Догнать призрак. часть 2. Рената

     Рената сидела за столиком и смотрела на танцующих. Сейчас
начнется медленный танец и напряжение повиснет в зале. Девчон-
ки примут небрежно-беспечный вид, притворяясь, что им все рав-
но - пригласят ли их танцевать или  нет.  Она  развалилась  на
стуле, не  заботясь о том,  как выглядит.  Ничего не ждать - в
этом есть свое преимущество.
     Щупленький блондин подошел к Люське и пригласил ее. И на-
до было видеть,  как равнодушно, лениво забросила она ему руки
на плечи,  какое скучающее выражение блуждало на ее лице, хотя
- Рената знала - к тому времени она  превратилась  в  сплошной
клубок нервов. Неприглашенные тоскливо проводили их взглядом.
     - Вы танцуете?
     Рената обернулась. Ну надо же, ее заметили!
     - Конечно! Иначе зачем сюда приходить?
     Он удивленно посмотрел на нее,  но промолчал. Они пошли в
гущу танцующих.
     - Я -Сергей, а как вас зовут?
     - Ната.
     - В смысле - Наталья?
     - В смысле - Рената.
     Она вздохнула. Она наизусть знала , что будет потом. Сце-
нарий разговоров.Полчаса беседы о  выслких  материях.  Плавный
переход к  материям пониже.  Приглашение к нему.  Или в другое
место. Неуклюжие руки,  спрашивающие,  вороватые.  Отказ - или
согласие? И скука.
     - Какой красавец тебе вчера попался!  - шепнула Люська на
первой паре. - Когда встретиться договорились?
     - Разве красавец? Я что-то не заметила.
     - Да ладно тебе!  Все не так,  никогда не угодишь.  Пойди
посмотри еще раз на него.
     - Ладно.  Раз я такая мерзкая гордячка - пойду ,  исправ-
люсь. Может, он откроет мне глубины своей души, мне не извест-
ные.
     - Даже если и не откроет. Ждешь принца? Напрасно. На деле
они оказываются обыкновенными мужчинами.  Да и кто тебе мешает
его ждать о обществе другого?
     В конце  дня принесли новость - по французскому будет но-
вый преподаватель. Группа окружила Ренату.
     - Новая жертва! Ты уж постарайся на этот раз!
     "Француженки" часто менялись.  не в пример "англичанкам",
и на  каждой  новенькой  испробывался старый розыгрыш.  Рената
свободно говорила по-французски, чего не мог добиться никто из
зубрилок-отличников. Їто тщательно скрывалось. Одетая нарочис-
то нелепо,  делая глупейшие ошибки,  ведя себя соответственно,
Рената разыгрывала  дурочку перед жертвой на потеху всей груп-
пы. Нервная дама на первом курсе откровенно терпеть ее не мог-
ла .  На экзамене вся компания, давясь от смеха, спряталась за
дверьми, когда Рената пошла сдавать последней. Она взяла билет
и заговорила. И как заговорила! Бегло, изящно, остроуно, с хо-
рошим произношением.  " Француженка" застыла, напряженно пыта-
ясь успеть за ее быстрой речью.  Рената закончила ответы и по-
пыталась что-то спросить,  вовлечь в разговор.  Даму чуть удар
не хватил - она предвкушала,  как расправиться с этой отврати-
тельной девчонкой в конце семесира!
     Другая "мадам" была занощивой и самолюбивой. С ней разыг-
рали по другим нотам.  Рената наглела,огрызалась,  надевая  на
занятия откровенное  мини и делая макияж а-ля собака Баскерви-
лей - вульгарно и безобразно.  Эдакая наглая  девка,  тупая  и
злобная. У тощей "мадам" начинались спазмы,  когда Рената отк-
рывала рот.
     Перед летней сессией разработали сценарий. Знали, как лю-
бит она посещать экскурсии для " гостей столицы" с целью повы-
шения квалификации." Как же, - смеялись студенты ,- квалифика-
ции! Французика снять хочет!" Рената знала, где можно пристать
к группе .  И вот в теплый майский день подошла к группе фран-
цузов, возле которых терлась и пыталась  говорить  "мадам".  И
заговорила.
     - Откуда ты так хорошо знаешь язык ? - спрашивали ее.
     - Не знаю...  Этот язык мне дается легче других.  Может -
гены? У нас в роду когда-то были французы...
     ... Тогда мать нашла ее спящей с подвеской в руке.
     - Эй, ты не заболела? Заснула днем?
     - Я спала? Долго?
     - Нет,  полчаса,  как я вышла на кухню. Вставай, соня, За
уроки пора.
     Ясно. Все ей приснилось. Страныый и длинный сон. Грустный
и прекрасный. А она уж думала!...
     Но когда вечером отец,  перебирая каналы,  попал на фран-
цузский фильм - Рената с удивлением и ужасом вдруг поняла, что
переводчик ей не нужен...

