Семнадцать мгновений июня. День пятнадцатый

Семнадцать мгновений июня. День пятнадцатый.
Путевые заметки Фотинии.
День пятнадцатый, 27 июня.

Ночь провели в автобусе. В полночь наблюдали, восхитивший всех, закат солнца: ярко-оранжевые всполохи в небе, вырывающиеся из низких темных облаков, и далее – чистое-чистое, приглушенных тонов, небо!

В Псков приехали в 3-30. Досыпали в автобусе. В 7-00 уже были на литургии в монастыре.

Нельзя не удивиться крутым спускам и подъемам естественного скального ландшафта, искусному оформлению парковой зоны монастыря, его старинным, окрашенным в разные цвета храмам, множеству величественных куполов! Спускались мы к храмам монастыря по брусчатке, так называемой кровавой дороге.

Когда-то старец Корнилий вышел встречать царя  Иоанна Грозного с хлебом-солью, но был убит саблей.  Царь одумался, понял, что сделал непоправимое. Поднял тело старца и понес его по этой самой дороге вниз. Кровь старца орошала эту святую дорогу к храму. Путь этот так и называется  «Кровавая дорога».   
Стал припускать дождик.

Литургия проходила в храме Сретенья Господня. Нашему иеромонаху Савватию настоятель монастыря сделал неожиданный подарок, которому он был очень рад – коллекцию духовных книг в твердом переплете в оригинальной деревянном футляре. Нас в конце литургии также не оставили без внимания – всех благословил архимандрит Никон. 
Дождь разразился не на шутку, льёт как из ведра, а паломников собралось очень много, братия не успевают проводить экскурсии, поэтому то, что идет дождь – нам на руку, братия не в поле, а в монастыре.

Странно было услышать на севере России речь на украинском языке. Как оказалось, это были паломники из Ровно. Тепло поприветствовав друг друга, разошлись по своим маршрутам.

Сначала мы пошли на молебен в верхний храм, расположенный над знаменитыми пещерами. А уже после завтрака в братской трапезной здешний инок повел нас на экскурсию в нерукотворные, Богом данные пещеры. В пещерах много захоронено монахов. Многие из них – старцы.
Приложились мы и к мощам основательницы монастыря – Вассы. Когда враги пытались открыть гроб мечом, из него вырвался огонь, очень похожий на Иерусалимский нисходящий огонь. До сих пор видны следы этого огня. Ученые проводили анализ этих следов, они также подтверждают их нетипичность.

Свя;то-Успе;нский Пско;во-Пече;рский мужско;й монасты;рь — один из самых крупных и богатых в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря.

Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался (в межвоенный период и до 1944 находился на территории Эстонии, благодаря чему сохранился).

В 1967—2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

История

Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Здесь, на северо-западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена Православной веры, посеянные на Руси еще в Х веке святой равноапостольной княгиней Ольгой, которая, по преданию, родилась в веси Выбутской близ Пскова.

Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца “гласы поющих неизреченно и прекрасно” и ощутили благоухание “яко от множества фимиама”.

Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: “Богом зданныя пещеры”.

Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка.

Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона - непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г.Тарту). Прозван он был Шестником, т.е. пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. В Ливонию он пришел как миссионер.

В то время православный люд подвергался там жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, о. Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове.

Здесь он впервые услышал о “Богом зданной пещере”. Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженницей обители.

По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково-Печерских преподобных. Память его и преподобного Марка совершается 29 марта/11 апреля, а преподобной Вассы - 19 марта/ 1 апреля .

Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев.

Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.

Только через полвека, при игумене Дорофее, вновь поднялась и расцвела обитель: в 20-е годы ХVI века была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения. Строительством руководил государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, Мисюрь Мунехин, который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.

В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери “в житии” (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских “торговых людей” Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители).

В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.

К концу 20-х годов ХVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня свято хранит обитель древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав.

Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.

Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев; некогда “убогое место” пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри псковской епархии, даже более древние: Мирожский (1156 г.), Снетогорский (ХIII в.), Велико-Пустынский (1404 г.), Спасо-Елеазаровский (1447 г.) - уступали первенство Псково-Печерской обители, а игумены других монастырей теперь производились в его настоятели в знак повышения. Печерские же настоятели поставлялись в епископы.


Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине ХVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси.


