1983 г 31 января. Сняли портреты Брежнева

        Вчера с утра отработал на заводе до двух часов, дома помылся и пошел пораньше на юбилей лито в молодежный центр. Дверь в зал закрыта, служащая кому-то говорила, что выступающие репетируют, и у меня уже мелькнула мысль, сесть на мягкое сидение и ждать пяти часов,  но,  увидев в коридоре живописные фотографии, начал их рассматривать.

Как вдруг из полуоткрытой двери услышал голоса Рашевской и наших женщин.  Я зашел. Они не репетировали, а просто сидели, говорили,  пили чай из эл. самовара. Спросил про Остапа Бендера.  Валя сказала:

— Я обращалась к директору экскурсионного бюро, и тот возмутился,  что написали такое заявление, порочащее известную, уважаемую организацию, мол, надо пойти и забрать назад, договорились в понедельник вместе пойти и забрать заявление.

Но в понедельник  Валя не смогла дозвониться до директора, секретарша отвечала, что его нет, а потом сказала, что он подсказывает ей, чтобы она позвонила попозже,  и тогда Валя позвонила Малышеву, чтобы тот давал ход заявлению, скоро ей придется давать показания.

Юбилей начался с опозданием на полчаса, пришли местные  столпы:  Балашов,  Орлов,  Пахута, Попов – директор ДК.  Всё шло по написанному сценарию, поэты читали стихи,  столпы поздравляли, желали успехов, Людмила Смолина, как руководитель "Орфея", со своими питомцами подготовили шуточное поздравление, которое очень понравилось Рассадину, так как  упоминали его,  мол,  хотят к себе переманить. 

На банкет «столпы» не остались. Без них все чувствовали раскрепощенными, и я произнес три тоста. Пели песни, рядом в зале гремела музыка дискотеки, и многие ходили туда танцевать, потом возвращались, чтобы и здесь танцевать, в малом зале,  я отважился только на вальс. Говорили про Сергея Аршинова, который насовсем уехал из Тольятти. 

В конце вечера Людмила Смолина положила голову на  руки, то ли спала,  то ли плохо чувствовала от перепитого. Потом сказали, что она плакала из-за своей неудачно сложившейся жизни. Это были винные слезы. Она едва держалась на ногах, на улице падала и долго лежала, так как поднять трудно из-за большой массы тела.

В прошлом году она окончила МГУ, вернулась в Тольятти и нашла своё признание в  "Орфее", который состоит из девяти человек,  но она почти каждый четверг приходит в  "Ладу". Подозреваю, что ей нравится то уважение, которое оказывает ей Рашевская, вернее, умение подойти к человеку так, что тот чувствует  себя значительным и нужным людям.

Часто, если возникала потребность проведения какого-нибудь вечера, она сама предлагала свою трехкомнатную квартиру,  где жила с матерью. Я всегда отказывался от таких вечеров,  чувствуя ненужность и неестественность всего этого. Про себя удивлялся, думал про Смолину, что она в таком возрасте, когда женщина обязательно должна построить семью,  иначе всю жизнь прокукует одной.  Строит из себя эмансипированную особу, которая свободу ставит превыше всего, а сама по вечерам будет плакать в подушку. Тем более  такие вечера не помогут ей найти спутника жизни,  а лишь попутчика на время.  Человек сам куёт свою судьбу,  и если она не сложилась, то винить нужно только себя.

Павлик Пензин пришел со своей женой, такой же долговязой, как и он сам. Было видно, что у них ещё не прошел медовый месяц, друг от друга не отходили, и он часто, на виду у всех, целовал её в щечку,  что она  принимала как должное.

Ему двадцать пять лет, а выглядел как 17-летний школьник, в простеньких, не фирменных джинсах, которые из-за его роста немного коротковаты.
Непосредственен в разговоре, пишет очень слабые стихи, которые и критиковать никто не  решался. Все смущенно молчали, а он считал это за признание.
И сейчас, на вечере, первый раз в своей жизни, он выступил перед аудиторией.

