Игра

     «Понимание атома – детская игра по сравнению с пониманием детской игры» - /А. Эйнштейн/. Играй и развлекайся вместе с ним. Игра не заканчивается никогда. Какой ребенок в игре – такой он и в жизни. Старая японская пословица утверждает: «Каков в три года, таков и в сто» Жизнь и есть самая великая игра. Блаженный Августин в «Исповеди» говорил, что игра лежит в основе всякого открытия и творчества. Она ведет к познанию мира, развивает понимание того, что в нем существуют определенные законы и правила, она – орудие самовоспитания, развивающее фантазию, концентрацию, целеустремленность, умение достойно принять и победу и поражение, и, наконец, культивирует хорошее упрямство. Когда игра умирает, рождается скука.

   «Вы можете узнать о человеке гораздо больше, поиграв с ним часок, чем, проговорив целый год» - /Платон/

   Американцы считают, что в жизни выигрывает тот, кто умирает с бОльшим количеством игрушек. Может и так. Но, бывало, мастеришь ему игрушку, он возится рядом, пыхтит, макушка взъерошенная. И неизвестно, кому это больше нужно - тебе или макушке.
   Мне вспоминается картинка в одном из моих / детских? недетских?/, снов: гора игрушек, на вершине которой с игрушечным автоматом в руке, куклой под мышкой и в короне гордо и неприступно восседает счастливый отец. У подножия стоит грустный сынишка и спрашивает: - «Папа, а кем ты будешь, когда вырастешь?». И, если уж начистоту, то неужели тебе ни разу не приходилось покупать игрушку ребенку для того, чтобы поиграть с ней самому?!

   Делая, видимо, попытку приобщить к своим взрослым «игрушкам», в детстве мой отец взял меня с собой по одному разу на охоту и на рыбалку. Оба этих «раза» я запомнил на всю
жизнь и могу их описать до мельчайших подробностей. Второй раз он пригласил меня на
рыбалку, когда я уже был семейным человеком. От удивления я так надрался, что всю рыбалку проспал в тенечке на берегу. Приглашение оказалось последним.

     А такая «игрушка», как автомобиль, мне и до сих пор неподвластна. Всю мою сознательную жизнь у нас в семье был транспорт, но отец так и не научил меня управлять им, не дал мне на это право. Вобщем, друзьями мы так и не стали.

   Дружи с ним. Прежде, чем он превратится в тинэйджера, ты просто обязан стать ему старшим другом. Ходи туда, куда идет он, делай то, что он делает. Сокращай расстояние. Сколько от тебя до него? А обратно? Посиди, полежи с ним на полу, пободайся с ним лбом, увидь его глазами. Побудь на его хотя бы физическом уровне! «Не забывайте себя маленького. Наши детские чувства, мысли и желания в первую очередь нужны нам самим.
Они охраняют нашу целостность и индивидуальность, спасают от гнета повседневности, выводят из самых тяжких кризисов. А когда нам надо помочь ребенку, как-то поддержать его и направить, они становятся своеобразным переводчиком, позволяющим разным мирам общаться на одном языке. И поверьте, общение это может стать неиссякаемым источником сил, любви и вдохновения» - /М. Тамаш/
   
     Не упускай малейшую возможность наладить, установить с ним контакт. При всей своей занятости регулярно выделяй время для разговора с ним. Побеседуй с ним в загадочном уединении темноты, посмотри в небо, понаблюдай за расписанием звезд, в летнюю жару вызови его на дуэль на водных пистолетах, съезди с ним на вокзал или в аэропорт, притворившись, что вы кого-то встречаете. Обязательно будь на всех его мероприятиях, /игры, спектакли, соревнования/, и не в качестве мебели, а как его персональная группа поддержки. Всегда все фотографируй.
   Расскажи забавную историю из своего детства, обсуди с ним текущие события, в т. ч. школьные, оцени его цели, мечты, поговори о его любимой музыке. Наконец, просто разговаривай с ним! Говори с ним, а не к нему! В т. ч. и на неизвестном
иностранном языке: « Тренди - бренди тюлюлю? – Бексы – шмексы, дриньк ау! – Ферди пюкси бумбель сяо? – Щагераська! Буль муму;!» Сочиняйте новые песни о старом: «В росу ёдилась лелочка, в росу жона лела, лимой и стретом зойная быленая зела»

   Веди дневник, записывай все его смешные словечки и нестандартные поступки, памятные и просто забавные события, проблески его, /и своей, конечно,/, мудрости. Со временем острота ощущений исчезнет, но представь себе, как эти записи ты даришь ему на свадьбу или в день рождения его ребенка, твоего внука.
Лучше, - правнука. Не исключено также, что из такой «хроники» родится книга. У нас с внуком так и получилось.

