Путь отверженного. Часть 32. Заключительная

*****
     Эмейн подпрыгнул, когда увидел в Глубокой Дали Владыку. Как когда-то Лэриан, он медленно шел по лесу на окраине Арианна, по бокам от него двигались двое Карающих, и глаза у Фагара были тусклые, ничего не выражающие.
     Сердце упало. Неуловимый не услышал его тогда, а если и услышал – предпочел остаться в стороне.
     Темные собрались возле алтаря, Амбра приближалась к поляне, чтобы вскоре вынырнуть из-за деревьев. Всё было как всегда.
     Эмейн скрипнул забыли.
     -Ну нет! – процедил он. – Ничего у вас сегодня не выйдет!
     Он оттолкнул в сторону лабораторный стол, походя сметая с него все. Что-то взорвалось, но чародей не обратил на это внимания. Ничего не должно мешать, ничего лишнего в комнате!
     Это заклятье разработано не так давно и не прошло еще детальной проверки, но оно было единственным, которое могло сейчас помочь Фагару. Перемещая мага в пространстве, оно приводило его точно в ту же самую точку, в которой находился искомый человек, и это было главным его недостатком. Иными словами, вытаскивая Владыку, Эмейн неизбежно сам попадал на алтарь.
     Саур невесело усмехнулся. Что ж, в конце концов, два века для саура больше чем достаточно, а люди – они живут слишком мало.
     Он тряхнул головой, снова посмотрел в Око Мира. Владыку вывели на поляну и Карающие, коротко поклонившись Дейтону, опрокинули жертву на алтарь. Владыка безучастно смотрел вверх и не сопротивлялся.
     И тут из леса выскочил Подземный Слепец. В змеиной ипостаси он был почти неуязвим, да и двигался он с неожиданной для такого огромного тела скоростью. Одновременно свистнули два метательных ножа – и двое Темных выпали из круга. Одному нож попал в горло, другому – в сердце… Но трое гвардейцев на две сотни некромантов – слишком неравный расклад.

     "Они обречены все четверо! Подземный Слепец… не знаю, но люди полягут все!"

     Чародей четко проговорил необходимые слова, стараясь не торопиться и не дрожать от странного возбуждения.
     Глубокая Даль вспыхнула, из зеркала вырвался сноп ослепительного света, охватывая фигуру мага…

     …и камень алтаря оказался очень шершавым и холодным. Владыка упал на четвереньки, вяло потряхивая головой.
     -Второго срыва подряд Амбра не простит! – в голос воскликнул кто-то. Дейтон вскочил, стараясь казаться невозмутимым, прошел через всю поляну к алтарю.
     -Ты что делаешь? – прошипел он в лицо слегка растерявшемуся чародею. – Хочешь, чтобы Амбра получил-таки жертву?!
     -Ты…
     -Замолчи! Я слышал тебя и прекрасно тебя понял! И я знаю, что делаю!..
     Он неожиданно оттолкнул саура, сталкивая с алтаря и его. Темные замерли, не понимая, а Мастер прыгнул в костру. Огонь взвился вверх, достав почти до самых вершин деревьев, окружавших поляну, - и Дейтон бестрепетно шагнул прямо в его середину.
     -Ты хотел обрести свободу – громко сказал он, глядя вверх. Одежда на нем горела, но тело оставалось нетронутым, только ослепительно сиял браслет на обнажившемся запястье. – Я дарю ее тебе!
     Мастер поднял руку с браслетом, с неба ударила цветная молния – и вот уже Распятый стоит напротив него в огне. Змеится узор по его телу, ярко горят зеленые глаза, щерится в странной улыбке-ухмылке большая пасть с полным набором тонких игл, обрамленных звериными клыками… Темные отшатываются.
     Нечеловек! Вообще никто! А лицо Мастера плавится, меняя черты, и исчезает узор-татуировка с тела Распятого, переползая змеями на бледную кожу Мастера, который… уже и не ясно, кто. То Мастер, то усталый немолодой человек с пыльными глазами, то молодой мальчик с дерзким лицом…

     Никто. И все сразу. Не человек – и больше человек, чем замершие вокруг костра Темные.
     И вот уже Распятый, с чистой кожей, на которой не осталось и следа татуировки, шагнул из костра. Правая рука разжалась, наконец-то выпуская из пальцев ненавистный нож. Лицо Мастера исказилось, он запрокинул голову – и свечой взвился вверх. Долгий крик звенел над поляной, а Темные смотрели на огненный след, оставленный на  месте потухшего костра, и яркая, невозможная ночью радуга перечертила темное небо.
     -Мастер… - растерянно позвал кто-то.
     Тишина повисла над алтарем.