     Перед парой все были оживлены, предвкушая потеху.
     - Ната,  на первом курсе есть девка - умора!  Займи у нее
идиотскую юбочку и очки!
     - Сначала осмотримся.  Мы не знаем,  какая попадется. Все
равно с первого раза не запомнит никого.

     На сей раз пришел он.  Он был очень старым - под  семьде-
сят, не меньше.  Он вошел,  тяжело опираясь на трость и окинул
усталым взглядом притихшую  братию.  Не  слишком  высокий,  не
слишком тучный,  совершенно седой,  он,  однако, не производил
впечатления дряхлого старца.
     - Ну что же,  господа студенты,  будем знакомы. Некоторое
время нам придется встречаться на лекциях по истории литерату-
ры и французского языка.  Надеюсь, что общаюсь с умными людьми
и неприятных инциндентов не ожидаю.
     Максим, староста,  незаметно  скорчил Нате гримасу - дес-
кать, хохмы не выйдет.  Она в ответ развела руками -  дескать,
стариков и детей...
     Его глуховатый спокойный голос понравился  им.  Он  начам
говорить, и  затихли  разговоры  под  проницательным  взглядом
из-под густых бровей,  Незаметно перешел на французский, строя
простые фразы,  словно щупая аудиторию.  Они понимали.  Внима-
тельно смотрел в глаза  каждому.  Провоцировал  на  дискуссию.
Группа, как большой медведь, постепенно поддавалась дрессиров-
ке. Заговорили,  заспорили. Кто-то педложил изучать курс исто-
рии бульвварной литературы. Он усмехнулся.
     - Отчего же,  можно.  Но есть ли в  этом  смысл?Есть  два
уровня литературы. Низший - тот, где преобладает внешнее дейс-
тво. Быстрое развитие сюжета - неплохо,  но если  за  этим  не
стоит внутренний,  глубиннвй смысл - это суть комиксы. Быстрая
смена ярких плоских картинок.  Там черное - до  конца  черное,
белое - вечно белое. Так в жизни не бывает. Человек состоит из
множества оттенков. КРаски не смешиваются. Зыбкое, меняющееся,
непредсказуемое. Но в комиксах не до человеческой души - толь-
ко успевай переворачивать  картинки.  Развлекайся.  Жаль,  они
слишком привязаны к месту и времени.  Плэтому такая литература
часто обновляется,  не изменяя,  впрочем, законам жанра. И это
хорошо, что она есть; иначе 90 процентов читающих не читали бы
вовсе.
     Есть и другой уровень. В нем может быть быстрая смена де-
кораций, а может и не быть.Ибо главное тут - не передний план.
И как  бы не менялась мода - законы развития человеческой души
не меняются. И если литературное произведение правдиво изобра-
жает это  развитие  - оно бессмертно.  Это - словно какртина -
яркая, выпуклая,  за которой чувствуется простор, воздух, дви-
жение. Персонажи  так четко выписаны,  что,  какжется,  ожива-
ют,можно предугадать их поведение,  судьбы. Они словно отделя-
ются от  бумаги  и  живут  самостоятельной жизнью.  А могут ли
ожить герои комиксов? Разве что в мультиках.
     Рената вздрогнула.  Образы,  написанные так ярко, что они
оживают...
     - Настоящий  мастер уважительно относится к читателю - он
предполагает у него ум. Не навязывая своего мнения, просто об-
рисовывает ситуацию. А уж выводы делай сам. Имеющие уши да ус-
лышат.
     Рената подняла голову:
     - А как насчет Дюма? Он не принадлежит к "высокой литера-
туре", а между тем из моды не выходит.  Каждое поколение экра-
низирует "Мушкетеров" - серьозно,  иронически,  пародийно - но
не забывает их совсем?
     Он долго всматравался ей в глаза. Затем ответил:
     - Все поколения прельщает идея дружбы без оглядки. Налицо
все признаки авантюрного романа. И герои не меняются - им нав-
сегда задана форма и окраска: д"Артаньян - лукавство, изворот-
ливость в сочетании с храбростью и верностью.  Атос - бескомп-
ромиссность, величие,  аристократизм  -  вечная мечта плебеев,
Портос - сила,  лишенноя сообразительности. Его доброта и пре-
данность друзьям  беспредельны,  и  это спасает его - иначе он
был бы смешон.  Арамис- коварство, змеиная тонкость, лицемерие
- для балланса.  Однако это поставлено на службу четверке.  Но
все эти качества должны были бы сосетаться в одном человеке. А
мушкетеры воспринимаются как единое целое. Поэтому они продер-
жуться - быдьте уверены. Юность всегда будет мечтать о дружбе.
И только зрелость будет разочаровываться в ней.
     Его глаза снова вернулись к глазам Ренаты.  И она потяну-
лась навстречу этому взгляду.