   Конечно же, ему нравится, когда всего много. Однако если забросать ребенка игрушками по самую верхушку, его внимание будет рассеиваться, игры будут однообразными и скучными, в них будет мало фантазии, креатива, нестандартных решений, т. е. того, что потом и будет влиять на его будущее. Однажды один мой знакомый старичок, у которого было очень много всего, - игр, игрушек, книжек, одежек, и который занимался сразу всем, - музыкой,
языками, спортом, трудом, сказал мне: «Я живу разнообразно. Это очень скучно». Старичку было восемь лет.

   Ты живешь в стандартизированном мире и точно так же стандартно, шаблонно мыслишь: конструктор складываешь, книгу читаешь, на бумаге пишешь. Он играет тем, что для игры не
предназначено: ложка, стакан, гвоздь, камень, спички, наконец. Книжка может послужить строительным материалом для дома, конструктор можно читать, если собрать из него буквы. Что же касается бумаги, то тут и вовсе открывается бездна возможностей: самолет, пилотка, корабль, флаг, мяч, восхитительная и загадочно шуршащая куча под названием «рвакля» и еще много-много всего.

   Играя, он перебирает и создает варианты действительности и пробует себя в черновиках ситуаций. «Ребенку нужна не игрушка сама по себе, а предметы, стимулирующие деятельность в игре. Поэтому важно, чтобы ребенок мог получить все, что нужно для его фантазии в данный момент» - /Л. Дыкман, воспитатель, работающая по вальдорфской методике/

   Любимая потрепанная кукла, которую родители часто выбрасывают – это резервуар его жизненной энергии. Недаром он с ней засыпает или тянется к ней во время болезни, ему нужна сила. Она для него спасательный круг, как для тебя старая заряженная бесчисленными молитвами, намОленная поколениями верующих икона.

   Игрушка может нести и отрицательную нагрузку. Ты боишься принести ему инфекцию и
совсем не думаешь о том, что, даря игрушку, можешь заразить его энергетической инфекцией. Одной моей знакомой принцессе с красивым греческим именем Анастасия, / т. е. «воскресение»/, подарили то ли сувенир, то ли амулет, то ли подушечку для иголок в виде искусно выделанного… сплющенного трупика котенка с выпученными от изумления и боли глАзками из стекляруса. No comments! Другому маленькому принцу уверенный, жизнерадостный, крепколобый папа-охотник постелил возле кроватки огромную пушистую …баранью шкуру. Читал ли он сыну сказку Сент - Экзюпери о принце и барашке, не знаю. Я даже не уверен, что в его мозгах могло задержаться больше одной мысли одновременно.
   
     Психолог Алан Уотс как-то заметил, что жизнь – игра, главное правило которой – считать, что это не игра, а всерьез. «Все мы родом из детства» -/ М. Ибука, директор Ассоциации раннего развития и организации «Обучение талантов», основатель корпорации «SONY»/. Дети играют в игру. Взрослые – это умершие дети. Они тоже играют, но как - бы не играя ни в какую игру. Свои забавы они называют делом. Как дети. Гений – это взрослый
ребенок, остановившийся в развитии в хорошем смысле. Ему все еще интересно играть. Он не то, чтобы видит в игре смысл жизни, он просто живет. Ему это нравится, он не скучает.

