Адмирал Михаил Коронатович Бахирев

К 144 - й годовщине со дня рождения М.К. Бахирёва 30 (17) июня 1868 г.

«Вы мне доверяете?» В ответ галдят: «Доверяем! Доверяем!» — «А я вам не доверяю, — заявил Бахирев — до чего себя довели: царь от вас отрекся». М.К. Бахирёв во время февральской революции.

Русская история знает множество примеров талантливых полководцев, флотоводцев, атаманов, администраторов. Наверное, в меньшей степени историческая память сохранила для нас жизни и судьбы многих талантливых, но забытых мужей России на рубеже XIX – XX вв. Забвение памяти о талантливых и одарённых людях Российской Империи, прежде всего, нужно было для построения мифа коммунистическими историками об историческом пути нашей Родины в начале ХХ в. Миф этот, конечно же нужен для того чтобы показать «закономерность» прихода к власти уничтожителей и разорителей исторической России. Только сейчас, когда всё более и более приоткрываются для нас белые пятна истории, начинаешь понимать, отчего в советских историках было столько злобы, и почему они так боялись памяти, и даже просто упоминания и признания талантов русских полководцев, флотоводцев, подводников, авиаторов, конструкторов, словом всех тех, кто служил России и на благо России. Одним из таких людей был незаурядный и талантливый адмирал Русского Императорского Флота, происходивший из донских казаков – Михаил Коронатович Бахирев. Не стремясь писать о нём биографию, попытаемся приоткрыть для читателя только самые  интересные и памятные страницы жизни Адмирала.
 Адмирал Михаил Коронатович Бахирев, «Коронат», как звали его сослуживцы, был по происхождению из донских казаков. Он родился 17 июня (по другим данным 17 июля) 1868 г. в Новочеркасске, столице Всевеликого Войска Донского. После окончания семи классов Донской Новочеркасской гимназии поступил в элитное Морское училище, и своё первое офицерское звание мичмана получает в 1888 г. В следующем, 1889 г. мичман М.К. Бахирев начал службу в Сибирском флотском экипаже вахтенным начальником канонерской лодки «Бобр». Продолжил на транспорте «Амур» штурманом, а затем и старшим штурманом[1].
 Сослуживец М.К. Бахирева контр-адмирал Владимир Константинович Пилкин, ставил М.К. Бахирева в один ряд с таким выдающимся адмиралом, каким был для своей эпохи А.В. Колчак, он писал:  «Михаил Коронатович Бахирев и Александр Васильевич Колчак. Как непохожи они были друг на друга! Конечно, впрочем, было у них общее: Бахирев, ласково именуемый сослуживцами «Коронат», был по происхождению донской казак. В нем чувствовалась монгольская кровь — разрез глаз, скулы... Колчак, некоторые говорят, тоже татарин, другие — турок. Оба адмирала, по происхождению не совсем русские, были людьми глубоко русскими.
Бахирев был среднего роста, коренаст, несколько по-медвежьи неуклюж и косолап, что называется «неладно скроен, но крепко сшит». Одеваясь перед зеркалом, он улыбаясь говорил: «Есть еще красивые адмиралы в русском флоте», и смеясь добавлял: «А мой портной, Каплан, говорит — «трудно на Вас шить, Ваше превосходительство»[2].
 Выбор Михаилом Коронатовичем флотской службы, можно сравнить с выбором кубанским казаком Вячеславом Матвеевичем Ткачёвым стези боевого лётчика в рядах Русской Императорской Авиации, оба они, являлись казаками, и добились значительных успехов в этих не совсем казачьих родах войск. Оба они жили практически в одно и тоже время, и оба прославились в тех областях службы, которым они себя посвятили. В.М. Ткачев, например, был первым Георгиевским кавалером от Императорской авиации.