Прочитал, не стихи, а попытку стихов в прозе, про Маленького принца,  который,  оказывается, живет на Земле и  работает в депо,  и все люди, работающие в депо, не подозревали, что рядом с ними находится Маленький принц,  который часто смотрит на звезду, откуда прилетел. Уж, не о себе ли он написал?

Мастерков хотел сесть со мной,  но пошел курить, и Валя заняла его место.
Он с удовольствием  разговаривает со мной,  что-то во мне  ему нравится,  упомянул,  что в  прошлом году в мае развелся с женой после 15-ти лет совместной жизни, и купил стереопроигрыватель.  На мой вопрос, почему развелся, начал читать стихотворение,  суть которого трудно уловить,  не только из-за выпитого и шума в банкетном зале,  вероятно,  и туманности самого стиха. 

На юбилей пришел Николай Проценко,  который ходил в литобъединение лишь год, в 77 году,  а потом у него завязалась переписка с рецензентом из "Советской  России", и он перестал писать стихи,  которые  начал-то сочинять на сороковом году жизни.  Сейчас он заметно постарел, во рту не хватало одного резца, что сильно его старило,  прибавилась седина.

Выпив, начал декламировать стихи — свой ответ рецензенту, в котором писал о протекции,  без которой не обходились все известные поэты.  Смысл в том,  что если бы и ему дали протекцию,  то и он стал бы таким же известным поэтом.  Я понял ещё тогда,  что переписка ему нравилась больше, чем сочинение стихов. И сейчас пришел лишь потому,  что получил приглашение на юбилей.

Говорят, что по кинотеатрам ходят проверяющие,  выискивая тех,  кто во время работы посещает к/т.  В такое верится с трудом.  Дисциплину и порядок надо наводить не такими мерами и методами,  это стрельба из пушки по воробьям.  Наводить порядок надо среди руководителей, которые потакают и покрывают пьяниц, и прогульщиков.  Никто не пойдет в кино среди рабочего дня,  зная, что на другой день ему нагорит за это. 

Безнаказанность поступков — вот наш бич. Думается,  что вся эта компания скоро заглохнет, как все подобные компании, к ним привыкнут и перестанут просто обращать на них внимание.   Это будет прискорбно,  хочется порядка.
Зима по-прежнему балует, вчера +3, сегодня +2.

Недавно читал статью в  "Литературке",  где  написано, что в большинстве случаев жены оставляют порядочных мужей, и социологи теряются в догадках, почему так происходит? Вроде бы должно быть наоборот — бросать плохих мужей.

Думаю, здесь все в женской психологии.  Когда женщина живет с хорошим мужем, она это воспринимает как должную закономерность, не видит в этом ничего удивительного. Размеренная, спокойная, счастливая жизнь становиться обыденностью и... надоедает.  Женщине, как и каждому мужчине,  хочется чего-то новенького,  интересного,  и начинает искать. А если она ещё и симпатичная, то поиски быстро увенчиваются успехом, и у нее начинается интересная, бурная жизнь, полная страстей и страданий.

Конечно, хорошему мужу такие похождения не могут понравиться, и гордая жена,  считая, что ее не поняли, не оценили в должной мере, что она достойна лучшего мужчины,  оставляет мужа,  и в большинстве случаев остается в проигрыше.   
Новый муж не выдерживает никакого сравнения с прежним, но зато у нее продолжается жизнь полная страстей,   она понимает,  что возврата к первому мужу нет,  а лучше второго она уже не сможет найти,  года не те,  вот, и держится за плохого мужа.

2/3 разводов происходят по инициативе женщин.  В ГДР на 100 заявлений о разводе 66% от женщин.  Нередко отвергнут образцовый, порядочный, любящий, который перестает нравиться эмансипированной жене.
"Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей". Пушкин. 
Лишь 56-38% мужчин создают новую семью.

