывшего КТИ. Он нам немного не в тему, но все-таки. Обрати внимание… Имеется сеть зданий, связанных между собой подземными ходами и переходами. КГТУ – бывший Земельный суд, имеет подземные помещения, где раньше находилась тюрьма. Это три – четыре уровня под зданием. Эта тюрьма связана подземными переходами с бывшим Полицай-президиумом, ныне КГБ, и далее – зданием милиции. Один знакомый майор работал бригадиром по обслуживанию зданий и помещений КГБ, так он рассказывал, что сам лично ходил под землей по переходам из здания КГБ в здание милиции. Имеется несколько уровней, но его туда не пустили, сославшись на секретность. Потом, один знакомый рассказывал, что он сидел в тюрьме под КГТУ. Я только не понял, там до сих пор тюрьма, или он сидел давно… Разговор происходил по-пьянке, он все внушал мне мысль, что, мол, о чем со мной говорить – он в этой тюрьме сидел, а я – нет…
У КГТУ имеется два больших люка. Один – размером с дверь, с квадратной решеткой посредине… Второй – с отверстиями для выхода газа. Я как-то светил фонариком вниз – дна не видно… Остановился, якобы завязать шнурок…
У КГБ имеется несколько люков, один из них – для кабеля… Мы однажды чинили кабель, открыли люк, тут же прибежал майор КГБ, благо, что он оказался знакомым нашего начальника связи, а то бы - хлопот не оберешься… Но и то, пришлось выслушивать банальные вещи о том, что без разрешения люки возле КГБ вскрывать не рекомендуется, что это опасно для здоровья, Минздрав рекомендует… ну и в таком духе. Нам повезло, что этот майор был пьян, сумели договориться за бутылку спирта…
На другой стороне Советского проспекта, недалеко от остановок, имеется люк, из которого зимой постоянно идет теплый пар с нехорошим запахом. Это тоже вход в подземную часть Кенигсберга. Ну и подземный отвод грунтовых вод, постепенно подключенный к канализации, судя по запаху, проходящий под Советским проспектом и выходящий у милиции, возле автобусной остановки. Я каждый день вдыхаю это амбре… Бедные милиционеры… Чем они дышат…
Если внимательно смотреть под ноги, прогуливаясь по городу, даже несмотря на то, что чертеж улиц центральной части после войны изменился, можно найти немало свидетельств того, что подземная часть существует. Часть люков разбита, часть каналов для отвода подземных газов забита землей, многие просто исчезли под новыми застройками, но все-таки… Шанс что-то найти у нас есть… Только плохо то, что под землей скопились газы, система канализации и подземных ходов нарушена, не проветривается, исследования придется проводить в противогазах или дыхательных аппаратах.
- Обрати также свое вынимание, - сказал Костя. - Это я шучу, насчет твоего вынимания… Так вот, обрати свое внимание на то, что под Гвардейским проспектом, в сторону Астрономического бастиона, имеется несколько уровней подземных ходов… Часть из них затоплена. Это видно по забору воды у нашего завода для машин-водовозок, поливающих улицы. Очень часто вместе с водой закачивается рыба… Значит, система подземелий связана с Преголей. Опять же, на территории завода начали строить здравпункт, сваи явно упираются на глубине 20-25 метров в какие-то образования или ходы… Вдавливание свай идет плавно, а потом – внезапное препятствие… Правда, на ограниченной территории, от нашего здания, к старым немецким постройкам, или под нашим зданием, от казармы Троммельплац. Судя по старому плану Кенигсберга на этот район, здесь раньше было старое польское кладбище, но оно располагалось правее, если смотреть от «Янтарьэнерго»… Левее располагались какие-то строения военного назначения. У этих строений, судя по планам немецких построек, должны были быть 2-3 уровня подвалов, а под ними их, как будто бы, нет. Подвалы замурованы со всем спрятанным там содержимым. Заходишь в такое старое здание – бетонный пол, входов в подвалы нет, ну и ладно… Цех, как цех. Да и кто даст ковырять пол, искать подвалы… Гудит как улей родной завод… Нужно давать план, выпускать продукцию… Сразу после войны надо было искать, а тогда было не до этого… Какую-то часть спрятанного нашли, остальное кануло в лету. Будут находки при сносе и разборке зданий под строительство чего-то нового, но когда это еще будет… Наша задача – проникнуть в оставшиеся ходы через люки в штамповке или сварке. Сделаем это в выходные… Нужно только, чтобы кто-нибудь закрыл нас в цеху, а дальше – дело техники. Ну и с собой нужно взять разное снаряжение, пожрать, воды и фонарики… Продумаем все это и начнем. Когда-то же надо начинать. Если не получится проникнуть в подземелья с территории завода, есть два люка для отвода газов опять таки возле нашего завода. Расчистим их и посмотрим, осветив, на какую глубину они уходят. Ну и на крайний случай – два люка возле КГТУ. Но туда проникнуть будет сложнее, нужно прикрытие и помощники, которые нас там закроют, а потом, в нужный момент, при необходимости, откроют. Но это детали, которые можно продумать…

