Владимир Высоцкий, Сергей Есенин и их двойники
О пристрастии к наркотикам Владимира Высоцкого и о контактах с существами негативной природы рассказывают многие близкие к нему люди. Такие воспоминания приводит в своей книге «Правда смертного часа» Валерий Перевозчиков. В частности, В. Янклович вспоминает: «С полной ответственностью за свои слова утверждаю, что Володя мог общаться с какими-то потусторонними силами, о которых знал только он» (В. Перевозчиков. «Правда смертного часа»). Апостол Павел когда-то признался: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:18-19). Прислушаемся теперь к поэту Высоцкому, который по-своему боролся и безуспешно пытался перехитрить живущего в нем «мохнатого злобного жлоба».
Меня опять ударило в озноб.
Грохочет сердце, словно в бочке камень.
Во мне живет мохнатый злобный жлоб
С мозолистыми цепкими руками.
Когда мою заметив маету,
Друзья бормочут: «Снова загуляет», —
Мне тесно с ним, мне с ним невмоготу!
Он кислород вместо меня хватает.
Он ждет, когда закончу свой виток.
Моей рукою выведет он строчку, —
И стану я расчетлив и жесток
И всех продам — гуртом и в одиночку.
Но я собрал еще остаток сил.
Теперь его не вывезет кривая:
Я в глотку, в вены яд себе вгоняю —
Пусть жрет, пусть сдохнет — я перехитрил.
Эта иллюзия победы над дьяволом дорого обошлась автору, который к религиозным вопросам относился серьезно, но, попав в сети наркотической зависимости, погиб.
Кстати, свой образ «черного человека» он рисует незаурядно:
Мой черный человек в костюме сером –
Он был министром, домуправом, офицером,
Как злобный клоун, он менял личины
И бил под дых внезапно, без причины.
И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья,
И лишь шептал: «Спасибо, что – живой!»
Талантливый поэт Николай Глазков, рассказывая о бесах, которые ему начали являться «от многодневного питья», был встревожен:
Они в количестве немалом
Обрушивались на кровать,
Барахтались под одеялом
И, так сказать, мешали спать.
Дошло до того, что в процессе запоя к нему явился сам «князь тьмы».
Он серый, словно весь из дыма,
Стал дуть, что было адских сил,
И я весомо, грубо, зримо
Смертельный холод ощутил…
С тех пор… Да сгинет сила злая!
Я самому себе не враг,
И водку не употребляю,
А лишь по праздникам коньяк.
И тут – бесплодная попытка перехитрить сатану, которая закончится неудачей.
Аналогичная участь постигла и талантливого русского поэта-лирика Николая Рубцова.
Может быть, стоит прислушаться к тому же Глазкову, призывающему отвергнуть дьявольские искушения в стихотворении «Поэт и дьявол».
– Не считаясь с тем, что говорят,
Ты нуждаешься в насущном хлебе.
Хочешь – и не будет звезд на небе,
Дам тебе за это миллиард.
Все отроются перед тобой пути,
И тебя признает вся страна.
– Отойди
От меня, сатана!
Сергей Есенин в юношеском возрасте был аскетом – не пил, не курил, даже не употреблял в пищу мясо и рыбу, любил христианские книги и песни, его влекло всё светлое и возвышенное. Но так было до 18-ти лет.
Затем наступает переломный возраст, причем, перелом произошел в худшую сторону. Вместо религиозного благоговения у юноши возникла гордыня с наглыми выпадами против Бога:
Не хочу воспринять спасения
Через муки Его и крест:
Я иное постиг учение
Прободающих вечность звезд.
Я иное узрел пришествие –
Где не пляшет над правдой смерть.
Как овцу от поганой шерсти, я
Остригу голубую твердь.
В юности Есенин увлекался христианством. В письме к Г.А. Панфилову (1913) он признавался: «...в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового. Христос – для меня совершенство. Но я не так верую в Него, как другие. Те веруют из страха, что будет после смерти? А я чисто и свято, как в Человека, одарённого светлым умом и благородною душою, как образец в исследовании любви к ближнему».
Позже Есенин написал: «Тело, Христово тело выплёвываю изо рта».
Объясняя Александру Блоку эти строчки, он оправдывался: «Я выплёвываю Причастие не из кощунства, я не хочу страдания, смирения, сораспятия». А сам Блок, комментируя это высказывание Есенина, записал в своём дневнике: «Ненависть к православию».
