Семнадцать мгновений июня. День шестнадцатый

Семнадцать мгновений июня. День шестнадцатый.
Путевые заметки Фотинии.
День шестнадцатый, 28 июня.

Едем в Новгород, в Софийский собор Новгородского кремля.

На площади перед кремлевскими стенами нас ждал еще один сюрприз в виде памятника – огромного Колокола, на котором запечатлена вся история Руси, а так же герои и знаменитости, оставившие наиболее яркий след в истории. Этот колокол изображен  на пятирублевой купюре Россиии и являет собой всю историю православия на Руси…

Полюбовавшись шедевром искусства, пошли к воротам Новгородского кремля. Перед ним – ряды палаток с новгородскими сувенирами. Кто-то притормозил, чтобы разглядеть их получше, но таким пришлось догонять основную группу, спешащую к святыням Софийского собора.
 
 

 

Собо;р Свято;й Софи;и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.
История

В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.

Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.

На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

Не позже XVIII века для укрепления стен к южному и северному фасаду пристроили по три контрфорса. При реставрации 1893—1900 годов контрфорсы с южного фасада были разобраны и было возвращено храму посводное покрытие.

В 1929 году собор был закрыт, и в нём был открыт антирелигиозный музей. В музее были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример «баснословных богатств церкви». Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был сильно повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

Росписи и иконы Софийского собора

 
 
 Древняя фреска в барабане храма

Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между которыми до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора. Кроме того, в Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века.

В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (иконы XV—XVI веков, праздничный ряд икон XIV века хранится в экспозиции музея) и Рождественский (XVI век, отдельные иконы — XIX век, икона «Спас на престоле» XIV века). Среди икон особо выделяются:
Икона Божией Матери «Знамение»
Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный
София, Премудрость Божия (XV век). Находится в центральном иконостасе. Отличается большим символизмом даже по сравнению с иконами того же типа. Например, Премудрость в новгородской версии имеет красный цвет, означая жертву Христа.
Тихвинская икона Богородицы (XVI век). Находится в Рождественском иконостасе. Эта икона находилась с новгородцами во время заключения Столбовского мира. Риза на иконе изготовлена по заказу царевны Софьи.

Мощи

В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII—XIX вв.

Крест главного купола и легенда о голубе
 
 Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

5 июля 1942 года, во время артобстрела советскими войсками немецкой комендатуры, которая располагалась в Кремле (по сведениям разведки, в этот день должно было съехаться высшее фронтовое командование немецких войск), погибло изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109 года) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, местами были пробиты своды и стена. По свидетельству В. С. Пономарёва, который до лета 1942 года находился в Новгороде, огонь был направлен как бы специально по собору, золотая маковка которого служила хорошим прицельным ориентиром.

Во время обстрела было выпущено 80 снарядов, 5 из которых легли на собор. После этого, по приказу немецкого командования, по давно уже разработанному плану, из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.

Повисший на цепях главный крест собора по приказу коменданта города был снят. Золотая обшивка повреждённого купола пущена солдатами на сувениры, которые отправлялись на родину (табакерки, посуда и т. д.). В Новгороде в то время располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии. Крест, как трофей, ими был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

Оригинальный крест с голубем, венчавший собор до ВОВ

Центральный купол собора с голубем

Голубь

Голубь, венчавший крест в советский период

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года.


 

 

- Надеющимся на тя да не погибнем… -
Стали на колени перед образом Пречистой Богоматери, писаной апостолом Лукой на доске со стола, за которым трапезничало Святое семейство.
 Отслужили молебен. Читали мы молитвы и пели возле древнего изображения Богоматери.
После приложились к мощам святителя Никиты, епископа Новгородского (родом из Киева), к мощам благоверного князя Новгородского Владимира Ярославовича, к мощам благоверной княгини Анны Новгородской, к мощам святого благоверного князя Федора Ярославовича Новгородского.