     -Отпустите всех, - устало прозвучал голос Распятого… бывшего Распятого. – Мне не нужны были жертвы, не нужны и ему.
     Эмейн поддерживал медленно приходившего в себя Владыку, Лэриан, принявший человеческий облик, смотрел на Распятого.
     -Ты добился своего, - тихо сказал он.
     -Но Школа все еще жива, - так же тихо договорил Эмейн.
     Темные смотрели на Распятого, а тот щерился, обнажая ужасные нечеловеческие зубы, и молчал.

*****
     -Учитель, ну зачем ты… - Кесса не выдержала и заплакала. Неуловимый висел на невидимых путах в туманной дымке стены комнаты Кающегося, и лицо его было обычным, тем, каким Кесса привыкла его видеть с самого детства.
     -Не надо, девочка, не плачь, - мягко проговорил он. – Это ненадолго, всё скоро кончится. Но ты… пока Школа в растерянности, пока Арианн не понимает, почему вдруг Школа предстала в истинном своем облике – уходи отсюда. Тебя никто не задержит, никто даже не попытается…
     -Я не уйду, Кэр, никуда не уйду! – выкрикнула она сквозь слезы, и Неуловимый в волнении не заметил, что она снова назвала его настоящим именем.
     -Ты должна, - все так же непривычно мягко повторил он. – Так мне будет проще сделать то, для чего я и пришел сюда.
     Она молча замотала головой.
     -Так надо.
     -Нет!
     -Да! И ты уйдешь сегодня же. Обещай мне. – Его рука легко коснулась ее щеки. Ледяная, как и у всех "безликих", рука.
     -Да, учитель, - прошептала она. – Хорошо, я сделаю, как ты хочешь...
     -Ты уйдешь? Из Школы и из Арианна?
     -Да…
     -Хорошо. Хорошо, девочка. А теперь иди. Только никому не говори о том, куда ты уходишь. Темных слишком много…
     Кесса вышла, глотая слезы. Карающие проводили ее подозрительными взглядами, но не остановили, даже не спросили ни о чем.
     Первый подземный толчок сотряс Школу, и она ускорила шаг.

     "-Ты обещала мне! – догнал ее отчаянный голос Неуловимого. – Ты обещала уйти сейчас! Уходи немедленно! Держать Школу еще тяжелее, чем придти сюда…"

     Школа вздрагивала все сильнее. И Детский Пугач упал возле стены, выронив свой череп и рассыпавшись прахом, и трещина начала стремительно смыкаться. Тварь Разлома, взвизгнув, нырнула в глубину Растора.

     "-Я приказываю тебе! Я приказываю тебе умереть! Ты выросла по моему приказу из моей плоти – теперь умри по моему приказу!"

     Неуловимый вздрагивал. Малейшее колебание Школы, малейшая ее дрожь причиняла боль, и он изо всех сил заставлял себя продолжать. А он уже и забыл, каково это – испытывать боль…
     Школа была словно живой зверь, верный, непокорный и своевольный, слишком привыкший к свободе. И новый хозяин ей не нравился – старый был более лоялен к ее выходкам, он позволял ей все, а этот… Он приказывал ей перестать существовать!

     "-Агония наступает быстро, а проходит медленно, и ты, столько веков жившая за счет чужих жизней, умрешь сейчас ради них же!.."

     Адепты тревожно вслушивались в странный гул, сотрясавший крепкие стены, со страхом слышали вой, на самом пороге слышимости, но оглушительный, полный детского недоумения и боли…
     -Распятый Мастер, что ты делаешь? – в страхе воскликнул кто-то из некромантов.
     Школа шаталась. Камни расползались в стороны, обнажались швы, брызгая искрами, лопались нити заклятий, и стремительно чернел узор-вязь на высоких, в три человеческих роста, воротах…
     А потом Школа вздрогнула – и обрушилась внутрь себя. Разом. Стремительно и убийственно, запирая все выходы и руша окна, не давая спастись никому, погребая себя вместе с теми, кто долгие века служил ей.