13 январь.   Промелькнула мысль,  что в тенденциозном подборе исполнителей эстрадных песен на ТВ играет большую роль какой-то нечестный и малокультурный человек,  берущий взятки у исполнителей. Только этим можно объяснить,  что многих хороших исполнителей нельзя увидеть на экране, другие же — постоянные гости. По второй программе транслируются малохудожественные фильмы. Создается впечатление, словно ставится цель, чтобы телевизор смотрели как можно  меньше людей,  только  лишь  на праздники показывают интересные программы.

17 февраля. Начал принимать аскорбинку и электроукок. С января у меня повышенная возбудимость. И трудно понять, с чем это связано? 
Вчера на бригадном собрании опять не выдержал, выступил, в надежде, что мастера примут меры, и детали перестанут поступать ко мне грязными. Их приходится перемывать, иначе застревают в загрузочном устройстве, и станок останавливается,  или работает вхолостую. Получается, из-за чьей-то лени я должен выполнять его  работу, то есть перемывать детали, или станки не дадут необходимое количество деталей.

Но и сегодня ничего не изменилось, со второй смены остались грязные детали. Правда, моя критика подействовала на Игонина, моет чище. Значит, молчать не надо.

Во всех учреждениях и на улицах сняли портреты Брежнева, сказав: мы отдали ему должное, назвав в его честь многое. Сейчас всюду цитаты Андропова, а Брежнева, словно не существовало в природе, никто его не цитирует. Бренная
земная слава. Не много остается после смерти. 

В последнее время мне попадались интересные книги по психологии, особенно понравилась Кин "Открытие Я". Надо разобраться, какое у меня самоуважение, высокое или низкое? Я на многое не претендую,  как сверчок, знаю свой шесток. Значит, низкое? Но я вижу, что лучше многих окружающих, не пьяница, не лентяй. Значит, высокое? А может быть, среднее? А про среднее там ничего не сказано. Может быть, подразумевается,  что это золотая середина? Или я сейчас делаю ложный вывод? Жаль, что таких книг попадается очень мало. Вероятно, они есть, но я лишен возможности их читать.

Утром 4 февраля по пути на работу, в автобусе, подумал, что  надо написать рассказ,  и даже придумал первую фразу, но сюжет ещё не ясен. Он и она в автобусе. Она приставляет ногу, как мне в 74 году.  Что же дальше? Они знакомятся. Слишком банально, надо что-то другое. Проверяя детали, подумал, а что, если он сидит, а она стоит. Тогда все становится на свои места.

Дома за полчаса написал рассказ, через две недели подправил несколько фраз. Жаль,  что такие откровения не часто приходят. Нужен талант Чехова, который в день писал по  рассказу. Сюжеты под ногами не валяются,  а те, которые валяются, никому не нужны,  записаны до дыр.

Прочитал Андреева "Импрессионисты", где дан отрывок из книги Марселя Пруста.  Сплошное недержание речи.  Это очень похоже на зануду,  который на вопрос, как дела? начинает  рассказывать про  себя и свои дела со всеми мельчайшими подробностями, что это грозит, никогда не закончиться. Такие люди очень редко встречаются. И, видимо,   не находя себе слушателей,  становятся писателями,  которых называют импрессионистами. Слишком много чести.

Один из таких — Виктор Кудрявцев. Но и он не чистой воды зануда.  У него развязывался язык,  когда выпивал, и в ожидании следующей рюмки,   но так как я не хотел чтобы он напивался у меня в комнате,  то не наливал,  а ему хотелось выпить. Он отставлял ложку, и, не доев даже до половины, принимался рассказывать. На предложение убрать суп и дать второе,  отказывался,  мол, сейчас съест,  отхлебывал одну ложку,  и снова рассказывал,  как он шел, да по какой дороге,  а за нею поле,  а поля знаешь какие?   Как нескончаемая песня эвенка,  что вижу о том и пою. Он мог говорить часами,  точно так же и Пруст – типичный зануда.