Преклоняясь перед этими былинными личностями, наверное, по подсказке свыше, мы просили святых земли Новгородской, святых всея Руси молить Господа о дальнейшем процветании земли Русской:
- Помогите нам, потомкам вашим, сохранить Русь единой и неделимой! Помогите соединить разорванное, дабы удельные, мелкие князьки нынешние не натворили безвозвратной беды из-за жадности своей, недальновидности. Не продали бы нас, исконных Русичей в полон иноверцам!
- Стоять в веках Руси Великой! – как будто бы слышался ответ, слетавший со стен древнего собора!
Загадочный русский дух, о котором ходят легенды, здесь чувствовался с необоримой силой.

На территории кремля наш взгляд остановился на огромных куполах, частично поврежденных. Они были скинуты в годы советской власти с колокольни. Их так и оставили внизу, дабы напоминали они о тех бесчинствах, которые творились в 20-30-е годы большевиками.

Вернувшись к автобусу, мы выехали из Новгорода Великого и отправились в Хутынь к преподобному  Варлааму, к святой горке преподобного.

Варлаам Хутынский (в миру Алекса Михайлович (Михалевич); XII век, Великий Новгород — 6 ноября 1192) — основатель и игумен Спасо-Преображенского Хутынского монастыря. Причислен православной церковью к лику святых.

 
 

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь ныне - женский, ранее - мужской, находится на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км от Кречевиц.

 Его основателем является св. прп. Варлам Хутынский. Вот что написано в его житии (из канона прп. Варлааму):

 "Преподобный Варлаам (в миру Алексей) жил в XII веке, был сыном благочестивых родителей Михаила и Анны и свои детские годы провел в Новгороде. Воспитанный под влиянием добродетельных родителей, Алексей с ранних лет почувствовал особенное расположение к благочестивой и уединенной жизни, удалялся от всяких игр и общества товарищей, любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте. По смерти родителей он, раздав все свое имущество бедным, удалился в пустыню к подвижнику Порфирию и принял от него пострижение с именем Варлаама.

 Искавший совершенного уединения, преподобный решил поселиться в глухом месте, в 10 верстах от Новгорода, в урочище, называвшемся Хутынь (худынь, худое место). Подходя к Хутыни, преподобный увидел светлый луч, просиявший из густой чащи леса. Из этого знамения он понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах - сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю. К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил:

"Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег: в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель - начало и корень всякого добра".

 Вскоре была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь. Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: "Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами". Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года. На погребение его прибыл архиепископ Новгорода со всем духовенством, иноки из всех монастырей и почти все жители города, всякого возраста, пола и состояния. Плач народа заглушал погребальные песнопения, многие больные по молитве преподобного получили исцеление.

 День этот остался памятным для народа, и в монастыре преподобного до сих пор сохраняется обычай в день кончины его раздавать милостыню всем, сколько бы ни приходило, по заповеди святого Варлаама, повелевшего принимать всех странных, кормить их и покоить.

 Господь даровал преподобному дар чудотворения и по его кончине, так что все, прибегающие с верой к мощам угодника, получают просимое". (Канон преподобному Варлааму Хутынскому. - Издание Варлаамо-Хутынского Спасо-Преображенского женского монастыря, 2005. - С. 2-6.)

 Память преподобному Варлааму празднуется 6/19 ноября и в первую пятницу Петрова поста. Собор Преображения построен в 1515 году. Он представляет собой огромное трехнефное шестистолпное сооружение, завершается пятью куполами. Поставлен "повелением великого государя и великого князя Василия Ивановича". В одном из приделов собора в 1816 году, согласно завещанию был похоронен Гавриил Романович Державин. С восточного фасада находятся три апсиды. Фасады членились по вертикали пилястрами и завершались позакомарным покрытием, замененным впоследствии на четырехскатную кровлю. Особенно примечательна западная паперть собора с пышным крыльцом на четырех столбах с шатровым верхом, декорированная изразцами.

