Тёмный рыцарь себя не переплюнешь

        Кристофер Нолан, безусловно, - талантливый режиссер. Работая в мейнстриме, он, тем не менее, снимает стильные, неординарные фильмы. Три картины подряд он не переставал удивлять зрителя своей творческой энергией: «Престиж» (2006) – «Темный рыцарь» (2008) – «Начало» (2010). И поклонники Нолана, не побоюсь этого слова, зажравшись, ждали от третьей серии саги про Бэтмена чуть ли не революции. Мечта затмила глаза многим зрителям, и даже сейчас, после просмотра, они пишут десятибалльные рецензии, хотя “The Dark Knight Rises” имеет свои недостатки.
Во-первых, сюжет вернулся к истокам – к Лиге теней и её миссии «очищения человечества» от коррупционеров, олигархов и преступников. Силы зла вновь попытаются уничтожить Готэм-сити – обитель порока и безнадежности. Бэтмен в слепой вере, из последних сил бросается на помощь в свой hometown.
Во-вторых, главный антагонист. Зрителя избаловал Джокер, и господин Бэйн  явно проигрывает своему предшественнику по концентрации безумия в крови и выдающейся мимике. Лицо злодея прячется под респиратором, что является губительным для актерского потенциала! С другой стороны, у персонажа есть своя история, свои взгляды и характер.
В-третьих, голливудские шаблоны. Хотя трилогия о Темном рыцаре уже снискала славу реалистичного переосмысления комикса, без клише не обошлось. Чего только стоит фраза «Я свяжусь с президентом», пафосно высказанная каким-то безымянным военачальником после того, как Бэйн захватил Готэм-сити. Господи, как же это приторно!
И финал, финал!! Как говорится, face-palm. Самое интересное, что концовка вырисовывалась, по меньшей мере,  небанальная и вызывающая эмоции. Облом случился в последние секунды. Быть может, Кристофер решил пошутить над зрителем? Мы уже пустили слезу, как вдруг: никуда вы не денетесь от фабрики грез!

Но всё же “The Dark Knight Rises” нельзя назвать провалом. Как минимум, по этим причинам:
Во-первых, суровый, железный, тяжелый реализм, который держит всю трилогию на своих плечах. Никакого гротеска, никакой фантастики, стим-панка и прочих жанровых и стилистических заигрываний. Техника - настоящая, костюм – тяжелый, травмы – болезненные, страхи – навязчивые. Готэм – не гипотетический город из антиутопии или из готической сказки, а вполне реальный мегаполис. Бэт-транспорт и его приспособления – не из набора Джеймса Бонда, а из военного оснащения.
Во-вторых, развитие персонажа Брюса Уэйна, который был вынужден уступить место Джокеру в предыдущей серии. В сценарии нашлось место для самых разных эмоций и состояний: от умиротворенности до своеволия, от напористости до отчаяния. Несомненно, в раскрытии персонажа Кристиану Бэйлу помогли партнеры – Гэри Олдман, Майкл Кейн и Энн Хэтэуей.
В-третьих, философия, которая была в целом уместной. Некоторые зрители, возможно, воспримут рассуждения о силе воли, о самосохранении, о долге пустыми нравоучениями, но Кристофер Нолан, на мой взгляд, всегда умел их интересно подать.
В-четвертых, провалившаяся, но всё же попытка уйти от шаблона. Например, насыщение картинки дневным светом, финальная битва на белоснежных улицах под ярким солнцем, хотя Тёмный рыцарь должен укрываться в объятиях ночи.

Итог таков: Кристофер Нолан, будучи перфекционистом, захотел перепрыгнуть самого себя и превзойти ожидания зрителей. Но у человека есть предел возможностей так же, как у франшизы есть предел развития. Переход за эти пределы грозит самоплагиатом и безыдейностью. Апогеем истории о Бэтмене стал «Темный рыцарь», вершиной карьеры Нолана на сегодняшний день явилось «Начало» (его собственное оригинальное детище).
Думаю, что прощание с летучей мышью пойдет на пользу Нолану как художнику. Он сможет двинуться дальше. Что касается завершения трилогии, то оно вышло несколько сумбурным, в чем-то шаблонным, но всё же стилистически выдержанным.


Рецензии