«Я пытался достичь сердца ребенка словами;
они часто проходили мимо него не услышанными.
Я пытался достичь его сердца книгами;
он бросал на меня озадаченные взгляды.
В отчаянии я отвернулся от него.
«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?!» – закричал я.
Он прошептал мне на ухо:
«Приди, - сказал он, - поиграй со мной!» -
- /Незнакомый поэт/

   Говоря об игрушках, нельзя промолчать о собственности. Игрушка – это первая в его жизни собственность, а инстинкт собственника – едва ли не самый сильный и самый мучительный для ребенка. Он учится жить в коллективе и поэтому не может не отнимать у других, и не отстаивать то, что считает своим. Где, как не в ссоре, он или подчиняется или дает сдачи, т. е. вырабатывает специфические навыки общения и развивается, как личность?! Он не жадный, и не надо вешать на него этот ярлык, он ведь таким и вырастет. Хочешь – не хочешь, но, приклеивая этикетку на ребенка, ты видишь его таким, как назвал, а он именно так себя и ведет. Происходит так называемая инициация, запечатление, и ребенок начинает отождествлять себя с кличкой. Как вы судно назовете, так на нем и поплывете.

   Инстинкт собственника – показатель развитого интеллекта, отстаивая свое, ребенок
воспринимает себя как индивидуальность. Почему мы, взрослые, постулируя неприкасаемость и святость частной собственности, отказываем в этом ощущении своему ребенку?!
   Однажды при возвращении из гостей мой четырехлетний сын «положил глаз» на игрушку сверстника и прихватил ее с собой. Это при том, что своих у него всегда было более чем достаточно. Настоящий же собственник  не возражал, а его родители даже настаивали на подарке маленькому гостю. Однако воспротивился я, поскольку воспринял это как прихоть, и
проявление жадности, /в игрушке действительно не было ничего особенного, хотя как Я мог судить об ИГРУШКЕ?!/. Ни общие уговоры, ни отчаянный рев сына меня не сломили, домой мы ушли без подарка. Теперь я могу лишь догадываться, какое страшное горе испытал Андрюша, не сумев по моей вине удержать свою собственность. Через день он остыл бы к ней, и игрушку абсолютно безболезненно можно было бы вернуть. «Если хотите научить своих детей воровать, заставьте их подольше выпрашивать все, что вы им даете» - /Дж. Биллингс/
   Дети с сильным инстинктом собственника не вырастают ни жадными, ни грабителями. Дети, в которых этот инстинкт убивали в зародыше, выкорчевывали, становятся ими. Надо просто пережить, переждать частнособственнический период и хвалить, поощрять ребенка, когда он делится своими вещами с другими: «Мне понравилось, что ты поделился с друзьями, не все дети так делают, наверное, это было нелегко, молодец, я тобой горжусь!»

   Воспитывай в нем уверенность, что его личность определяется не тем, что у него есть, а тем, кто есть он, что из себя представляет он. Тем, как он относится к тому, что у него есть.

   Человек появляется на свет лишь однажды и при желании это можно даже увидеть; личность рождается десятки раз на дню, незаметно для окружающих и для самого сноварОжденного.

   Ну и, чтоб совсем уж закончить с проблемой собственности, не веди себя по принципу - мой ребенок: хочу, кормлю, - хочу, съем! Тем самым ты формируешь у него комплекс жертвы.
Он – не твоя собственность, и ты не рабовладелец.

В революциях год за годом
за свободу гибнут народы.
Но, если сказать по чести,
рабы не ищут свободы,
рабы только жаждут мести!

   Преступно и смертельно опасно иметь в собственности человека. Особенно, когда этот человек, - раб твоей любви – твой ребенок. Его можно любить, но им нельзя обладать. Оковы
рождают вакуум. Нет ничего безнравственней и тяжелее, чем цепи в невесомости. И если уж ты исповедуешь в воспитании чеховскую истину и хочешь выдавить из ребенка по капле раба,
то начни с того, что выдави из себя господина.

   «Ребенок...душа, данная на хранение...это те драгоценные чаши, которые Жизнь дала вам на хранение, улучшение и развитие в них творческого огня.Не прилепляйтесь к ним, как улитка к раковине. Всегда думайте, что в вашем доме им пожить и погостить суждено лишь
какое-то время, чтобы созреть к собственной жизни» - /махатмы, мои индийские друзья, мудрецы/

- из книги "Евангелие Детства от Старого Павиана"


Рецензии