В ХХ веке монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древнии традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Молитвами Пречистой Богородицы Псково-Печерская обитель промыслом Божиим была по договору 1922 г. отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 г., чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения. 

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашистские войска быстро продвигались по Прибалтике. В спешном порядке все советские организации города Печоры были эвакуированы в тыл. В город вошли немцы.

Монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: Таллиннскому Митрополиту Александру (Паулусу) и Экзарху Прибалтики Митрополиту Сергию (Воскресенскому).
В монастыре в течение 1941 года произошли перемены: Архимандрит Парфений ушел на покой по старости, хотя всё ещё продолжал нести послушание эконома. Это был прекрасный хозяйственник и человек большой души. Любимым выражением отца Парфения было: «Слава Богу за всё!». До ухода отца Парфения Игумен Павел только помогал ему, но затем все неприятности, связанные с оккупацией, тяжелейшим бременем легли на плечи одного отца Павла, бывшего уже также в преклонных летах.

Настоятель Игумен Павел (в миру Петр Михайлович Горшков) родился в Петербурге в 1867 году в семье купца II гильдии. Окончил 4 класса начальной школы. В 1884 году поступил послушником в Сергиеву пустынь под Петербургом. В 1888 году принял пострижение в мантию, после этого подвигом добрым подвизался тридцать лет в этой же пустыне. В 1919 году служил полковым священником в северо-западной армии, которой командовал генерал Родзянко, и духовно окормлял раненых в Нарвском госпитале. Далее промыслом Божиим он направлен на послушание в Эстонию - священником в Юрьев, затем духовником в Пюхтицкий женский монастырь, потом опять на приходы - в Тапе и Муствее, а с 1937 года занимал должность благочинного и помощника Настоятеля в Псково-Печерском монастыре.
По натуре отец Павел был очень деятельным и сострадательным к людям. В первый же год Великой Отечественной войны он стал Настоятелем.

Эти годы (1941-1945) были такими же трудными для обители, как и период гражданской войны. Вступая в этот период, братия особую надежду возлагали на Небесную Игумению - Пресвятую Богородицу. Жизнь состояла из ежедневной молитвы и труда по сохранению монастыря.



 

 

После монастыря мы поехали в старинный (12 века) Мирожский Спасо-Преображенский монастырь г. Пскова.

