Раздел 3. Об абсурде

               
                Раздел 3
                "Об абсурде"

                I

Трагедии, во все времена преследующие человечество, есть ни что иное, кап продукт абсурда. Абсурд порождает трагедию, которая, в свою очередь,  родит новый абсурд, чем, казалось бы, и замыкает порочный круг неизбывности зла.
Абсурд не есть порождение чьей-то злой воли. В конце концов, любое зло на фоне разумного общественного устройства можно исправить. Во всяком случае, любое общество, чьи законы продиктованы законами разума, создает почву для подобного исправления.
Иное – абсурд. Если зло возведено в закон (а это всегда означает прежде всего упразднение каких-либо нравственных, этических или правовых норм и сохранение лишь видимости их), вот тогда любой оправданный с точки зрения здравого смысла шаг восстает против законов, царящих в данном обществе, что неизбежно ведет к наказанию невиновного. Это и есть Абсурд: когда веления разума противоречат всему потоку общественного сознания.
Установление власти абсурда на земле в разные времена связано всегда с деградацией общества, духовной и физической. Данная власть отличает нации, окончательно погрязшие в пороке, она знаменует собой массовый отход от религии. Там, где не господствует Истина, люди ударяются в бесконечное философствование, не приближающееся ни к каким практическим выводам, и в эпикурейство, прославляющее культ плоти.
Господь лишается возможности вести диалог с людьми, предпочита-ющими бесчисленные удовольствия тела царству Духа и Истины. Бог предоставляет их самим себе. Человек, возомнивший себя создателем Вселенной (т.н. материалисты), отворачивается от ее Истинного Творца. Он очень скоро приходит к власти абсурда, ибо, отворачиваясь от Бога, главным требованием к действительности выдвигает ее непротиворечивость (пример: раз кукуруза должна была поднять продовольственное изобилие во времена Хрущева, значит, и сеять ее нужно было вплоть до Камчатки, или раз человеку непонятно назначение аппендицита или гланд, значит, это рудимент, подлежащий удалению чуть ли не в целях профилактики, как было в США в середине прошлого века. То же и теперь: раз ГМО повышает интенсивность пищевого производства, их нужно внедрять, не смотря на катастрофические последствия для здоровья населения планеты, и т.д.).  Таким образом, власть абсурда - это власть сатаны над отвергшими власть Бога.
Раскопки и древние источники вновь и вновь повествуют об этом извечном пути человека, возомнившего себя Богом, - пути в небытие. Вавилон и Ассирия, Древний Египет и Древний Рим - сколькие гигантские дворцы и цветущие города, утопавшие в роскоши, сейчас погребены под толщей песка, над которыми лишь воют шакалы, да веет суховей.
Власть абсурда, знаменующая собой окончательную победу над че-ловеком темных сил, всегда означает для той или иной нации начало ее Апокалипсиса. При веем богатстве и роскоши декораций, духовная дегра-дация нации наступает именно тогда, когда культ роскоши возводится в абсолют, когда власть пророков, проповедовавших когда-то на данной земле, начинает подменяться властью золотого тельца - она ничем не лучше власти кровавого Молоха, ибо также уводит за собой целые нации в небытие. Точнее, власть Молоха и Тельца идут рука об руку, ибо растущие потребности в роскоши требуют все большего увеличения тирании. Нация, в которой удовлетворение естественных земных потребностей оборачивается обязательной оргией и вакханалией, обречена. Но ее низвержению всегда предшествует власть абсурда.
Абсурд возводит в ранг закона, обязательного к исполнению, все то, что противоестественно человеческой природе, и что полностью противоречит всему тому, что заповедовал людям Господь через своих пророков.
Абсурд не причисляется ни к каким законам жизни. Он - беззаконие в самом себе. Он - Вселенская разрушающая сипа всего сущего, являющаяся антиподом всего разумного.
Власть абсурда - это массовые убийства ради развлечения или наживы, невоздержанность в еде и питье, половые извращения, тянущиеся месяцами вакханалии, свидетельствующие об общем падении нравов, но все это – лишь, так сказать, его внешние проявления, суть абсурда в отсутствии страха Божьего, в осознании человеком себя полновластным хозяином Вселенной*
Возрождение наций - в покаянии, в возвращении себе истинных ценностей, в отказе от власти абсурда. Для этого в нации необходимо образование неких чистых областей, где наличествовала бы Истина, они могли бы стать очагами начала духовного возрождения нации, ибо подлинная жизнь даруется только в Боге, тогда как жизнь под властью сатаны ведет только к смерти.
                П