 В эпоху, когда М.К. Бахирев начинал свою службу, Флот наш был поистине одним из самых сильных, соперничающих и не уступающих ни в чём «передовым» морякам Англии и Франции. Тем более что русский Государь Александр III Миротворец не склонен был «миндальничать» с недоброжелателями России, где бы они ни были, и потому Флот не раз защищал русскую честь, даже если дело могло привести к началу боевых действий. Сам Государь не раз поднимал чарку на борту того или иного боевого корабля идущего в дальний поход и прямо наказывал русским офицерам беречь честь Андреевского флага, и матушки Руси.  Например, в 1885 г. между Россией и Великобританией едва не произошла война, наши войска твёрдо обосновались в Пендинском оазисе, что угрожало позициям Великобритании в Афганистане и Индии. Англичане объявили мобилизацию. В это время, броненосный крейсер «Владимир Мономах» шёл из Суэца на Дальний Восток, за ним устремилась целая английская эскадра, во главе с новейшим броненосцем «Агамемнон», не желая в случай начала войны оставлять русский крейсер оперирующим на своих торговых маршрутах. Однако в Нагасаки и русские и англичане встретились, желая уничтожить «Владимира Мономаха» англичане думали схитрить, и ночью устремились на таран, и подняли сигнал: «Руль не исправен» в ответ на это русские моряки развернули орудия главного калибра на английский броненосец, и подняли сигнал: «В случай если вы не отвернёте, открываю огонь», руль «чудесным» образом стал исправным, и англичане отвернули. Утром британские моряки прислали парламентёра, офицера, который попросил извинений и пытался урегулировать ситуацию. В ответ на это командующий Тихоокеанской эскадрой, контр-адмирал Е.А. Кроун потребовал, чтобы англичане убирались из Нагасаки, чему они подчинились, уплывая, они играли русский национальный гимн «Боже, Царя храни!».
 В январе 1898 г. М.К. Бахирева перевели на Балтику, но через год он опять на Дальнем Востоке. На канонерской лодке «Гиляк» Михаил Коронатович участвует в Русско-китайской войне 1900 – 1901 гг., именуемой так же Боксерским восстанием или восстанием Ихетуаней.
 За мужество, проявленное при взятии фортов Таку (которые запирали союзным войскам путь на Пекин, по реке Пейхо, на выручку осаждённым иностранным посольствам) 4 июня 1900 г., лейтенант М.К. Бахирев был награжден орденом Святого Георгия IV степени.
Об этом стоит рассказать подробнее. Во время этого боя, канонерская лодка «Гиляк», у которой, даже не было броневого пояса, вела храбрую артиллерийскую дуэль с прибрежными хорошо укреплёнными китайскими фортами. В начале боя в «Гиляк» попал 203 мм китайский снаряд, однако канонерская лодка вела бой, не смотря на повреждение, команда потушила возникший пожар, подвела пластырь к пробоине, и через два с половиной часа корабль новь получил возможность двигаться. Потери команды составили 8 убитых и 48 раненых. Так же стоит отметить, именно благодаря мастерству комендоров «Гиляка» а так же комендоров канонерской лодки «Кореецъ» (той самой, что героически сражалась в паре с легендарным крейсером «Варягъ» в бою у Чемульпо 27 января 1904 г.) на фортах были взорваны пороховые погреба. Артиллерийский огонь с канонерок «Гиляк» и «Кореецъ» сыграл важную роль во взятии фортов Таку[3]. Во время описываемых событий на «Гиляке» отличился и лейтенант Михаил Коронатович Бахирев. За это он и получил своего «Егория» IV степени: «В воздаяние отличных подвигов храбрости, оказанных при занятии 4 июня 1900 года фортов в Таку». В.К. Пилкин писал об этом так: «Оба офицера, оба адмирала, Бахирев и Колчак, были георгиевскими кавалерами. «С нашим праздничком», — поздравлял Михаил Коронатович в дни орденского праздника сослуживцев — георгиевских кавалеров. Получил Бахирев Георгия за отличие при взятии китайской крепости Таку и всегда подчеркивал, что Таку — русская победа»[4].
