Свободные люди

Монотонный голос  учителя эхом отражался от стен класса, некогда покрытых белой краской, а теперь порядком облупившихся. Пылинки медленно кружились в тонком солнечном луче, проникающем в помещение сквозь трещину в грязновато-сером оконном стекле. Луч проходил через весь класс, солнечным зайчиком подрагивая на противоположной стене. Старая деревянная дверь была полуоткрыта. Изредка она чуть покачивалась от легкого дуновения сквозняка, тогда ее проржавевшие петли жалобно скрипели. В углу на стене висел треснутый фарфоровый рукомойник, из ржавого крана над ним беспрестанно капала вода.
 Дети слушали учителя молча, совершенно не обращая внимания на поскрипывание двери и  стук капель о фарфор. Человек тридцать-тридцать пять разного пола и возраста примерно с восьми до четырнадцати лет неподвижно расселись на грязном полу вокруг преподавателя. Парт в классе не было, стульев тоже. Да и вообще отсутствовала мебель, если не считать расхлябанной табуретки, на которой расположился учитель. Но отсутствие мебели никого не тревожило, ученикам, похоже, было все равно, где сидеть. В их взглядах не читалось интереса к рассказу учителя, а лишь какое-то тупое безразличие ко всему происходящему.
- Мы не обязаны хранить культурные ценности прошлого, сохранять глупые стереотипы, сковывавшие человечество веками. Мы – люди новой эпохи, свободные от глупых рутинных обязанностей, которые лишь мешают развитию личности. Мы разрушили ненужные стереотипы, рамки, которые нас ограничивали. Мы –счастливые свободные люди! – при этих словах глаза некоторых учеников загорелись подобием энтузиазма.
- Мы – счастливые свободные люди, - довольно повторило несколько человек.
Учитель тряхнул головой, откинув с лица пряди длинных засаленных волос непонятного цвета.  Его тонкие губы искривились в подобии улыбки.
- Хорошо, - похвалил он детей, повторивших его слова о свободе. – Хорошо, что вы осознаете это. Приятно видеть перед собой молодых людей с высоким уровнем самосознания. Вы приходите в школу, чтоб учиться, чтоб быть умными и независимыми…
- Господин учитель, - прервал его речь худенький мальчик лет одиннадцати, сидящий справа от табуретки.
Головы учеников разом повернулись в сторону заговорившего, на лицах некоторых промелькнуло удивление, кто-то начал тихо перешептываться.
- Какое ты имеешь право меня прерывать? – недовольно поинтересовался преподаватель, глядя на мальчика.
- Вы говорите, что мы – свободные люди, не подчиняющиеся никакой власти, - робко ответил тот. При этих словах учитель нахмурил брови, и на его лице появилось странное выражение. Мальчик продолжал: - Так если в новом мире все дозволено, почему бы мне вас не прервать? – остальные ученики смотрели на него со смесью удивления и испуга, учитель продолжал хмуриться, не отводя пристального взгляда. – Вы каждый день повторяете одно и то же, - продолжил мальчик, поднимаясь на ноги. Рыжая девочка в грязном зеленом пиджаке, сидевшая рядом с ним, испуганно отодвинулась в сторону. – Вы говорите, что мы – свободные люди, которые разрушили стереотипы. Говорите, что над нами нет никакой власти. Если нас никто не должен никого контролировать, то для чего же мы ходим в школу?
Последний вопрос заставил легкое замешательство отразиться на изможденном лице учителя. Впрочем, оно тут же сменилось суровостью.
- Вы – интеллектуальная элита, звезды современного общества. Если ты не хочешь продолжать обучение и развиваться, можешь идти бродяжничать, как большинство детей твоего возраста, - при этих словах лицо учителя исказила гримаса презрения, многие ученики тоже посмотрели на говорившего презрительно.
- Но наша школа ничему не учит, - громко заявил мальчик. В классе воцарилась тишина, нарушаемая лишь стуком капель, падающих в умывальник. – Вы каждый день повторяете одно и то же, вы говорите, что мы свободные и независимые люди, что мы развиваемся без препятствий, избавившись от пережитков прошлого… Но когда подорвали последний завод, наш город окончательно превратился в руины, - высокий голос мальчика немного дрожал, на бледных щеках появился румянец. – Мы не развиваемся, мы только уничтожаем. Уничтожаем прошлое и все культурные ценности, но взамен их не создаем ничего нового. Разве это – развитие? Это – свобода?.. – он нервно сглотнул, стараясь смотреть учителю в глаза.
- Кто ты такой, чтоб говорить на такие темы? – чуть побледнев, прикрикнул на него учитель.