 К северу от Преображенского собора расположена трапезная бесстолпную церковь Варлаама, построенная в 1552 году, к которой с западной стороны примыкает двухстолпная палата - трапезная. Церковь и трапезная имеют два этажа. Фасады церкви членятся пилястрами на три части, каждая из которых завершается килевидной аркой. Килевидные арочки использованы как декоративный элемент в фризе над верхней тягой, в оформлении ниш фасада.

 До революции монастырь был очень крупным, прп. Варлаама Хутынского в северных землях России почитали не менее, чем прп. Сергия Радонежского в окрестностях Москвы. В книге С.В. Булгакова "Русские монастыри в 1913 году", можно прочесть: "Хутынский Преображенский Варлаамов монастырь, 1 класса, в 10 верстах от Новгорода, на берегу реки Волхова[...] Нетленные мощи преподобного почивают под спудом в арке между соборным Преображенским храмом (построенным в 1515 году) и Покровским приделом, в серебряной раке устроенной в 1853 году. Подле раки висят тяжелые вериги преподобного, вроде монашеского параманда из железных звеньев, с большими крестами спереди и сзади. Вериги эти обыкновенно возлагают на богомольцев, приложившихся к раке преподобного. В монастыре находятся также три иконы пр. Варлаама в басменном окладе, писаные в XVI веке. В библиотеке среди других древностей хранится подлинная вкладная пр. Варлаама, писанная на пергаменте. В ризнице монастыря сохранились вещи пр. Варлаама: восьмиконечный крест, фелонь, подризник, епитрахиль, поручи и власяница. Кроме того, здесь же находится: дверь иконостаса, опаленная чудесным пламенем из гроба преподобного, который хотели вскрыть по повелению великого князя Иоанна Васильевича III, и жезл великого князя с разноцветным хрустальным набалдашником, с которым он, пораженный ужасом, бросился вон из храма, ударяя им в землю. В первую пятницу Петрова поста совершается из Софийского Новгородского собора в монастырь крестный ход, который ведет свое начало со времен самого Варлаама. При монастыре школа".

 За территорией монастыря находится колодец по преданию освящённый самим прп. Варлаамом. С другой стороны монастыря находится горочка преподобного Варлаама, которую по преданий преподобный сложил, нося землю в своей скуфье. На горочке расположена часовня.

 Монастырь был закрыт в 1925 году, а в годы Великой Отечественной войны - сильно разрушен.

 C 20 апреля 1994 года это действующий женский монастырь.

 Адрес Варлаамо-Хутынского Спасо-Преображенского женского монастыря: 173011, пос. Хутынь, Новгородский район, Новгородская область.
 Телефон: (816) 4-96-02
 Настоятельница: Монахиня АЛЕКСИЯ (Симдякина)

Приложившись к мощам святого Варлаама, пропев ему величание, по тропинке мы пошли за территорию монастыря, на горку его имени. Ту самую горку, которую он наносил сам свой скуфейкой. На вершине довольно немаленькой горки стоит часовенка. Мы снова пели величание святому, полежали, как велит традиция на ее склоне. Кто на травке, а кто на мелких ее камешках, прося исцеления позвоночникам, суставам, ногам.
А, встав, пошли по той же тропинке обратно.

Далее мы должны были ехать на Валдай. Но времени на его посещение у нас было в обрез. Поэтому, посоветовавшись с водителями, мы решили не делать по дороге к нему крюк…
Очень расстроилась одна из женщин, узнав об этом. Она везла передачу от родственников монаху этого монастыря, а тут такие новости. Но и она смирилась, понимая, что время поездки ограничено. По возвращению в Луганск, водителям нужно будет сразу же ехать за альпинистами на Кавказ.

Помню, после этого объявления, я задремала. А вот проснувшись, ничего не поняла. Я четко увидела дорожный указатель, а на нем надпись «Валдай – 3 км». Как это? Всего 3 км? Мы же не поехали туда.

