Национализм история и условия развития идей

Казалось, прошло не так уж мало времени с тех пор как пали Третий Рейх в Германии и фашистский режим в Италии и началась эпоха глобализма. В обществе активно пропагандируются идеи толерантности и уважения к представителям иной национальности и вероисповедания. Но, не смотря на это, продолжают возникать и по сей день конфликты по своей сути ксенофобские и в частности на  национальной почве. Так в мировой общественности вызвали изрядный шум погромы в Лондоне, устроенные мусульманами, запрет на ношение паранджи во Франции, запрет на строительство минаретов в Швейцарии. А национальные меньшинства и регионы некоторых стран уже довольно продолжительное время борются за право на отделение и национальное самоопределение, как например, Квебек в Канаде, Тайвань в Китае, Чечня в России, баски в Испании и многие другие. Подобные конфликты способствуют развитию националистических идей в своём крайнем проявлении. И в этой статье нам хотелось бы разобраться в причинах, по которым учения об изначальном неравенстве разных рас и наций неизменно оказываются столь востребованными и проследить за их историческим развитием.
Прежде всего, стоит дать чёткое определение понятию «национализм». Так, американский историк Ганс Кон определяет национализм как «состояние ума, убежденного, что высшей ценностью личности должно быть национальное государство» [11]. Так же Соловьёв А.И. в своей книге «Политология. Политическая теория. Политические технологии» приводит типологию разных течений националистической идеологии. При этом он отмечает, что разные исследователи выделяют различные типы национализма в зависимости от своих целей и задач. В рамках этой статьи наибольший интерес вызывают крайние проявления этнического национализма.
Но несомненно одно - национализм в своём более мягком варианте провозглашает право каждой нации на самоопределение и независимость и становится близким к понятию патриотизма. В то же время, в своих наиболее жёстких формах он может, действительно, стать практически синонимом слова «расизм». Так в чём же причина популярности националистических идей и различных производных от них?
И, прежде всего, нам бы хотелось в этом аспекте рассмотреть итальянский фашизм времён Бенито Муссолини.
По определению Фашизм (от итальянского «fascio» - «пучок, связка, объединение») - это политологический термин, который является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, идеологий, и возглавляемых ими политических режимов диктаторского типа.
Характерными чертами фашизма являются:
- традиционализм;
- антикоммунизм;
- этатизм т.е. абсолютизация роли государства в обществе и пропаганда подчинения личных интересов интересам государства;
- корпоративизм;
- милитаризм,
- вождизм;
Помимо этого, имеет место включение некоторых элементов популизма - политической позиции или стиля риторики, апеллирующих к широким народным массам [23].
Идеология, которую пропагандировал Муссолини, не была стройной и продуманной и рассчитывалась на человека массы. Сводилась она к следующим основным принципам:
1. Величие Италии. Фашистская идеология - идеология, прежде всего, националистическая. Она поддерживала и раздувала политическую истерию массы, направляя её к довольно броским целям, как, например, восстановление Римской империи и превращение Средиземного моря в «mare nostrum» - «наше море». Совершенно откровенно фашисты заявляли, что достичь этого можно только войной с бывшими союзниками по Антанте.
2. Ненависть к бывшим союзникам объяснялась загниванием демократии в этих странах. Соответственно, «прогнившая» демократическая система была презираема и должна была быть уничтожена и в Италии. А во всех итальянских бедах оказывались виноваты «парламентские болтуны и демагоги».
3. Особо подчеркивалась ненависть к «красным», в которых фашисты видели опасных политических конкурентов. Муссолини заявлял себя как национальную альтернативу коммунизму.
Бенито Муссолини был назначен премьер-министром в октябре 1922 в результате устроенного им переворота. И с этого дня он начал проводить жёсткую политику, придерживаясь принципа «всё для государства, ничего вне государства». А в 1926 году после неудавшегося покушения на Дуче вступили в действие «чрезвычайные законы». Чем же это обернулось для итальянцев и почему фашистская партия стала столь популярной?
После падения Запанной Римской Империи в 476 году н.э. единственное, что позволяло удержаться чудовищно раздробленной Италии на авансцене мировой политики - авторитет и амбиции Ватикана. Но к XVIII веку - с наступлением Эпохи Просвещения - Италия окончательно утратила своё политическое влияние и даже стала объектом территориальных захватов со стороны Австрии и Франции. И лишь во второй половине XIX века маркиз Камилло Бендзо Кавур смог объединить Италию в одно государство под властью пьемонтской королевской династии (60 - 70 годы XIX века). Совершилось объединение на волне неизбежного национализма, вызванного промышленной революцией и чувством национального унижения. Однако, общая экономическая картина в Италии оставалась неутешительной. В основном, благодаря более бедному аграрному югу.
После своего объединения Италия старалась войти в число ведущих мировых держав, ведя агрессивную внешнюю политику и приобретая новые колонии. А накануне Первой Мировой Войны Италия присоединилась к Тройственному союзу, но в последний момент объявила о своём нейтралитете. Однако, прельстившись обещаниями Антанты, итальянцы в 1915 объявили Австро-Венгрии войну. Закончилась эта инициатива плачевно: две немецкие дивизии прорвали фронт у реки Капоретто и обратили итальянскую армию в паническое бегство, закончившееся естественным путём, т.е. немцы прекратили наступление. После этого  Италия уже не воспринималась как реальная сила, а её союзники не спешили исполнять свои обещания в полной мере.
Такой итог был воспринят как оскорбление национальных чувств, что накладывалось на тяжелейший послевоенный экономический и социальный кризис. Это выразилось в полном букете экономических и социальных проблем: огромный внешний долг; падение добычи в полтора - два раза всех полезных ископаемых; сокращение посевных площадей, что приводит во всё ещё аграрной по преимуществу стране к массовому обнищанию крестьянства; лавинообразное банкротство предприятий; повальная безработица, усиленная демобилизацией солдат после войны. Это вылилось в массовые акции протеста и забастовки. Правительство не могло урегулировать ситуацию. В 1919 начали формироваться Фаши ди комбаттименто - боевые группы, объединённые вокруг Бенито Муссолини. И 28 октября 1922 года произошёл переворот. Бенито Муссолини был назначен премьер-министром.
Суть новой политической доктрины Дуче сформулировал так: «Всё в государстве, ничего вне государства». Власть должна быть «общенациональной», а для этого нужно было крепко привязать население к фашизированному государству. Муссолини начал вводить в стране корпоративную систему: закон, именуемый «Хартией труда», запрещал все нефашистские профессиональные союзы и создавал вместо них Корпорации. Эти новые организации были главным «приводным ремнем» фашистского государства: они должны были включать (а в 1930 году специальным указом включили) всё население Италии и это весьма существенно облегчило контроль над массой. Парламентские выборы, хотя формально и сохранились, потеряли всякий смысл так как кандидатуры могли выдвигаться только Корпорациями и только после одобрения Большого Фашистского Совета (создан в декабре 1922 года). Корпорации, в которые входили не только рабочие, но и предприниматели, решали важнейшую для тоталитарного режима проблему контроля над экономикой. Благодаря этому удалось несколько стабилизировать финансовое положение, ограничить инфляцию, поднять производство, сократить безработицу. Впрочем, Великая депрессия 1929 года сильно помешала этому - Италия, в отличие от других тоталитарных режимов, оставалась включенной в мировую торговлю.
