О сознании народа

Текст написан для форума "Философский штурм". Уважаемый Виктор! Тему затронули Вы интересную – о формирования сознания народа, его элиты, политической элиты, отдельных персон. Хочу изложить свое понимание проблемы.

Говорят, у каждого народа своя идея: у русских – русская идея, у французов – французская и т.д. Я не верю в такой расклад. У всех народов одинаковые потребности – материальные и духовные – и думают они все об одном и том же: о хлебе, о безопасности, о любви, о знании, о законах (нравственных и правовых), о красоте. О свободе. И отличаются друг от друга лишь степенью продвинутости в способах удовлетворения потребностей и в осознании своей цели, в осознании смысла жизни. Следует прибавить: есть народы развитые, есть развивающиеся, а есть живущие на начальной стадии цивилизации – людоеды и не людоеды.

Постоянные и жестокие войны, в основном за территории, за землю, вынуждают народы изобретать, производить, накапливать оружие. Постоянно усовершенствовать его. Все прочие сферы жизни подтягиваются под производство оружия. Формируется военное сознание народа – оборонительное («окопное») или наступательное, агрессивное. «Если мы их не убьем, то они убьют нас, жизнь – борьба, жизнь война, война – Бог прогресса».  Обороняющиеся легко переходят в наступление, наступающие легко переходят к обороне. Интеллектуальная элита создает необходимые теории и доктрины. Вершиной этого направления развития сознания является нацистская доктрина. Немцы были не просто одурачены гитлеровской пропагандой – их сознание имело под собой естественную основу. Здесь сыграли свою роль поражение в Первой мировой войне, контрибуция, экономическая неразбериха, бездарность правителей Веймарской республики. Поумнели ли сегодня немцы как нация? Говорят, поумнели. Однако, полагаю я, это лишь поверхность, кажимость, а милитаристский дух немцев пока осел на дно.

Страдания от голода формируют у народа трудовое сознание и стимулируют развитие производства. Труд – всему голова, труд создал человека. Создается трудовая этика. Элита производит соответствующие идеи, пишет экономические теории. Буржуазная эпоха – стала вершиной этой тенденции. Народное сознание формировалось как сознание буржуазное. Но тут же появились и «червивые» трудовые теории: важно не произвести, но справедливо произведенное разделить. «Справедливо – это поровну, тебе половину – и мне половину, а как я работаю – не столь важно». Как грибы стали расти  социалистические теории, появился и их самый радикальный вариант – марксизм. Нельзя сказать, что марксизм вырос просто из желания «насолить» преуспевающим буржуям, другая, подспудная, причина его появления на свет – снять голод у значительнейшей части трудового народа. Однако нашлись политики, которые сделали из марксистских трудов Библию, а Маркса превратили в Бога; марксизм стал подобием религии. «Разделители» правили Россией 74 года. Мы пережили эту болезнь, хотя рецидивы ее еще долго будут проявляться в нашем сознании. Марксистская идеология еще долго смрадной тучей будет висеть над страной.

Какой дефицит вызвал развитие религиозного фанатизма у некоторых народов, живущих под исламом, и презирающих Запад? Здесь можно предположить следующее: это комплекс неполноценности, осознание общей отсталости от христианской цивилизации. Осознание своего средневекового образа жизни. Я предполагаю такую причину.  Кстати говоря, мы, русские, страдаем тем же и придумываем всякие особые традиции, божественные и прочие, которые якобы возвышают нас над гнилым Западом. В пропаганде этой позиции очень старается патриарх Кирилл. И марксизм у нас прижился не как западная идея, а, скорее, как восточное пристрастие к деспотизму. Можно вспомнить  культ преданности партии и ее вождю, презрение к гнилой интеллигенции в советскую эпоху.

На первый взгляд может показаться, что сознание народа, освободившегося от деспотизма сильного соседа станет свободолюбивым. Однако не всегда такое случается. Народ  легко может перейти от одного «хозяина» к «хозяину» другому и служить ему с таким же усердием. Или посадить себе на шею собственного диктатора, не менее кровавого. Однако чаще всего, нахлебавшись рабства всласть, он строит свое государство, основанное на свободе. Пример – Восточно-европейские государства, вырвавшиеся из советских объятий.

Исчез ли раскол, внесенный большевиками в народ, на белых и красных? Не исчез,  его пытается сохранить и углубить сохранившаяся коммунистическая элита, она очень активна в средствах массовой информации, особенно в Интернете. Да, здесь ситуацию могут  исправить только время, только новые поколения. Понадобится на это 40 лет, как Моисею? Думаю, более чем 40 лет. С другой стороны, и белые разделены на «славянофилов» и «западников»; но главное – разделена политическая элита, от которой зависит судьба страны. Очень агрессивную позицию занимают некоторые представители первых,  сторонники тоталитарной власти, поклонники российских тиранов, настоящие чудовища (не стану называть их фамилий). А «западники» выдохлись, растеряли свое доверие и теперь бунтуют и даже хулиганят. Власть занимает центр и искусно маневрирует. Это делает ей честь. Успехов! Среда, 25 июля 2012 года


Рецензии