Человеку дана огромная власть над силами природы. При правильном подходе к ним они подвластны ему все. Скажем, возьмем феномен искусства: человеческий гений способен воссоздать из небытия прекрасные шедевры, подчинявшиеся строгим законам соразмерности и гармонии,  которые человек запечатлевает в живописи, поэзии, музыке. В подлинных вершинах человеческого духа живет пульс иных, высших сфер, недоступных обыденному сознанию.
Тот, кто обладает властью над этим таинством, кто способен сверхъестественной силой своего воображении вызывать к реальности те образы, чьи тени спрятаны в окружающем нас мире, чей лик растворен невидимыми водяными знаками в окружающей нас обыденности, чья истинная плоть сокрыта от человеческого глаза, тот прикасается к величайшей тайне жизни, он – чародей, возрождающий жизнь из пустоты.
Что же такое есть вдохновение, позволяющее возродить гармонию из хаоса? В чем истинный смысл подобной метаморфозы человеческого духа, заставляющей ожившую материю скользить по грани только что обретенного ею мира, обладающего при этом всей полнотой бытия и объективностью законов, действующих над ним, которые он сам себе и задает?
Материал опытов духа - только он сам. Рожденные им в себе миры, которые затем человеческий гений воплощает в произведения искусства, являются отражением пребывающей в человеке высшей  сущности, которая, будучи иррациональна, остается неосознанной даже для ее проводника, запечатлевшего ее в ярком шедевре. Следовательно, художник может созерцать свою высшую сущность в минуты творчества, в моменты творческих озарений. Но художники, по сравнению с другими смертными, просто видят реальность более ярко, принципиальных отличий меж ними нет. Следовательно, каждый человек обладает своей высшей сущностью, отблеск которой приоткрывается ему в творениях мастера, которая, как неделимое целое, является одновременно принадлежностью всех людей.
Высшая, неделимая сущность есть то, что скрытой тенью проходит через все живое, что сквозит через мельчайшие явления окружающего бытия, и все живущее на этом свете охвачено неясным трепетом, который  вместе с тем, есть и томительное воспоминаниее о ней, поскольку скрытая по ту сторону черты, разделяющей жизнь и смерть, она объемлет собой все сущее на земле, всепроникающий светом пронзая пространство и время.
Человеческое сознание, таким образом, в отличие от животного, обладает способностью выявить в себе свою подлинную сущность, воплотив ее в произведениях искусства, мысли или (если мы обратим свой мысленный взор на Восток) в плодах медитации. Высшая сущность распределена как в человеке, так и в неживой природе, и является их квинтэссенцией, не разлагаемой на составные части основой.

                Ш

Обыденное сознание любит иметь дело с материальными ценностями, т.к. то, что мы не можем потрогать руками, дли него вроде и не существует. Но именно культ материальных ценностей в ущерб духовным и приводит к абсурду. Истинный хлеб жизни - это духовная пища, именно она есть отблеск высшей реальности, запечатлеваемой в произведениях Искусства. Иррациональные прозрения, улавливающие на миг сущность всех вещей, и составляют подлинную суть искусства, доступную лишь истинным гениям.
Религия называет нашу высшую духовную сущность Царствием Не-бесным. Все учение Христа есть учение о его достижении. Суть абсурда в том, что он устанавливает над людьми диктат материальных ценностей, он возникает при условии изгнания людьми из своей жизни ценностей нетленных, ценностей высшего порядка, что знаменует собой наступление полной бездуховности, неизбежно ведущей народы к сошествию в бездну небытия.
Конечно, высшее не стоит без низшего, и материальная сторона бытия неизбежно занимает свое место в человеческих делах, но они должны быть лишь составной частью служения стороне духовной. Соответствующее умонастроение жертвования повседневных дел Царствию Небесному одухотворяет, наполняет космическим смыслом даже самое простое, незамысловатое, будничное наше действие.



1988; 1997 г.г


Рецензии