Об этикете

Учился я в станичной (сельской) школе. Мать – домохозяйка, образование – курсы ликбеза (курсы ликвидации безграмотности). Отец окончил 4-ре класса начальной школы, затем курсы счетовода, работал бухгалтером в райпотребсоюзе. В общем, интеллигентной нашу семью – не назовёшь.

Перед окончанием занятий в 5-м классе школы (1949 г.) пионервожатая - ученица 7-го класса собрала наш класс и сказала: «Нечего летом валять дурака, бегать на пруд, играть в бестолковый футбол, надо провести время с пользой. Поэтому, каждый четверг вы будете приходить в школу, и мы будем с вами заниматься».

 В первый четверг на занятия нас пришло два пионера, в т.ч. и я. Пионервожатая принесла с собой тарелку, котлету, нож и вилку и заявила: «Вы не умеете правильно принимать пищу. Я научу Вас, как надо вести себя за столом. Надо поставить тарелку с котлетой перед собой, возьмите нож в правую руку, а вилку в левую, Намечаем небольшой кусок котлеты, натыкаем его на вилку, отрезаем этот кусочек котлеты ножом и отправляем его левой рукой в рот. Прожевав и проглотив этот кусок котлеты,  отрезаем следующий кусок. Ни в коем случае нельзя резать котлету сразу на мелкие кусочки. Понятно? В следующий раз мы разберём другой пример поведения за обеденным столом. Приходите в следующий четверг».

Я слушал пионервожатую с открытым ртом! Оказывается, я не умею правильно есть! Пришёл домой, спросил у родителей, те ответили, что, мол, ешь так, как тебе удобно и не было неудобно другим, сидящим за столом.

В следующий четверг я был на месте ровно в установленное время. Но на этот раз я пришёл один, совсем один, даже пионервожатой не было. Я прождал её около часа, но так и не дождался. Потом я узнал, что она со своими родителями переехала на жительство в другой населённый пункт. А я так и остался безграмотным в части правильного приёма пищи. И это надолго, вплоть до студенческих лет, создало у меня комплекс неполноценности. Я стал разыскивать в библиотеках, у знакомых и в магазинах пособия по этике поведения за столом, но в то время такие пособия уже не издавались, так как этика считалась пережитком капиталистического общества.

 Но ведь правила поведения за столом вообще-то должны существовать? Грамотных, интеллигентных людей, владеющих интересующими меня вопросами, в моей жизни мне не попадалось. И у меня началась тяжёлая жизнь. Дома, или у хороших знакомых я не чувствовал стеснения, ел, как обычно, но в незнакомой компании, пытался подсматривать за поведением за столом других сотрапезников и повторять их поведение.

Будучи студентом, в городских столовых я старался занимать место за отдельным столом, чтобы соседи не заметили моей неграмотности в части этики приёма пищи. Но всё равно, и тут мне было не очень удобно. Например, я очень люблю съедать фрукты из компота. Но в тех столовых, в которых я питался, чайных ложечек не было, а доставать фрукты из стакана вилкой или большой ложкой, а тем более вываливая их в раскрытый широко рот из поднятого надо ртом стакана – мне было стыдно. И вот, так любимые мною фрукты из компота так и оставалось в стакане, а я с сожалением покидал столовую.

Поэтому самой любимой моей столовой была не очень чистая забегаловка у дома колхозника на колхозном рынке г. Новочеркасска. Там мои соседи за столами и пальцами могли достать фрукты со дна стакана.

В конце концов, мне попалась потрепанная, ещё дореволюционного издания, книжица, с правилами поведения за столом, и я тщательно изучил её содержание. Оттуда я узнал, что моя пионервожатая была не права, котлеты ножом никто не режет, нужный кусок котлеты отрезается вилкой, что курицу и рыбу едят руками и пр. и пр. и пр.

 Но самое главное, прочтя книжку – я забыл о своём комплексе неполноценности! Да, я ем так, но могу есть и по другому! И вообще, я сейчас ем так, как мне удобно, но стараюсь не привлекать ненужного внимания соседей за столом.

И вот по этому поводу мне хочется напомнить многим известный эпизод, происшедший на королевском приёме у королевы Великобритании Елизаветы II во время визита в Англию первого космонавта мира Юрия Гагарина. (Со слов известного телеобозревателя Всеволода Овчинникова).

На приёме по этому случаю, Юрий Алексеевич, увидел перед собой массу разных тарелок, вилок и ножей. Очень скромным Гагарина не назовёшь, поэтому он встал за столом и сказал: «Я никогда не был на подобных приёмах, и простите, но я не знаю, как этим всем надо пользоваться!». Выручила принцесса Анна, дочь королевы. Она сказала: «Я всю жизнь прожила во дворце, но я сама не знаю, как это применяется». Конечно, она сказала неправду, но этой фразой она сняла некоторую неловкость, возникшую после слов Гагарина, и после этого беседа за столом пошла в непринуждённой обстановке и заняла гораздо больше времени, положенного по протоколу.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.