История Мирожского монастыря

Одна из древнейших в России обителей, Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, находится на левом берегу реки Великой, при впадении в нее небольшой речки Мирожки. Название речки произошло от слова «мрежи», «сети», т.к. издавна около монастыря были рыбные ловли. Археологические находки медных вещей показывают, что уже в бронзовом веке на этом месте находилось поселение одного из славянских племен кривичей , образовавших впоследствии громадную Российскую империю. Существует предание, что первое заселение Пскова было именно здесь и здесь же останавливалась когда-то равноапостольная княгиня Ольга.
 Расположение этого места таково, что отделенный от крепостных стен Пскова рекою Великой, монастырь был со всех сторон открыт для частых в древние времена вражеских набегов. Находясь за пределами крепостных стен Пскова, он первым принимал на себя удары неприятеля.
 Фундаментом для монастыря служит известковая скала, едва прикрытая тонким слоем земли. Таким образом алтарная часть Стефановскго храма представляет собой как бы нос корабля, устремленного в безконечность. Постройка монастыря была благословлена святителем Нифонтом , епископом псковским и новгородским, ревностным и неутомимым распространителем православия. В середине 12 века был заложен каменный собор в честь Преображения Господня, давший начало Мирожскому монастырю. Испытывая глубокую скорбь оттого, что вера Христова зачастую уживается в человеке с языческими верованиями, святитель Нифонт приглашает лучших византийских мастеров для росписи стен Преображенского собора. При практически полном отсутствии грамотности среди населения раннего и позднего средневековья ,изобразительный ряд сюжетов из Ветхого и Нового Завета ,полностью покрывающий стены и своды Преображенского собора, становится живописным Евангелием для многих поколений . И это благословение святителя Нифонта на просветительскую миссию,данное Мирожскому монастырю при его основании, действенно до сих пор.
 Стиль фресок, по определению специалистов, является иератическим ( священным), в котором религиозная идея преобладает над свободным творчеством художника. Все фрески представляют собой копии с лучших греческих образцов Первым игуменом монастыря стал преподобный Авраамий, который и почил в день празднования главной монастырской иконы Божией Матери «Мирожская», 7 октября по новому стилю.
 Более, чем в течение шести веков, Псков и вместе с ним, а вернее даже -в первую очередь – Мирожский монастырь, подвергались нападениям западных врагов. Ни одно из бедствий, пронесшихся над Псковом, не проходило мимо Мирожской обители. При каждом нападении она подвергалась разграблению или была истребляема пожаром, а нередко служила даже лагерем для неприятелей. В 1299 году немецкие рыцари разорили городские посады и убили мирожского игумена Василия , многих монахов и защитников монастыря. Василий Мирожский вместе с Иоасафом Cнетогорским, также стяжавшим мученический венец от рук меченосцев в то же время, является местночтимым святым. День памяти святых Василия и Авраамия Мирожских поминается 17 марта по н.с.. В 1323 году монастырь вновь подвергся нападению немцев. А во время осады города польскими войсками короля Стефана Батория в 1581 году он служил местом размещения вражеской артиллерии. Мирожский монастырь визуально находится напротив того участка крепостной стены на противоположном берегу Великой, где поляки предприняли решительный штурм города. Это место , где поляки пробили брешь в стене, впоследствии было названно "у Пролома". Сюда были брошены все силы врага,и только чудесное заступление Богородицы позволило выстоять гарнизону города. Основатель монастыря св. Нифонт был в числе святых, сопровождавших Царицу Небесную, когда та накануне решительного штурма явилась во сне кузнецу Дорофею.
 При всем открытом положении для неприятелей монастырь никогда не был укреплен. И после всех бедствий, перенесенных им в течение нескольких веков, главная соборная церковь Преображения сохранила не только свои стены, но даже древние, практически современные основанию храма фресковые изображения, которые и теперь поражают своей яркостью и живостью красок.
 Итак, в силу неспокойных исторических условий обитель не могла в полной мере служить прибежищем для искавших уединенной и созерцательной жизни иноков. Возможно, Господь определил монастырю быть источником евангельской проповеди и духовным форпостом для охранения православных пределов. Мирожский монастырь явился подлинным центром духовного и культурного просвещения псковской земли, где в те далекие времена еще сильны были языческие верования. С начала основания в обители существовала иконописная школа, в которой сформировались традиции псковской иконы. Среди получивших образование в Мирожском монастыре был св. Корнилий - впоследствии игумен Псково-Печорского монастыря, прославленный в лике преподобномученников - духовный писатель, просветитель эстов, неутомимый благоустроитель ввереной ему обители. В прежние времена Мирожская обитель была достаточно многолюдною, она считалась второю из числа четырех больших Псковских монастырей (первым был Снетогорский, третьим Елиазаровский и четвертым Великопустынский). Спасо-Мирожский монастырь с XVI века был одним из богатейших среди других обителей Пскова. Он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами. В конце XVIII в. территория монастыря сократилась до существующей ныне ограды. В XX веке монастырь был закрыт. Знаменитый собор Спаса Преображения открылся после вековой реставрации фресок в конце столетия и ныне хранится музейно.

 