Смотрю, все также удивляются и благодарят водителей. Тот, что за рулем, хитро прищурившись, улыбается нам, поглядывая в зеркало заднего вида. Посмеивается над нашей реакцией и напарник. Не могли они этого не сделать, не могли огорчить группу!
Наши руководители не смогли проехать мимо, а одна из паломниц - Людмила так и сказала
…А я была уверена, что на Валдай мы попадем – чтоб наши руководители проехали мимо Святынь – такого не припомню, сколько уже с ними езжу.
Но времени действительно было в обрез – всего час. В 17-00 мы выскочили из салона автобуса в проливной дождь Валдая, а в 18-00 – должны были уже выехать, чтобы уложиться в график.

Группа побежала по дорожке к храму. Тот монах, которому везли передачу, оказался прямо на пороге храма. Вот и не верь чудесам! Господь все устроил.
Приложились мы к иконе Иверской Божьей Матери, послушали молитвы монахов. В общем, все успели: и храм осмотреть, и купить все, что нужно, и требы заказать, и озером, красивой природой этого места полюбоваться!

Счастливые прибежали мы к автобусу даже на 7 минут раньше срока. И сильный дождь оказался не помехой.

Валда;йский И;верский Богоро;дицкий Святоозе;рский монасты;рь (также Святоезе;рский) — православный мужской монастырь Русской Церкви, основанный патриархом Никоном. Находится на Сельвицком острове Валдайского озера в Валдайском районе Новгородской области, в 10 км от города Валдай.

История

Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать монастырь на Валдайском озере Алексею Михайловичу. Последний одобрил предприятие Патриарха и выделил из казны средства для устройства обители.

Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.

При первом посещении строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоезерским».

В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи Иакова Боровичского.
 
Иверский собор

В мае 1654 года была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины.

В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство.

В 1656 году был закончен строительством Успенский собор. 16 декабря того же года он был освящён. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. Собор отличает простота и монументальность архитектурных форм. В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской».

К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившейся Александро-Невской Лавре.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами.

В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении.

Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом.

В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

Восстановление и новейшая история

В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан (Попков). В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.

5 мая 1997 года указом архиепископа Льва наместником монастыря был назначен архимандрит Ефрем (Барбинягра). В июне 2002 года он был заменён, а 25 ноября 2007 года указом патриарха Алексия II Ефрем восстановлен в должности.

11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался Патриарх Алексий. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме, перед тем совершив чин Малого освящения собора[2]. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России В. В. Путин[3][4].

В апреле 2008 года было сообщено о принятом решении впервые позолотить пять куполов Иверского собора, на что «понадобится около трёх тысяч так называемых „золотых книжек“»[5]. Нынешняя пёстрая раскраска фасадов и золочение куполов не имеют прецедентов в истории обители.

19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, патриарх Московский и всея Руси.

В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса.

Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.
 

 
 

В 18-30 мы устроили обед, остановившись на асфальтовой площадке в стороне от дороги. Каша весь день томилась в нашем чудо-котелке. Кроме нее мы сделали салат из капусты, зеленого лука и кукурузы консервированной с постным майонезом, и бутерброды с рыбой, к чаю - с повидлом. А на десерт у нас была еще и земляника. Ох, сколько ее было в том лесочке!

Как только отъехали, случился небольшой курьез. Потеряла наша Женя телефон мобильный. На нем звук отключен был. Звоним – не слышит вызова. Она думала, что пока землянику собирала для Димы, он и вывалился из кармана.

Тут ее соседка делает заявление, да таким тоном серьезным:
- Алла Дмитриевна, я вас прошу, произведите досмотр моих личных вещей! Чтобы на меня никто не подумал…
Конец речи утонул в нашем смехе. Смеялась и Женя. Да она и не думала кого-то из нас обвинить в воровстве. В ответ на заявление соседки к Жене потянулись руки с иконками, текстами молитв: «Читай немедленно – все найдется»!
Ну, а когда смех сошел на нет. Мы, помолившись, продолжили набирать номер. Пусть и без звука, но он же вибрирует.
О, да! Женя услышала его. Он оказался в кармашке сиденья, прямо перед ее носом.

Нам включили по видео сначала фильм, потом вечерние молитвы, а затем мы уснули. Ехать нам предстояло всю ночь.


Рецензии