В начале марта разнесся слух, что совершено покушение на Андропова. Стреляла женщина, убила телохранителей,  а его ранила в руку. Когда  схватили, крикнула:

— Тебе все  равно не жить, через три месяца убьют! 

В газетах ни слова. Сразу вспоминается покушение на Рейгана, по телевидению и в газетах только об этом.  А у нас в рот воды набрали. Не знаешь, то ли это правда, то ли утка. 

С марта от нас ушел Твердохлебов, куда-то в Старый город начальником отдела. А я считал, что его с завода и краном не вытащишь. Проработал на заводе 10 лет, Начал рабочим, ребята говорят, что он был страшным сачком, начал учиться в институте и его перевели мастером, долгое время работал вместе с Госсманом, проявлял энергию. Когда Сирота ушел на повышение замом цеха, он стал начальник участка. 

В предпоследний день я с ним  немного  поговорил, чтобы ему приятно было, сказал:
— Жалко, что уходишь от нас.
Он пожаловался:
— Мыльцины снятся по ночам. Устал нервы трепать. На работе сдерживаюсь, а дома срываюсь.

 Да, нелегкий хлеб у начальников. Не хотел бы я быть на его  месте. С моей раздражительностью и возбудимостью,  мнительностью,  давно в сумасшедший дом или тюрьму попал бы. Невольно думается, что у меня сработал какой-то защитный механизм, что я не пытался поступать в  институт. Иначе был бы не на своем месте. И сейчас никуда не лезу, хотя иногда беру на себя роль лидера,  особенно, когда вижу у окружающих полною пассивность, то есть,  когда лидера нет. 

Так было на военных сборах, когда ставили палатку на 15 человек. Все так долго ждали, когда кто-то начнет командовать, что я не выдержал. На следующий день выяснилось,  что в нашей палатке два сержанта,   и мне стало неловко,  что  ими пришлось командовать. 

И сейчас,  хотя уже не председатель совета бригады, иногда подходят ко мне и  советуются,   ожидают,  что вмешаюсь  не в свое дело,   а мне  это уже надоело, и я только сочувственно киваю, предпочитаю не трепать себе нервы. 
Врачи говорят,  будьте спокойны и выдержанны.  Если следовать этим советам, то надо быть спокойным,  когда на твоих глазах ежечасно творится безобразие,  это значит,  быть равнодушным. Такими все и становятся,  потому что видят, плетью обуха не  перешибешь.   Для себя здоровее быть равнодушным, т.е.  про себя можешь возмущаться, а вслух не высказывай.  Что толку? Все равно  ничего не изменится.   А ругаться устаешь. Мне уже говорил Дадаев:

— Что; тебе больше всех надо? Никто не говорит, один ты.

А что я один могу? Лишь в масштабе своей бригады,  и то, ценой испорченных нервов.   Нет,  лучше быть спокойным, то есть равнодушным,  как все.
О чем говорит такой факт: все страны,  кроме социалистических испытывают излишек рабочих рук. Это хорошо, что у нас нет безработных, и только.  А плохо со всех сторон.  Перечислять,  пальцев на руках не хватит. Текучесть  кадров,   недисциплинированность,   халатное отношение к своим обязанностям.  Всё это развращает сознание. Оттого у нас все так плохо. Нет конкуренции — нет прогресса.

За рубежом промышленные шпионы  охотятся за секретами — плодами изобретателей,  а у нас от этих изобретателей отпихиваются. И, несмотря на это,  мы многого добились, а могли бы и больше.  Вот почему такое зло берет!   При нашей системе вольготно живется жуликам и лентяям. Слишком низкое у нас сознание. Не доросли мы до социализма. И никто нас не воспитывает, наоборот, развращает.