Стоит отметить, что Италия не знала террора такого масштаба, как Германия или Россия: с 1926 по 1932 год Особые трибуналы вынесли политическим «преступникам» всего 7 смертных приговоров, 12 тысяч человек были признаны невиновными после ареста. Итальянский тоталитаризм, вопреки сути этого явления, вполне мирно уживался с такими вполне традиционными институтами, как монархия (Муссолини всегда оставался лишь премьер-министром), католическая Церковь (именно Муссолини заключил с папой Пием XI в 1929 году Латеранский конкордат - соглашение, по которому папе предоставлялась светская власть во вновь созданном государстве Ватикан) и аристократия. Фашизм накладывался на столетиями сложившиеся формы жизни маленьких итальянских городков и деревень весьма мало или вовсе не затронутых индустриализацией, не разрушая их, а пытаясь приспособить к новой идеологии (апеллирующей к традициям) и способам социальной организации [15].
Идеологи фашизма считали, что парламентскую демократию должно сменить так называемое «корпоративное государство» на основе профессиональных групп (корпораций), выполняющих определенные функции. Вместе корпорации составляют единый национальный организм.
Не смотря на то, что многие привыкли связывать понятия «фашизм» и «Холокост», они имеют друг к другу весьма отдалённое отношение. В течение 15 лет после прихода Муссолини к власти в итальянском фашистском государстве не было национальной дискриминации. Антисемитские законы Дуче принял лишь в 1938-м, под влиянием новоприобретенного союзника-фюрера. Тем не менее, участвовать в «окончательном решении еврейского вопроса» Муссолини категорически отказывался и Гитлеру итальянских евреев не выдавал. Они оставались в безопасности вплоть до осени 1943 года, когда Италия капитулировала и немцы, занявшие север страны, открыли счет итальянским жертвам Холокоста [9].
По существу, идеология итальянских фашистов сводилось к тому, что любая личность не может мыслиться отдельно от Нации и пожертвовать своими интересами и даже жизнью ради блага Нации - это первейший долг человека.
Националистические идеи в Италии получили мощный толчок к своему развитию благодаря мощному экономическому, социальному и политическому кризису. В результате чего у власти оказался ярый фашист - Бенито Муссолини. Учитывая состояние страны на тот момент, приход к власти фашистов был закономерным.
По тем же ли причинам к власти в Германии пришёл Гитлер?
Прежде всего, стоит оговориться, что Гитлер не был фашистом. Его идеологией был Нацизм. Под Нацизмом обычно подразумевается идеология и практика гитлеровского режима в Германии в 1933 - 1945 гг., и сутью которой являются тоталитарные террористические методы власти, а также официальная градация всех наций по степени их «полноценности». Средством реализации идей Нацизма стали военная агрессия и геноцид. В ряде своих существенных черт нацизм сходен с фашизмом [22].
По итогам Первой мировой войны Германия тоже находилась в весьма плачевном состоянии. Так как она признавалась виновницей в развязывании мировой войны, было решено лишить Германию колоний, передать некоторые её территории соседним государствам (Польше, Дании, Бельгии) и по сравнению с 1914 годом её территория уменьшилась на 1/8 часть, а население - на 1/10. Так же Версальский Договор запрещал Германии иметь подводный флот, крупные надводные корабли, танковые соединения, военную авиацию и тяжелую артиллерию. Генштаб Германии распускался. Немецкая армия должна была комплектоваться за счет добровольцев, не превышая при этом численность в 100 тысяч человек [7]. Рейнская зона - территория по левому берегу Рейна и полоса шириной в 50 км по его правому берегу - объявлялась демилитаризованной и все военные укрепления в её пределах должны были быть срыты. Общая сумма репарационных платежей составила 132 млрд. золотых марок. В качестве гарантии выполнения Версальского договора союзники оккупировали Рейнскую зону сроком на 15 лет. Содержать оккупационные войска должна была Германия.
И после подписания мирного договора в 1919 году начался напряжённый период Веймарской республики. Экономика была практически уничтожена. Безработица и инфляция приобрели ужасающий размах. Деньги обесценились настолько, что булочник дневную выручку возил в банк на тачке.
В условиях послевоенного кризиса обострилась борьба группировок в правящих кругах Германии. В стране имелись мощные правоконсервативные силы, выступавшие за возвращение к старому, довоенному порядку, против Версальского договора, против конституции и социальных завоеваний трудящихся. Неоднократно предпринимались и попытки революционного свержения существующего правительства. А в конце 1922 года правительство было возглавлено группировкой буржуазных партий во главе с В. Куно, которая развернула националистическую пропаганду и саботаж репарационных платежей, что вызвало жестокий кризис. И в январе 1923 года в ответ на саботаж выплат франко-бельгийские войска вторглись в Рурскую область. В августе 1923 года всеобщая стачка рабочих Германии смела кабинет Куно. В стране повсеместно проходили волнения, голодные бунты.
Однако с 1924 года обстановка в Германии начала стабилизироваться. Экономической основой перехода к стабилизации стали американские кредиты и введение твердой валюты - золотой марки. А во второй половине 20-х годов германская экономика превзошла довоенный уровень промышленного производства. Положение населения улучшалось, хотя в стране ещё и сохранялась значительная безработица. Однако политическая стабилизация Веймарской республики была весьма непрочной и партии, входящие в правительство не могли выработать единой линии.
На этом фоне активизировались национал-социалистические движения. На руку Нацистам сыграл и мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году. К 1932 году падение производства Германии составило 58 % по сравнению с уровнем 1929 года. Численность безработных достигла 9 млн. человек, из которых лишь 20 % получали небольшое пособие по безработице. Кризис привёл к банкротству десятков тысяч фермеров и ремесленников и потряс кредитно-банковскую систему. Неэффективность политики проводимой правительством порождала всё большее разочарование в Веймарской республике.
