I-9-1. Народ Божий захотел царя

                «Первая книга царств» имеет подзаголовок «Первая книга Самуила». Самуил происходил из левитского рода, жившего в городе колена Ефремова. Его набожная мать, испросившая его у Бога, дала обещание посвятить долгожданного первенца в назореи (аналог монашества), и отвела ребенка к священнику Илии в Силом. Там со времен Иисуса Навина стояла скиния с ковчегом завета (в Иерусалим ковчег перенес в свое время царь Давид). В юные годы Самуил был призван Самим Господом на служение. «И узнал весь Израиль, от Дана до Вирсавии, что Самуил  удостоен  быть  пророком Господним». 1Ц. 3:20.

                От Самуила началось служение пророчества, он основал пророческие школы в Раме, где он жил, а также в Вефиле, Иерихоне, Галгале (1Ц. 19:20;  4Ц. 2:3,5; 4:38). Целью этих школ он определил моральное воздействие на священников и царей.
 
                В главах 8, 9 и 10 говорится, как Самуил произвел перемену правления от Судей к Царству. По царской системе служения царя и священника были  раздельными. Но в Вечном священстве и Вечном  царстве Мессии они объединятся: Иисус Христос стал Священником и  Царем всего человечества.(1Ц. 2:35 и 2Ц. 7:16).
             
                Самуил стал последним, кто совместил в себе служение судьи и священника-пророка (1Ц. 4-7). Через 300 лет начался истинно пророческий период времени, отраженный в последних семнадцати книгах Ветхого Завета  - от пророка Исайи до пророка Малахии. 

«Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть, и брали подарки, и судили превратно». 1Ц. 8:1-3.
 
                Повторилась история, как и с сыновьями священника Илии: 1Ц. 2:12-34.  Видимо, и в библейские времена «природа отдыхала на детях знаменитых отцов».
 
«И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму. И сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу». 1Ц. 8: 4-6.

                Но Бог, в назидание будущему человечеству, повелел Самуилу исполнить волю народа, «ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Итак, послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя». 1Ц. 8:7; 10:18-19.
 
«И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил перед Господом». 1Ц. 10:25.
 
«И сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами:

*  сыновей ваших он возьмет, и приставит к колесницам своим,
*  поставит их, чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его,
*  и делали воинское оружие и колесничный прибор его,
*  и дочерей ваших возьмет, чтобы они составляли масти, варили и пекли хлебы,
*  и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие отдаст слугам своим,
*  и десятую часть плодов урожая вашего отдаст евнухам и слугам своим,
*  и от мелкого скота вашего возьмет десятую часть,
*  и рабов, и юношей, и ослов ваших лучших возьмет и употребит на свои дела,
*  и сами вы будете ему рабами.
*  и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе.
Но народ не согласился послушать голоса Самуила, и сказал: "нет, пусть царь будет над нами". 1Ц. 8:11-20.

                Самуил-пророк предупреждал не только народ израильский:
«…Господь, Бог ваш, - царь ваш. …И вы узнаете и увидите, как велик грех, который вы сделали пред очами Господа, прося себе царя». 1Ц. 12:17.

«И был Самуил судьею Израиля во все дни жизни своей». 1Ц. 7:15. 

                Это был благороднейший и честнейший человек в библейской истории. Когда он умер, «собрались все Израильтяне, и плакали по нем, и погребли его в доме его, в Раме». 1Ц. 25:1.   

                Выбор первого царя, Саула из колена Вениаминова (1Ц. гл.9-11)  оказался хорошим уроком для всех, избранных в будущем Богом.  Высокого роста, статный и смиренный, Саул начал свое царствование (1095-1055 годы до Р.Х.) блестящей победой над аммонитянами в Иависе Галаадском. Успех вскружил ему голову, смирение сменилось гордостью и самонадеянностью. Последовало непослушание Богу и, следовательно, - много ошибок в его царствовании (1Ц. с 13гл.).

«И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда. Но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом». 1Ц. 13:13-14.               

«И почил Дух Господень на Давиде с того дня и после. А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа». 1Ц. 16:13-14.   
О наказании от Бога см. http://www.proza.ru/2011/05/08/93 ).

                Помазание Давида царем было тайным, еще при жизни Саула. (1Ц.,  гл.16). Не ясно, знал ли и сам Давид об этом, пока Ионафан, сын Саула, не «сказал ему: не бойся, ибо не найдет тебя рука отца моего Саула, и ты будешь царствовать над Израилем» 1Ц. 23:17.

                В 17 главе описывается знаменитая победа Давида над филистимлянином Голиафом.

«Ты идешь против меня с копьем, и мечем, и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил. Ныне предаст тебя Господь в руку мою, …и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле». 1Ц. 17:45-46.

«И увидел Саул, что Господь с Давидом, и узнал, что Мелхола, дочь  Саула, любила Давида. … А Ионафан заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу. … И стал Саул еще больше бояться Давида, и сделался врагом его на всю жизнь». 1Ц. 18:28,3,29.

                От преследования Саулом Давиду пришлось многие годы скрываться в разных местах. «Но Давид укреплялся надеждою на Господа, Бога своего» (1Ц. 30:7). Дважды у него была явная возможность убить Саула и овладеть престолом, но он отказался поднять руку на царя, некогда помазанного Богом (гл. 24 и 26).
Наконец, Давид нашел убежище среди филистимлян и жил там, в данном ему городе Секелаг, год и четыре месяца, до самой смерти Саула и трех его сыновей во время войны с филистимлянами (гл. 19-31).

                Смертью «по собственному желанию» закончилась жизнь человека, так и не научившегося повиноваться Богу. (1Ц. 31:1-6).
 
«И услышали жители Иависа Галаадского о том, как поступили Филистимляне с Саулом, и поднялись все люди сильные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его, и пришли в Иавис, и сожгли их там. И взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней». 1Ц. 31:11-13. 

                Это был знак уважения к Саулу, когда-то спасшему их город от аммонитян. «И оплакал Давид Саула и сына его Ионафана сею плачевной песнию». 2Ц. 1:17-27.
                В конце напомню слова Самуила к народу Израильскому:

«Не бойтесь, грех этот, когда просили себе царя, вами сделан, но вы не отступайте только от Господа, и служите Господу всем сердцем вашим. Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего; ибо Господу угодно было избрать вас народом Своим». 1Ц. 12:22.

http://proza.ru/2012/07/25/723


Рецензии