Основы политической системы в Исламе

Основы политической системы в Исламе
 
Запад допускает естественные ошибки в понимании исламских традиций, полагая, что вера для мусульман является таким же понятием, что и для большинства приверженцев других религий. Ислам – это образ жизни. Он дает руководство во всех сферах жизни, начиная с личной гигиены, правил торговли, до структуры и политики общества. Ислам никогда не может быть отделен от социальной, политической или экономической жизни, так как эта религия дает нравственные наставления для каждого действия, совершаемого человеком. Основой веры является стремление к реализации воли Божьей в частной и общественной жизни. Мусульмане считают, что они сами, а также окружающий их мир, должны быть в полном подчинении Богу, Его воле. Они верят, что эта концепция Его правления должна быть установлена на земле для создания справедливого общества. Бог говорит мусульманам всего мира:

«Вы были лучшей из общин, которая выведена пред людьми: вы приказывали одобряемое и удерживали от неодобряемого…» (Сура «Али Имран», аят 110).

На протяжении всей истории, быть мусульманином означало не только принадлежность к религиозной общине единоверцев, но и жить по исламским законам. Исламское право зиждется на безграничной и абсолютной власти Всевышнего.

Аллах является абсолютным властителем в Исламе, а значит единым Повелителем на небе и земле. Именно поэтому для истинно верующих мусульман Бог – это Законодатель во всех областях человеческой жизни. Подобно тому, как Бог управляет физическим миром, в исламском учении Он правитель в делах людей. Таким образом, Бог является высшим Законодателем и Абсолютным судьей, который отличает доброе от плохого. Так же, как физический мир представляет своего Владыку подчиняясь «естественным» законам Вселенной, так и человек должен отражать моральное и религиозное учение Господа своего, единственного вершителя справедливости, потому, что «… Ему принадлежит и создание и власть» (Сура «Аль-Араф», аят 54).

В исламе Бог признается единственным суверенном человеческих дел, ибо нет различия между религиозной и государственной властью. В христианском же в Новом Завете сказано «Кесарю кесарево, а Богу Богово». Поэтому на протяжении всей христианской истории всегда существуют две власти - "Бог и Цезарь», т.е. «Церковь и государство". Каждая имеет свои собственные законы и юрисдикцию, свои собственные структуры и иерархию. До попыток «вестернизации» исламского мира в нем никогда не было двоевластия и вопрос об их разделении никогда не стоял.

Концепцией идеального исламского государства и целью его политической власти являются управление сообществом по Законам данным Богом. Это не означает однако, что такое государство попадет под влияние теократии - прямое правление религиозно образованных людей, равно как и автократии, которой присуща абсолютная власть правителя.

Функцией исламского государства является обеспечение безопасности и порядка для того чтобы мусульмане могли спокойно выполнять свои религиозные и мирские обязанности. Халиф стоит на страже веры и общины. Его деятельность не столько проверяется улемами (религиозные ученые) сколько  поддерживается, обеспечивая ему религиозную и правовую защиту. Он также назначает судей, разрешающих споры в соответствии с исламскими законами. В Исламе существует определенная гибкость отношений между системой управления и ее истэблишментом, однако религия реализуется в полной мере и государством, и обществом.

В соответствии как с «современным», так и с рудиментарным пониманием термина «демократия» Исламское мировоззрение  соответствует некоторым его аспектам: мусульмане имеют право назначать своих правителей, привлечь их к ответственности и, когда возникает необходимость, отстранить их от должности. Ислам не означает, однако, наделение системы управления правом издавать или изменять законодательство, создавать новые законы.

Определенно, законодательство это право одного Бога и религия должна иметь решающее значение при определении действительности любого нового закона. Обход этого права Бога ведет к непростительному греху многобожия, потому что подрывает основы веры в единство Бога, что Он и только Он имеет законодательные права. Это означает, что люди и их выборные должностные лица не имеют право делать допустимым то, что запрещено Богом, также как и объявлять запретным то, что Бог сделал допустимым. Никто не имеет право вносить изменения в закон Божий и Его слово превосходит и отменяет любые рукотворные законы.

Формируя границы взаимодействия ислама и демократии, мусульмане сегодня активно обсуждают отношение к демократическим институтам в своих обществах. Мусульмане как и все желают большего участия в политической жизни, верховенства закона, подотчетности правительства, реализации свобод и прав человека. Слышны голоса о том, что ислам своими механизмами препятствует демократическим институтам. Однако не следует забывать, что демократические процессы вполне совместимы с традиционными исламскими понятиями: консультации между правителем и народом (шура), общественный консенсус (иджма), общественное благо (маслаха) и правовые источники (иджтихад). Эти механизмы с системой сдержек и противовесов между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти могут быть использованы для поддержки любого правления.

Ислам является религией, которая не только управляет частной религиозной жизнью человека, но также регулирует и все аспекты общественной жизни. Поклонение Аллаху в Исламе не ограничивается исполнением ритуалов, а дополняется добрыми деяниями и послушанием. А так как для мусульманина понятия религии и государства неразделимы, то выбор какой-либо формы правления в мусульманском обществе будет оставаться средством обеспечения согласованности всех составляющих власти с религиозными предписаниями. Система управления ни в коем случае не может исключать, освобождать или интерполировать мандат религии.

Это всего лишь один пример чистоты монотеистической природы Ислама, когда все права Бога принадлежат Ему одному и никому более. 


Рецензии