В этих условиях нацистам удалось создать массовую базу партии. Нацисты обещали решить социально-экономические проблемы, когда в стране будут уничтожены «внутренние враги»: коммунисты, демократы, евреи, цыгане. Рабочим НСДАП обещали полную занятость, национализацию трестов и бескомпромиссную борьбу с «нетрудовыми доходами»; малоземельным крестьянам и батракам - передачу помещичьих земель и отмену земельной ренты; ремесленникам и торговцам - создание «здорового среднего сословия», освобожденного от «процентного рабства» и «произвола монополий». Наконец, немцам были обещаны земли (прежде всего на Востоке), которые следует отнять у «неполноценных» народов. Таким образом, национализм, антисемитизм, культ насилия, экспансия и ненависть к «врагам» являлись важным аспектом идеологии нацистов. Гитлер стал самым популярным оратором в Германии. А в августе 1934 года, после смерти президента Гинденбурга, Гитлер стал пожизненным «фюрером и рейхсканцлером», обладающим безграничной диктаторской властью.
Тем не менее, Германия всё ещё находилась в условиях тяжёлого кризиса. И милитаризация экономики стала главной особенностью выхода Германии из экономического кризиса.
В 1933 - 1935 гг. был принят ряд законов, которые составили правовую основу механизма государственного регулирования. Экономическая жизнь страны направлялась Генеральным советом немецкого хозяйства, в который входили руководители 18 крупнейших корпораций и банков. Широко применялось принудительное картелирование. На предприятия распространялась система «фюрерства»: хозяева предприятий обладали полномочиями государственной власти и отказ подчиняться их решениям рассматривался как акт измены нацистскому режиму. Также отдельным законом создавалась организация, которая объединяла предприятия различных отраслей экономики, формируя из них семь главных имперских групп: промышленности, энергетики, ремесла, торговли, транспорта, банковского и страхового дела. Их руководители регулировали распределение заказов, кредитов, сырья, объем производства и уровень цен. Укрепление экономики происходило и за счёт так называемой «ариизации» - конфискации собственности лиц еврейского происхождения. Так, в частности, возник могущественный концерн «Герман Геринг». Регулированием сельскохозяйственного производства занялась государственная структура, именовавшаяся Продовольственным сословием. Она поглотила все организации, действовавшие ранее в сельском хозяйстве, и регламентировала не только производство сельскохозяйственной продукции, но и её первичную обработку. Закон о «наследных дворах» запрещал продажу или дробление средних и крупных хозяйств. Безземельным же крестьянам нацисты обещали наделы, когда Германия завоюет «жизненное пространство» на Востоке.
Также вместо силой распущенных профсоюзов был создан «Немецкий трудовой фронт». Это был нацистский вариант социального партнерства труда и капитала под прямым контролем НСДАП.
Для юношей и девушек в возрасте до 25 лет вводилась трудовая повинность. Рабочий день увеличивался до 10 - 14 часов. Высококвалифицированные рабочие лишались свободы передвижения и направлялись на работу через специальные бюро труда. Для точного учёта рабочей силы вводились «трудовые книжки». В тоже время сеть концентрационных лагерей опутала страну, в которых оказались все, кто был причислен к врагам режима. Все эти меры воздействия позволили, благодаря бурному росту военного производства, ликвидировать безработицу.
Так же были предприняты попытки ввести в хозяйственную жизнь принципы плановости. Реализуя на практике программные заявления Гитлера о «тотальном контроле» над страной, нацистское руководство разработало «четырехлетний план», целью которого официально провозглашалось завершение подготовки Германии к войне. Стержнем плана было создание мощной военно-технической машины, а также собственной сырьевой базы для всестороннего обеспечения нужд военного производства.
Таким образом, к середине 1935 года базовые отрасли промышленности, обеспечивавшие военные производства, достигли докризисного уровня, а в 1939 году превзошли его почти наполовину. Но экономический подъем Германии был однобоким - милитаристским. Так к концу 30-х гг. Германия вышла из экономического кризиса, но весьма дорогой ценой. В стране установились тоталитарная диктатура, нетерпимость и террор в отношении инакомыслящих и страна превратилась в гигантский военный лагерь [19].
На перестройке экономической и политической системы Германии нацисты не остановились. Они вели и усиленную пропаганду своей идеологии. Идеология нацизма включала в себя три основных «закона»:
1. Закон биологической гравитации.
Этот закон был придуман Гитлером и заключал в себе следующий смысл: человек по своей сути существо социальное, поэтому должен жить в обществе, но само это общество должно быть вполне определенным и ограниченным некоторыми рамками. Наилучшим для своего народа Гитлер называл вариант, когда все немцы проживают на одной территории - Германии [3]. А процедура выявления и обезвреживания врагов германского народа считалась важнейшей задачей, чем, в частности, занимались СС. Круг «врагов народа» включал в себя несколько «уровней враждебности». К внутренним врагам относились либералы, уголовники, гомосексуалисты, марксисты, масоны, пацифисты, христиане, а также некоторые деятели культуры и искусства [14]. К внешним - англо-американские плутократы, европейские демократы и русские большевики. К расовым врагам относились все неарийские расы - славяне, цыгане, негры… Особой и самой ненавистной категорией были евреи - «величайшее несчастье германской нации».
В проведении антисемитской политики нацистам особенно сыграло на руку то, что подписавший оскорбительный для Германии Версальский договор канцлер Эберт был евреем. Евреями были лидеры немецкого коммунистического движения Роза Люксембург и Клара Цеткин. Традиционные «еврейские промыслы» - юриспруденция, медицина, торговля, ювелирное и банковское дело - процветали на фоне обнищания нации. А издания Геббельса непрестанно публиковали статистические выкладки, согласно которым «в сегодняшней Германии евреи контролируют не менее 80 % универсальных магазинов, 10 % медицинских клиник, четверть розничной торговли и пятую часть немецкой банковской системы» [10].
2. Закон автаркии.
Закон автаркии - это закон экономической самодостаточности, экономической независимости страны от других государств. Этот закон стал официальной экономической теорией нацизма. Достаточность Германии должна была исходить из военных соображений и Третий рейх должен был стать невосприимчивым к блокадам, которые доставили множество проблем Германии во время Первой мировой войны [14].
В экономическом отношении Гитлер обещал немцам не только возвращение «светлого прошлого», но и еще более «светлое будущее», всеобщую занятость, порядок в стране. И, действительно, с приходом Гитлера к власти в хозяйстве Германии действительно стали наблюдаться положительные перемены: практически исчезла безработица, а милитаризация экономики обусловила выход из кри¬зиса и значительный рост производства (за 1929 - 1938 гг. объем промышленной продукции вырос на 25 %, а в тяжелую и военную промышленность направлялось 3/5 всех инвес¬тиций) [17].
3. Идея великой арийской расы и расширения жизненного пространства для неё.
«Веками перед этой белокурой расой стояла задача унаследовать законную власть над миром. Веками перед этой расой стояла задача нести миру счастье, культуру и порядок», - этот отрывок из речи Гиммлера хорошо иллюстрирует суть последнего и, пожалуй, самого главного закона нацистской идеологии.
Чувствуя себя ущемленным в правах и территории после проигрыша в Первой мировой войне, нацистское руководство выдвинуло идею расширения границ «жизненного пространства». И эта доктрина проявилась в ярой экспансионистской политике нацистов.