 После окончания Китайской компании и до начала Русско-японской войны, Михаил Коронатович проходит службу на будущих кораблях-героях морских баталий с Японией, крейсере «Россия», клипере «Джигит», броненосце «Наварин». 18 марта 1904 г. его назначают командиром миноносца «Смелый» в Тихоокеанскую эскадру, дислоцирующейся в Порт-Артуре. В это время командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал Степан Осипович Макаров назначал на боевые корабли только заслуженных, опытных и проверенных офицеров, так что это назначение говорит о степени доверия флагмана к лейтенанту М.К. Бахиреву. В ночь с 30 на 31 марта 1904  г. «Смелый» под командованием Михаила Коронатовича выходит вместе с миноносцами: «Сторожевой», «Страшный», «Расторопный», «Бесшумный», «Боевой», «Выносливый» и «Грозовой» в рейд к островам Эллиота, для поиска и уничтожения маневренной базы японского флота близ Порт-Артура. Миноносцы «Смелый» и «Страшный» шли концевыми кораблями. Стояла ночь, и в темноте оба миноносца и отбились от основного отряда. После безуспешных попыток найти свой отряд, лейтенант М.К. Бахирев приказал следовать с рассветом в Порт-Артур. Уже на подходе к крепости, на миноносце услышали выстрелы позади себя и повернули в их направлении. Это героически бился миноносец «Страшный», в одиночку с четырьмя миноносцами противника. Миноносец «Смелый» под командованием Михаила Коронатовича бросился на подмогу, однако был вынужден отступить к Порт-Артуру в виду численного преимущества неприятеля. На выручку уже шёл броненосный крейсер «Баян» а за ним и вся эскадра. Когда подошли к месту гибели «Страшного», успели подобрать только нескольких уцелевших матросов. Миноносец «Страшный» героически погиб. День 31 марта был омрачён для эскадры гибелью командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала Степана Осиповича Макарова, на подорвавшемся на японской мине броненосце «Петропавловск».
 В ночь на 2 мая 1904 г. миноносец «Смелый» под командованием Михаила Коронатовича сопровождал в тралящем караване вместе с миноносцами:  «Скорый», «Сердитый», (которым в то время командовал лейтенант А.В. Колчак) и «Стройный», минный заградитель «Амур», который выполнял задание по постановке мин заграждения в прибрежных водах Порт-Артура, на минах которого 2 мая подорвались и затонули два японских новейших броненосца «Хатцузе» и «Яшима».
Миноносец «Смелый» не учувствовал в морском бою у Шантунга 28 июля 1904 г. Оставаясь в Порт-Артуре до конца осады, (во время которой месяц службы, считался за год Государевой службы) миноносец «Смелый» нёс дозорную и тральную службу, обеспечивая чистоту прибрежных фарватеров от неприятельских мин заграждения.
Осада Порт-Артура сделала из лейтенанта М.К. Бахирева прошедшего уже и Китайскую компанию, по-настоящему стойкого и выносливого офицера. Уже в середине декабря 1904 г., когда генералы Стессель и Фок  поставили вопрос о предательской сдачи крепости, именно лейтенанту М.К. Бахиреву поручили возглавить отряд миноносцев и паровых катеров для прорыва блокады и разоружения в китайских портах, дабы сохранить миноносцы для будущего возрождённого Русского Императорского Флота. 20 декабря в самый канун сдачи крепости миноносцы «Статный», «Смелый», «Властный», «Сердитый», «Бойкий», «Скорый», а так же паровой катер «Ольга» под общим командованием лейтенанта Михаила Коронатовича Бахирева прорвали морскую японскую блокаду и достигли китайских портов, где и интернировались (разоружились) до конца компании. «Смелый» и «Бойкий» в германской военно-морской базе Цин-Дао, а все остальные миноносцы интернировались в  китайском порту Чифу. Предприятие это имело важный духовный и моральный характер потому что, прорвавшиеся миноносцы увозили из Порт-Артура войсковые знамёна, секретные документы, и многие другие важные для Русской Чести реликвии, которые не должны были попасть к неприятелю.       
 12 февраля 1905 г. Михаил Коронатович был награжден Золотой Георгиевской саблей с надписью «За храбрость», «в воздаяние отличных подвигов храбрости и самоотвержения, оказанных в делах против неприятеля под Порт-Артуром». А в декабре того же смутного 1905 г. он произведен в капитаны 2 – ранга. Продолжая службу на Дальнем Востоке, Михаил Коронатович назначается в 1906 г. начальником Флотилии рек Амурского бассейна. Но уже в 1907 г. окончательно переводится на Балтику, командует минным крейсером «Абрек», миноносцем «Ретивый» и эсминцем «Амурец». В 1910—1911 гг. начальник 5-го дивизиона миноносцев Балтийского моря[5]. Во флоте России этого периода активно совершенствовался миноносный и торпедный флот, который доказал свою силу в будущих морских боях Первой мировой войны на Балтике и Чёрном море.