Есенинская антипатия к страданиям свидетельствует о нежелании распять своё «я» со страстями и похотями и, стало быть, о тщеславии и гордости. А слово «гордость» имеет латинский корень «гурдус», то есть «глупость». Именно такая гордость, доведённая до крайности, довела Есенина до петли. Не желая казнить своё «я», он казнил своё тело. Он был похож на человека, прижигающего или вырывающего свой язык, дабы освободиться от злоречия.
Корень проблемы - глубже, в душе: «от избытка сердца говорят уста». И, вырывая глаз, отсекая руку, от соблазна не избавиться. Радикальное решение – в сораспятии со Христом, чему сопротивлялся Есенин.
Подражая Люциферу, он бросает вызов Творцу. Поэт искажает Библию, протестует против рая, противопоставляя ему земную родину и, в конце концов, получает ад.
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
Используя библейские образы, он пытается противопоставить высоким духовным идеалам бытовые мелочи, Богу - природу, обожествляя берёзы, женщин, однако, терпит банкротство в творчестве и в жизни. Не удалось ему остричь “голубую твердь”, а вот дьявол его остриг. Причём, наголо - как пьяницу в вытрезвителе.
Кстати, его современники категорически возражали против попыток обвинить Есенина в написании стихов в нетрезвом состоянии. В частности, Софья Виноградская в книге “Как жил Сергей Есенин” писала: “Обычно, когда он усаживался писать, он просил поставить на стол горячий самовар, который кипел всё время. Чаю он выпивал тогда много. Вино же исчезало из комнаты...
Просто мерзко слушать “предположения”, что Есенин писал стихи пьяным. Ни разу в жизни ни одной строчки он не написал в нетрезвом состоянии!”
Возможно, процесс творчества у Есенина шёл и без алкогольного допинга, но в быту он слыл горьким пьяницей. Этот порок расшатал его психику. В поэме “Чёрный человек” он сам признаётся:
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Затем поэт рассказывает о появлении “чёрного человека”:
Чёрный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Плохо закончилось для Есенина это общение с “чёрным человеком”. Кто-то скажет: это галлюцинации на почве алкогольного делирия или “белой горячки”. Кто-то обвинит чекистов в убийстве поэта, инсценировавших самоубийство. Дело не в этом. Современник Есенина - поэт Александр Жаров - пытался дать оценку его гибели:
Это всё-таки немного странно,
Вот попробуй, тут не удивись:
На простом шнурке от чемодана
Кончилась твоя шальная жизнь...
Это всё-таки, пожалуй, глупо
И досадно выше всяких мер,
Что тебя, Есенин, сняли трупом
С потолка в отеле “Англетер”.
...Только кто-то больше всех обижен
На тебя за то, что ты, поэт,
От своих родимых нив и хижин
В кабаки унёс свой свет...
Чёрный человек и белая горячка. Мрак кабаков и свет поэзии. Трагическое столкновение коллизий, итогом которого стала погибель.
Васильковые очи поэта,
словно льдинки, замёрзли навек.
Рухнул в царство, лишённое света,
одарённый Творцом человек.
Умирать нам, конечно, не ново,
но за гробом есть праведный суд.
Там спасёт вера в Божие Слово...
А стихи – никого не спасут.
(Александр Азовский).
Свидетельство о публикации №212072501578
http://www.stihi.ru/2012/10/03/4348
Всю жизнь приходится обращаться, если не к творчеству Есенина, так к имени его.
Зачастую, слишком гибельное это дело - поэзия.
Согласен я с вами, Александр, насчёт творчества и Высоцкого, и Есенина.
Да и многих других можно в пример привести.
Отец в детстве моём бывало цитировал и Высоцкого, и Есенина.
Но тогда кроме футбола для меня ничего не существовало.
Никакой другой поэзии; ногами я строчки выводил и головой свои ноги поддерживал.
Да и эти строчки, пожалуй, в тему.
http://www.stihi.ru/2014/09/23/7989
День благодарения или три сонета о доле поэта
http://www.proza.ru/2014/05/14/1325
МУЗА
Муза - это как бы обобщённый образ происходящего со многими поэтами.
Для многих поэзия - это некая религия.
Кажется, что служение чему-то высокому, а по сути своей - бесу многоглаголания.
Нас, пишущих об этом, мало кто понимает и поддерживает.
Хорошо сказано: душевный не разумеет духовного.
Да и не верит большинство в существование каких-то там духов.