А низведение межгосударственных и межэтнических отношений до уровня социал-дарвинизма привело не только к отрицанию права «неарийской расы» на жизнь - нацистские ученые принялись за классификацию животного и растительного мира на представителей «нордической фауны и флоры» и представителей низшей - «еврейской». Также в дальнейшем была разработана своя классификация чистоты крови и внутри самой белой расы. Немцы, естественно, этот список возглавили, как носители истинно арийской крови [3].
Так появление фашизма в Италии и нацизма в Германии было закономерной реакцией на конкретные исторические условия. Вряд ли это может служить оправданием Гитлеру или Муссолини, но этот факт проливает некоторый свет на сущность данного явления. Отчаянные времена требуют отчаянных мер и если бы Гитлера и Муссолини не было, то их места занял бы кто-нибудь другой. Но их теории выросли  отнюдь не на пустом месте.
Во многом, националистические учения века XX были продолжением идей, заложенных в период с XVII по XIX столетия. В Средние Века после падения Западной Римской Империи Европа была политически раздробленна. И национальные государства в том виде, как мы видим их сегодня, начали складываться лишь примерно с XVII века. От римлян средневековые европейцы унаследовали идеи универсализма, а идея создания единой империи долго преобладала в умах европейских монархов. Так же, свою роль сыграло и христианство с убеждением в том, что Бог един для всех и перед ним равны все независимо от своей национальности и происхождения. Поэтому для того времени стало характерным убеждение, что человечество едино, и оно должно сформировать единую общину. Вплоть до Нового времени религия с её унифицирующим воздействием на мышление, общественную жизнь и поведение господствовала в частной и общественной жизни христианских стран.
Позднее стало ясно, что осуществить эти планы вряд ли возможно в обозримом будущем. На переходе западного христианства от Средних веков к Новому времени величайшее воздействие на сознание европейцев оказали две великих духовных революции, известные как Возрождение и Реформация. Стали заметнее зачатки всё более возрастающего национального самосознания, но идеи о существенном различии и неравенстве разных наций ещё не успели занять столь значительное место в сознании европейцев. И единственным, кто поднял голос за национализм в эпоху Возрождения, был Никколо Макиавелли (1469 - 1527 гг.). Он не видел никакой пользы в универсализме и религии. И считал, что там, где возникает вопрос, касающийся благосостояния страны, обсуждение проблемы справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости, прославления или унижения неуместно и следует принять такой курс, который обеспечит существование страны и сохранит её свободу. Но Макиавелли остался одинок в своих призывах, так как многие итальянцы не интересовались делами Италии.
От основания Римской империи и до конца средних веков люди подчеркивали общее и универсальное и в имперском единстве видели желанную цель. В противоположность универсализму прошлого новый национализм славил особенное и местное, национальные различия и национальную индивидуальность. Такие тенденции становились ещё более заметными по мере того как национализм получил новый виток развития в XIX - XX веках. В XVII - XVIII веках, на ранней стадии национализма на Западе, общие стандарты западной цивилизации, сохранившиеся традиции христианства и стоицизма, уважение к универсальному гуманизму, всеобщая вера в разум и в здравый смысл были ещё слишком сильны, чтобы национализм мог развиться в полную силу и разрушить общность людей [7].
В XIX веке националистические теории получили мощный толчок к развитию, из-за чего это столетие удостоилось титула «Век национализма». И к этому времени исследователи относят появление «Классического национализма», опирающегося, преимущественно, на три основополагающие принципа:
- совпадение территории государства с территорией нации;
- расширение государства до неких «естественных границ»;
- ведение экспансии с целью приобретения выгодных сырьевых ресурсов.
В эпоху Реставрации Бурбонов широкую популярность получило представление об эволюции Европейской цивилизации как истории непрекращающейся борьбы двух рас - романской и германской. Поэтому во Франции первой трети XIX века историко-политическая полемика имела свою специфику: именно здесь национально-этническая проблема становится доминирующей, обосновывая все проявления общественной борьбы от социальных столкновений до юридических основ государственного устройства. Французские роялисты 20-х гг. XIX века нуждались как в историческом, так и в формально-юридическом обосновании любого режима, что свидетельствует о начале формирования теоретических основ политических идеологий.
В известной работе «Размышления о французской монархии 1 января 1821 года» граф Монлозье оспаривал притязания на власть французской буржуазии на том основании, что она ведёт свое происхождение от рабов французских аристократов - галлов, покоренных предками дворян - франками. И именно преобладание одной социально-этнической группы кажется Монлозье наиболее естественной формой французского государственного устройства.
Более радикальный вариант данной теории создал в 30 - 40-е гг. XIX в. граф де Гобино, обосновавший теорию превосходства «индоарийской» расы, тесно связанной с германскими племенами Средневековья и, прежде всего, с франками. При этом теория Гобино оказала существенное влияние и на развитие национализма в Германии.
Концепция «борьбы рас» как основы национальной истории показывает, что в этот период проходило формирование понятия «нация», постепенный рост «национального самосознания», тем более, что ей следовали и непримиримые противники консерваторов - либералы.
Теорию автора «Размышления о французской монархии…» во многом воссоздает в своих работах и его последовательный оппонент Франсуа Гизо. Еще более последовательно теорию «борьбы рас» воспроизводит другой идеолог либерального лагеря - Огюстен Тьерри. Историки ХХ века прямо указывают на то обстоятельство, что «историческую концепцию Монлозье о происхождении французского дворянства от «расы победителей» - франков, а третьего сословия - от «расы побежденных» - галлов, Тьерри развил в теорию двух рас и двух наций, продолжающих жить бок о бок на почве Франции, но повернул эту теорию против дворянства.
Таким образом, французские идеологи Национализма развивали свои идеи, оправдывая существующий порядок вещей. Так же они часто настаивали и на необходимости наращивания военной мощи - милитаризации общества - для сохранения национального суверенитета или «расширения жизненного пространства». Позднее большое влияние на развитие идей милитаризма оказал немецкий военный мыслитель Карл фон Клаузевиц.
К концу XIX века сформировался Биологический национализм. В этот период резко возрос интерес к биологическим наукам. В вульгаризированной форме они, в купе с дарвиновским принципом «борьбы за выживание», оказали мощное влияние на развитие националистических теорий. И наряду с западной - политической и основанной на принципе свободы личности - концепцией нации, начали возрождаться в современном обличьи идеи «естественного» трибализма, основывающего национальную, политическую и духовную принадлежность человека в зависимости от биологической наследственности, «крови», как коренном и решающем принципе формирования человеческой природы. Артур де Гобино (1816 - 1882 гг.) первым разработал систему биологического национализма в своих «Очерках о неравенстве человеческих рас» (1853 - 1855 гг.). Согласно ему, «кровь» является определяющим принципом для рас, которые изначально не равны в отношении творческих способностей. Так же Цивилизация не может быть передана от расы к расе а, значит, отсталые расы не могут достигнуть уровня передовой расы. «Избранной» же расой являлась тевтонская, или германская раса. Поскольку способности расы зависят от «чистоты крови», смешанные браки наносят ущерб цивилизации. Средство сохранения высшей расы и выполнения её ведущей миссии Гобино видел в культе предков [20].
