Фетиш для шепетовских

Во-первых, это не про Валю Матвиенко, губернаторшу нашу шепетовскую. Чести ей много.
Во -вторых, навеяно это дискуссией о Бандере и Петлюре и роли последних в еврейских погромах ment52.livejournal.com/138439.html .
В-третьих, всё это если и имеет отношение к Шепетовке и погромам, то самое опосредованное.
Короче, к слову пришлось.

***

В 70-е годы мой знакомый Миша Шустерман, директор винного магазина, выходец из Шепетовки, очень просил меня продать ему мою книгу "Как закалялась сталь". Продать за большие деньги. От имени шепетовских евреев. Предков которых когда-то якобы спасал от погромов автор книги.

Конечно, упоминание Островским фамилиии Петлюры в связи с этими погромами, хоть и косвенное, во многом внедрило в понятие нашего народа то, из-за чего сегодня случилась дискуссия в моём ЖЖ.

А вся загвоздка моей книжки заключалась вот в чем.
Мой дедуля, светлая ему память, юношей в 19-м году с полгода воевал в Интернациональном Полку Красной армии, на территории Полтавщины. И воевал там именно с подростком Николаем Островским. Автором, как известно, "Стали". Службу в этом полку Островский потом и описал, как службу Павки Корчагина в Первой Конной.
Потом были ранения. Обоих развело в разные стороны.
Островский подался сами знаете как и куда.
А мой дедуля - в (не к ночи помянуто) - в ЧК.

В 1935 году, уже будучи ментом-криминалистом, дед отдыхал в санатории НКВД в Сочи и навестил там былого однополчанина. Слепого и парализованного.
Тогда и родилась эта надпись на книжке.

Мне было шесть лет, когда дед умер. И он не успел рассказать мне про эту встречу.
Так что пояснение уже со слов отца.:
Писал сам дед, или кто-то из присутствующих, под диктовку автора. А слепой писатель по трафарету только расписался.
Но значимость раритета от этого, думаю, не снижается.
И книжку я в детстве выучил почти наизусть.

А к спору о петлюрах-бандерах это не имеет никакого отношения.


Рецензии
Интересный,хотя, на первый взгляд, вроде бы частный и и незначительный факт, связанный с судьбой советского бестселлера и его автора. Переплетение судеб... Вообще было бы интересно исследовать роман Островского как текстуально, так и фактологически, отделить правду от художественного вымысла и идеологии.

Фаддей Самоед   22.01.2015 23:08     Заявить о нарушении
Благодаря дедовой книжке я в детстве дочитался Островского до почти текстуального заучивания.
По прошествии многих лет, пройдя слишком много и в жизни вообще, и в политике в частности, приобретя стойкую неприязнь к СССР и России, я осознанно считаю "Сталь" вполне безобидным и романтическим произведением, раскрученным в свое время советской пропагандой. А некоторые авторские вольности, типа службы в "Первой Конной" считаю вполне допустимыми и произведение не порочащими.
Спасибо за оценку.

Юрий Лучинский   24.01.2015 19:54   Заявить о нарушении