Дым

Меня всегда занимал вопрос- почему люди, старательно культивирующие в себе разнообразие вредных привычек, напоказ отвергают другие привычки? Простой пример- с какого то момента времени стало очень "трендово" впадать в депрессии и всячески себя жалеть, а уж если выдалось полечиться у психоаналитика, то вообще "полный фэшн". Между тем другие привычки, например курение, старательно выдавливаются из жизни общества, как признанное издевательство над организмом. Почему бы тогда не запретить издевательства над материей куда более уязвимой- над собственной душой? 
Примерно с такими мыслями я спускаюсь по лестнице офиса мимо многочисленных красных кружков с зачеркнутой сигаретой, наглядно демонстрирующих, насколько руководство здания не одобряет "издевательства над организмом ". А я в свою очередь просто уверен что это самое руководство, которое точно знает, как нужно жить рядовому офисному планктону, крайне смутно представляет себе как наладить отношение с женой, которая собрала вещи, забрала детей и ушла к маме. И кто из нас более счастлив- он или я, который точно знает, чего хочет и за этим спускается во дворик, который образуют стоящие рядом офисные здания?
И вот я выхожу во двор, достаю из слегка помятой пачки первую за день сигарету, чиркаю зажигалкой. Сзади тихо подходит кто то и просит прикурить. Я оборачиваюсь на голос и протягиваю зажигалку парню чуть младше меня, смотрю как он чиркает ей и мы оба с удовольствием затягиваемся.
- хорошая погодка, а?,- реплика парня возвращает меня к реальности
- после обеда обещали дождь,- точно такая же необязательная реплика- просто чтобы что нибудь сказать. 
Вообще, надо сказать, что ритуал курения утратил свою мистическую силу. Ведь как было раньше? Собиралось племя у костра, выходил шаман из своего вигвама, доставал трубку и, закурив, рассказывал истории об ушедшем и будущем, о предках, войнах и великих подвигах. 
Я выдуваю первый клуб дыма и отчетливо вижу как он складывается в картинку- вот я маленький и мама ведет меня в детский сад, еще выдох- родители отдают меня в школу, третий выдох- я поступаю в университет. И так вся жизнь- выдох за выдохом, проплывает у меня перед глазами синими волнами дыма.
С тех пор как Колумб привез в Европу табак, шаманом мог стать каждый, каждый мог взять трубку и раскурить, вот только не каждую историю дым захочет показать. Для меня дым и истории неотделимы- одно плавно переходит в другое.
Так может поэтому и решили запретить курить? Потому что у нас не осталось историй, достойных воплощения в шаманском дыму? 
Я докуриваю и тушу сигарету в стоящей рядом пепельнице, киваю своему визави и возвращаюсь к себе в офис, улыбаясь мысли о том, что все это говорил вслух, а бедный парень стоял и слушал, открыв рот. 
Но на этом для него история сумасшедшего офисного планктона закончилась. Кто знает, может за вечерней кружкой пива в баре он расскажет эту историю друзьям и дым его сигареты услужливо сложится в образ человека, курящего во дворике и рассуждающего о жизни? Кто знает, кроме дыма?

Игорь Мельников
14 июня 2012


Рецензии