Памяти дяди

            Племянница публикует рассказы дяди
  МАТВЕЙ  ТЕВЕЛЁВ."СКАЖИ-ОТ  ЛЮДЕЙ.."  СБОРНИК  РАССКАЗОВ.
 "ЭТА  КНИГА, ИЗДАННАЯ  В  1963  ГОДУ ЗАКАРПАТСКИМ  ОБЛАСТНЫМ КНИЖНО-ГАЗЕТНЫМ ИЗДАТЕЛЬСТВОМ
 -"ПЕРВОЕ  ПОСМЕРТНОЕ  ИЗДАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ  МАТВЕЯ  ГРИГОРЬЕВИЧА", ИЗВЕСТНОГО  В  РОССИИ
 БОЛЬШЕ, КАК  СЦЕНАРИСТА-СОАВТОРА  СЕМЁНА  ПОЛОЦКОГО...

 Публикация  рассказов  М.Тевелёва  на  странице  Ф.Маевской   не  нарушает  авторские
 права,так  как  Ф.Маевская  в  России  единственная правонаследница  произведений
 М.Тевелёва (на  правах  старшей  племянницы  писателя-сценариста,брата  её  матери
 Р.Тевелёвой(в  заужестве  Р.Маевской),что  Ф.Маевская  может  доказать документально.
 В  Ужгороде  произведения  М.Тевелёва  не  прекращают  издаваться  союзом  писателей,
 осуществляющим  и  уход  за   местом,где  похоронен  писатель. 


 М.Тевелёв . АРИНКА.
 ( драматический  рассказ, одноимённый   с   довоенной  комедией   по  сценарию   М.Тевелёва  и  С.Полоцкого)
 
           Когда  поезд  пролетал  мимо  полустанка  Дубрава, затерянного  в  томских  лесах, вы, возможно,  из  окна  вагона  видели  её, простоволосую  девушку  с  ясными    серыми  глазами.

          Зимой  на  девушке  был  тулупчик, подпоясанный  тоненьким  ремешком, а  летом, в  погожие  дни, ветер, рождённый  движением  поезда, трепал  на  ней  весёлое  ситцевое  платьице. Она  приветливо  махала  рукой, и  её  звонкий  голос    летел  в  окна  вагонов:
          - Сча-стли-во  до-е-хать! При-ят-ной  встре-чи-и-и!
          Кондуктора  товарных, машинисты  и  пассажиры  курьерских  улыбались  в  ответ  и  долго  провожали  глазами  девушку, пока  она  не  скрывалась  из  виду.

          Её  звали  Аринкой. Она  была  путевой  обходчицей, как  и  отец  её-старый, длинноногий  Степан  Степанович  Хохлов. Она  родилась  в  глухих  томских  лесах  и  выросла  на  полустанке  Дубрава.  Собственно  говоря, это  уже  не  был  полустанок: с  тех  пор, колчаковцы  сожгли  до  тла  пять  окрестных  сёл, здесь  перестали  останавливаться  поезда. Люди  давно  ушли  из  этих  мест, и  только  жёлтый  домик  под  зелёной  крышей  сиротливо  остался  у  дороги.

          Стояла  ли  ночь, вьюга  ли  бушевала  на  дворе  или  шумели  осенние  осенние  ливни,-снова  и  снова  открывалась  дверь  поста, и  Степан  Степанович
 вместе  с  дочкой  Аринкой  расходились  в  противоположные  стороны  по  железнодорожному  полотну. Проверяли  путь  приглядывались  нет  ли  лопнувших  рельсов.

          Дома  их ожидало  радио. Радио  рассказывало  о  том, что  происходит  в  мире, и  в  полночь, по  московскому  времени, затаив  дыхание, они  слушали, как  бьют  часы  на  башне  Кремля.

          За  тысячи  вёрст  в  маленькую  комнату  полустанка  врывался  шум  ночной  сверкающей  Красной  площади, и  Аринка  восторженно  ловила  эти  звуки:
           -Слышь, автомобили1 И  гудят  как  басисто, здорово! Когда  я  в  Москву  поеду, я  каждый  раз  стану  на  площадь  приходить  и  кричать  вам  буду, где  за  день  побывала  и  что  видела. Только  как  вы  голос  мой  опознаете?
           -Разберём,-серьёзно  отвечал  отец.-Ты  только  кричи  шибче.

          Раз  в  неделю  почтовый  поезд  сбрасывал  с  платформы  тощий  пакетик. В  нём  была  книжка  из  линейной  библиотеки, редкие  письма  и  газета. Иногда  с  поездов  видели  на  откосе  железнодорожного  полотна  надпись, сделанную  известью:"Пришлите  про  Дона  Кихота"; "Пришлите  про  то, как  закалялась  сталь".Это  были  Аринкины  заказы  путевой  библиотеке.