Однако и мне недавно изменила выдержка. Перед праздником в конце смены мне понадобилась лопата, убрать стружку, и я взял у токарей. Вскоре пришел Мыльцин, принес лопату похуже,  а эту взял И отругал меня за то,  что я из-под его носа взял лопату. 

— Опилки можно и совком убрать.

Он разразился возмущенной тирадой и ушел. А я не выдержал и вслед крикнул оскорбительное слово. К моему счастью, он не услышал. Да и я скоро остыл и понял, что  не прав в таком гневе,  надо было просто промолчать.   Это гораздо умнее.   А кричать и ругаться — слабость и скудоумие.

Всем нравятся спокойные и уравновешенные, а над вспыльчивыми смеются и потешаются. При более правильной организации труда и оплаты,  мы бы не испытывали недостатка в рабочих руках. Однако некому этим заняться.  Удивительно. Это возмущает. Показывает  равнодушие со стороны руководителей.  И весь народ видит это равнодушие.

Сможет ли Андропов, навести порядок? Одобряю его первые шаги,  дисциплина — самое главное.  Поднятие цен — тоже необходимо,  так как у народа скопились деньги,  а товаров нет. Инфляция — вот чего добился Брежнев своим руководством. Плохо, что о повышении не сообщили в газетах, ведь можно объяснить так,  чтобы все поняли.      

Недавно Исаев пришел на работу после похмелья, и его затрясло в конвульсиях, перепугал жену, женщин. В медпункте сделали два укола. На «скорой» отвезли в больницу, где дали справку,  освобождающую от работы, и наказ, не пить.
В МСП работает 15800 чел. Каждый год увольняется 2000. После обеда была лекция на тему "Экономическое  развитие МСП".  Сел рядом с  Ямпольцем.   Увидев лектора — начальника ОТиЗа,  он сказал:

— Этого я знаю, у меня два года оператором работал.  Сачок страшный. Не захотел работать и ушел учиться.

Лектор половину лекции говорил общеизвестные фразы из газет,  и лишь 10 минут о нашем производстве.  Ничего  нового не сказал, это все знали, что будем выпускать 08.   Закупили 2100 единиц оборудования.  08 — переднеприводная, двух и четырехдверная.   Спрос  на "Ладу" за границей снизился, берут только 07.
Ямполец все время отпускал ехидные  реплики, словно  мальчишка на уроке нелюбимой учительницы.  Уходя после лекции, я спросил:
—  Слышал про  покушение?
— Из газет или в кулуарах?
— Значит,  слышал?
— Нет.

Видно, он очень одинок, и не понимает причину своего одиночества.  Вечный брюзга.

С понедельника я два дня работал на "Джустине" и содрал все ногти, на мизинцах появились заусеницы, и пальцы воспалились,  за ночь заживают. 
Сегодня с утра Реуцкий поставил меня на мойку. Комиссар, так назвали ребята
Комарова, за то, что он в армии был на такой должности, почему-то не  пришел  на смену.

Минут через десять появился вчерашний парень, которого я окрестил австралийским ленивцем, у него такие же медленные движения, и такой же ничего  не выражающий взгляд, без мысли и чувств. Я ещё вчера подумал, нормален ли он? впечатление дегенерата.  Он работает на 23 участке и они,  чтобы избавиться от него, дали в нашу бригаду. Вроде бы справляется. 

Оксана смеется над ним, не догадываясь, что он болен, и что она сама своей недоразвитостью производит впечатление дурочки.  Она у Миши Исаева спросила:

— Ты женат? А то у меня в деревне есть подруга, могли бы съездить, заколет кабанчика.

Она производит впечатление бобылки, точно так же, как и Кузик, им лет по  50. Кузик все старается терануться своим мощным, бюстом о мужчину, а потом призывно смотрит на него.  У неё муж погиб в шахте лет  20 назад.