Мальчик немного съежился от этого крика, стиснул зубы и сжал худые руки в кулаки.
- Я спрашиваю – кто ты такой? – повторил учитель. – Что ты понимаешь в жизни?
- Я – свободный и независимый человек, - почти прошептал мальчик. Потом, сделав глубокий вдох, он продолжил уже громче: - Вы говорили, что в новом мире все имеют право на собственное мнение. Так вот, я просто говорю вам то, что думаю. Мы совсем не развиваемся, мы только… - он запнулся, пытаясь вспомнить нужное слово. – Деградируем, – вспомнив, наконец, произнес он. – Да, вот как это называется! Я читал в какой-то старой книге… - при этих словах в глазах учителя вспыхнул недобрый огонек, а мальчик испуганно замолчал, будто поняв, что сболтнул лишнее.
- В книге? – ухмыльнулся учитель. Большинство учеников тоже заухмылялись. Теперь уже почти все глядели на мальчика с нескрываемым презрением. – Тогда все с тобой понятно… Ты начитался книг, набрался чьих-то мыслей и теперь говоришь чужими словами. Разве ты до сих пор не понял, что книги – зло? Я уже говорил об этом. Они навязывают чужую точку зрения, навязывают рамки. Они прививают, - при этих словах учитель скривился, - нравственность.
- Навязывают? – звонко вскрикнул мальчик. Его голос задрожал, уголки губ – тоже. – А вы как будто бы ничего нам не навязываете? Повторяете одно и то же каждый день… На большее вы неспособны, да? – его глаза покраснели, теперь он с трудом боролся со слезами. – Вы ничего не знаете, только повторяете… Одно… И то же… Каждый день… А на большее… Вы… неспособны, - выдохнул он, стараясь не заплакать. – И никакие вы не свободные, а просто тупые разрушители, - вскрикнул он и замолчал, стиснув кулаки. По его щекам катились крупные слезы.
- Ты только что назвал нас тупыми? – спокойно спросил учитель, оставаясь сидеть на стуле. – Ты хочешь сказать, что не согласен с тем, как сейчас живут люди, не хочешь быть свободным человеком, а хочешь быть стереотипным отсталым книжным червем? Так? Прости, но я думаю, что тебе здесь нет места. Уходи.
Мальчик словно этого и ждал. Он развернулся и, осторожно огибая все еще сидящих на полу одноклассников, направился к выходу.
- Господин учитель, - громко позвал темноволосый мальчик лет четырнадцати с горевшими энтузиазмом черными глазами. – Неужели ему не будет ничего за это?
Мальчик, уже проделавший половину пути к двери, опасливо замер, шмыгая носом.
- Если вы так хотите… - протянул учитель. – Можете сами наказать его за глупость. Мне все равно.
При этих словах дети оживились, некоторые вскочили со своих мест. Тупое безразличие в их взглядах сменилось азартом и ненавистью.
- Правда? – увлеченно переспросил темноволосый мальчишка. Учитель молча кивнул. – Бей идиота! – внезапно пронзительно заверещал тот и кинулся к уходящему мальчику.
Тот, не сразу осознав, в чем дело, несколько секунд оставался на месте, а потом рванулся к выходу. Но было поздно – несколько человек встало напротив двери, не выпуская его, остальные смыкались вокруг плотным кольцом. Их глаза горели яростью и животной ненавистью.
- Вот значит ты какой… Книжки читаешь, - протянул какой-то русый паренек. – Не обидно быть таким старомодным? Неудачник…
Мальчик молчал, глядя на него.
- Не отвечаешь? Ну ладно… Сейчас увидишь, как это тупо. Получай, - с этими словами он размахнулся и ударил того кулаком в челюсть.
Мальчик даже не успел увернуться, голова дернулась назад, и тут кто-то отвесил ему удар в затылок. В один момент, словно повинуясь негласной команде, его начали бить. Нападая со всех сторон, со слепой и беспощадной яростью. Тычок под бок, удар под колено, удар  живот, пощечина… Кто-то больно ущипнул за руку, кто-то вцепился в волосы. Спустя несколько мгновений мальчик рухнул на пол.
Рыжая девочка в грязном зеленом пиджаке – его сестра – испуганно ойкнула.
- Чего ты ойкаешь? Бей идиота, - подсказал ей кто-то.
На миг она замешкалась, потом попыталась протиснуться сквозь толпу одноклассников, чтоб нанести лежащему на полу брату хотя бы один удар.