В 1911 г. Михаил Коронатович производится в капитаны 1 – го ранга и становится командиром новейшего броненосного крейсера «Рюрикъ». Стоит сказать, что тогда «Рюрикъ» (построенный в Англии фирмой «Виккерс») являлся самым мощным линейным боевым кораблём Русского Императорского Флота. Связано это было не с пресловутой «технической отсталостью» России, а с тем что «полуреволюционная» Государственная дума первого и второго созывов не сильно стремилась заботиться об обороне Родины, ставя свои эгоистические «политические цели» выше интересов русского народа. А потому боевые корабли вступали в строй уже в годы Первой мировой войны. Происходило это из-за фактического противодействия корабельностроительных программ в «Думах». Линейный крейсер «Рюрикъ» был флагманским кораблём командующего Балтийским флотом адмирала Николая Оттовича фон Эссена. Он, учтя уроки Русско-японской войны подготовил Русский Императорский Флот к предстоящей Мировой войне. А должность командира флагманского корабля это фактически должность начальника штаба командующего. А это говорит о многом, ответственность за образцовый порядок на корабле, и размещение штаба. Можно утверждать, что Михаил Коронатович Бахирев, был деятельным сподвижником Николая Оттовича фон Эссена в деле возрождения Флота, и стоял в одном ряду с Александром Васильевичем Колчаком, который так же принимал деятельное участие в этом процессе, вместе со многими другими морскими офицерами.
 За время своей службы Родине и Государю М.К. Бахирев так и не обзавелся семьёй, всецело отдавая себя любимому флоту. Сослуживец, В.К. Пилкин вспоминал: «Михаил Коронатович был завзятый холостяк, но веселые морские дамы, по возможности с большими шляпками, веселили сердце холостяка. У него были дружеские отношения со многими. Но морские дамы на его сердце никаких атак не делали. Чувствовали, что это бесполезно. Завзятый холостяк, он любил «эпатировать» публику, громко рассказывая где-нибудь в театре во время антракта, что у него будто бы сбежала жена с драгунским корнетом и т. п.»[6]. 
 После начала Первой мировой войны 24 декабря 1914 г. М.К. Бахирева «за отличие против неприятеля» производят в контр-адмиралы и назначают командующим 1-й бригады крейсеров Балтийского моря[7].
2 июля 1915 г. Михаил Коронатович командовал русскими силами в морском сражении у Эстергарна. Тогда, русский крейсерский отряд Балтийского флота до конца войны вывел из строя дальний немецкий минный заградитель «Альбатрос», так же серьёзно был поврежден броненосный немецкий крейсер «Роон». Быть может адмирал и  не использовал всех своих возможностей для нанесения неприятелю более решительного урона, как об этом пишут иные военно-морские историки, но стоит учитывать всю сложность ведения морской войны в условиях туманной Балтики, и преимущества неприятеля в линейных судах, которые могли в любой момент появится на горизонте.
В декабре 1915 г. Михаил Коронатович принял 1-ю бригаду линейных кораблей. Её составили только что вступившие в строй русские дредноуты «Петропавловск», «Гангут», «Севастополь» и «Полтава». Это назначение так же говорит о многом, потому как поставить «абы кого» командовать новейшими дредноутами не могли по определению.
6 декабря 1916 г. Михаил Коронатович получил чин вице-адмирала. Над Россией сгущались сумерки, приближались смутные революционные события.
 К начавшейся в Феврале  1917 г. смуте и измене Государю, адмирал, воспитанный и выросший в твёрдых понятиях о долге и чести отнёсся весьма отрицательно. Он не признал отречения Государя  на совещании флагманов Балтийского флота, и открыто заявил об этом командующему флотом адмиралу Адриану Ивановичу Непенину. М.К. Бахирев  был одним из тех высших командующих наряду с генералом графом Ф.А. Келлером, адмиралом А.И. Русиным, и иными офицерами, кто остался верен Государю. В.К. Пилкин вспоминал: «Когда разразилась революция, команды на митингах выбирали себе начальников. Посудили-порядили и выбрали себе Бахирева. По просьбе команды Михаил Коронатович вышел к ней на палубу и спросил: «Вы мне доверяете?» В ответ галдят: «Доверяем! Доверяем!» — «А я вам не доверяю, — заявил Бахирев — до чего себя довели: царь от вас отрекся». И спустился в каюту. Команда посудила, порядила, решила: лучшего не найдешь и другого не выбрала.
«Управляют Россией Советы рабочих и солдатских депутатов, — говорил Михаил Коронатович, — а следовало это дело поручить Совету флагманов и капитанов»[8]. Михаил Коронатович остался в строю, так как не хотел уходить из Флота в напряжённый момент борьбы с сильным немецким флотом.