Таким образом, идеи Национализма, получив серьёзное развитие в XIX веке,  уже в XX столетии приобрели широкую популярность и послужили основой, на которой выросли идеи Нацизма, Расизма и Фашизма. Может показаться, что истоки национализма кроются именно в XIX веке и в XX лишь раскрылись на почве глубоких социальных потрясений. Но это не так, хотя основная масса именно теоретических основ националистических идеологий и закладывались с XIX столетия. Прежде всего, любая теория должна органично вписываться в мироощущение человека, чтобы быть принятой и, во-вторых, подобные теории существовали и прежде.
Так, по причудливой иронии, одна из первых наций, где эти идеи успешно укоренились, были евреи. От евреев берут начало три важных черты современного национализма: идея избранности народа, упор на общую память о прошлом и надежды на будущее и идея национального мессианства.
Краеугольным камнем восприятия истории евреями является Ветхий Завет [11]. Таким образом, еврейский национализм сильно связан с религией народа израилева - Иудаизмом. Красноречиво об этом написано в книге «Принимая вызов эпохи» профессора Иегуды Леви, где он рассуждает о сущности еврейского национализма. По замечанию профессора Леви, Тора для евреев - это не просто священная книга. С одной стороны - это договор, заключённый между Богом и всем еврейским народом. А с другой - национальная конституция. Начиная с эпохи пророков, евреи рассматривали всю историю как единый процесс, в котором богоизбранному народу уготована особая, центральная роль. Так же весьма важным моментом является и тот факт, что «даже если грешит еврей, он всё равно остается евреем». А помогать своим соплеменникам в любой ситуации Тора предписывает довольно жёстко. Ответственность евреев друг за друга вытекает из представления о евреях как об одном человеке. И показательной в этом плане может служить цитата из книги «Принимая вызов эпохи»: «У всякого, кто отдаляется от общины, нет доли в Мире Грядущем, даже если он не совершил греха». Такое «отдаление» рассматривается не как обычный грех, а как измена своему народу, оказывающая исключительно пагубное влияние на душу отступника [13]. Таким образом, Тора стала не только религиозной книгой, но и, пожалуй, первой националистической доктриной, которая была закреплена в печатном виде. Но как бы то ни было, еврейский национализм начал развиваться в виду вполне конкретных исторических условий. Иудаизм имеет тесное отношение к этому, но всё-таки не является первоисточником. И в качестве некоторой иллюстрации ниже приведена краткая хронология основных этапов становления израильской государственности:
- Библейско-ханаанский период (1700 - 1030 гг. до н.э.);
- Период Объединенного Израильского царства (1025 г. - 933 г. до н.э.);
- Период существования двух царств (928 - 586 гг. до н.э.);
- Нововавилонский и Персидский периоды (586 - 333 гг. до н.э).;
- Эллинистический период (332 - 167 гг. до н.э.);
- Период Хасмонеев (Маккавеев) (167 - 37 гг. до н.э.);
- Римский период (63г. до н.э. - 395г.);
- Византийский период (395 - 638 гг.);
- Период арабского владычества (638 - 1099 гг.).
- Период крестоносцев (1099- 1291 гг.);
- Период правления мамлюков (1250 - 1516 гг.);
- Период турецкого (османского, оттоманского) владычества (1516 - 1917 гг.);
- Период британского мандата (1918 - 1948 гг.);
- Государство Израиль (1949 - наши дни) [24].
Большую часть своей истории Израиль находился под иноземным владычеством. И естественным образом перед евреями встал вопрос о том ассимилироваться ли им с захватчиками или всё-таки сохранить национальное самосознание. И идеологией, которая позволила евреям не утратить чувство национальной самоидентичности, стал Иудаизм. Иудаизм - религия в ряде своих положений националистическая, но именно это помогло евреям найти достойный ответ на вызовы истории и сохранить своё национальное самосознание.
И подобное этноцентрическое мировоззрение было свойственно многим древним цивилизациям. В том числе и древним грекам, хоть и в несколько другой форме. Каждый гражданин должен был полностью отождествить себя с жизнью полиса, стать насквозь политизированным. Спарта в древней Греции и Платон в «Республике» постулировали абсолютный приоритет государства перед личностью, идеализировали закрытое авторитарное государство. Однако к концу IV века до н. э. мечта Александра Македонского о мировой империи, негреческой по происхождению, способствовала преобразованию сознания резкого различения между греками и варварами в универсализм, прорывающий этнические границы и отличия. Позднее это отразилось в учении греческих философов-стоиков, рассматривавших как своё отечество всю обитаемую землю - космополис. Они учили, что человек принадлежит не нации, а всему человечеству [11].
О том, что грекам было свойственно чувство культурного и духовного превосходства над другими народами, можно проследить и в произведениях Аристотеля. Так часто цитируется фраза упомянутого мыслителя: «Варвар и раб по природе своей понятия тождественные». Поскольку греки называли варварами всех, кто говорил не на греческом, а на других языках, то заявление Аристотеля было равнозначно утверждению, что все не говорящие по-гречески являются по природе своей рабами. Статус же свободных людей был присущ, согласно Аристотелю, только грекам. Правда, и сам Аристотель сопровождал приведённое утверждение более или менее существенными оговорками. И тут лишний раз стоит обратить внимание на то, что Древние Греки никогда не были расистами, хотя и ставили себя зачастую выше многих других «варварских» народов. В то же время интересно проследить за тем как идеи о превосходстве эллинов со временем перерождались в идеи Космополитизма.
Ведь даже само отношение к «варварам» у греков могло меняться со временем и было довольно неоднозначным. К египтянам и персам, к примеру, греки относились с уважением. Хотя обе державы формально являлись варварскими. А с персами греческие города-полисы долгое время вели довольно ожесточённые войны и в таких условиях ненависть к захватчикам казалась бы довольно закономерной вещью. Так же Аристотель в своих трудах ссылался на Еврипида, заявлявшего, что грекам вполне достойно властвовать над варварами. А позднее давал развёрнутое обоснование своей концепции варварства, в которой отмечал, что по своим природным свойствам варвары более склонны к тому, чтобы переносить рабство, нежели эллины, и азиатские варвары превосходят в этом отношении варваров, живущих в Европе.
А Платон в своих последних диалогах избегает называть негреческие народы варварами, заявляя, что это большое заблуждение делить род человеческий надвое - эллинов и не эллинов.
