Способность жертвовать, терпеть и сострадать

               (Размышления о Коломенском Арбате и его людях)

Чего греха таить, я уже давно завидую доброй завистью «арзумановскому сериалу». Ведь как бы великолепно выглядел раздел «Коломенский Арбат» в нашем альманахе! Но я очень даже понимаю Аркадия Арзуманова. Одно дело — публикация в альманахе, другое — когда у тебя собственные книжки. Да и периодичность — три книги в год — хорошая производительность! По своей численности он уже догнал наш журнал, который, повторяю, очень сиротливо выглядит без «Коломенского Арбата».
И вот очередной повод порадоваться успехам коллеги. Вышла в свет необычная книжка. Необычная потому, что до этого авторами изданий были известные коломенские журналисты и краеведы. А на этот раз издатель серии в общем-то без всякого риска опубликовал воспоминания Елизаветы Владимировны Головастиковой, учительницы, проработавшей в коломенских школах более полувека. Кроме того, до сих пор «Коломенский Арбат» рассказывал о людях, чьи имена в Коломне у многих на памяти. А эта книжка так и озаглавлена: «Благотворитель купец Щукин. Мещане Силаевы».
Если о Трофиме Моисеевиче Щукине кто-то, может быть, и слышал, то уж мещане Силаевы неизвестны практически никому. О них знали разве что специалисты. Так с какой же стати художественный совет галереи «У Николы-на-Посаде» решил рассказать о них землякам? А ларчик, по всей видимости, в том, что и Щукины, и Силаевы являют собой яркий пример общественного служения, трудолюбия и терпения. Как непривычны эти полузабытые понятия в наше время, когда так называемый «бизнес» оказывается зачастую вульгарным воровством! В старину было иначе…
Т.М. Щукин, удачливый торговец скотом, миллионер, десятую часть своих доходов отдавал делам благотворительности. На эту добровольную «десятину» был выстроен странноприимный дом (ул. Посадская, 26) для паломников-богомольцев. Любой странник жил здесь неделю, получая не только кров, но и трапезу. За это время паломники обходили святыни Коломны, а затем отправлялись дальше… В память о тех временах на бывшем странноприимном доме установлена мемориальная доска.
А по соседству, в доме № 28 всё на той же Посадской улице, была устроена Щукинская богадельня для престарелых коломенцев.

На другом конце улицы, там, где она пересекается с Коломенским Арбатом, стоит красивый деревянный дом на белокаменном фундаменте. Семья Силаевых, потомственных протопоповских огородников, после женитьбы сына Павла купила молодым дом на Никольской улице (ныне Посадской) и землю на берегу Москвы-реки. И молодые, Павел и Клавдия, не уронили семейной чести, работали дружно и слаженно, ухаживали за урожаем наравне с наёмными рабочими. Да только недолгим было их счастье: в 1917 году умер глава семьи и тут же, по пятам, новая напасть — Великая Октябрьская социалистическая…
Огороды отобрали, земля заросла бурьяном. Хозяйка Клавдия Дмитриевна погоревала-погоревала, но жить-то на что-то надо, и организовала кооперацию производителей сельхозпродукции. Благодаря её незаурядному характеру дела пошли успешно, жизнь налаживалась, дети бесплатно учились в школе, появился достаток в доме. Но тут очередной удар: в 1928 году кооперацию запретили, а Силаевых лишили всех прав, в том числе и на получение детьми дальнейшего образования.
Дальше — больше: пришли как-то белым днём в кожаных куртках комиссары и объявили о «раскулачивании», то есть узаконенном ограблении. Вывезли всё, оставив хозяевам голые стены и одежду, которая была на них в момент реквизиции. Хорошо, что ещё не сослали да не отобрали дом. Хотя, если разобраться по совести, в чём их вина? В том, что пахали с утра до ночи?
И опять не пропала семья: трудовая закалка, она дорого стоит. Чтоб как-то прожить, пришлось сдавать комнаты квартирантам. Дочь Шура вышла замуж, да только и на этот раз недолгим оказалось семейное счастье: началась война, которая навсегда отняла у неё мужа. Но опускать руки было нельзя — рос сын Серёжа. Сейчас он уже Сергей Иванович, вместе с женой Антониной Викторовной живёт в теперь уже столетнем доме.
Вот такие семьи, вот такие судьбы. Ничего необычного в них в общем-то нет, и тем не менее поневоле проникаешься к этим людям искренним уважением. И приходят на память слова Уильяма Фолкнера, что нужно верить в торжество и победу человека, потому что человек обладает душой, духом, способным к жертвенности, терпению и состраданию.
15 сентября 2004 года на доме Силаевых в торжественной обстановке состоялось открытие информационной доски, повествующей об истории этого здания…