 Современный российский человек может себе только представить каких усилий, физических и моральных  стоила служба своей Родине в период революционной разнузданности политиканов и  просто революционных хамов. Когда тот или иной судовой комитет мог постановить идти ему в море или не идти, ставить мины на фарватере или не ставить, когда матросы умышленно портили торпеды и снаряды, когда офицера могли убить просто так. Нужно ли напоминать что в дни «бескровной» Февральской революции на Балтике было убито по разным оценкам от 300 до 400 самых энергичных и талантливых морских офицеров, командующего Балтийским флотом адмирала А.И. Непенина, военного губернатора Кронштадта адмирала Р.Н. Вирена, представителей славной морской династии  Бутаковых, и многих-многих иных. Поэтому за верностью своему Государю, за словами верности, сказанными разнузданному революционному хаму,  мы видим в лице Георгиевского кавалера, происходившего из донских казаков, храбрейшего и мужественнейшего человека, адмирала М.К. Бахирева. Это вызывало уважение даже у революционных матросов. В.К. Пилкин писал: «Михаилу Коронатовичу Бахиреву случалось также давать тумака. Но это были не жесткие тумаки и команда зла Бахиреву не помнила. Во время революции был на «Рюрике», которым прежде командовал Бахирев, митинг. Обсуждался вопрос, послать ли бывшему командиру приветствие по случаю годовщины боя, который имел адмирал Бахирев с немецкими крейсерами. Команда собралась на шканцах, а младший унтер-офицер Пастухов, лидер команды, левый соц. революционер, умный, хитрый, ловкий, интриган, добровольно вернувшийся после революции с каторги, специально для агитации, стоя в кругу команды, держал горячую речь. «Кулаки товарища Бахирева, — говорил Пастухов, — не раз по моей спине гуляли, но я вотирую послать приветствие». Приветствие при общем одобрении было послано»[9].
 М.К. Бахиреву выпала честь командования Русским флотом, в последнем сражении «когда флот сражался под Андреевским флагом». Речь идёт о Моонзундской морской операции, когда превосходящие силы германского флота пытались уничтожить части морской и береговой обороны Рижского залива, они так до конца не смогли выполнить этой задачи, не смотря на всю пропасть революционного падения России, не смотря на всё разложение армии и флота. Не стремлюсь писать историю Моонзундского сражения, об этом написаны десятки исследований, сняты документальные и художественные фильмы.  Хотелось бы только отметить ряд моментов.
 Даже тогда, когда и армия и флот существовали только де-юре, такие лидеры, адмиралы и генералы, к числу которых относился и М.К. Бахирев могли совершать чудеса, даже и с разложившимся флотом и армией. Почему же сейчас нас хотят уверить в том что Российская Империя, наши Армия, Флот и Авиация, генералы и адмиралы, «не могли выиграть Первую мировую» когда победа была уже на пороге?  Слово сослуживцу и очевидцу всех тех событий контр-адмиралу В.К. Пилкину, он вспоминал: «Другое «дело» Бахирева была защита им, уже в трудные времена революции, семнадцатом году, Рижского залива и Моонзунда. Ему были подчинены сосредоточенные там минная дивизия, «Цесаревич» и «Слава». Мною были посланы из Лапвика, где стояли еще «Андрей Первозванный», «Павел I» и «Рюрик», крейсера «Адмирал Макаров», «Баян» и «Богатырь», могшие пройти Моонзунд. Неприятель был, разумеется, много сильнее, но, главное, команды были уже не те. Так, заградитель «Припять», прежде ставивший мины под самыми дулами неприятельских пушек, вдруг в решающий момент отказался преградить, и туда, в тыл Рижскому заливу, прорвался неприятель. Батарея на Церели торговала с немцами, прислуга в конце концов разбежалась, и «Цесаревич» залпами двенадцатидюймовых орудий уничтожил мощное укрепление. Из Лапвика ночью были видны непрерывные молнии выстрелов боя, шедшего на Кассарском плесе и Моонзунде, но выстрелов слышно не было.
