Из старых газет. 1

Материалы из старых газет ценны не только тем, что дают представление о давних событиях, об атмосфере, в которой жили люди в давние времена.
Порою эти статьи – готовые новеллы, не требующие литературной обработки, с острым драматическим сюжетом…
Как внедряли «цивилизацию» в Приморье в годы интервенции и белогвардейщины (1918-1922 гг.) – четыре газетных статьи из прессы того периода. Тексты приводятся по сборнику документов Приморского краевого государственного архива «Борьба за власть Советов в Приморье» (1917-1922), Владивосток, 1955.
……………………………………………………………………………………

ГАЗЕТА  «РАБОЧИЙ  И  КРЕСТЬЯНИН», № 3 (11) от 28 июля 1918 г.:

«В капиталистических странах в последнее время особенно развилась деятельность различных благотворительных, просветительных и пр. обществ, имеющих целью захватить в свои руки воспитание подрастающих поколений. Главным образом обращено внимание на рабочую молодёжь. Но, судя по тому, что тратящиеся на это громадные суммы денег даются буржуазией, ставится вопрос: в каком направлении будет это воспитание.

Милитаризация школ на Западе и в Америке под видом бой-скаутизма, организация союзов «христианской молодёжи» и пр. организации развращения молодёжи привитием их сознанию законности буржуазного порядка и права эксплуатации одними других, привитием «христианского смирения» будущим рабам капитала – вот большая опасность для рабочего движения.

Когда империалисты лишь подумывали о покорении Сибири, то уже тогда во Владивостоке появился «союз христианской молодёжи» и «Маяк». Американцы затратили большие суммы для внедрения своего влияния, подготовки незаметным путём завоевания Сибири союзным капиталом. Незаметным путём в юные души русских детей будет вливаться яд капиталистической лжи.

Товарищи рабочие! Берегите своих детей.

Работа же по усилению милитаристических настроений в русском народе сейчас начинает вестись открыто, официально правительством Соединённых Штатов посредством кинематографа.

Многие помнят шовинистическую картину «Гибель нации», но теперь регулярно в городском саду публике преподносятся картины из военной жизни.

Что это такое? Чья рука подогревает «патриотические»  чувства испытавшего все прелести войны русского народа?

Будьте осторожны, товарищи работники и работницы!»
… … … … …

«ВЕЧЕРНЯЯ   ГАЗЕТА», № 15 ОТ 16 ИЮНЯ 1921 Г.:

«24 марта 1921 г. состоялось второе, и пока что последнее, общее собрание действительных членов о-ва «Маяк», на котором священник о. Н.Соколов подробно изложил, что дело воспитания юношества в отделе молодёжи не на должной высоте, что фильмы кинематографа и пьесы детской сцены не носят воспитывающего характера, что в отделе молодёжи нет опытных русских педагогов и что воспитание юношества должно быть немедленно вырвано из рук американцев и передано в руки русских опытных воспитателей. Священник о. Соколов указывал и на другие недочёты, напр. площадная брань, как у извозчика, пьянство, табакокурение и проч.

Таковы результаты воспитания мистеров Коркорана и Смита.

Так как русский комитет «Маяка», возглавляемый небезызвестным всему Владивостоку проф. Г.В.Подставкиным, не предпринял никаких шагов к упорядочению дефектов воспитания американцем Коркораном и его помощником «младенцем» Виноградовым, то свящ. Соколов подал в комитет следующее заявление: «Не находя для себя возможным оставаться дальше членом о-ва «Маяк», прошу комитет исключить меня из числа членов такового. Причины выбытия моего следующие:
1) Сомневаюсь в искренней работе американского народа на пользу русских людей и нашей родной русской земли.
2) Все действительные члены, по моему глубокому убеждению, ответственны за ту или другую организацию общества. Я не согласен с организацией в о-ве «Маяк» детского отдела (отдела молодёжи), в чём я совершенно очевидно расхожусь с комитетом и теми действительными членами, которые меня осудили за моё выступление по данному вопросу на прошлом общем собрании (Мерварт А.И. и Каразин). Повторяю, я, как православный священник, не могу быть ответственным за происходящее калечение русских православных детей и потому выхожу из о-ва «Маяк».
Действ[ительный] чл[ен] о-ва свящ. О. Н.Соколов».

В ответ на это заявление комитет пригласил о. Н.Соколова для объяснения, но о. Соколов, желая дать свои объяснения общему собранию действительных членов о-ва, так и не мог дождаться его до сих пор.