Он лежал неподвижно, зажмурившись, сжавшись в комок и закрыв голову руками. Удары – яростные, беспорядочные, - сыпались на него со всех сторон. Били ногами наотмашь, по рукам, прикрывающим голову, по спине, по ногам. Он только  тихо поскуливал от боли, под градом беспорядочных ударов стараясь сжаться еще сильнее. Удар, еще удар… Каблуком по ребру…
Мальчик попытался упереться руками в пол, чтобы встать. Как ни странно, немного приподнять туловище ему все же удалось, но это было роковой ошибкой. Моментально чья-то нога ударила его в висок и он мешком повалился на пол.
Ожесточенно били еще около минуты, пока не начали понимать, что он совсем перестал защищаться. Мальчик лежал на полу, раскинув руки и широко открыв глаза. Из рассеченной губы текла кровь, капая на грязный пол.
- Эй, он живой-то? – спросил кто-то.
Началась суета, все тараторили что-то.
- Может, он отрубился?..
- Или сдох?..
- Да ну, не мог он сдохнуть от такого…
- Надо позвать…
- Да, хорошая идея…
- Как его зовут?
- Кто знает, как его зовут?
Рыжая девочка в грязном зеленом пиджаке отвернулась и уставилась в облупившуюся стену.
- Ладно, хрен с ним, с именем… Эй, ты, - окликнул русый паренек, развязавший драку. – Ты жив? – он ткнул его в бок ногой, но тот не пошевелился. – Не отзывается… Вот позер, - сплюнул он. – Ну пусть и лежит тут. - В завершение своей речи он еще раз довольно-таки сильно ударил мальчика ногой по голове.
Класс постепенно отходил от мальчика, снова садясь на пол и образовывая кружок вокруг учителя.
- Господин учитель, мы можем продолжать наш урок? – спросил темноволосый мальчик, тот самый, который спросил разрешения наказать одноклассника.
- Конечно, можем, - спокойно ответил преподаватель. - Только кто-нибудь, вынесите из кабинета труп.
- Труп? – с ужасом в голосе переспросил темноволосый.
- Ну, не особо-то он на живого похож. Выносите, давайте, быстрей, и продолжим, - оборвал его учитель.
Все как один обернулись в сторону лежавшего на полу мальчика. Кто-то – с испугом, кто-то – с изумлением, кто-то – с интересом – неужели и вправду труп?
- Да ну, он просто отрубился, - шепнул кто-то на ухо соседу.
Дверь противно заскрипела, в помещение ворвался сквозняк. Он прошелся неприятным холодком по спине учеников, навевая непонятный страх. Неужели этот мальчик действительно мертв? Или он только потерял сознание?
- Долго вы будете так сидеть? Выносите, и продолжим занятие, - обратился к классу учитель.
Никто не двигался с мест. Наконец рыжая девочка в грязном зеленом пиджаке и кудрявый мальчик лет восьми подошли к лежащему на земле, взяли его за ноги и поволокли к выходу. Остальные молча следили за их действиями.
Они вышли из класса и скрылись за дверью. Через несколько минут вернулись и сели на свои места.
- Продолжим занятие, - вздохнул учитель и продолжил прерванную речь о свободе, счастье и отсутствии границ и норм.
Его монотонный голос эхом отражался от обшарпанных стен. В умывальнике капала вода, пылинки танцевали в солнечном луче. Ученики слушали молча и каждое слово учителя вселяло в них уверенность, что они действительно свободные и не зависящие ни от чего люди.
На школьном дворе, у самой стены здания неподвижно лежал мальчик. Луч солнца играл в его волосах и освещал черты лица. Курносый нос, острые скулы, по-детски пухлые губы, покрытые кровавой пеной… На лице застыло выражение испуга, слезы еще не успели высохнуть в уголках глаз и на щеках, смешавшись с кровью.
Вдалеке за полуразваленным забором, окружавшим школу, возвышался город. Город свободных, развитых и независимых людей. Полуразрушенные здания глазели пустыми оконными проемами на грязные улицы. Кое-где пробивались молодые деревца, в основном тополя – эти вездесущие спутники жизни.
А далеко за городом виднелись развалины последнего, совсем недавно уничтоженного завода –  мрачного пережитка прошлого, что заставлял людей работать на себя.
Дальше за ним начиналась пустынная степь. Там и тут виднелись старые столбы линий электропередач, некоторые из них валялись на земле.
Солнце нещадно раскаляло воздух города и просторов за ним, выбрасывая утроенную дозу радиации – пережитка века городов, заводов, высоких технологий и рамок, заставлявших людей быть такими примитивными и ограниченными...


Рецензии