Обстановка сделалась тревожной когда было получено от командующего флотом адмирала Развозова, стоявшего в Поркалауде, что германский линейный флот идет, чтобы прорваться через передовую минную позицию в Финский залив и отразить наши силы в Рижском заливе и Моонзунде. Казалось, что предстоял неравный бой при защите передовой минной позиции. И вдруг было расшифровано предписание императора Вильгельма эскадре вернуться в свои порты. Чем было вызвано это распоряжение, мы тогда не знали. Не знаем доподлинно и теперь. Были сведения, довольно правдоподобные, что в командах германской эскадры, которые тоже были уже не те, что прежде, возникли волнения и беспорядки, которые и вызвали отказ от задуманной операции. У немцев оставалось воспоминание о трагической участи их миноносцев при прорыве к Балтийскому порту и почти всех погибших на минах.
Но под влиянием нависшей угрозы быть отрезанными, под впечатлением высадки немцев на Эзель и беспрепятственного их продвижения к Моонзунду, подбитой «Славы», потопленного «Грома» (на котором из 60 человек погибших 40 человек сами выкинулись за борт, когда лопнул буксир, поданный на «Гром»), на «Славе» команда висела гроздьями за бортом и ревела: «Товарищи, спасите!» — и кидались с высоты трехэтажного дома на подошедшие, чтобы снять людей, наши миноносцы, погибая, иногда попадая в вентиляторы. На «Баяне» офицеры с трудом заставили команду тушить пожары. И одновременно — отдельные случаи подвигов и геройства. Бахирев решил перейти в Лапвик.
Еще ночью потянулись из Моонзунда суда на север. «Новик» с поднятыми к небу лучами прожекторов указывал путь в Лапвик. «Цеппелин» сбросил безрезультатно несколько бомб. Авионы германцев неудачно атаковали уже в Лапвике «Баян» и «Макаров».
В Лапвик пришел командующий флотом адмирал А. В. Развозов, и состоялось нечто вроде военного совета флагманов и капитанов.
Я тихонько спросил моего брата, командира «Новика»: «Не слишком ли рано Коронат оставил Моонзунд?» Ответ был: «Если бы не Бахирев, в первый же день все бы разбежались».
На совещании было постановлено перейти на центральную позицию, а на передовой вести минную войну. Теперь мы знаем, что это было, может быть, слишком рано. Немцы выдохлись, потеряли на минах много миноносцев и тральщиков и не наступали»[10]. Не будь революции, вероятно М.К. Бахирев за этот бой вполне мог быть представлен к Ордену Святого Георгия 3 – степени… Сослуживец М.К. Бахирева контр-адмирал С. Н. Тимирев вспоминал: «Бахирев, один из лучших боевых начальников старшего поколения, всегда был образцом личной храбрости, служебной честности и исполнительности… О нём вспомнили лишь, когда нужно было спасти почти безнадежное положение, как это случилось в Моозунде в сентябре 1917…»[11].
 М.К. Бахирев, представлял собою старую русскую морскую школу, к которой принадлежали такие выдающиеся адмиралы какими были Ф.Ф. Ушаков, М.П. Лазарев, П.Н. Нахимов, В.А. Корнилов, Г.И.  Бутаков, С.О. Макаров, З.П. Рожественский, Ф.В. Дубасов, Г.П. Чухнин, Н.О. фон Эссен, А.В. Колчак и многие-многие другие, чьи имена ещё откроет История. Более 20 лет своей жизни Адмирал отдал морю. И если бы не гибель Империи, если бы не революция, сохранилась бы и эта морская русская школа. Давшая столько великих адмиралов, и не командовали бы тогда Балтийским флотом в годы Второй мировой войны заурядности вроде советского адмирала В.Ф. Трибуца, который ранее был помощником морского фельдшера, прославившегося тем что бросил десятки транспортов и кораблей потопленных немецкой авиацией, во время знаменитого Таллиннского перехода 1941 г. и сбежал в Кронштадт.
 После Октябрьского переворота Адмирал, выйдя в отставку после фактического окончательного развала Флота жил в революционном Петрограде, не убоявшись ни самосуда, ни красного террора, ни арестов.