17 марта.  Утром, неожиданно расстроился живот. Удивился, вроде бы не с чего. Начал вспоминать, что ел на ужин. Вареная курица с вермишелью, соленый огурец, яблочное повидло. С этого не может.  И вдруг вспомнил.  Вика купила детям кукурузные палочки, и я съел несколько штук.  Точно,  с  них.
Года четыре их не были в продаже, и я успел забыть, что стоило мне их съесть, как начиналось расстройство, и я уже тогда опасался их есть. Значит,  у меня в организме что-то не в порядке, если не принимает молоко, сметану.  Если   раньше  на завтрак  я довольствовался молоком и хлебом, то теперь опасаюсь. Почему это у меня так? Гастрит?  Рак? Будем надеяться,  что ничего страшного. Скоро день рождения. 40 лет. Не праздновать надо, а плакать.

18 марта. Зима в этом году ещё мягче, чем в прошлом.  А все ожидали, если была мягкая зима, то по логике, следующая должна быть морозной.
Лишь с первого марта выдалась самая холодная неделя за всю зиму,  от -20 с  повышением до -10. А после 15 марта днем пошли плюсовые  температуры. Сегодня ночью было  +1.   Зиме пришел конец.   Чувствуется весенняя усталость.  Днем хочется спать,  редко удается лечь в 21 ч.

Подняли цены на пластинки на 50%. Это снизит спрос, начнут покупать магнитофоны. Отправка бандеролей и заказных повысились в 2,5 раза. Послал в "Юность" повесть. Я похож на графомана. Это  сильно огорчает.

Ленивец больше не появлялся. Оксана отказалась работать на мойке из-за того,  что опухли пальцы, проработала два дня на зачистке и вывихнула руку, вероятно, это одна цепь, опухлость,  вывих. На мойке и мужчине работать трудно,  Кузик уже месяц лежит в больнице с печенью.

Женщина подкрашивает лицо — хочет казаться красивее, чем есть. Мужчина плюет сквозь зубы, матерщинит — хочет казаться грубее и сильнее, чем есть. Но это — мужчина перед мужчиной. А как женщина перед женщиной? Чем она старается поразить, удивить? Вероятно, нарядами, так как мужчина меньше обращает внимание на наряды,  он схватывает общее впечатление, а уже потом рассматривает детали. 

А как мужчина держится перед женщиной? Каждый по-своему. Воронцов лебезит перед каждой юбкой, даже на лицо не смотрит. Богачев, внешне, кажется неприступным, а сам готов польститься на старуху. Третий, без конца задирает и даже грубит, но она понимает, что это он так ухаживает. Похоже на Игонина с Фатхутдиновой. Многообразны человеческие отношения.

19 март. За обедом против меня сидит Госсман — новый начальник участка.  Твердохлебова больше нет, а с ним так не ладил Ямполец, называл его Твердолобовым, вероятно, за неуступчивость и твердость в своих решениях. 
Когда его не стало, я  подумал,  что,  возможно, он был самым лучшим начальником участка, других таких больше не будет, он переживал за свой участок,  а все другие работают, лишь бы скорее звонок прозвучал. Ямпольцу на новом месте, вероятно, не ахти, и он бы не прочь вернуться,  тем более Твердохлебова нет. И я сказал:

— Саша, ты бы поговорил с Ямпольцем, может быть, он вернется, Твердохлебова больше нет,  он с ним не ладил.   
— Ему что;,  не нравится там? Он и мной был недоволен.
— Про тебя он ничего не говорил.   
— Ему не нравилось, что я на многое закрываю глаза.

Вот так признание! Я не ожидал такой откровенности.  Это о многом говорит. Значит,  он многое видит, но делает вид, что не замечает. И я примирительно сказал: 
— У нас без этого нельзя.

Он уже закончил обед, но немного задержался, не скажу ли еще что-нибудь, но мне больше нечего сказать,  тем более за столом сидели люди из  соседней бригады. И он ушел.