Тщетны, вероятно, его и других действительных членов общества надежды на то, что комитет и американские секретари ХСМЛ [Христианский союз молодых людей] добровольно соберут следующее собрание, на котором опять их работа может подвергнуться критике, чего они так, повидимому, боятся. Родителям, посылающим в «Маяк» своих детей, необходимо обратить серьёзное внимание на этот отдел о-ва, ибо, как я знаю, некоторые из родителей после такого воспитания в «Маяке» положительно не узнают своих собственных детей и невольно задают себе вопрос: что за педагогические приёмы применяются к детям в «Маяке», которые после некоторого пребывания их там становятся чуждыми своему родному крову.
                Член о-ва «Маяк» 
… … … … …

«ВЕЧЕРНЯЯ  ГАЗЕТА» , № 114  ОТ  13  ОКТЯБРЯ  1921 г.:

«…Во Владивостоке дело воспитания наших детей находится в твёрдых руках не то весёлых матросов с «Нью-Орлеана», не то американских приказчиков.

В большом неуклюжем пакгаузе, на задворках пристаней, где раньше толпы американских и чешских солдат днём попивали жидковатое какао, а вечером под оглушительный шум джаз-банда отплясывали незатейливые танцы своей далёкой родины, - там помещается теперь светоч «Маяка», озаряющего нежными лучами детские души.

Чтобы удовлетворить запросы русского юношества, организовываются игры в мяч, бросание того же мяча в подвешенную сетку, изучаются прямые удары под ложечку и «ввинчивающиеся» в челюсть, учат американскую историю, американский язык, американские обычаи и нравы, а по воскресеньям поют религиозные псалмы и «национальный» гимн – «О наше звёздное знамя».
В библиотеке прекрасно переплетены американские книги и на столах – американские журналы.

Но и русский здоровый дух не умер. Нет…

Под управлением некоего Дроздова открылась театральная студия при ХСМЛ.

Там по воскресным дням за недорогую плату можно получить здоровое интеллигентское развлечение.

По-семейному.

Вот, например, в это воскресенье была показана феерия о некой ушибленной в детстве прелестнице.

Собственно говоря, в этой феерии играл и говорил лишь доктор – г.Дроздов, остальные же персонажи весьма удачно согласовали движение с кашлем, мимикой и репликами, подаваемыми за них опытным чревовещателем, всё тем же Дроздовым.

Других актёров, таким образом, могло бы и не быть.

Молодые орлята, орлицы, соколы и бой-скауты сильно резвились в этот вечер.

Здоровый юмор лежит в основе русской души.

При каждой новой остроте, вроде: «ах, я старая галоша», «ах, я жжёная пробка» - аудитория покатывалась со смеху.

Веснушчатые лица нашей молодёжи, курносые, скуластые, вспотели и покраснели от душивших их спазм. Но энтузиазм достиг своего апогея, когда всё тот же Дроздов колол булавкой героиню…
                * * *

Мне пришлось стоять в очереди за пальто около получаса, и когда в течение всего этого долгого времени я наблюдал за рябыми скаутами и стрижеными гёрл-скаутами, в глазах которых всё ещё бегали огоньки, - нет, булавку они забыть не могли – я с гордостью думал, что ещё год-два такого воспитания, и они не ударят лицом в грязь перед любым юнгой любого американского корабля.

А из деревьев вишнёвого сада – годдем! – они понаделают прочные табуретки для баров».
… … … … …

«ВЕЧЕРНЯЯ  ГАЗЕТА», № 144  ОТ  18  НОЯБРЯ  1921 г.:

«В минувшее воскресенье пятеро американских матросов с американского радиотелеграфа на Русском острове явились на спектакль и танцевальный вечер в курзал Радкевича на Подножье.

Американцы были вдребезги пьяны и вели себя вызывающе. Во время спектакля американцы, всё время державшиеся группою, сели во втором ряду, а ноги положили на стулья первого ряда.

Это обстоятельство вывело из терпения представителей администрации Русского острова, к которым уже поступило несколько жалоб частных лиц.

К американцам подошёл представитель комендатуры Русского острова и по-английски предложил вести себя приличнее, т.к. имеются жалобы. Американцы ответили, что «плюют на всё русское и на русские законы в том числе».

Американцы продолжали дебоширить.

Тогда представитель комендатуры вызвал казаков и силою удалил дебоширов из курзала.
 
Удаляемые пригрозили, что «расплатятся» за действия казаков».
…… … … …






Рецензии