          На  семнадцатом  году  жизни  к  Аринке  пришла  первая  её    любовь
          Стояла  весна. Лёд  трещал  на  реке, и  с  минуты  на  минуту  ждали  ледохода. Неожиданно к  полустанку  со  стороны  просёлочной  дороги  подъехали  двое  верхом  на  курчавых  крестьянских  лошадёнках. Один  из  всадников  -в  высоких  болотных  сапогах-был  красив  и  строен, второй -постарше, усат  и  толст.
        Увидев  Аринку, молодой  сказал:
         -Вот, барышня, выходит  так, что  должны  вы  нам  дать  приют, пока  нельзя  будет  перебраться  через  реку.
          Девушка  смутилась  и  спросила:
           -А  вы  кто  будете?
           -Мы  землемеры,- ответил  молодой, поднимаясь  на  крыльцо.
         "Какой  он  красивый",-подумала  Аринка  и  покраснела.
           -А  как  вас  звать?-робко  спросила  она
           -Меня  Петром  Иванычем.
          И  он  протянул  ей  свою  большую  сильную  руку.
       
          Землямеров  приняли  на  полустанке  суетливо  и  радушно. Поили  чаем, зарезали   бережёную  к  празднику  Первое  мая  курицу  и  не  знали, куда  посадить  гостей. А  гости  оказались  людьми  весёлыми  и  общительными. Молодой, Пётр  Иваныч, не  отходил  от  девушки  ни  на  шаг.Вместе  с  нею  отправлялся  на  осмотр  путей, рассказывал  смешные  истории.
           Как  хорошо  говорил  он! Как  ласково  глядели  его  глаза! И  Аринке  казалось, что  они  знакомы  друг  с  другом  уже  долгие  годы.

          На  второй  день, шагая  по  полотну они  остановились  у  крутого  поворота. Насыпь  была  здесь  высока, и  лесная  ширь  расстилалась  перед  ними  во  всей  своей  дикой  и  величественной  красоте.
           -Хорошо  тут,-сказал  Пётр  Иваныч.-А  ведь  завтра  нам  уезжать, Арина  Степановна.
          Она  замерла, услыхав, как  он  назвал  её  по  имени-отчеству. И  тут  же  испугалась, что  завтра  всё  может  оборваться.
           -И  вы  не  приедете  к  нам?
           -Нет, почему  ж, приеду,-ответил  он.
           -Приезжайте.-обрадовалась  Аринка.-Приезжайте  обязательно!
          Они  пошли  к  полустанку  молча.

          Наступил  третий  день. После  возвращения  Аринки  и  старика  из  обхода  землемеры  собрались  уезжать, чтобы  засветло  добраться  до  парома.Аринка, взволнованная  расставанием, вышла  проводить  их  по  дороге. Когда  всадники, простившись  с  ней  скрылись  за  поворотом, девушка  всё  ещё  шла  за  ними  вслед, вспоминая  о  прошедших  трёх  днях.

          Весенние  сумерки  легли  на  леса. Низкая  снежная  туча  тянулась  с  востока, и  вот  повалил  мохнатый,  должно  быть, последний  снег. Аринка  шла  вперёд  и  всё  думала  о  нём, и  всё  ещё  слышала  топот  удаляющихся  коней. Внезапно  топот  оборвался, как  будто  всадники  сразу  остановились. Девушка  прислушалась. "Может  потеряли  что-нибудь?-мелькнула  мысль-Или  лошадь  расковалась?"
   