*****
     -Он убил ее! – воскликнул Распятый. В его голосе смешался восторг и удивление. – Неужели все было так просто?!
     -Ты боишься боли, - тусклым голосом сказал Лэриан. Подземный Слепец сидел в потухшем кострище, бездумно пересыпая золу. – Ты всегда ее боялся, потому и не смог умереть вместе с ней.
     Армони снова занялся перевязкой.
     -Скоро Элли приведет лошадей и мы уедем отсюда, - сказал он. – И перестаньте горевать о том, что случилось, воину сожаление ни к чему.
     -Воину…- вздохнул Распятый.
     -Неуловимый был воином, - Лэриан ожег его сердитый взглядом. – Он был воином, потому и пошел на этот шаг! Он с самого начала знал, что погибнет, потому и не хотел ввязываться во все это.
     -Но он это сделал, - произнес позади них безжизненный голос. Кесса медленно вышла из зарослей. – Он приказал мне уйти. И я подчинилась.
     -Ты не могла поступить иначе…
     Она мотнула головой.
     -Могла. Я могла ослушаться, но он как почувствовал… Школа начала рушиться, как только я вышла за ворота.
     -Но это еще не означает конец, - сказал Владыка. Он вышел из зарослей с другой стороны поляны, Эмейн шел рядом, глядя прямо перед собой. Глаза чародея были полны слез.
     -Не знаю, почему это так зацепило меня, - с трудом проговорил он, отворачиваясь.
     -Это потому, что ты знаешь, КАК он погиб, - Кесса смотрела на него в упор. – Не стыдись, это не слабость.
     -Это не конец, вы что, не слышите? – повторил Владыка в некотором раздражении. 
     -Не конец? – Кесса невесело рассмеялась. – А что же это, когда Школа обрушивается внутрь себя, погребая всех, кто был там в тот момент?
     -Самый главный вопрос остался без ответа, - сказал Владыка, подчеркнуто игнорируя ее. – Кто такой Тритироний?
     -А нужен ли он? – спросил Распятый. – Мы в нашем мире не знаем богов, и у нас нет такой зависимости от них. Я знаю, что у вас тут было не так давно… по моим меркам. Но все равно не понял, что сделает Тритироний, когда найдется?
     -Тритироний – это Равновесие, - строго сказал Эмейн. – Без него…
     -Нет Равновесия? – хмыкнул Распятый. – Чушь! Что же, горящие Знаки в ваших храмах – это и есть оно? Это вы и есть, неужели непонятно! Равновесие даете вы сами!
     -Тогда почему же, чтобы уничтожить Школу некромантов, один из нас должен был умереть? – Владыка вызывающе вскинул голову. – Ответь на это!
     Распятый снова вздохнул и развел руками.
     -О, Звездный Свет, какой ребенок!.. И это одному из вас я сказал, что у вас все непросто?! О нет, я ошибся! С вами все донельзя просто! Пара хороших иллюзий, пара знамений, что-нибудь эффектное и таинственное – и вы покорены!
     -Ты о себе? – спокойно поинтересовалась Кесса. – Уж кто бы говорил! Перепугался, как мальчишка, натворил дел -  и в кусты! А расплачиваться за тебя должен кто-то, кому ты очень умело пустил пыль в глаза! – она резко развернула его к себе лицом, черные глаза свирепо вспыхнули. – Это твоя вина! Ты щенок, которого вытащили из лужи за шиворот, а он еще и укусил спасителя за руку!
     -Ты соображаешь…
     -Нет, ты выслушаешь меня! Впрочем, я сказала всё, что хотела. Ты виновен в смерти Кэра!
     Она резко оттолкнула его от себя. Распятый пошатнулся, с трудом устояв на ногах.
     -Хорошо, - с трудом выговорил он. – Я виноват в том, что боялся боли, в том, что попал в беду, в том, что именно он заменил меня! И в том, что не смог уничтожить Школу, когда еще было возможно, потому что она была живая… Вся вина лежит на мне. Я согласен с тобой. 
     -Твои стены очень глубоки, - задыхаясь, проговорил знакомый голос. Кесса радостно вскрикнула.
     -Учитель!
     Неуловимый появился из зарослей, споткнулся и припал на колено. Спину его заливала кровь, татуировка была повреждена во многих местах, но он был жив.
     -Учитель… Кэр… - Кесса подбежала к нему, припала рядом, поддерживая и не давая упасть лицом в утоптанную площадку. Неуловимый поднял голову, посмотрел на Распятого.
     -Я знаю, что ты такое. Она рассказала мне перед тем, как подчинилась моему приказу. Я знаю даже твое имя. Но ни ты, ни она не сказали мне, насколько глубоки корни Школы, насколько глубоко в Растор уходили ее стены… Но Он – знал. Он спас меня там, на дне.
И даже вздрогнул, когда Лэриан низко склонился перед ним.
     -Тритироний… Я знал, что это ты.
     -Нет, - улыбнулся Неуловимый. – Я понимаю, что ты должен был почувствовать, но ты ошибся. Я не Тритироний.
     -Тогда почему Хелгар вытащил тебя? – требовательно спросил Эмейн. – Ты не Тритироний, не Третья Сила, но он спас тебя!
     -Стены Школы глубоки, - глухо повторил Неуловимый. – Я видел такое, о чем и не подозревал даже будучи Дейтоном! Но я успел встретиться с Хелгаром ДО того, как поменяться местами с Распятым. И бог Мрака объяснил мне, КТО такой Тритироний. Он был все эти десять лет, неосознанный, непонятный…  Тарел просто не мог уйти, не оставив Мариссену в надежных руках. А вам надо было просто задуматься. Немного – и все было бы понятно.
     -Перестань говорить загадками, - недовольно поморщился Владыка. – Кто он?
     Неуловимый вздохнул.
     -Теперь уже – никто. Но ты видел его, Хтар.
     -Что? – все разом вскочили на ноги.
     -Это Яттана, - тихо произнес Керрос. Раненый приподнялся, глаза его чуть светились. – Так ведь? Это… был он? Потому и горел в той деревушке Знак Триграммы…
     Неуловимый молча склонил голову.
     -Яттана… - Владыка покачал головой, не в силах осознать это. – Я должен был понять. И горящий Знак в той церкви…. Ты прав, Керрос, но ему уже не помочь.
     -Нет, - Неуловимый поднял голову и улыбнулся. – Ты видел, как ему в грудь впиваются стрелы, а больше ничего, потому что уже вошел в "коридор". И не видел, как белый туман опрокидывает нападавших на него Темных, как поднимает мага, как относит его к деревне… Его быстро нашли. И он выжил. Триграмма снова полна, потому что, находясь на грани, он понял, кто он такой. Так что… - "безликий" развел руками. – Я выполнил то, что должен был. Я нашел Тритирония, уничтожил Школу, прекратил бунт в Арианне. И теперь я свободен.