Скорей всего, он не станет говорить с Ямпольцем, никому не нравится человек, который все время тычет тебя носом в дерьмо, и требует, чтобы навели порядок.   Без таких людей спокойней.  И я решил быть таким же спокойным,   но не всегда получается.  Когда дело касается меня, быстро воспламеняюсь и вхожу в гнев. Все время ругаю себя за это и твержу, что надо учиться терпению и выдержке. Надо быть всегда спокойным. Но такое состояние наскучивает. Вероятно, для разнообразия надо и пошуметь?       

В пятницу Комаров подошел ко мне, и я улыбнулся, знал, что он скажет. Предложил выйти в воскресенье, и  я согласился.   

— Тебе, наверное, нравится в воскресенье работать?   

Хотел сказать, что, мол, нравится, как невольнику на плантации, но подумал, что он не так поймет, а объяснять что-либо излишне, когда задаются такие глупые вопросы, и я невпопад ответил:
— Горю.

Уже больше года, как я почти все воскресения работаю, и заработок существенно вырос,  нет необходимости устраиваться работать по-совместительству. Видимо, сейчас на цех выделяется больше денег, так как  по выходным дня  многие работают,  и в смены перерабатывают, делают по две нормы,  но большинство берут отгулы, и по неделе  не показываются,  а мне отгулы не  нужны, и так денег не хватает.

21 марта во время работы во второй смене подошел Шептухин. Я сидел и читал книгу. Увидев его, встал,  чтобы не  разговаривать со стоящим. Он спросил:

— Нет газетки почитать? Всё  прежнюю читаешь? Раздевалка закрыта, и читать нечего.

Как обычно,  я спросил:
— Как у тебя дела? Что  нового?

Он чересчур добросовестно воспринимает эти вопросы и начинает припоминать: 
— Пока ничего не пишу. Хочется, да времени нет. Сын болеет, простудился. Бронхит.   Раньше о такой болезни и не слышал.

Это у него такое хобби,  по  разным пустякам писать в редакцию письма, чувствуя при этом себя значительным и нужным обществу человеком.

 Он разговорился о том,  что его волновало. Жена хочет под каблук взять,  отсюда ссоры, даже драки, хотя она, как кошка, может дать сдачи, однажды  все лицо  поцарапала, не так поняла его, когда он приблизился, и для более веских доказательств, жестикулируя, взмахнул рукой. Ну и ей тогда досталось, сбросил со стула, она в это время банки доставала с антресолей.   

— А зачем тебе нужно быть главой? Уступил бы, спокойней для тебя.
— Зачем же я буду уступать? Она будет делать,  что хочет,  а я молчать?! Добро бы женился по любви,  тогда бы другое дело.  У неё нервы не в  порядке, не у меня.
— А ты не пробовал избавиться от своих отрицательных черт характера?
— У меня их нет.
— Ну,  это уже не скромно.   Что же ты,  идеальный человек?   
—  Нет, но и не хуже других. Я вот только медлительный и тугодум.  Ей хочется побыстрее,   а я не  могу быстро.   Она ругается,  вечно ты ничего  не  можешь сделать.

Он говорил долго.  Чувствовалось,  что ему хотелось выговориться,  и я почти  не перебивал.  Почти,  потому что иногда и самому хотелось что-то сказать,  а он как тетерев,   слышал только себя.

В автобусе ехали домой вместе,  расспрашивал о его братьях. Старший, на 12 лет, живет в моем квартале, одновременно получили квартиры, работает в Шасси,  вкладывает подшипники в крестовины,  поэтому у него есть на что пить.  Младший на два года, работает в гальваническом цехе, получил квартиру в старом городе от завода,  через дорогу лес,  очень удобно.

В этот юбилейный день у меня резко ухудшилось самочувствие, сильная усталость и слабость, как при гриппе, но благодаря тому, что сделали осенью противогриппозную прививку, температуры и ломоты тела нет,  зато это паршивое состояние. Через два дня на губе вскочил волдырь герпеса, явный признак простуды.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/07/25/507


Рецензии