     Она тихо  открыла дверь и проскользнула на кухню.  Люська
спала, иначе бы она учинила ей форменный допрос:  Что говорил,
как говорил, как показался - и прочее. У них с Люськой все бы-
ло общее - от крохотной квартирки, которую они снимала на дво-
их, до планов на  будущее.
     Хорошо, что она спит.  Говорить не хочется. Смешно, ей 20
лет, она вернулась поздно со свидания с красивым парнем, кото-
рым она вертит как хочет. А тоска - словно она кого-то похоро-
нила. Люська права - она мерзкая гордячка. Сама не знает, чего
хочет. Все ей не так.
     Она знает,  чего  хочет.  Только хочет она невыполнимого.
Она вся взбудоражена после этой пары  по  истории  литературы.
Опять всплывает то, давно забытое, и не дает жить.
     Рената сжала в руке тусклый камень. Она знает, чего хочет.
     Камень чуть затеплился и погас. И с ним погасла последняя
- надежда ли? сдержанность ли? Она упала головой на подоконник
и заплакала - обреченно, горько, душа рыдания и обжигаясь сле-
зами. И далекий,  никому не принадлежавший голос шепнул -  где
ты, где ты?
     И словно в ответ, возникли строчки:
     - Вернись ко мне - травою, сизым дымом.
     Вернись, откликнись, отзовись, ответь мне!
     О мой недосягаемо любимый,
     Мой, у меня отобранный навечно.
     Вернись ко мне, дверь сна толкни рукою,
     Пусть призраком, пусть духом, пусть вампиром.
     Подай мне знак, вернись, приди за мною -
     Иль рпимири меня с пустынным миром.
     А впереди - дорога без возврата,
     И пустота, в которой я исчезну.
     И зыбкая надежда, что когда-то
     Я догоню тебя, слетая в бездну.

     - Мне нужна твоя помощь, - сказала Люська. Рената подняла
голову от книги.
     - Ты не могла бы погулять вечером попозже?
     - О господи, куда же я пойду?
     - На свидание.  В кино. В скверике посиди - тепло. Ну по-
жалуйста,Наточка! Он придет в восемь.
     - Счастливая - уже ждешь?
     - Ага. Так погуляешь?
     - Куда от тебя денешься! Ты же не отстанешь?