Особенно падших...
Кто бы верил в это, что его такого умного и талантливого попросту бесы за язык тащат в преисподнюю.
Да ещё и потешаются злобно над простаком.
Литвинов Сергей Семенович 27.08.2019 17:26 Заявить о нарушении
Восхитительны Ваши мудрые стихотворения о классиках нашей литературы, впечатляет эссе о сущности поэтического вдохновения.
Искренне рад тому, что Вы благословенно подвизаетесь в литературном служении, преемственно продолжая и эстафетно приумножая духовное наследие Вашего отца, с которым я имел честь встречаться в прошлом веке, и великих подвижников отечественной литературы. Не сомневаюсь, что и Ваши виртуозные произведения войдут в её золотой фонд.
Сердечно благодарю Вас за размышления над прочитанным эссе. Христианская духовность позволяет литераторам достойно сдать выпускной экзамен смерти.
С глубоким уважением и пожеланием творческой благодати от Поэта поэтов –
Александр Азовский 30.08.2019 03:22 Заявить о нарушении
У самого у меня скоро все мои книги будут в электронном виде.
Я выправил все свои сборники поэтические, убрал множество смысловых недочётов да и просто невольных ошибок, на днях в издательстве мне отпечатают в малом количестве экземпляров, и знакомые мои переведут книги изданные в электронный формат.
Это чтобы не затерялись мои произведения.
Книги книгами, по библиотекам они, по знакомым разошлись, по читателям.
Но тиражи маленькие, да и мало кто в библиотеки в наше время заглядывает, а знакомые - всё больше литераторы - почитают да на пыльную полку в шкаф сунут и мои опусы к своим шедеврам, так сказать.
Жизни моей творческой в этом году - ровно сорок лет.
Я как бы итоги все подвёл.
Сороколетние свои блуждания по просторам поэтическим, зачастую пустынным, закончил.
Пора и в землю обетованную входить, не с багажом книг, конечно же.
Книги, литература, творчество душу мои формировали.
Вроде скорлупы должной для души возрастающей в познании себя, мира, Бога, но
пора и окончательно проклюнуться ей на свет Божий.
Войти в Вечность очищенным внутренне да и внешне.
Я и сам бы выслал свои книги, но у меня много в них всяческой шелухи, которую я
преодолевал в течении всей своей жизни.
Издержки роста, так сказать.
Александр, вот мой адрес.
Индекс 601902 Владимирская обл. Город Ковров.ул Фёдорова дом 47
Литвинов Сергей Семёнович
Литвинов Сергей Семенович 30.08.2019 11:15 Заявить о нарушении
С трудом отыскал.
Это самое главное в творчестве.
Итог жизни, так сказать.
СЛОВА И СЛОВО
Так на века: «В начале было Слово»
Так пало в землю Вечное Зерно.
Пустых словес бессмысленных полова
Дар Неба не заменит всё равно.
Слова поэта – россыпь золотая.
Очисти зёрна, в житницы сложи.
Словесный сор нещадно отметая,
Лишь Слову, с Неба сшедшему, служи.
Литвинов Сергей Семенович 30.08.2019 17:40 Заявить о нарушении
Воистину счастливы поэты, служащие Слову с большой буквы – нашему драгоценному Спасителю!
В унисон Вашему чудесному стихотворению отправил Вам в подарок свой фолиант «Исцеляющее Слово».
Надеюсь, что эта книга поэзии и прозы будет для Вас интересной и полезной.
Почтовый идентификатор для отслеживания бандероли вышлю Вам по почте.
У Апостола Павла есть ценное наблюдение: «Ибо кратковременное лёгкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор. 4:17). Кстати, еврейское слово «кабод» (слава) также переводится как «вес». Наш духовный вес, впрочем, как и вес нашего творчества определяется терпеливым несением креста наших скорбей во славу Божью: «Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречёмся, и Он отречётся от нас» (2Тим. 2:12). А наши страдания «кратковременны», как заметил великий Апостол: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18). Ведь Господь обещал: «… прославлю прославляющих Меня» (1Цар. 2:30).
Да поможет Вам Бог в реализации всех Ваших творческих проектов!
С искренним почтением –
Александр Азовский 30.08.2019 22:26 Заявить о нарушении
Следите за её передвижением к Вам по почтовому идентификатору:
RB875649140UA
Благословенного чтения!
Александр Азовский 05.09.2019 00:21 Заявить о нарушении