*****
     -Снова в дорогу? – Лэриан положил руку ему на плечо. – Почему ты не хочешь остаться?
    Неуловимый покачал головой.
     –Я не могу долго жить на одном месте. Я пробовал – не могу. Тяжело. Да и от последователей никуда не деться. Я ведь вор. И я должен знать, что творится в Мариссене. Владыка не обещал, что охота за мной прекратится, и я понимаю его… отчасти. Но так даже интереснее.
     -А Кесса?
     -А что Кесса? Она взрослая, она больше не зависит от меня. Так что – куда угодно… А мне – мне туда, - он неопределенно махнул рукой, указывая на тропу, терявшуюся в зарослях.
     -И Темных больше нет?
     -Кто сказал? – удивился "безликий". – Разумеется, они остались, если и не все, но хотя бы некоторые из них. Так что ничего не прекращено, я предупреждал. Уничтожить течение непросто. Практически – невозможно… Но мне пора. Чем дольше мы тут стоим, тем сложнее расстаться.
     -Что ж, прощай, - Лэриан отступил на шаг. – Может, еще и пересекутся наши пути, ты ведь тоже практически бессмертный.
     -Прощай, - Неуловимый слегка сжал его плечо ледяной ладонью. – Береги тут Кессу без меня, ей будет трудновато на первых порах…
     Лэриан отступил, поднял руку в прощальном приветствии. И долго смотрел вслед пепельноволосому крепкому парню, который не торопясь шел прочь от него. Длинный клинок покачивался в заплечный ножнах, и посверкивал браслет из яркой цветной полосы на запястье. Он не оглянулся, уходя все дальше, а Подземный Слепец точно знал: история Неуловимого еще только начинается.

                ЭПИЛОГ
     Он снова был один. Он был жив и холоден, его дар был с ним, но что-то произошло после того, как он выпил силу другого "безликого". Он знал и мог чувствовать, хотя и не хотел этого. Он был одиночкой. Отшельником. "Безликим" с совестью.
     Весь мир лежал перед ним.

     Тропа разветвилась. Неуловимый рассмеялся, зажмуриваясь и наугад поворачивая на левую, едва заметную тропку.

                КОНЕЦ ВТОРОЙ ИЗ КНИГ ЦИКЛА


Рецензии