Разговор с художником

Этот разговор состоялся в последний день мая  в мастерской художника  Александра Ч. в Казани.  Архитектор по образованию, он проектирует элементы среды и городского благоустройства, обучает студентов рисунку в Архитектурном институте. Но, всё же, больше всего мне нравятся его акварели. Он работает без карандаша, без предварительного наброска - прямо кистью по бумаге. Пишет быстро, по сырому листу, в несколько мгновений рождая лёгкие и прозрачные, как лепестки роз, картины.  В этот раз наша встреча началась с того, что он показал мне серию своих работ о старой Казани, которые готовил для выставки в Петербурге.

- Вот Старая Татарская слобода. Я не стал рисовать вновь построенные здания, потому что они совершенно испортили панораму.  Беда в том, что ничего не делается. Если бы делалось, это было бы правильнее. Я вот помню, я в своё время ездил в Грузию, ещё в советское время. Там у меня друзья.  И вы знает, там есть такой праздник Тбилисоба. Он празднуется в последнее воскресенье октября. То есть, как раз, завершаются все сельхоз работы у них. Так вот они к этому празднику делали что. Брали один квартал старого Тбилиси. И вот в течение года делали регенерацию, сохраняя пространство, сохраняя вот эту структуру, которая существовала ранее, но делая полностью перепланировку каждого дома, делая качественное благоустройство,  делая вот эту среду в должном состоянии. Вот. И через год они открывали это всё. Это спонсировалось и государством,  и в то же время большими состоятельными людьми. Часто это были люди творческие, которые в те годы достаточно неплохо жили. Они вкладывали свои деньги, и они  там получали жильё, ну покупали, таким образом, жильё. И жили потом вот в этом старом Тбилиси, в этом удивительном городе. Вы знаете, очень было здорово. Я помню, я был на этом празднике и получил такую радость, что это всё сохраняется, что это всё живёт. Вот, если бы так подходить, то - да! Ну и надо так подходить, мне кажется. Это - правильно. Вот смотрите, вот приезжаем мы в какие-то европейские города. Вот, говорят - старый город, ему там 300 - 400 лет. И мы чувствуем, что мы идём по этой улице, да? Они, ведь, качественные, они ухоженные, они благоустроенные. И вот идёшь и наслаждаешься этим пространством. И ты чувствуешь, что ты в СТАРОМ городе!  А вот говорят, что у нас город Казань - тысячелетний город. А я невольно думаю, а где это видно? Приехали люди, которые первый раз, и хотят посмотреть, где тут тысяча лет.  По какой бы улице их не повести - ничего нет!  То есть, когда ты ведёшь по улице, и говоришь - вот здесь быыыыло, вот здесь было, вот здесь... это же смешно! Это же как мы себя унижаем, глядя на то, что всё это уничтожено. Даже Кремль, и тот сейчас не тот далеко Кремль. Я... ну так мне кажется... кажется, что так... ну, конечно, благоустроен, конечно, хорошо, конечно, там смотрят надлежащим образом.  Но, в то же время, вот здесь, с этой стороны построили , я не знаю, как он называется... Министерство сельского хозяйства... ну, в общем, Дом колхозника, да. Ну разве можно было делать такой дом рядышком с Кремлём? То есть... это, собственно, если ты сохранил только, хотя бы Кремль, и говоришь, что да, это достояние нашего города, нашей Республики, нашей страны. Вообще - это народное достояние.  Вот. Конечно, это чудо какое-то. Вообще, Кремль у нас - просто потрясающей красоты.  И вдруг возникает этот пряник перед Кремлём, с этой стороны. Кремль, любой Кремль, он всегда имел... вот был Кремль, а вокруг был посад.  Жили мастеровые люди.  Вот... Вокруг этого Кремля.  Мы не сохранили ни кусочка этого посада!  Ничего нет! То есть у нас просто с этой стороны, так называемая площадь, как она называется я уж и забыл...

- Тысячелетия?

- Нет с этой стороны она не так называется. Где там ещё старичок с лошадью. Сейчас там развязку делают - около цирка... Ярмарочная площадь! Ярмарочная! Так вот там не было такой площади, не должно было быть. А сейчас вот видите, огромный пустырь, а здесь вот эти пряники наставили. К сожалению! К сожалению!

Вот. А поэтому я, когда пишу, скажем, старую Казань, я всегда убираю то, что МЕШАЕТ.  К сожалению, разрушили вот эту казанскую изюминку, эту Татарскую слободу, над которой вот так всегда тряслись, в советское время так прямо вообще ничего не позволялось там делать. Действительно, масса было конкурсов на  организацию всего этого пространства, на создание какой-то музейной зоны. Потому что - это должно быть в городе. А сейчас всё разрушили! Вот сегодня вот этого нет уже (он указывает на дома на картине). Вот Марджани (мечеть) осталась, вот этот дом остался. И этот. И всё. А там стоят уже такие большие коробки. Я не стал их рисовать...

- Район вокруг сада Эрмитаж тоже почти весь уже в новострое.

- Дааа. Конечно. Место-то какое хорошее. Центрее не бывает, ведь, да? Поэтому они, прям, с большой радостью там строят.  Ну, если человек живёт, скажем, там в Арском районе или где-то ещё дальше. Ну а потом вдруг так судьба складывается, он оказался, в силу каких-то обстоятельств, таких, наверное, очень положительных для него, в городе, здесь. Мало того в городе, а он ещё и большой руководитель. И ему, конечно, хочется жить там, где сад Эрмитаж! Ту историю, которая была, он не знает, она ему не интересна. Вот и строит. И рядом с Кремлём строит. Ну а чё, с одной стороны Кремль, с другой - он!

У меня есть работы по старой Казани. И мне хочется как-то вот эту работу развивать. И немного сохранить вот эту картину старины...


Рецензии