История явления чудотворной Мирожской иконы Божией Матери
 
На протяжении многих веков Мирожская обитель хранила в своих стенах бесценную духовную жемчужину чудотворную икону Божией Матери. Ее называли Мирожская Оранта, поскольку при написании был использован древний византийский чин «Оранта», то есть моление. В последствии на иконе были добавлены изображения благоверного псковского князя Довмонта, в святом крещении Тимофея, и его супруги Марии, в монашеском постриге Марфы. Это дополнение стало знаком любви и благодарности псковичей этим праведникам за их служение Богу и людям. В ХYI веке Мирожская икона прославилась чудесным слезоточением, а затем исцелением горожан от смертельного поветрия. Согласно преданию, царь Иоанн IY увез икону с собой, а в монастыре был оставлен список с Мирожской Оранты.
 В рукописном сборнике, хранившемся в монастырской библиотеке, записано сказание, составленное в лето 7103 (1595), т.е. спустя 28 лет после совершившегося от иконы чуда. Приводим его изложение современным языком:
 «В славном и Богом хранимом граде Пскове есть монастырь между двух рек: большой рекой Великой и малой – Мирожей. В том монастыре соборная церковь во имя святого Преображения, свершившегося на горе Фавор, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, и другая церковь – святого первомученика Стефана. В боголепном храме Преображения Господня была икона Матери Божией, местный образ Пречистой Богородицы. На той иконе с молитвою написан слева благоверный князь Домант псковский, нареченный во святом крещении Тимофеем, а на другой стороне от образа Матери Господней – княгиня Мария, супруга того князя Доманта, внучка великого князя Александра Ярославича Невского. От того пречистого образа Матери Господней, заступницы роду христианскому, показались таинственные чудеса: с обоих глаз Пречистой потекли слезы, как струи. О чудо!..
 Игумен честной той обители Мирожской со всеми монахами того монастыря, где стояла многочудная икона, тотчас пошли в город возвещать священникам собора Святой Троицы, а также князю, посадникам и со всем народом, взяв честные кресты и святые иконы, со свечами и фимиамом, радуясь душою, пришли в обитель Спасова Преображения, взяли чудотворную икону Матери Господа, Владыки нашего Иисуса Христа, и сразу понесли ее в богоспасаемый град Псков, распевая духовные песни Богородице. Радуясь духом, люди прыгали перед образом Матери Господней, как в древности перед киотом завета Господня, и восторженно восклицали «Господи, помилуй!», видя, как свыше показано нам предивное знамение. И поставили ее в соборной церкви Святой Живоначальной Троицы возле алтаря у южных дверей. С того времени начались многие и разные исцеления, бывшие с людьми, приходящими с верою к образу Матери Господа».
 Чудо от иконы совершилось во время большого мора, бывшего в Пскове в 1567 году. С тех пор сочинена ей особенная служба, изложенная в Московской сентябрьской месячной минее, изданной в 1666 году. Празднование в честь этой иконы ежегодно совершается 24 сентября ст. ст.

Следующая остановка – в Кремле г. Пскова.

Псковский Кром
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Координаты: 57°49;17; с. ш. 28°19;46; в. д. (G) (O)
Показать географическую картуПсковский Кром

Вид на Псковский Кром. Довмонтов город. Троицкий собор.
Местоположение Псков
Год постройки конец XI в. — начало XII в.
Площадь кремля 3 га
Высота башен до 35 м
Толщина стен башен от 2,5 до 6 м
Высота стен до 6-8 м

Культурное наследие
 Российской Федерации
объект № 6010034000
 
 Псковский Кром — серебряная памятная монета Банка России, 2003 г.

Псковский Кром (Кремль) — историко-архитектурный центр Пскова, ядро Псковской крепости. Расположен на узком и высоком мысу при впадении реки Псковы в реку Великую. Занимает площадь 3 га.

История Крома

Начальное поселение в мысовой части городища датируется серединой первого тысячелетия. В X—XII веках здесь существовали земляные, а возможно, и каменные укрепления, и деревянный Троицкий собор. В период Псковской республики (XIV — начало XVI веков) Кремль с его собором, вечевой площадью и кромскими клетями был духовным, юридическим и административным центром псковской земли.

Территория Кремля обнесена каменными крепостными стенами с ходовыми площадками перекрытыми деревянной кровлей высотою 6-8 м и толщиною от 2,5 м до 6,0 м (передняя (южная) стена Крома «перси»). Протяжённость восточной стены Кремля — 435 м; западной — 345 м. Протяжённость южной стены («перси») 88 м.
7 октября 2010 состоялось седьмое заседание Общественного Совета по культуре при губернаторе Псковской области А. Турчаке, главным вопросом повестки дня стала музеефикация Псковского кремля. Помимо постоянных членов Совета в нём приняли участие директор Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры РФ Р. Колоев, генеральный директор Российского государственного театрального агентства Д. Смелянский, председатель Государственного комитета по туризму, инвестициям и пространственному развитию Псковской области Н. Трунова, настоятель Свято-Троицкого собора протоиерей Иоанн (Муханов), директор ФГУП "Спецпроектреставрация" А. Акименко, глава города И. Цецерский, и. п. главы администрации Пскова П. Слепченко.



 

 

Хоть и уставшими мы прибыли к Псковскому Кремлю, но куда усталость и делась, когда попали внутрь. В нем, в храме-музее собрано столько православных святынь, что обращать внимание на бренное было бы стыдно.