С поисками решили пока повременить.
-Пока у нас не будет примерного плана подземных коммуникаций, нечего соваться под землю – поучал Георгия Костя.
-Да это понятно, честно говоря, меня вообще туда не тянет. И учти – без противогазов и мощных фонарей там вообще делать нечего. Да и лекарство от страха нам бы не помешало. Помнишь, как в фильме.
-Да, ты прав, курила…  Один бы я, да и ты тоже, не пошел бы под землю. Мы не такие герои, как у Косарева – один, под землей, в акваланге…  Кстати, раз ты затронул эту тему… Советую тебе внимательно изучить его книгу – «Сокровища Кенигсберга». Ведь она написана не на голых фактах. Оказывается, Александр Косарев – бывший сотрудник ФСБ… Есть у них материалы по подземному Кенигсбергу! Есть! И не зря основные повести о поисках появляются из рук бывших работников спецслужб – взять хотя бы того же Пржездомского. Очевидно, он имел допуск в Москве к секретным архивам нашего бывшего старого города…  Да и Косарев их имел, документы эти. Иначе он не описал бы так точно и скрупулезно поиски под землей…  Кстати, возможно он описывал одну из поисковых работ спецслужб под нашим городом, почем нам знать? Ведь они знают примерно все тайники, у них все свидетельства, протоколы допросов свидетелей, старые планы и карты, наконец.
Хорошо им… У нас-то этого нет… Так – голый энтузиазм и предположения. Опять же – ты не допускаешь мысль, что спецслужбы могли специально изменить местоположение тайников в книгах, чтобы мы искали не там?
-Да, я об этом читал у Бирюкова. Когда выпускалась книга, он и его товарищи специально запустили в «пруд поисков» несколько «уток», и если они всплывали в других книгах, то они похохатывали за вечерним чаем и опровергали очередные «находки», утверждая, что там ничего нет.
-Хорошо им… На компьютерах у них вся информация… Интернет опять же… А у нас – ни того, ни другого, ни третьего…
-Ни пятого, ни десятого… Мы так скоро с тобой от тоски выть начнем, вместо поисков. А ну-ка, не унывать! Мы все найдем… Ты сам говорил, почему они найти не могут – прятали профессионалы, а ищут – любители…  Но мы то с тобой «профи»! Кто думает иначе?
-Да, тут ты прав… Кто бы сомневался.

Георгий пообещал в ближайшее время проанализировать все имеющиеся карты и планы старого Кенигсберга и Калининграда и «выдать» обобщенную информацию.
Проанализировав и обобщив имеющиеся материалы, Георгий пришел к ошеломляющему выводу – поиски всерьез не проводились, наблюдались лишь метания от одной версии к другой. Никто толком не анализировал материалов, которых имелось в избытке, все проходило по социалистически – «давай-давай, шуруй-шуруй». А ведь имеющегося было вполне достаточно для поисков. Только сесть и подумать…  Или авторы книг специально так все описали, чтобы даже у внимательного читателя складывалось впечатление, что все напрасно, что основные сокровища вывезены немцами… Правда, в некоторых книгах Георгий нашел явное указание на то, что после войны многое было найдено, если не все, просто операция по изъятию ценностей была засекречена, об этом нигде не говорилось и не писалось, чтобы у народа сложилось впечатление, что все вывезено и искать – напрасная трата времени. А места находок специально засекретили, бросив в массы несколько версий о находках в совершенно других районах, никак не связанных с поисками.
Все найденное рассовали по запасникам музеев, толком даже не изучив. Старые карты и планы Кенигсберга, которые Авенир Овсянов пытался получить в Москве, ему не выдали, ссылаясь на не снятый гриф секретности. То есть получалось, что найденное пылится где-то в подвалах, а нужные для поисков чертежи и записи – недоступны.

Продолжение: http://proza.ru/2012/09/23/1971


Рецензии