     Она еле досидела до конца фильма.  Наскоро  простилась  с
Сергеем. Домой было идти рано,  ни с кем говорить не хотелось.
Похлдила по улицам,  забрела в скверик недалеко от дома. Нере-
шительно замедлила шаги,  угадывая в сумраке,  что все лавочки
заняты.
     - Если  мадемуазель ищет место на скамейке - я рад потес-
ниться, - услышала она насмешливый глуховатый голос. Она обер-
нулась и увидела, как рука с зажженной сигаретой сделала приг-
лашающий жест. Огонек описал дугу и замер. Она подошла.
     Он сидел,  небрежно развалясь,  указывая концом трости ей
место рядом с собой.
     - Гуляете, юная леди? А где же джентельмены?
     - Вымерли. Перевелись.
     Он засмеялся.
     - Это потому, что вы предъявляете им слишком высокие тре-
бования. Вы не правы.  Просто те качества, которые вы хотите в
них найти,  появляются с течением времени...  Только иногда на
их приобретение уходит целая жизнь.
     - Я ищу в себе. И не нахожу.
     - Чего же?
     - Жажды поиска.  Желания идти за кем-то на край  света...
или хоть  до ближайшего бара.  Видимо,  мой джентельмен еще не
родился.
     - Или, напротив, родился слишком рано.
   Проходящая парочка приостановилась, пытаясь разглядеть их в
полумраке. И Рената вдруг осознала, что говорит по-французски.
И собеседник отвечает ей на том же языке,  словно так и  надо.
Как он  запомнил ее после единственной лекции?  Ей подумалось,
что у преподавателей должна быть хорошая память на лица.
     - Помнишь,  у Метерлинка в "Синей птице" нерожденные дети
просят отпустить их на землю вместе?
     - "Влюбленные"?  Помню.  "Когда я появлюсь на земле - его
уже не будет"?
     - А ты грамотная девочка. Можно сразу ставить зачет.
     - Это не всегда хорошо - много знать. Мешает жить.
     - И что же ты знаешь?
     - Удачливость.  Легкость и блеск.  Дружбу -  с  закратыми
глазами. Любовь  - невероятную,  кажущуюся сном.  И полное от-
сутствие всего этого.
     - Здесь?
     - Что!? Почему - здесь? Почему вы так спросили?!
     - Потому что логично предположить, что все это было и ут-
рачено.
     - Этого не было. Вот в чем беда. И напрасно искать это.
     Он долго молчал.
     - Как жаль...  Как жаль, что все не совпадает. И этим не-
возможно управлять.  стремишься в одно,  а попадаешь в другое.
Или попадаешь туда,  куда хотелось,  но не вовремя.  Ищещь - И
находишь... когда это теряет смысл.
     В тени  деревьев  было совсем темно.  Рената не различала
его лица.  Разговор с невидимым собеседником.  Слушала  только
голос - словно отделенный от этого старого грузного тела, нез-
накомый голос , но говоривший такое, от чего становилось тепло
и тревожно. Может, из-за темноты, у нее возникло ощущение, что
они давно знают друг друга, и пятьдесят лет разницы в возрасте
не лежат между ними.  Странная,  противоестественная близость.
Зыбкое, уже когда-то испытанное ощущение счастья.  Откуда, за-
чем? Это потому, что она не видит его.
     Огонек его сигареты прожигал ночь.Качнулся - и снова  за-
мер. И Рената вдруг с удивлением поняла,  что не чувствует за-
паха табака.  И что он ни разу не поднес руку  с  огоньком  ко
рту.
     Кольцо. Светящееся изнутри кольцо!  Она заворожено протя-
нула руку и коснулась огонька.
     - Что это?
     Он поспешно накрыл ее руку своей, словно боясь чего-то. И
словно ток прошел через это прикосновение.
     - Иди, девочка. Поздно.
     - Еще нет и одиннадцати.
     - Поздно.  Иди спать и не думай ни о чем. У тебя все впе-
реди. Забудь. Живи настоящим.
     Его рука соскользнула.  Огонек исчез.  И словно прервался
контакт.
     Рената встала.  Что за наваждение?  Что нашло на нее?  Он
стар, тучен, совершенно ей незнаком.
     - Спокойной ночи.
     - Прощай, девочка. И не пиши стихов в конце конспектов.
     - Я? Никогда такого не делаю.
     Он усмехнулся и прочел:
     - А впереди - дорога без возврата,
     И пустота, в которой я исчезну.
     И зыбкая надежда, что когда-то
     Тебя настигну при паденьи в бездну.
     Рената застыла.  Эти строчки она нигде не записывала. Она
не так рассеяна,  чтобы не помнить этого. Это невозможно.
     - Откуда вы это знаете? Кто вы?.. Как...
     - Иди, иди. Тебя ждут. Будь счастлива.
     Рената медленно пошла по аллее, смятенная, растерянная. А
глуховатый  незнакомый голос прошептал ей вслед:
     - Прощай, Рене...
     Она резко повернулась и бегом драсилась  назад.  Добежав,
застыла в недоумении.
     На скамейке никого не было.


Рецензии