Коломенский Посад! Это особенное место в истории Коломны. Если кремль был в старину средоточием административной и военной жизни, то здесь, на Посаде, кипела жизнь торговая, ремесленная.
А сердце Посада, его архитектурный центр — на скрещении улиц Посадской и Арбатской, у храма Николы-на-Посаде. Именно здесь, на Коломенском Арбате, зародилось удивительное культурное движение, фактически не имеющее аналогов в Подмосковье.
Десятки художественных выставок, буклетов и книг, мемориальных досок, памятных знаков и указателей преобразили наш Арбат, заставили его дома говорить. Старинные улицы Посада ожили, воскресла память о многих талантливых и благородных людях, которые когда-то жили здесь и которые составили славу Коломны. 
По существу мы стали свидетелями того, как на глазах наших явился необычный культурный феномен — художественное и краеведческое движение: возникшее не по приказу «сверху», а лишь благодаря инициативе и увлечённости самих жителей Посада. Имя руководителя проекта «Коломенский Арбат» Аркадия Сергеевича Арзуманова на слуху многих коломенцев. Без его напора, огненной энергии и организаторского таланта осуществление этого беспрецедентного в коломенской истории эксперимента было бы невозможно.
Хотя, разумеется, Коломенский Арбат нельзя сводить только к личности Арзуманова. Ведь его просветительская работа опирается на глубокий культурный фундамент Посада. В ХХ веке тут жил Пильняк. Здесь побывала Ахматова. А в Николо-Посадском храме венчался Соколов-Микитов.
Если же всмотреться во времена более отдалённые, то круг замечательных имён становится ещё шире. Знаменитые богословы, литераторы, философы ХVIII–XIX веков оставили здесь свой след.
Но не только литературой славен Коломенский Посад! Ибо издревле его жители — купцы и богатые мещане — щедро благотворили делу просвещения, народного образования и культуры. Любой коломенец, интересующийся родной историей, легко вспомнит дорогие для нас имена. Мещаниновы, Сурановы, Хлебниковы, Кисловы, Шараповы, Шевлягины, Щукины, Тупицыны… Это их трудами созидались гимназия, школы, училища, библиотеки. В купеческих домах-замках, в особняках ХVII–XIX веков копилось богатство, благодаря которому рос и благоукрашался наш город. И вполне можно сказать, что цветок коломенской культуры возрос на густом чернозёме торговли и ремесла.

Ещё одной доброй книжкой стало больше в нашем городе. Ещё одно «белое пятно» коломенской истории исчезло благодаря бескорыстному труду неравнодушных людей. Было бы несправедливо не сказать доброе слово о создателях этой книги. Замечательный рисунок для обложки выполнен неутомимым художником-краеведом Алексеем Фёдоровым. Макет-дизайн, как всегда, по сложившейся традиции со вкусом выполнил Андрей Климанов. Текст воспоминаний бережно и с любовью отредактирован Галиной Горчаковой. А организовал это творческое деяние самый подвижный человек в Коломне — Аркадий Сергеевич Арзуманов.


Рецензии
Здравствуй, Виктор! Хороший, поучительный рассказ. Раньше, независимо от сословия, люди думали о Родине, о стране, где они живут. Не так, как в настоящее время. Для нуворишей страна нужна чтобы разбогатеть, а жить за границей. Спасибо за рассказ!

С уважением Рудольф.

Рудольф Ложнов   15.08.2016 12:49     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.