«Адмирал Бахирев погиб немного раньше Колчака. – писал В.К. Пилкин -  Со времени Октябрьской революции он все предполагал пробраться на Юг и, донской казак, кажется, имел какие-то сношения с казачеством Добровольческой армии. Но это не удалось, и в 19-м г. он в Петербурге. Живет вместе с П. Н. Пленом где-то на Моховой. Он бодр и даже весел. В одном из романов той эпохи, «Тайна и кровь» Хрущева (?), Бахирев под другой фамилией выведен автором довольно прозрачно и очень симпатично. Нам удалось через одного из морских офицеров, находившегося на свободе в Петербурге в Промышленном комитете, переводить деньги для поддержки в голодное время моряков. Но вскоре и Бахирев и Пален были арестованы и заключены (на Шпалерной) в одну и ту же камеру. Плен, особо тяжело переживавший революцию и заключение, был выведен и, по-видимому, расстрелян. Бахирев через некоторое время освобожден. Он отказывался от попытки бегства, которую ему предлагали, в Финляндию. Многие обращались к нему за советом, что дальше делать. «Оставаться на своих местах и быть готовыми», — говорил он, ожидая и, может быть, подготовляя восстание. Когда было решено наступление ген. Юденича на Петербург, я уведомил Бахирева, что главком, вполне ему доверяя, заранее утверждает его распоряжения и все обещания, которые ему, в зависимости от обстановки, придется давать, будут исполнены по взятии Петербурга. По имеющимся сведениям, курьеру удалось доставить указанное сообщение. С<еверо>-З<ападная> армия, дойдя до преддверия Петербурга, захлебнулась... начав наступление с 12 000 чел., до Петербурга дошло только 4000. Восстание, которое бы поддержало наступление, не произошло. Население было терроризировано и не двигалось. «Севастополь» в Неве, обстреливая под Гореловом С<еверо>-З<ападную> армию, якобы по ошибке, положил несколько залпов в Красную армию. Сов<етское> радио сообщало об арестах. Среди арестованных было имя адм<ирала> Бахирева. Об этом было сообщено Верх<овному> правителю с просьбой взять заложников. Было дано знать в Лондоне и в Париже — с просьбой о заступничестве. Попытка выкупить Бахирева, для чего послан миллион, не удалась. Офицер, через которого ранее переводились деньги, миллион вернул и просил в будущем ни по какому поводу к нему более не обращаться. Так силен был террор. По-видимому, было какое-то подобие судебного разбирательства. На суде Бахирев будто бы сказал: «С телом моим вы можете делать что угодно, а душу мою вам не продам»[12]. Постановление коллегии ВЧК от 09. 01. 1920 гласило: «Бахирева Михаила… расстрелять, приговор привести в исполнение по особому постановлению Президиума ВЧК, оставив Бахирева в качестве заложника на случай террористических актов со стороны агентов белогвардейцев»[13].
 А ведь если Михаил Коронатович уехал в начале 1918 г. на Дон, как бы могла сложиться его судьба? Как представитель высшего военного офицерства он, конечно же был знаком с П.Н. Красновым, и во время его атаманства вероятно занял бы пост морского министра Всевеликого Войска Донского, и вероятно получил бы должность командующего морскими и речными силами Дона. Однако история не знает сослагательного наклонения. Но по странному стечению обстоятельств П.Н. Краснов был в рядах Северо-Западной армии генерала-от-инфантерии Н.Н. Юденича осенью 1919 г., когда она едва не вязла революционный Петроград, после чего и был казнён М.К. Бахирёв. Военно-морской историк Сергей Данилов справедливо писал о забвении исторической памяти об Адмирале как о моряке: «В нашей стране Михаил Коронатович Бахирёв почти никому не известен. В снятом полвека назад историческом кинофильме «Балтийская слава» он присутствует, однако без имени и фамилии. В двухсерийной киноленте «Моонзунд» (в отличие от романа В.С. Пикуля) адмиралу совсем не нашлось места. Его рапорт о Моонзундском сражении оставался неопубликованным до 1998 года. До сих пор в его адрес раздаются обвинения в пассивности и неумении поднять дух подчинённых (Р.М. Мельников). В честь доблестного руководителя тяжелейшего Моонзундского сражения в нашей огромной стране не названо ни одного судна, ни одной улицы или набережной»[14].   Увы, даже История сохранила для нас лишь несколько крайне размытых и нечётких фотопортретов Адмирала…
 В.К. Пилкин хороший друг М.К. Бахирева и морской министр Северо-западного правительства Н.Н. Юденича отмечал по поводу казни адмирала: «Когда С<еверо>-З<ападная> армия была уже ликвидирована стараниями англичан и эстонцев, которые за спиной ген<ерала> Юденича вели переговоры с большевиками о мире и не исполнили ни одного данного ими обещания (всюду обман, измена и трусость!), мы узнали, что распоряжением Зиновьева, бывшего когда-то железнодорожным вором на итальянских дорогах, а потом полномочным диктатором Петроградской коммуны, заключенные, переполнявшие тюрьмы, были все ликвидированы в одну ночь. В эту ночь был расстрелян адмирал Бахирев. Мы не знаем обстоятельств его расстрела и можем только о них догадываться, но быть уверенными, что он умер так же просто и не постыдно, как и жил.