          Обрадованная  тем, что  она  сможет  ещё  раз  увидеть  Петра  Иваныча, Аринка  быстро  побежала  по  краю  дороги. Вскоре  она  услышала  в  лесу  фырканье  коней. Лошади  были  привязаны  к  дереву,  но  землемеров  возле  них  не  было. Аринка  уже  хотела  окликнуть  Петра  Иваныча, как  вдруг  с  железнодорожного  полотна  до  неё  донёсся  лязг  железа. Это  удивило  её: "Что  такое?" Быстро  пробежав  лесок, Аринка  стала  взбираться  по  откосу  на  полотно. Здесь  был  тот  самый  крутой  поворот, откуда  они  накануне  любовались  лесными  далями. Девушка  взобралась  на  насыпь  и...оцепенела. Два  человека, не  замечая  её, возились  над  рельсами. Аринка  растерялась, у  неё  ослабели  ноги. Почувствовав, что  происходит  неладное, она  крикнула:
            -Пётр  Иваныч, что  вы  делаете?
           Те  двое  сразу  вскочили  и  сквозь  кружащийся  снег  увидели  фигуру  девушки. Застигнутые  врасплох, они  в  первое  мгновенье  растерялись  .Но  тут  же  опомнились.
            -Следишь?-прошипел  молодой  и  швырнул  в  Аринку  тяжёлый  гаечный  ключ.
           Девушка  нагнула  голову, и  ключ  пролетел  над  нею,звякнул  где-то позади  о  рельсы. Чувствуя  себя  безоружной, она  отбежала  назад и, пошарив  руками  по  земле  нашла  ключ. Но  едва  успела  она  подняться, как  в  двух  шагах  от  себя  увидела  наступающего  человека.
            -Ломом  её,ломом  бей!-кричал  толстяк.
         "Пётр  Иваныч"  занёс  над  девушкой  лом, но  она  рванулась  вперёд  и  ударила  его  ключом  по  руке. Лом  выпал  и  полетел  под  откос. Тогда  "Пётр  Иваныч"  сшиб  Аринку  с  ног  и  набросился  на  неё  с  остервенелой  звериной  яростью. Он  бил  её  кулаками. бил  изо  всех  сил, стараясь  нанести  удар  в  голову. Она  защищалась  как  могла, не  переставая  думать, что  всё  это  чудится  ей, что  всё  это - дурной  страшный  сон.

          Вдалеке  возник  нарастающий  гул  поезда. Аринка  услышала  его. Это  не  мог  быть  ни  скорый, ни  курьерский, и  она  всё  поняла: "Они  ждали  его, им  нужен  был  этот  поезд!" Напрягая  все  силы, девушка  рванулась  и  стала  царапать  молодому  лицо.
           "Пусть  убивают,-мелькнуло  в  голове.-Только  выиграть  время...Ещё  немного-и  они  ничего  не  успеют  сделать  с  рельсами. Не  успеют..."

          Поезд  подходил  всё  ближе  и  ближе. Наконец, он  вынырнул  из  леса. "Пётр  Иваныч", увидев  поезд, резко  вскочил, поднимая  за  собой  вцепившуюся  Аринку. Затем  он  с  силой  толкнул  девушку  в  грудь. Она  вскрикнула, оторвалась  и  упала  на  рельсы. Что-то  большое  и  жаркое  налетело  на  Аринку, огненные  снопы  метнулись  перед  глазами. Промчавшись  над  нею, прогрохотав  на  стыках  рельсов, воинский  эшелон  исчез  впереди, за  пеленой  кружащегося  снега.

        ...Через  три  месяца  Аринка  вернулась  из  больницы. Бледная  и  похудевшая, она  сидела  в  кресле  на  высоких  колёсах. Каждый  день  почтовые  поезда  сбрасывали  теперь  на  полустанке  пачки  писем. Аринке  писали  со  всех  концов  страны  незнакомые, но  близкие  и  родные  люди.

          Пришло  письмо  из  Москвы. Безногую  девушку  спрашивали, кем  она  хочет  быть. "Хочу  быть  инженером",-ответветила  она. И  тогда  из  Москвы  стали  приходить  книги  и  подробные  объяснения  по  курсу  средней  школы. Аринка  начала  с  азов, упрямо  преодолевая  все  трудности. И  постепенно  она  становилась  прежней, весёлой  Аринкой.

          Прошло  два  года. Аринка  собиралась  ехать  в  Москву-учиться. Была  осень. Над  томскими  лесамиморосил  мелкий  въедливый  дождь.
          Полустанок  стоял  сырой  и  зябкий, но, несмотря  на  это, в  одно  сентябрьское  утро  в   комнатах  началось  необычайное  оживление.
          На  кухне  второй  обходчик, заменивший  Аринку, раздувал  утюг  и  гладил  брюки. Его  жена, маленькая  тихая  женщина, одевала  в  чистое  ребят.
          На  полустанке  мыли  полы, украшали  стены  ельником.
            -Ну, куда  мы  спешим?-поддразнивала  девушка  всегда  спокойного  и  медлительного  отца, который  на  этот  раз  торопливо  брил  бороду.-Поезд  пройдёт  мимо  нас  в  ноль  сорок, а  сейчас  семь утра. Куда  спешить?

          Поезд  шёл  из  Хабаровска  в  Москву, но быстрее  поезда  мчалась  слава. На  тысячи  километров  вперёд  знали, что  с  двух  сторон  паровоза, среди  зелени  и  цветов, стоят  огромные  полотна  с  портретами  бойцов-героев, а  впереди  всех-портрет  человека  с  чёрной  повязкой  на  глазу,-портрет  капитана  Гордеева. И  слава  о  капитане  в  один  день  пронеслась  от  Москвы  до  Токио.