Таким образом, можно заметить, что многие античные мыслители того времени превозносили свой народ над многими другими, но понимали, что все их достижения всё же не дают им право считать себя людьми «высшего сорта». И в отличие от евреев, они никогда не рассматривали себя как народ с особой - божественной миссией [18].
Позже, по подобному пути развивались националистические идеи и в Риме. Римляне подобно грекам испытывали чувство национальной гордости за достижения своих соотечественников и гордились тем, что они - свободные граждане Рима. Однако, постепенно Рим превращался в Империю, в которой всё большее влияние приобретали идеи космополитизма. И стоическая философия оказала немалое влияние на римскую мысль последних двух веков до нашей эры - именно того времени, когда город-государство вырос в империю, организующую всю известную им тогда часть земли на основе общего закона и общей цивилизации [11].
Как видно, националистические теории существовали ещё со времён Древнего Мира. Они могли принимать различные формы и различное оправдание в зависимости от времени, условий и общества где они распространялись. Во времена тяжёлых кризисов, когда нация пребывала на краю гибели, националистические идеи в обществе процветали. Но с чем может быть связана невероятная распространённость подобных идей? Ответ, по нашему мнению, кроется в гораздо более ранних этапах становления человеческого общества.
На первом этапе становления человеческого общества развивается процесс осознания себя, выделения своего «я» из окружающего мира, отношения с окружающей средой и отделение себя от неё. На втором этапе человек обнаруживает подле себя другое «я», т.е. явление, также отделенное от природы, во всем подобное себе, кроме одного - это другое «Я». Появляется первое социальное взаимодействие. От взаимодействия, например, между животными в стаде оно отличается тем, что человек осознаёт себя как нечто обособленное от природы и знает о другом человеке то же самое. Рождается общее знание, то есть со-знание, причем это сознание, перестает целиком зависеть от каждого отдельного индивида, оно не прекращается со смертью индивида, как это происходит с сознанием каждого отдельного человека; это социальное со-знание приобретает объективированный характер. Рождается первая социальная система.
Между двумя людьми ещё остаются те же отношения, что между двумя животными (инстинктивные, чувственные), но на поведение начинают активно влиять отношения, опосредованные сознанием, т.е. разумные, рациональные. Чувственное, идущее от природы, несёт в себе начало самоутверждения. Это начало эгоцентричное, креативное; оно заставляет человека обособлять себя от других людей, утверждать в себе непохожесть на других, стремится присваивать особые права и полномочия, отличные от других. Т.е. на втором этапе индивиды осознают себя в системе, общее сознание рождает иерархию отношений. Таким образом, социальная система обретает структуру.
 Структурированная система начинает осознавать себя как единое целое путём установления отношений с другими целостными образованиями. На этом этапе рождается представление о сохранении целостности «родной» системы путём её обособления в системе более высокого порядка [5].
Другими словами, националистическая идеология вытекает из вполне естественного желания человека самоидентефицироваться, из стремления отделить «своих» от «чужих», друзей от врагов. И основная проблема в том, что во время социальных потрясений это стремление может принять форму ксенофобии.
Но так обстояло дело до второй половины XX века. На сколько востребованы националистические учения сейчас? Жизнь показывает, что процесс глобализации и пропаганда толерантности не сильно снизили популярность националистических идей, так как их истоки коренятся глубже, чем принято считать.
К концу 2010 года число ультраправых группировок в США превысило тысячу, то есть за последние 10 лет в стране возникло более 400 новых подобных организаций. В наибольшей степени выросла численность антииммигрантских групп (особенно антимусульманских).
Среди самых крупных националистических движений США выделяются неонацисты. На втором месте среди нацдвижений располагается Ку-Клукс-Клан (ККК), старейшая ультраправая организация США, ведущая свою историю с 1866 года.  Правда, сейчас ККК представляет собой несколько отдельных групп, действующих под единым названием, крупнейшей из которых является «Братство рыцарей Ку-Клукс-Клана». Так же определённым влиянием обладает и объединение белых супрематистов, многие из которых по своей сути тяготеют к ККК или к неонацистам.
Но США, как известно, многонациональное государство, поэтому и национализм в этой стране в некоторой степени отличается от европейского [2].
Социологические исследования стабильно отмечают у американцев наибольший уровень национальной гордости среди западных демократий. Согласно исследованиям Чикагского университета, до 11 сентября 2001 года 90 % опрошенных американцев согласились с утверждением: «Я лучше буду гражданином Америки, чем любой другой страны мира»; 38 % согласны с утверждением, что «мир был бы лучше, если бы народы других стран были подобны американцам».
Американский национализм отличается от любого другого тем, что внутри страны к нему не относятся как к, собственно, национализму. Именно по этой причине американскому национализму присущи уникальные черты:
1. В его основе лежат политические идеалы, а не идеи культурного или этнического превосходства;
2. Американский национализм не основан на прошлых обидах и унижениях со стороны других государств. В большинстве других обществ именно это чувство питает националистические настроения;
3. Американский национализм смотрит в будущее, пока национализм во многих других странах обращен в прошлое. Те, кто верит в превосходство американских ценностей и институтов не останавливаются на своих исторических победах. Этот динамизм придает американскому национализму дух миссии и является следствием ограниченной коллективной памяти [16].
Что касается современной Европы, то в начале XX века после развала крупных континентальных империй от России до Австро-Венгрии, в Европе образовалось множество новых мононациональных государств. Послевоенный духовный и экономический упадок сменился национальным подъёмом. Во многих странах воцарились радикальные националистические режимы, на основе которых возникли паневропейские национал-революционные идеологии в лице фашизма и нацизма.
Тренд государства-нации был доминирующим не только для фашистской Италии, нацистской Германии и фалангисткой Испании. Многие историки сквозь пальцы смотрят на то, что режимы, оккупированной немцами Польши, Словакии, захваченной Советами Прибалтики были авторитарными и националистическими. Обострилось национальное самосознание и у народов, не имевших свои государственные образования. Скажем, бывшие долгое время субэтносом русской нации, малороссы,  в годы Гражданской Войны, к началу Второй Мировой имели уже развитый украинский шовинизм, под флагом которого вырезали поляков, красных и евреев, пока крупным державам, занятым более важными делами, не было до них дела. Либерально-буржуазные правительства имелись в наличии лишь во Франции и Великобритании, да и там ультраправые партии имели немало сторонников. Как бы ни старались французы об этом забыть сегодня, коллаборационизм с нацистами был волеизъявлением значительной части французского общества и даже более массовым явлением, нежели леводемократическое Сопротивление.
Однако после победы антигитлеровской коалиции, весь националистический вектор европейского развития был заклеймен, как человеконенавистническая идеология, и бразды правления в свои руки взяли умеренно правые либералы на Западе Европы и коммунисты на Востоке, одинаково отрицательно относившиеся к любым проявлениям национализма. А после крушения социализма, был взят курс на создание единой мультикультурной Европы, объединенной общими политическими и экономическими интересами, в рамках которой нации из субъекта исторического процесса превращались в ненужный рудимент и атавизм.
