К. А. Коровин
24 Июль
К.А.Коровин. Летом. 1895 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Сама красота зависит (и сила впечатления) от правды в живописи».
Константин Коровин. «Заметки об искусстве».
***
К "русским импрессионистам" следует отнести в первую очередь таких художников, как А. Е. Архипов, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин.
Коровин самостоятельно искал подход к живописи импрессионистов, ее восприятию и использованию на создаваемых полотнах. Поездка в Париж (1892 – 1894) лишь ускорила и укрепила его намерение испытать свои способности на новом пути. Импрессионизм художника наиболее отчетливо проявился в таких произведениях как "Летом" (1895, ГТГ), портрете К.Д. Чичагова (1902, ГТГ) и особенно в портрете Т.С. Любатович (частное собрание). Импрессионизм научил Коровина ценить мгновения красоты и позволил создать приемы, запечатлевающие ее проявления на холсте.
Полотно «Летом» можно назвать женским портретом, вписанным в пейзаж. Именно здесь отчетливо ознаменовалось слияние человека с окружающим его миром, неразделимость их существования. Перед нами уголок заброшенного сада со старой щербатой изгородью, за которой широко раскинул ветки куст цветущей сирени. Все совершенно обыденно и понятно – на передний план даже выдвигается бочка, наполненная водой.
Однако внимание сразу привлекает фигура женщины в белом платье и шляпке, которая спокойно вдыхает аромат ярко освещенной солнцем сирени. Возникает ощущение, что ее душистый запах долетает до зрителя. И в то же время именно гроздь сирени закрывает лицо незнакомки, что создает впечатление некой незавершенности портрета. Так же зыбко выписан и контур фигуры. Но… какое обилие светящихся оттенков запечатлено на ее платье, какое буйство красок проявляется в окружающей зелени.
Коровин не просто описывает жизнь своей кистью, а творит цельный образ ее, увиденный и возникший в цвете, свете, во всей его жизненной трепетности.
Закончить краткое описание-впечатление, возникшее от картины Константина Коровина, хочется словами Александра Бенуа: «Живопись Коровина - дерзко-небрежная, грубая - казалась в XIX веке многим просто неумелой. Никто тогда не подозревал, что и живопись, и краски в этих картинах - высокого достоинства, что автор их - настоящий живописец".
Свидетельство о публикации №212072701237
Игорь Тычинин 04.03.2021 05:01 Заявить о нарушении
Всего доброго, ГМ.
Галина Магницкая 04.03.2021 09:12 Заявить о нарушении