Самоса

     Из серии мини-очерков "Красные уралвагонзаводцы"
    
     Едва успев освоиться с непривычным для меня положением  заместителя главного архитектора огромного предприятия, я попал, вдруг, в железные тиски  режима «ручного управления в условиях военного времени»...
   
     В первые три месяца работы я директора завода только видел, но не ощущал. Было много заместителей, с которыми что-то решалось, что-то не очень. Помню  интеллигентного главного инженера с таким же большим числом заместителей. Как правило, все вопросы решались медленно, тщательно размазывались «по сковородке ответственности»  –  очень комфортная, неспешная производственная жизнь. А зарплата – ничего, приличная. Все друг другу с удовольствием премиальные списки  согласовывают...

     И тут пошли слухи стеной: директора, якобы, за «неправильную любовь» переводят  «куда Макар телят…». Ждем нового. Приезжает. И представляется уже Генеральным директором и уже не завода, а объединения УРАЛВАГОНЗАВОД. Вот так: как вы лодку назовете… Сигнал к резкой смене курса.
 
     Кто-то сразу приноровился, кому-то время потребовалось, а кто-то не успел и понять, что уже «вылетел за борт»…  Я тоже почувствовал «трясение». Может в силу не великой важности моих дел, или благодаря специфике профессии, «толчок» был не таким сильным. По инерции предыдущих трех месяцев я позволил себе опоздать на утреннюю оперативку. Захожу, а там сюрприз – новый «генеральный». "Собственноручно" ведёт. Кто ж такого ожидал? Дело обошлось строгим взглядом. Разумный человек в этом случае просидит  всю оперативку тихо, «не высовываясь». Но не я. «Песочит» генеральный коллегу из проектного отдела. «Так несправедливо же! Этот человек не при чём! Дело было совсем не так…». Оказывается, я уже не думаю, а говорю все это вслух, да еще и без спроса, да еще и возбужденно, но...  искренно.
 
     Наверное, последнее меня и спасло. Не выгнали, не лишили  и пр. Просто отстегали прямо тут же, при всех, показательно. Урок я усвоил. И такую манеру учить гендиректор демонстрировал на первых порах своего правления часто и регулярно. Эффект сказался очень быстро. Во-первых, дела на заводе пошли в гору, во-вторых, стало меньше бездельников и формалистов.  В третьих, генеральный, наконец, получил свою кличку...
    
     До него только один директор удостоился такого проявления народной любви – Иван Васильевич Окунев. Его «за глаза» называли просто: Иван. Теперь и новый гендиректор ПО «УРАЛВАГОНЗАВОД им. Ф. Э. Дзержинского» Вениамин Константинович Сотников довольно быстро обеспечил себе авторитет и место в памяти уралвагонзаводцев под прозвищем «самоса».

     За десять лет «УРАЛВАГОНЗАВОД» под управлением «самосы» освоил выпуск новых моделей танков, известных сегодня как «Т – 90 М». Вдвое вырос фонд благоустроенного социального жилья. Модернизированы основные переделы, в т.ч. металлургическое и кузнечно-штамповое производства, ранее очень отсталые. Новая больница, Дворец водного спорта, Ледовый дворец спорта. Созданы заново большие «подсобные» овощеводческое и животноводческое хозяйства.
 
     И скажите после этого: зря ли он получил «Звезду Героя Социалистического труда»? Трудно сказать, что бы делал в наши "переменившиеся" времена этот человек. Как ни кощунственно звучит, но, слава Богу, что, уйдя на пенсию летом 1990 года, он вскоре ушёл из жизни, не дотянув до «крутых девяностых». Он умер бы от негодования.

     Его семья жила в обычной квартире в одном из новых районов Питера. Про дворцы, или острова, принадлежащие одному из последних наследников корпуса «красных директоров»,
тоже ничего не было слышно.

     Да, сегодня мало кто помнит об Анастасио Самоса Дебайле - последнем диктаторе  Никарагуа из династии Самоса. Очень жестоком. Наверное, Самоса, если бы услышал о своём уральском «тёзке», очень бы удивился его делам. А «тёзка» знал и о Самосе и о «самосе». Делал свое дело и ничему не удивлялся.

     Лето, 2012


Рецензии