И на данный момент наибольшая распространённость националистических идей отмечается среди субэтносов Европы. В то же время «большим» нациям навязывается комплекс вины за прошлые грехи (немцам - за нацизм, русским - за коммунизм, англичанам и французам - за колониализм). Угнетаемые малые народы подобных комплексов вины не имеют и всё чаще заявляют свои права, протестуя, как против иммиграции с юга, так и против угрожающей их национальной идентичности глобализации. На переднем рубеже малого европейского сепаратизма находятся - баски, каталонцы и североирландцы.
О происхождении басков до сих пор ходят легенды. Одни считают их протогрузинами, а другие - автохтонами древнейшей Европы. Сами баски кардинально отличаются от испанцев внешним обликом, языком и традициями. Идеи радикального национализма и создания свободного государства разделяет примерно половина населения региона, что обеспечивает террористической организации ЭТА безграничные возможности по вербовке новых членов и организации подрывной деятельности. Впрочем, не все баски являются сторонниками ЭТА. В соседнем с Басконией регионе Наварра, многие местные баски поддерживают испанскую корону и исповедуют архаичный испанский католический национализм.
Если говорить про Ирландию, то ИРА (Ирландская республиканская армия) заслуженно являются одним из самых последовательных и убеждённых борцов за региональную свободу. В начале XX века борьба ИРА принесла свои дивиденды в виде независимости Ирландии, однако англичане оставили себе северную часть острова, где большую часть жителей составляли английские колонисты и лояльные короне ирландские протестанты. Тогда ИРА снова взялась за оружие. Ирландская Республиканская Армия имеет отчетливый левый окрас вплоть до явного марксизма.
Это неудивительно, ведь по другую сторону баррикад стояла колониальная консервативная капиталистическая британская монархия, а ущемленные в правах ирландские католики представляли собой преимущественно пролетариат и бедное крестьянство, в отсутствие иммигрантов с юга в XIX и начале XX века, особо восприимчивое к идеям социального равенства и классовой борьбы. Таким образом, в идеологии ИРА причудливым образом переплетаются леворадикальные идеи и консервативные принципы католического национализма. Сейчас к этому добавилась жесткая антиммигрантская риторика.
Тем временем, в Европе возникают, как грибы после дождя и другие национал-сепаратистские движения, причем довольно успешно. Не ровен час, на две страны раздробится Бельгия, где проживают два достаточно разных по менталитету народа, франко-валлоны и родственные голландцам, фламандцы.
Неожиданно для французов поднимает голову бретонский национализм, который гипотетически может стать для них такой же головной болью, как для англичан - ирландский. Как и ирландцы, бретонцы являются упёртыми кельтскими католиками, которые всегда славились своей непримиримостью в бою. А ведь есть ещё иберо-гасконцы, мафиозно-террористическая Корсика (большая часть населения на дух не переносит французов) и французские баски, которые могут последовать примеру испанских соплеменников.
Некоторые эксперты предрекают почти косовский сценарий Силезии - промышленно развитому району Польши, где местные жители развернули активную кампанию за автономию региона.
Рост европейского сепаратизма не удивителен. Долгие годы в Европе подавляются любые проявления созидательного национализма «больших» наций. Даже самые умеренные правые партии клеймятся фашистскими, хотя как показывают последние выборы в европейские парламенты, их поддерживает всё больше людей. А вот национал-сепаратистские движения никто пресекать не осмеливается, ведь их концепция укладывается в защиту прав разнообразных меньшинств хоть и в ущерб большинству [1].
С другой стороны, в последние несколько десятилетий в европейской политической жизни весьма популярными стали так называемые «национал-демократические» и «национал-либеральные» движения. Швейцарская народная партия не первый год является правящей в своей стране, большое количество голосов на выборах национальных парламентов получали такие национал-демократические партии, как: Партия Свободы в Австрии, Партия Свободы в Нидерландах, партия АТАКА в Болгарии и др.
Основными требованиями подобных партий являются, как правило: ограничение иммиграции, запрет на строительство мечетей, усложнение процедуры получения виз для иностранных граждан, нейтралитет и внеблоковость во внешней политике, ограничение участия страны в военных действиях за рубежом и т.п. Более того, ряд подобных организаций являются регионалистами (выступают за расширение прав региона) или сепаратистами. К числу последних можно отнести: Шотландскую национальную партию, Платформу для Каталонии, Северную Лигу за независимость Падании (Италия), Английские демократы и т.п. Сейчас Европа сталкивается с проблемой массовой иммиграции из Азии и Африки. Реакция на представителей иной культуры, которые в чужой стране хотят жить по своим законам - понятна. Тем более, если численность исконного населения сокращается, а численность мигрантов все увеличивается. Но ответные действия национал-демократов исходят исключительно с позиции обороны, самозащиты [12].
Как видно, различные виды национализма в Западной Европе и США остаются популярными до сих пор. Но прижились они и на пространстве бывшего Советского Союза. Развал СССР стал потрясением, сравнимым с поражением Германии во второй мировой войне. Так же, как и после войны, страну поразил глубочайший экономический кризис. А относительная свобода слова обнажила те смешанные чувства, которое испытывают к русским многие представители национальных меньшинств и бывших соседей по Советскому Союзу. Для того, чтобы в России окончательно установился националистический режим недостаёт лишь ещё одного компонента - диктатуры. Хотя в настоящее время Россия является авторитарной страной, то есть государством, в котором существует гражданское общество и некоторые элементы демократии при доминирующей роли исполнительной власти в лице президента.
Однако, уже сейчас Кремль, очень умело манипулирует региональными выборами. А формально независимые печатные СМИ уже давно начали практиковать самоцензуру. И при всём этом народ остаётся политически пассивным и идеологически легко манипулируемым [21].
Также весьма способствует распространению националистических идей страшное расслоение населения по уровню доходов, неспособность наших политиков понять, что нельзя доводить народ до крайних пределов бедности, лишать его уверенности в том, что честным трудом можно сделать жизнь достойной.
И сегодня в России нарастает обеспокоенность участившимися случаями преступлений националистического характера, которые становятся все более дерзкими и демонстративными. Информационно-аналитический центр «Сова» с 2004 года ведёт учёт ксенофобских нападений (особенно на этнической и религиозной почве), и по его сведениям, только за первый месяц 2011 года от рук националистов в России пострадали 45 человек, четверо из которых были убиты. При этом основным местом данных событий стали Москва, Санкт-Петербург, Воронеж и Самара. По мнению директора Московского бюро по правам человека А. Брода, около 55 % населения России склонны к ксенофобии, 5 % готовы к применению насилия в отношении приезжих и ежегодно число националистических акций в стране возрастает на 10 - 15 %.