Мы пели, пели, пели… Величали, величали, величали… Удивлялись, просили святых помолиться о нас грешных перед Господом, о всех луганчанах …  Лобызали раки с мощами, иконы. Слушали экскурсовода. Голова кружилась от множества картин и величия росписи стен. Нам очень здесь понравилось, хотя, наверное, не всё удалось запомнить, не всё оценить в полной мере. Время поджимало,  служители Кремля подошли к нам с расспросами, откуда мы приехали. Нам было приятно услышать лестные слова о том, что нам говорили во многих местах, где мы пели, что мы привозим с собой благодать.  Понимая свое недостоинство, хотелось в это верить. С сожалением  прощания со святыней  мы вышли из Кремля.

К ночлегу мы должны были быть  в Крыпецком Иоанно-Богословском мужском монастыре, где нас ждали.
Никто из присутствующих в нем никогда не был. 

Выехав из Пскова, мы долго ехали по лесным окружным дорогам. Нам все казалось, что едем не туда, что мы заблудились. Почему-то не было ни одного указателя, говорящего, что впереди братская обитель, но мы любовались русским пейзажем и аистами.   Они и стояли вдоль дороги, и взлетали, и садились, и парили в небе. Вот аистов много, а маленьких, полузаброшенных деревушек – мало, а дорога все тянется, тянется, тянется… Красивые пейзажи, спасибо за них Господу, но где же монастырь?

Наконец мы его увидели. Вдалеке воссиял белый сказочный град! Золотые купола его храмов сказали нам, что мы были на правильном пути. От ворот до храма расстояние немалое! Пока шли, любовались новенькими деревянными домами с небольшими ухоженными подворьями, словно по деревне шли.
Это было справа от дорожки. А слева – тянулись аккуратные длинные гряды огорода, сады, хозпостройки, конюшня (красавец конь пристально, по-хозяйски разглядывал нас). Везде порядок и хозяйственный подход.

В храме шла вечерняя служба. На нее и пошли. Здесь же были и паломники из Ровно, с которыми мы познакомились в Псково-Печерском монастыре.
Мы были несказанно рады и благодарны братии, что нас приютили, накормили вкусным ужином (а какой вкусный хлеб они сами выпекают!), поселили в гостеприимный дом.
Отдохнув с полчаса, несмотря на дождь и холодный вечер (не более 12 градусов было), многие из группы уже по темноте, в полночь, пошли в купель на озеро. И получили огромное удовольствие!

 
Иоанно - Богословский Савво - Крыпецкий монастырь
 

 
Крыпецкий монастырь был основан во второй половине XV века. Изначально это был скит святого Саввы Крыпецкого. Житие святого, написанное иеромонахом Варлаамом в XVI веке, гласит:

"Савва родился и воспитывался не в Руси. Ничего неизвестно о его родителях, где и когда он приобщился к православной вере. Он приехал в Псков, вероятно, из Сербии или с горы Афон. Сначала он поселился в Снетогорском монастыре Рождества Богородицы, но вскоре покинул его потому, что он был близок к городу. Святой же искал тишины и уединения. Савва пришел в Елеазаровский монастырь и попросил игумена Ефросина взять его учеником. После нескольких лет послушания Савва взял у игумена благословение на пустынножительство и ушел в местечко Крыпцы, расположенное среди болот и лесов. Там построил себе хижину на берегу озера и начал жить в посте и постоянной молитве".

 Савва питался овощами и травами, возделывал землю. Он построил первый деревянный храм в честь святого апостола Иоанна Богослова с приделом в честь святого Саввы – архиепископа Сербии.

 Вскоре молва о пустыннике распространилась среди местного населения. И потянулись к нему люди: желающие стать учениками, желающие получить совет или исцеление больной душе…

 В 1487 году был официально основан мужской монастырь "на вече". Ему была дана крепостная грамота на землю с уставом монастырского строения. Первый храм монастыря был деревянным.

 

 

Не желая сам начальствовать, блаженный старец в обители поставил игуменом Кассиана и устроил общежительство, не дозволяя никому из братии считать что-либо своим. В келии самого Саввы ничего не было, кроме иконы Спасителя и Божией Матери, убогой мантии да ветхой рогожки, на которую он ложился для короткого отдыха.

 
 
 Чудеса преподобного Саввы Крыпецкого, случившиеся в наше время


Наказание Божие за кощунство



   Случилось это чудо во второй половине 90-х годов XIX века. Некая Анна Егоровна из деревни Подборовье, что рядом с Крыпецкой обителью, рассказывала историю, которую ей поведал ее дядя Петр Янорьев. Он, тогда еще мальчик, ходил из своей деревни Ильинщины в монастырь работать на скотном дворе. В то время в монастыре плотники из деревни Романово перестилали полы в приделе преподобного Саввы.

