Полнолуние Л. Душкиной

Вместо предисловия.
Ранее эта рецензия была размещена в одной из сессий проекта "Открытый текст", который ныне закрыт.

***

Читая некоторые ПрозаРушные тексты, порой удивляешься прямолинейности их восприятия отдельными рецензентами. Возьмём для примера вот этот рассказ Людмилы Душкиной «Полнолуние» – http://www.proza.ru/2010/02/03/104
Начнём с самого главного – названия рассказа. «Полнолуние». Такой многообещающий заголовок, предполагающий некую полноту, ясность, полную завершённость, закруглённость, я бы сказал… Что же мы видим взамен?
Цитирую: «Солнце мутным пятном проглядывало сквозь завесу и тускло освещало…» Где же тут просматривается полнолуние? Насколько мы знаем из жизненного опыта, в солнечный день полнолуния не бывает. Таким образом, уже в самом начале рассказа автор уводит наш взгляд в сторону от полноты и ясности! Чего же он добивается?
Казалось бы, сюжет рассказа прост и прямолинеен. Главный герой, Александр Аркадьевич, отправляется в баню в рабочее время. Но тут его подстерегают многочисленные трудности. Для того, чтобы проникнуть в вожделенную баню, Александру Аркадьевичу предстоит ряд непростых испытаний, которые завершаются неудачей, в результате чего он получает травму головы и не допускается в банное отделение, а взамен того оказывается лежащим в собственной спальне.
«Чего уж яснее? – скажете вы. – Совершенно прозрачная мораль: нечего, понимаешь, ходить в баню в рабочее время! Для этого существуют вечер и ночь. Всякий, кто нарушает трудовой распорядок, будет неотвратимо наказан ударом тазика по голове». Грубовато, но весьма назидательно.
Но нет, автор не настолько прост и прямолинеен! Рассмотрим некоторые, на первый взгляд, малозначительные, детали.
Начнём с того, что герой направляется в баню практически без одежды – он оставил её на работе. Что бы это значило? Неужели это сделано только лишь для создания «эффекта присутствия на рабочем месте»? Безусловно, нет. Этим самым автор подчёркивает, что наиболее ценным для работы главного героя является его гардероб, но никак не сам человек, не его личность. И в этом драматическая завязка рассказа.
В дальнейшем драматический эффект усиливается описанием реакции прохожих: «…спешащие по своим делам прохожие не обращали на него абсолютно никакого внимания». Потерянная личность, лишний человек – извечный герой русской классики… Такому – прямая дорога в баню…
И вот Александр Аркадьевич достигает порога вожделенного чистилища. Но у входа его поджидает неумолимый Банщик, препятствующий долгожданному очищению нашего героя от его потерянности, лишнести, ненужности. Оказывается, что для прохождения гигиенической процедуры требуется предъявить некую Справку. И с этого момента начинается развитие второго, третьего и прочих планов рецензируемого произведения.
Каждый из нас имеет опыт общения с бюрократической машиной государственного аппарата. Но мало кому удавалось передать этот опыт столь ярко и в то же время аллегорично, как это сделал автор. Казалось бы, что проще – выписать справку? Однако, неумолимый бюрократический аппарат требует от клиента пойти для этого на сделку с совестью: унизить ближнего посредством отправления на его голову естественных потребностей! Наш герой отказывается, и в результате получает несмываемое клеймо на лоб и ошеломляющий удар тазиком по голове… Вот она, цена свободы и независимости!
Особого внимания заслуживает образ Банщика и его пособника – Голубя. «Банщик отхлебнул из кружки, снял «ушанку» и вытер ей пот с лысины» – любой внимательный читатель без труда разглядит в этом описании недавно отрешённого от должности мэра Москвы. Автор дипломатично заменил кепку на ушанку, но остальные-то детали совпадают! «Лысина», «пот», «отхлебнул», голубь, сидящий на плече, превращающийся то в филина, то в петуха (тоже намёк!) – всё это элементы второго и третьего планов, работающие на создание образа некоего монстра, циклопа, сидящего на перепутье и регулирующего потоки материальных, денежных и информационных ресурсов! Все остальные детали повествования, как-то: образ Сортирщика, фразы «правый-левый», «жертва-палач», а также хлопанье калитки, – играют вспомогательную роль и направлены на запутывание неискушённого читателя и создание параллелей с булгаковскими образами Римского, Варенухи, Босого и связанными с ними событиями…
Полнолуние настигает нашего героя в момент пробуждения. Но было ли это истинным пробуждением?
Автор погружает Александра Аркадьевича из одной кошмарной реальности в другую. Собираются соседи и предъявляют ему внушительный счёт за прочистку канализации! Это куда ощутимей и материальней, чем эфемерные блуждания между баней и сортиром в рабочее время…
Таким образом, в финале повествования раскрывается конфликт современного интеллигента, демонстрирующий всю изнанку его беззащитности, неприспособленности, ненужности и ущербности в современных российских реалиях.
Трагедия положений, облачённая в гротескную маску иронии – вот она, истинная суть рецензируемого текста. Не зря автор завершает свой рассказ мистической фразой: «…большая чёрная тень на мгновение закрыла уже чуть-чуть ущербную Луну».
Полнолуние, полнота, ясность, завершённость, закруглённость – это лишь миг, нечто преходящее и нестабильное, за которым неизбежно следует ущербность и большая чёрная тень…

(С) Алекс Ершов, 2010.


Рецензии
Какое счастье, что мы пересеклись на ОТ!:)) Тыща первый раз перечитала - и всё с тем же удовольствием! Наверное, я хороший человек, раз Бог послал мне такого рецензента:))) У меня Ваша рецензия лежит в отдельной папочке, я её для поднятия настроения регулярно перечитываю:) Спасибо, Алекс, спасибо!

Людмила

Душкина Людмила   11.09.2012 06:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила, очень тронут )))
С почтением,

Алекс Ершов   11.09.2012 11:48   Заявить о нарушении
Отличная рецензия -миниатюра . В духе классического жанра "Карнавальной ночи2. Удачи. Л.Ф

Лев Фадеев   27.08.2014 18:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.