Обыкновенная ли история - 5

Записка 5.
Поиски отца( ещё раз уточню другими словами ) - образа отца в романе " Обыкновенная история " И.А, Гончарова привели меня к тайне.
В романе есть две тайны - материнская и отцовская.
Тайны вмешательства, тайны воздействия на жизнь своих детей. Матери - на жизнь Александра, а отца - на жизнь Лизы.
Мня заворожила судьба этих тайн.
Тайна матери стала доступна Александру, и вот  он закрывает на ключ двери своей спальни, чтобы больше никто без его ведома не вмешивался в его жизнь ( святая женщина, которую пригласила мать , входила к нему спящему ).
Но!!!! Вот это мне очень интересно и важно, Александр говорит с матерью о её тайне - тайное становится не только явным, но и обсуждаемым матерью и сыном.
Тайна обретает слово.
Выделю - МАТЕРИНСКАЯ ТАЙНА обретает СЛОВО.
 Что это значит ?
Для меня это важно, потому что через слово она может быть передана как опыт жизни от одного человека к другому.
 Мне как читателю эту тайну передаёт И.А. Гончаров, а в романе это делает мать.
Но ! ( опять " но" )  Александр не пользуется материнским опытом.
Суть тайны матери - обращение к Богу.
В романе Александр как бы нехотя заходит в церковь, но служба его не трогает.. Да  и, как я вижу по ходу романа,  материнский опыт не превращается в его личный, не становится  содержанием его переживаний, его жизни.
Это заставляет меня задуматься ? Почему ?
Ответ я буду искать тоже в романе, то, что сумела найти будет в другой записке, а пока об отцовской тайне ( прогнал он Александра из жизни своей дочери, защитив её от него как от " опасного плута ").
Лиза ( по роману ) так и не узнает, что сделал её отец.
 Отцовская тайна войдёт в её жизнь опытом переживания встречи с Александром, их разговоров, её кокетства - той её опытности, в которой ум встречается с чувствами и,  взаимно изменяясь , они входят в картину мира человека, в его отношения с другими людьми и с собой...
Тайна  отца  Лизы произвела  сильное воздействие и на Александра, но, очевидно, что во время встречи и разговора с отцом Лизы он был для него ЧУЖИМ сыном, которому в слове открывалась отцовская тайна.
Сила этого слова  была такова, что Александр  стал думать о смерти и даже был готов к действию, но " Тут и умереть нельзя !"  Не умер.
Сила слова, в котором выражена отцовская тайна , оказалась разрушительной для Александра... Чуждым было для его жизни это слово, а он для него - чужим...
 Отцовская тайна так и осталась,  для Лизы и самого отца , тайной. Для отца - той  частью его жизни, где он, его Я недоступны для других людей, только один - и то чужой человек -Александр - причастен к ней.
Материнская тайна оказывается беззащитной - в слове она открыта для воздействия других людей, да и не только в слове ( подсказывает услужливая память ) , и в действии, где живёт та же её тайна заботы и защиты  ...
Сколько рук небрежно отодвинули материскую руку, поправляющую щарфик, сколько голосов пробучали что-то недовольное, когда матери напоминали  о ...
Отцовская тайна защищена границами его Я... Если ... - это уже мои домыслы - если в ней было что -то постыдное , то покаяние в слове может прийти только накануне смерти отца.. А может и не прийти, если с тайной согласна его совесть...

Продолжение следует . " Обыкновенная история" И.А. Гончаров. - классика.


На моём фото - одна из тайн жизни - тайна красоты


Рецензии
Если тайна дана лично человеку, не нужно её никому передавать. Хотя, может быть другому, даже чужому по крови. Имея трёх детей я не сразу поняла, что не имею никакого отношения к их тайнам, а они к мои. Откровенно сказанное слово не есть тайна, а тайна - это связь с Творцом. И тут только сам человек находит эту связь. Мама может направить, но не убедить.

Антонина Романова -Осипович   25.07.2012 15:44     Заявить о нарушении
В романе меня очень заинтересовал этот момент - момент передачи знания о жизни. Материнские тайны как бы и не имеют смысла тайны, проговорённые в слове они вообще теряют смысл, превращаясь в пустую форму . Другое дело - отцовские... Похоже, что тайна даётся для передачи. Кому, как и почему даётся и кому и как передаётся и принимается как опыт жизни - это очень интересно исследовать... В романе всё есть- так, по карйней мере, мне кажется. Спасибо! С уважением

Галя -Галина   25.07.2012 16:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.