 

   Настоятель монастыря - игумен Александр - предупредил плотников, что в том месте, где они работают, под спудом покоятся мощи святого. Он просил их быть особенно осторожными, дабы не потревожить и не оскорбить ничем угодника Божьего. Но только ушел настоятель, как один из рабочих, не поверив его словам, бросил лом в могилу преподобного. Суд Божий тут же настиг его. Из земли, где почивал святой, вышло пламя и возгорелась одежда на плотнике. С громким криком бросился он к Святому озеру и только в его водах смог погасить полыхавшее одеяние. Но не смог избавиться от огня, палящего изнутри, поэтому продолжал кричать от невыносимого страдания. Братия монастыря, видя его мучения, стали молиться вместе с ним: просить святого Савву простить неразумному его дерзкое кощунство.

Несчастный получил облегчение только после 30 молебнов, запомнив на всю жизнь: «Бог поругаем не бывает».

                Исцеление от беснования


   В 1919 году, когда монастырь еще не подвергся окончательному разорению, произошло следующее чудо. Некие благодетели привели в обитель бесноватую рабу Божию Евдокию из деревни Поддубье. Бесноватая обладала невероятной силой, чем наводила ужас на окружающих людей и себе причиняла страшные муки. Ее приходилось вязать по рукам и ногам не только веревками, но и цепями.

 
 Читать полностью

  Чудеса преподобного Саввы Крыпецкого

ЧУДО ПЕРВОЕ о разбойниках преподобного отца нашего Саввы пустынника,
 основателя Крыпецкого монастыря

 

   Однажды ночью пришли разбойники к стенам обители преподобного Саввы, желая разграбить ее. Старший из них – Евсевий - пошел разведать обстановку, а дружки  остались ждать в стороне.

 

   На подходе к обители атаман увидел чудную картину: в обители святого находилось множество людей с фонарями. Разбойника охватил страх, и поспешил он к товарищам, чтоб все рассказать. Не дожидаясь утра, испуганные злодеи решили покинуть место.

 

   Убегая от стен обители, разбойники слышали погоню по своим следам множества людей. И был среди них старец благолепный, украшенный сединами. Он грозил злодеям посохом и, казалось, кричал: «Зачем монастырь мой хотите разграбить и братию мою убить? Уйдите сейчас прочь, а потом вернитесь и покайтесь о задуманном! Если не отойдете, то, по молитве моей к Царю Небесному Христу, погибнете смертью страшной». И устрашились разбойники силы Божией!

 

   Поутру они вернулись к обители и спросили у Авдия, жившего там: «Почему вооруженные люди ходили ночью с фонарями по обители?» Авдий же отвечал: «Не было у нас, братья, никого в монастыре…»
 Читать полностью

  Житие преподобного Саввы Крыпецкого (литературное переложение на современный русский язык)

 


Житие. Молитва. Тропарь. Кондак. Величание.


 

Сказание о житии, о чудотворениях и о приходе

в славный град Псков преподобного отца нашего

Саввы пустынножителя, основавшего

монастырь во имя Иоанна Богослова,

называемый Крыпецы



Господи, благослови, Отче.

После крестных страданий Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Воскресения Его из мертвых, в пятидесятый день после Пасхи в Сионской горнице на апостолов — учеников Христовых — сошел Святой Дух. И, исполнившись Духа Святого, стали они славить Бога на разных языках. И посланы были проповедовать бессеменное Рождество Христово от Пречистой Девы и учить о Царствии Божием и воздаянии будущих благ от Господа нашего Иисуса Христа, и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа. Богоотец пророк Давид говорил: По всей земле проходит глас их, и до пределов вселенной слова их (Пс. 18, 5). И многие народы приняли от апостолов крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Посеянные Христовыми учениками семена благочестия принесли Господу плоды: иной во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать (Мф. 13, 23). Когда апостолы разошлись по разным народам, тогда Андрей Первозванный, призванный Господом первым в Свои ученики, содеиственик Иоанну Богослову и друг Христов, вселенную обходит (проходит Малую Азию, Фракию, Македонию) и Понтийского (Черного) моря достигает. К северным странам путь держит и доходит.


Рецензии