О растущей угрозе национализма в российском обществе свидетельствуют и события в Москве, имевшие место 11 декабря 2010 года. Тогда на Манежную площадь вышло несколько тысяч молодых людей, скандировавшие националистические лозунги и призывающие к расправе над кавказцами.
Концепция «заговора», родившаяся после Красной революции, жива и по сей день. По данным центра «Сова», мнения, что русских в России дискриминируют, полностью или отчасти в 2006 году придерживались 33 % граждан, в 2007 - 30 %, в 2009 - уже 43 %. Агрессивный национализм уже стал серьезной головной болью для российской власти и его ренессанс на современном этапе развития России начался около десяти лет назад.
Своего пика националистические настроения в новой России достигли в 1993 - 1995 годах. Тогда большой популярностью пользовались такие социально-политические силы как либерально-демократическая партия В. Жириновского и «Русское национальное единство» А. Баркашова. Однако вскоре популярность националистов пошла на спад [8].
А с 2000 года в России окрепло движение скинхедов западного образца. У него нет какой-либо чёткой идеологии за исключением расистской нетерпимости на основе того, что чужестранцы «заняли наши рабочие места», «забрали наши деньги» и т.д. В период бурного экономического подъема в Россию хлынула волна мигрантов из стран советской Центральной Азии, и они стали основной мишенью российских бритоголовых.
В том, что национализм в России поднимает голову, некоторые винят в первую очередь власти страны. Как сказал президент информационно-исследовательского центра «Панорама» В. Прибыловский, своими действиями руководство страны только готовит почву для новых поколений неонацистов [4].
Поэтому, не смотря на то, что русский народ совершил грандиозный вклад в победу над фашистским режимом Муссолини и нацисткой диктатурой Гитлера, не стоит отмахиваться от идеи, что подобная идеология может оказаться близка нашим соотечественникам. Тем более, что перипетии сложного периода, который сейчас переживает Россия располагают к распространению подобных идей.
Деление на «своих» и «чужих» является составной частью человеческой психики. Оно лежит в основе социального развития человека. Такое разграничение может преодолеваться по мере развития цивилизации. Чем цивилизованнее общество, тем оно, как правило, толерантнее к «чужим». Но не все общества достаточно цивилизованы и политкорректны [6].
Таким образом, о XX веке можно говорить как о своеобразном пике, когда Националистические теории, доведённые до крайности, вылились в фашистскую диктатуру в Италии и некоторых других странах, а также нацистскую - в Германии. Но даже и после свержения этих режимов идеи, заложенные и развитые их пропагандистами, не пропали бесследно. Они могут в политике и сознании масс проявляться не столь откровенно. И многие заметные политики пошли ещё дальше, вещая о важности быть толерантным и о процессе глобализации как крайне важной и положительной тенденции в современном мире. Однако, национализм в различных проявлениях существовал с древнейших времён и вряд ли полностью истребим в обозримом будущем. Поэтому важно понимать из-за чего человек, вызывающий сегодня уважение своим патриотизмом, завтра может взяться за знамя, украшенное свастикой.
И, к сожалению, в современном обществе к крайнему Национализму, в большинстве случаев, относятся как к болезни, которую пытаются излечить законами «о разжигании межнациональной розни». Хотя это является всего лишь симптомом наподобие жара у больного человека. Наиболее остро этот симптом проявляется в кризисные времена, когда перед народом стоит большая вероятность оказаться на периферии истории, а затем и полностью сойти с авансцены. То есть на фоне серьёзного экономического кризиса или при опасности быть покорённым и поглощённым другим народом люди начинают искать виновных и возможность выйти из сложившегося положения. И тогда на помощь приходят такие лидеры как Гитлер и Муссолини, не стесняясь указывать на врагов и предлагая путём жёстких методов выйти из текущий ситуации.
Национализм, пусть даже и в редуцированной форме, истребить в человеке не просто так как он тесно связан с его потребностью в самоидентификации как личности. Поэтому, борясь с национализмом в обществе, не стоит забывать о причинах, по которым эти идеи оказываются столь близки широким массам из века в век.
 
Библиографический список:

1. Антоновский Р. Европейский сепаратизм: болезнь или панацея? // «Modus Agendi», 2012 года.
2. Баринов А. Национализм и патриотизм в США // «Лебединое озеро», 19 октября 2011.
3. Бессонов Б.Н. Фашизм: идеология, политика. 2 изд., доп. и перераб. / Б.Н. Бессонов, М.: 1995.
4. Виноградов Е. Рост национализма в России вызывает тревогу экспертов // Deutsche Welle, 2 марта 2011 года.
5. Вольвач В.Г. «Исторический процесс и национальное самосознание» / В.Г. Вольвач, Омск: АНО ВПО ОмЭИ, 2009.
6. Гилинский Я. Некоторые источники ксенофобии и национализма в современной России. Декабрьские тезисы // cogita.ru, 5 января 2011 года.
7. Давидович Д.С. Германия после поражения 1918 года и появление фашизма // История фашизма в Западной Европе, М.: «НАУКА», 1978.
8. Денисенко В. Заряд национализма в России // «Geopolitika», 9 апреля 2011 года.
9. Дубинянский М. Фашизм vs нацизм // «Зеркало недели» №47, 9 декабря 2006.
10. Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка / Н.С. Елманова, Е.М. Савичева, М.: 1994.
11. Кон Г. Национализм: его смысл и история / Г. Кон, 1955.
12. Куркин А. Национал-демократия и Закат Европы // «Стингер», 23 марта 2012 года.
13. Леви И. Принимая вызов эпохи.
14. Малышева И.Н. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х частях / И.Н. Малышева, М.: 1994.
15. Меерсон Б.М., Прокудин Д.В. Лекция 5: Фашизм в Италии  // Лекции по истории западной цивилизации.
16. Минксин П. Парадоксы американского национализма // «Foreign Policy», 20 августа 2003 года.
17. Поляк Г.Б.,  Маркова А.Н. Всемирная история: Учебник для вузов / Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова, М.: 1997.
18. Рожанский И.Д. Расизм и Древняя Греция.
19. Сороко-Цюпа О.С. Мир В Первой Половине XX Века (1918 - 1945) / О.С. Сороко-Цюпа.
20. Фененко А.В. «Классический национализм» и внешнеполитические взгляды французских консерваторов XIX века.
21. Щербина О.С. Что такое Фашизм? //  Сборник научных трудов «Гуманитарные науки» № 10, СевКавГТУ, Ставрополь, 2003 г.
22. Определение термина Нацизм: http://yurist-online.com/uslugi/yuristam/slovar/n/ 3582.php.
23. Определение термина Фашизм: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фашизм.
24. История еврейского народа в хронологии: http://saba34.narod.ru/xronos.html


Рецензии