Новогодние огоньки... Зоя Алексеевна Богомолова

Фото из архива З.А. Богомоловой: Делегаты II съезда писателей РСФСР Евгений Евтушенко, Владимир Солоухин, Зоя Богомолова. Москва, Колонный зал Дома Cоюзов. Март 1965 г.

НОВОГОДНИЕ ОГОНЬКИ...

Из эссе «Картина длиною в жизнь»


…Январь, 2010 год. Я спешу по заснеженной улице Пушкинской в гости к Зое Алексеевне.
Белая вечерняя улица походит на вытянутое белое облако. Такое ощущение, что я иду вниз головой, потому что над головой темнеет небо, похожее на землю.
Мимо пролетают яркими вспышками машины, за которыми клубится снеговая дымка.
Они летят, летят, как будто призраки давно ушедших дней, которые никогда не воротишь назад…
В те дни, когда страна жила, как один сплочённый живой организм, и, не смотря на все трудности, было радостное ощущение приближающегося светлого будущего и свободы слова, я впервые на Съезде СП Удмуртии увидел Зою Алексеевну Богомолову. Меня попросили выступить на Съезде и рассказать о работе и планах литературной студии, которую мне доверили возглавить. Я вышел на трибуну, молодой поэт, и впервые увидел в одном зале множество известных писателей и поэтов Удмуртской республики, которые, как ни странно, выслушали меня и приняли живое участие в неожиданном самопроизвольном обсуждении. Это были мои старшие товарищи. Семён Самсонов, Олег Поскрёбышев, Павел Куляшов, Николай Байтеряков, Пётр Поздеев, Егор Загребин, Вениамин Ившин, Герасим Иванцов, Зоя Богомолова… Некоторых я знал лично, некоторых видел впервые. Зою Алексеевну невозможно было не заметить.
От неё исходил свет, несмотря на то, что она была в торжественном чёрном платье.
Если точнее, это был невидимый поток энергетического света, который можно только  почувствовать.
Молодым тогда и в голову не приходило, что бы знакомится с ней. Она была элитой или частью литературной элиты, к которой не подойдешь так запросто: «Здрасте!». Это было что-то выше нашего тогдашнего понимания и понятия, что до своего литературоведа и критика надо ещё дорасти…
В 1982 году, когда я учился в Кировском художественном училище и посещал литобъединение «Молодость» при редакции молодежной областной газеты, услышал от Кировского поэта Маргариты Чебышевой о большом значении и влиянии литературоведа и критика не только на судьбу писателя, но и на читателя. «Повезло Удмуртским писателям. У них есть Зоя Богомолова. А вот у нас нет. — Сказала она. И, немного подумав, добавила: —   Литературоведов надо растить». Прошло много лет, а в Кирове (Вятке) до сих пор нет  такого масштабного литературоведа и критика, как Зоя Алексеевна Богомолова.
 Её знают и уважают многие вятские и пермские литераторы. Им не раз приходилось выступать на совместных литературных праздниках. В то время города соревновались не только в производственных и сельскохозяйственных областях, но и в культуре. Поэтому был здоровый животрепещущий интерес: кто лучше. А это и есть движение вперёд.

…Помню выступление на литературном празднике, посвященном юбилею народного
удмуртского поэта Флора Васильева. В зале на первых рядах — первые лица республики... Зоя Алексеевна открывает вечер, она говорит о Флоре Ивановиче... Её слушают очень внимательно, каждое слово, каждую паузу… Рядом с ней поэт Владимир Романов. По правую руку вижу молодых литераторов. Михаил Федотов, Вечеслав Сергеев… В центре сцены — гости из соседних областей и республик. Я сижу справа, на краю, хотя сижу рядом с известным поэтом Олегом Поскрёбышевым, стараюсь не волноваться... Впереди выступление писательской бригады; будем говорить, и читать стихи о жизни, о Флоре Васильеве. «И вряд ли без Зои Алексеевны, - думаю,- можно было так торжественно и ёмко сказать слово о поэте и начать литературный праздник…» 
Зал часто взрывается аплодисментами.
Эти аплодисменты так и остались там, в тех днях, когда было ощущение приближающегося светлого будущего, которое до сих пор остается с нами…

… И вот я стою у дома, где живет член Союза писателей России, литературовед Зоя Богомолова. Я звоню в домофон. Зоя Алексеевна открывает двери. Приглашает пройти.
 Мы сидим в уютной кухонной обстановке, пьём чай с тортом. Говорим о литературе.
Потом переходим в большую комнату, где на стенах картины. В шкафах и на шкафах, кругом и повсюду — книги, папки с рукописями. Даже дома Зоя Алексеевна выглядит величественно, как будто только сошла с портрета. И, кажется, не было двух минувших десятилетий. Та же  неповторимая земная красота в ее глазах, та же непонятная гордость за своих товарищей. Разве что прибавилось немного морщин, да голос чуть стал тише. Но опять все тот же невидимый свет, который можно почувствовать...
 Она просит прочитать стихотворение «Земляки».
 И я читаю:

Знал Заболоцкого при жизни я,
 Овидия любительское фото
 над письменным столом висело...
 Киров
 Сергей Миронович, оратор-коммунист,
 братан-земляк... Но я его не слышал.
 Здесь по соседству братья Васнецовы
 со мною жили.
 Петр Чайковский тоже...
 Здесь рядом во дворе романтик Грин
 боярышник таскал в избу-читальню,
 а террорист Халтурин смастерить
 придумал бомбу для царя Руси...
 Здесь с крыш домов
 в овраг стекало небо
 и растворялось в красноземной глине,
 и становилось глиной.
 В это небо
 смотрел из КПЗ горящим глазом,
 похожим на оконный светлячок,
 окурок капитана Иванькова.
 Что думал тот окурок — я не знаю:
 о  Маршале, быть может, Соколове,
 а может, о полковнике, а может,
 о космонавте №50.
 А может быть, о памятнике-танке,
 всей мощью устремленном прямо в небо,         
 смотрящим также в небо,
 только дулом,
 как будто на незанятый рубеж…
 — Откуда родом ты? — меня спросили.
 Ответил.
 А потом еще добавил:
 — Где Михаил Калашников живет,
 который изобрел свой автомат
 Калашникова!..
 — Боже упаси! потомкам жить в таком
 смешенье жутком,
 где можно в воскресенье насладиться
 искусством
 и в соборе помолиться...
 а в понедельник пулю получить!
 а то и бомбу…

Зоя Алексеевна слушает внимательно. После прочтения о чём-то задумывается. Потом говорит:
— Очень неоднозначное стихотворение.
Просит прочитать ещё раз концовку. Опять о чём-то думает. Я знаю, что она дружит с Михаилом Калашниковым, что знаменитый на весь мир конструктор живёт с ней в одном подъезде.
— Я покажу это стихотворение Михаилу Тимофеевичу. — Говорит она. И как бы завершает тему просит прислать несколько стихотворений для журнала. 

Она говорит, что у меня получаются стихи с гражданским оттенком, что необходимо работать над книгой, в которой тема родины и становлении новой государственности не бьёт в глаза… Как бы остаётся на втором плане. Вспоминает Александра Твардовского, который говорил, что если из десяти стихов поэта нет одного на гражданскую тему – он ему не интересен…
Она говорит немного о себе, рассказывает о классике Удмуртской литературы, с которым лично была знакома.... Где-то на третьем плане её разговора проступает сожаление
о распаде родной страны. Она переживает. Но говорит, что у руля власти сейчас очень талантливые парни, которые вероятно изменят мир к лучшему. Я ей верю, и солидарен с тем, что она говорит. Я тоже дитя СССР. Хотя никогда не любил стихов о Родине. А по сути, всегда был с ними…

Зоя Алексеевна интересуется, как дела с приёмом в Союз. Я отвечаю, что документы находятся на рассмотрение в Москве. Она тут же тянется к телефону и звонит в Москву.
Она входит в высший совет Союза писателей России. Сначала дружески с кем-то из руководства обсуждает некоторые вопросы, потом вспоминает про меня и просит не задерживать моё вступление, ведь на Съезде писателей Удмуртии моя кандидатура прошла единогласно…

Мы прощаемся. Я уезжаю на такси по заснеженной улице Пушкинской. В портфеле огромная книга Богомоловой - подарок мне в память о встрече - книга профессора кафедры УдГУ, известного российского литературоведа и критика.

За окном машины мелькают разноцветные новогодние огоньки...


2012

(Стр. 72 - 74)
_____________________
* РОДНИК ВДОХНОВЕНИЯ: Статьи, очерки, короткие рассказы, эпизоды, воспоминания, посвящения.
К 90-летию со дня рождения критика, литературоведа и педагога З.А.Богомоловой. / Сост. О.В.Парфенова. - Ижевск:Удмуртия, 2012. - 348 с.

Книга посвящена жизни, творчеству и значительным временным периодам Зои Алексеевны Богомоловой (1923 - 2012) - критика, литературоведа и педагога, члена Союза писателей России, профессора Удмуртского госуниверситета, лауреата Всероссийской литературной премии имени братьев Киреевских, Государственной премии Удмуртской Республики, почетного гражданина Удмуртской Республики, кавалера ордена Дружбы.
К 90-летию со дня рождения З.А. Богомоловой.


Рецензии