Смерть Генриха Наваррского

Учреждение регентства: http://www.proza.ru/2012/07/23/1304


Во время работы над полотном «Коронация Марии Медичи» Рубенс получил список свидетелей, которые непременно должны присутствовать на картине. Дорисовывая одного за другим вельможу, на которых так и сыпется золото казны из рук Богатства и Процветания в нищей Франции, художник как-то позабыл о самом короле. Пришлось замазывать часть стола невтемным изваянием с балконом, куда и был ляпнут лик первого государственного лица. И пусть все думают, что это нарочное подчеркивание скоропостижной смерти короля, а то мало ли что ему кукушка накуковала, посмотрим, что еще ворона накаркает.

Король был убит на следующий же день после коронации. Как и любой брак,не закончившийся разводом, этот закончился смертью. Миленькие перспективки, о которых обычно не задумываются жены, доводя своих мужей до кипения, а после удивляются, почему те куда-то испаряются. Чтобы отвести от себя подозрения, Мария утверждала, что Генри умер по естественной причине остановки сердца, поскольку кинжал в груди вполне естественно мешает сердцу работать. А вообще все было бы хорошо, если бы муж вовремя отправил сообщение с голубями десяти своим друзьям и тем самым не прервал цепочку.

Но на ее причастность особенно никто и не намекал. Католический фанатик Равальяк, реально проложивший путь к сердцу мужчины, по принципу "в здоровом теле здоровый нож", взял всю вину на себя. И не удивительно, что его отпустили на все четыре стороны, предварительно привязав к четырем лошадям*. Ну в то время людей делили не не только на хороших и плохих. Медичи толкнула спич о своем муже, мол, на таких людях земля держится, когда они в ней зарыты. И что поделаешь, если ничто не вечно под луной: всякие там мужья, чувства, кровати (особенно поломка кровати сильно расстроила - вот уж от кого не ожидала) и даже Пизанская Башня когда-нибудь пизанется. Народ послушал и стал расходиться, ворча о том, что теперь закончатся времена разгула законности да правопорядка, и жуть станет лучше, жуть станет веселее.

Однако на картине «Смерть Генриха IV» в комбинации с провозглашением регентства простой люд в непростых одеждах на коленях умоляет королеву править ими. И в подтверждение тому Децина протягивает Марии судовой руль, а Франция - державу, собственно, переданную еще на позапрошлой картине. Мария в траурных одеждах с улыбкой принимает дары, которые по своей форме символизируют ее будущее правление: для половины населения будет хоть шаром покати, а другой  - дадим вот это - что-то вроде лопаты с намеком. Из сего должно быть очевидно, что королева думает о своем народе, вот только никто не знал что именно. Полагаю, в лучшем случае, мысли были примерно такие:
- Я знаю, чем накормить народ, но будет ли он это есть?

А в то же время левый сюжет картины повествует о том, как боги отрывают короля от зеленого змия** и возносят на небеса под плач Победы и полуОдетой крылатой Славы с трофейным шестом. Как-то мрачно звучит, поэтому перефразирую: король в лавром венце обретает бессмертие, а внизу с восхищением воет Победа на пару с полуРАЗдетой проСЛАВленной чудом в перьях. Рубенс также взялся рисовать олимпийскую команду в золотом небе, но решил перенести идею на следующее произведение.

«Совет богов» сам совет и не отображает, хотя присутствуют все именитые планеты солнечной системы. Все заняты своими делами, помимо Зевса (Юпитера), который реально уделяет внимание расшаркивающейся королеве. Вообще это самая нагруженная деталями, и в то же время неоднозначная в своей символике картина. Помимо упомянутых планетарных звезд Олимпа, тут и богиня Мира с копной стрел, и Юнона с золотым ярмом для двух голубок (Франция и Испания), подкинутых Купидоном через земную сферу, и Европа в неге, и Согласие с железкой, и Флора без своей Фауны. А справа в углу вообще кто-то «погрузился, оттолкнулся, и пошел. Второй за ним. Приготовился, пригнулся. Третий следом за вторым... сапоги за пирогами, пироги за утюгами». Так это же Аполлон с Минервой гонит прочь Раздор, Ярость, Зависть и Обман - видимо, постоянных спутниц королевы.

В итоге получилось сумбурненько, но эпичненько, с массой намеков на царившую атмосферу при смене политического климата. Умудренный опытом с первой картины этого триптиха, слева внизу Рубенс оставляет пустое место для прорези двери в облаках.

Величие Марии Медичи: http://www.proza.ru/2012/08/08/1225

* Цареубийцу четвертовали с помощью лошадей на площади
** В данном контексте - символ смерти


Рецензии
Дмитрий, в таком замечательном стиле написано, обычном, в смысле, вот не читал давно... Настроения и погоды с успехами!!!

Соколов Юрий Михайлович   15.10.2014 14:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий, очень рад, что понравилось :)

Медведев Дмитрий   15.10.2014 15:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.