Могилы обоих адмиралов, Колчака и Бахирева, безвестны. Мы знаем, что адм<ирал> Колчак был спущен под лед реки Ангары, адм<ирал> Бахирев зарыт где-то в Сестрорецке, на берегу залива, против Кронштадта. Оба славные моряка погребены «без церковного пенья, без ладана, без всего, чем могила крепка». Но память о них будет жить в сердцах их знавших, и любивших, и ими гордившихся русских моряков, а может быть, и вообще русских людей»[15].
Известно что именем М.К. Бахирева названа скала у о-ва Лисий, в заливе Находка, в Японском море. Скала Бахирева была нанесена на карту в 1890 г. в ходе описи залива с канонерской лодки «Бобр». Название скалы сохранилось до нашего времени[16].
 Такая яркая личность, каким был М.К. Бахирев, ещё ждёт своего исследователя, в руках которого будут архивы и Дона и военно-морские архивы Санкт-Петербурга. Актуальным представляется более широкое изучение и освещение его службы на благо России. Увековечивание памяти о нём в родной для него Донской земле и увековечивание памяти как о талантливом моряке, отдавшем более 20 лет своей жизни морю и Русскому Императорскому Флоту. Память как о мужественном казаке, остававшемся верным Вере, Государю, Присяге и Родине.

Примечания:

1. Несколько слов об «Отчете…» и его авторе, Михаиле Коронатовиче Бахиреве. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.genrogge.ru/bahirev/bio.htm (дата обращения 19.02.2012).
2. В.К. Пилкин В Белой борьбе на Северо-западе. М., 2005. С. - 482.
3. Галенин Б.Г. Цусима – знамение конца русской истории. Т.I М., 2009. С. - 483.
4. В.К. Пилкин Указ. соч. С. – 491.
5. Несколько слов об «Отчете…» и его авторе, Михаиле Коронатовиче Бахиреве [Электронный ресурс] // Режим доступа:  http://www.genrogge.ru/bahirev/bio.htm (дата обращения 19.02.2012).
6. В.К. Пилкин Указ. соч. С. – 484.
7. Несколько слов об «Отчете…» и его авторе, Михаиле Коронатовиче Бахиреве [Электронный ресурс] // Режим доступа:   http://www.genrogge.ru/bahirev/bio.htm (дата обращения 19.02.2012).
8. В.К. Пилкин Указ. соч. С. – 486 – 487.
9. Там же. С. - 486.
10. Там же С. – 492 – 493.
11. Там же С. – 496 – 497.
12. Вице-адмирал Бахирев Михаил Коронатович, командующий Морскими Силами Рижского залива [Электронный ресурс] // Режим доступа:  http://elan-kazak.forum2x2.ru/t1209-topic (дата обращения 30.04.2012).
13. Вице-адмирал Бахирев Михаил Коронатович, командующий Морскими Силами Рижского залива [Электронный ресурс] // Режим доступа:  http://elan-kazak.forum2x2.ru/t1209-topic (дата обращения 30.04.2012).
14.Данилов С.Ю. Великие морские сражения. М., 2009. С. – 553 – 554.
15. В.К. Пилкин Указ. соч. С. – 497.
16. Вице-адмирал Бахирев Михаил Коронатович, командующий Морскими Силами Рижского залива [Электронный ресурс] // Режим доступа:  http://elan-kazak.forum2x2.ru/t1209-topic (дата обращения 30.04.2012).


Рецензии
"Быть может адмирал и не использовал всех своих возможностей для нанесения неприятелю более решительного урона, как об этом пишут иные военно-морские историки, но стоит учитывать всю сложность ведения морской войны в условиях туманной Балтики, и преимущества неприятеля в линейных судах, которые могли в любой момент появится на горизонте."

Очень мягко сказано...) А если называть вещи своими словами, Бахирев провалил бой у Готланда, обладая превосходством в силах, упустил РЕАЛЬНУЮ возможность уничтожить немецкий отряд. Даже этот дохлый "Альбатрос" не сумел потопить...(

Игорь Франчук   26.06.2019 01:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.