          К  железнодорожным   путям  , к  станциям  и  разъездам  стекались  толпы  людей. Ехали  из  деревень, тайги, с  дальних  гольдских  стойбищ.
          На  остановках  крестьяне  дарили  героям  рушники  с  петухами, шитые  крестиком  рубашки, выносили  к  поезду  жбаны  с  молоком  и  мёдом. Охотники  дарили  меха  и  шкуры, а  ребятишки  вскладчину  покупали  леденцы  и  протягивали  их  героям  через  окна  вагонов.

          День  и  вечер  тянулись  томительно  долго.
           -Двенадцать  часов,-отсчитала  Аринка.-Ноль  пятнадцать. Ноль  двадцать  пять.
          И,  когда  часы  гулко  пробили  половину, она  сказала:
           -Пора.
          Без  платков  и  шапок, без  плащей  и  пальто, в  самой  лучшей  одежде, какая  была  у  этих  людей, она  вышла  в  ночь, под  осенний  дождь   на  платформу.               
    


Материал из Википедии — свободной энциклопедии

"Матвей Григорьевич Тевелев (настоящее отчество — Герцович, 20 марта 1908, Ильино, Смоленская область — 1962) — русский писатель и сценарист.

Литературную деятельность начал в 1928 году, в качестве сценариста работал со студиями Ленфильм (с 1939), ЦОКС.

После войны жил в Закарпатье. Автор романа «Свет ты наш, Верховина…» (по нему в 1957 году поставлен один из известных спектаклей Закарпатского театра), пьесы в 4-х актах «Навстречу эскадре». Вместе с Н. Богословским написал песню «Письмо в Москву» (впервые исполненную С. Я. Лемешевым).

Над сценариями кинофильмов («Аринка» (1939), «Старая гвардия» (1941) и др.) работал в соавторстве с Семёном Полоцким.

Фильмография
1939 — Аринка (совместно с С.Полоцким)
1940 — Переход (совместно с С.Полоцким)
1941 — Старая гвардия (совместно с С.Полоцким)
1942 — Боевой киносборник № 12 Эпизод «Ванька» (совместно с С.Полоцким)
1942 — Варежки (совместно с С.Полоцким)
1960 — Возвращение  "

    

МАТЕРИАЛ  О  МАТВЕЕ  ТЕВЕЛЁВЕ  В  ИНТЕРНЕТЕ .

  www.ap22.ru/paper/paper_3385.html
  "25 мар 2011 –  ... На другой день Никита  ... Обратился к другу, писателю Матвею Тевелеву. Он ответил: «Я никогда стихи не писал. ... И артист попросил написать что-нибудь специально для него». ..."


  "Письмо в Москву"1938год.
    "Музыка: Н. Богословский Слова: М. Тевелев"
  Исполняет  С.Лемешев.


  "В 1937 г. Богословский принял участие в конкурсе на лучшую песню, его «Письмо в Москву» (стихи М.Тевелева) отмечена не была, однако вскоре вошла в репертуар
  С.Лемешева... "


     "Письмо в Москву"
  "... исполнение - позднесоветское, Геннадия Каменного.
  Музыка: Н.Богословский Слова: М.Тевелев 1939г. Исполняет: Геннадий Каменный Исполнение 1980г."( в интернете можно прослушать в исполнении  Г.Каменного,С.Лемешева и М.Бернеса)


  "Искусство блокадного Ленинграда
  www.epochtimes.ru/content/view/21997/8/

  "31 янв 2009 –  ... на концерты, слушали радио и читали книги, пока не сожгли их для растопки печей. ... По её словам, стихи шли сплошным потоком, «наступая на пятки друг другу, ... И вот мы остановили свой выбор на пьесе Матвея Тевелева ..."В суровую блокадную пору мы очень много выезжали с концертами. Мы понимали, что наш приезд к усталым, истощенным, но сильным духом защитникам города несет заряд оптимизма, уверенность в победе…

  Нас всегда волновал вопрос репертуара. К нам приходили и приносили свои новые произведения, рожденные в блокадном городе, Ольга Берггольц, Вера Инбер, Николай Тихонов, Всеволод Азаров, Александр Крон.

  И вот мы остановили свой выбор на пьесе Матвея Тевелева «Навстречу эскадре». Конечно, мы видели и достоинства, и недостатки пьесы, но все горели одним желанием: создать большой спектакль о Великой Отечественной войне. Иногда, правда, не верилось, что премьера состоится. Очень тяжелое время! Актеры еле держались на ногах, истощенные, ослабшие, но полные энтузиазма.

  И премьера состоялась 5 июля 1942 года в малом зале Дома культуры Промкооперации! Спектакль получился несколько камерным, очень портативно оформленным и был хорошо принят нашими зрителями».(Из дневника Ивана Дмитриева, артиста театра Балтийского Флота)"         
               


Рецензии