Икона Кающиеся Кощуницы. 19

Эклектика, также эклектизм— смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., основанное на их соединении. Термин введён в употребление во II веке родоначальником философской школы эклектизма Потамоном. Различают искусственную эклектику (механическое соединение разнородных элементов) и противоположную ей гармоничное сочетание разнородных элементов. Что такое стиль фьюжн и откуда он взялся? В переводе с английского fusion означает «смешение, слияние». Этот стиль без границ и рамок — порождение современного мира и переплетения культур. Направление в кулинарии, сочетающее кухни Востока и Европы. А понятие мэшап изначально относится к популярной музыке (чаще хип-хопу) и означает производство новой песни, смешивающей две или больше части других песен. Но я не знаю какое лучше слово подобрать –эклектика, мешап или фьюжн?

Культурная интервенция

Первый отряд- совместный анимационный проект японской Studio 4 °C, канадской Molot Entertainment и российских авторов, фэнтези на тему Великой Отечественной войны, в рамках которого создан видеоклип, полнометражный фильм, роман Анны Старобинец «Первый отряд: истина» и манга художника Энки Сугихары. В полной режиссёрской версии фильма, представленной на фестивалях и предпремьерных показах, присутствуют псевдодокументальные вставки, в которых актёры, изображающие экспертов и ветеранов войны, рассказывают о боевых действиях и секретных разработках оккультного характера в СССР. В фильме не упоминаются фамилии четырёх погибших пионеров, однако в некоторых интервью продюсеры фильма прямо указывают, что их прототипами стали пионеры-герои, реальные советские школьники, удостоенные во время Великой Отечественной войны звания Герой Советского Союза посмертно — Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей и Валя Котик. Впрочем, кроме имён, никаких общих внешних или биографических черт герои фильма со своими прототипами не имеют; реальные пионеры-герои не были знакомы друг с другом и погибли в разные годы войны. По заявлениям продюсеров, планируется съёмка ещё трёх полнометражных серий проекта. Второй фильм тетралогии, сценарий которого уже написан, в отличие от первого, снятого в жанре фентези, будет хоррором.

Таким образом, в произведении «Пионеры-герои» «использованы» как «бренд».

Пионеры-герои — советские пионеры, совершившие подвиги в годы становления Советской власти, коллективизации, Великой Отечественной войны. Образы пионеров-героев активно использовались в советской пропаганде как примеры высокой морали и нравственности. Официальный список «пионеров-героев» был оформлен в 1954 году с составлением Книги почета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина; к ней присоединились Книги почёта местных пионерских организаций. Однако некоторые историки оспаривают ряд ключевых фактов официальных биографий пионеров-героев,  и даже сам факт существования некоторых из них. Уже в первые дни войны при защите Брестской крепости отличился воспитанник музыкального взвода, 14-летний Петя Клыпа. Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности; из юных партизан особо известны Марат Казей, Володя Дубинин, Лёня Голиков и Валя Котик (все они погибли в боях, кроме Володи Дубинина, подорвавшегося на мине; и всем им, кроме более взрослого Лёни Голикова, к моменту гибели было 13—14 лет). Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей (так называемые «сыновья и дочери полков» — известна одноимённая повесть Валентина Катаева. Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Ряд детей был занесён в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведён в ранг «пионеров-героев».

Пионеры-герои в литературе

Беллетризованные биографии «пионеров-героев», как отмечалось, появляются и тотчас входят в широкий обиход с середины 1950-х гг., хотя первый и наиболее известный образец жанра был написан несколько раньше (Л. Кассиль, М. Поляновский. Улица младшего сына. М., 1949, Сталинская премия 1950 — о Володе Дубинине). Кандидат филологических наук С. Г. Леонтьева находит в биографиях «пионеров-героев» признаки шаблона, в котором она видит многочисленные пересечения с христианской агиографической литературой, прежде всего в деталях его характеристики, описании раннего детства и мученической смерти. Герой непременно наделяется всеми мыслимыми добродетелями (особенный же упор делается на хорошую учёбу в школе); как правило он является лидером, ведущим и наставляющим сверстников; но при этом подчеркивается его «обычность», что должно показать, что героем может стать любой. Герой отличается высокой сознательностью, его подвиг детерминирован принадлежностью к пионерской организации. С другой стороны, особо подчеркивается «детскость» героя, что должно придать особое значение его поступкам, достойным взрослого человека. В этой связи можно отметить, что например в книге Юрия Королькова Лёня Голиков представлен маленьким мальчиком: «Офицер оглянулся и увидел, что за ним бежит какой-то мальчишка. Совсем маленький. Если бы их поставить рядом, мальчишка едва бы достал ему до пояса». Рукава кителя убитого Лёней немецкого генерала свисают ему ниже колен, и т. д.. Между тем, описываемые события произошли в августе 1942 г., то есть когда Лёне было 16 лет (родился в 1926 г.).

Морфологически С. Г. Леонтьева выделяет шесть сюжетных типов:
идейная победа героя над врагом;
победа героя, сопровождающаяся устранением врага;
победа героя — месть сообщников врага и гибель героя — месть соратников героя;
гибель героя — месть соратников героя;
уничтожение врага героем со второй попытки;
уничтожение врага героем со второй попытки — месть сообщников врага и гибель героя.

В описании мученической смерти героя обыкновенны натуралистические подробности пыток и мучений, что, по мнению С. Г. Леонтьевой, направлялось на удовлетворение возрастного запроса аудитории на «страшные» и «кровавые» сюжеты (блокированному в остальных жанрах тогдашней детской литературы.

Пионеры-герои после Великой Отечественной войны

После Великой Отечественной войны и перехода страны на мирные рельсы, список пионеров-героев был сформирован окончательно. В дальнейшем художественные биографии «пионеров-героев», издаваемые довольно большими тиражами, использовались с целью морального воспитания молодого поколения советских граждан. Некоторые произведения о героях включались в обязательную школьную программу, короткометражные фильмы о подвигах пионеров показывались в школьных кинозалах.

То, что кроме имён, никаких общих внешних или биографических черт герои анимационного фильма со своими прототипами не имеют; реальные пионеры-герои не были знакомы друг с другом и погибли в разные годы войны- все –неудивительно. Речь идет не о реконструкции «жития пионерии»- а использовании меметичных символов-которыми сопровождается экранное действо. Даже псевдодокументальные вставки, в которых актёры, изображающие экспертов и ветеранов войны, рассказывают о боевых действиях и секретных разработках оккультного характера в СССР- пущены для убедительности. Хотя, что по мне, фильм «Вальс с Баширом» гораздо больше говорит о чудовищности войны, так же как и антивоенный израильский фильм «Ливан» и книга Курта Воннегута «Бойня номер пять..»

Создатели фильма шли проторенной дорогой-образы пионеров героев ВОВ узнаваемые, вызывают только положительные симпатии, тем более, что повествование посвящено теме ВОВ которая для нашего народа. Как и память о ней, является священной, и в этом кроится самая большая опасность-потому что такую информацию или интерпретацию из-за своих симпатий можем воспринимать некритично.

Прежде чем продолжу собственно о культурном влиянии или интервенции не могу обойти вниманием следующее. В ходу нонче не новое, а хорошо забытое старое. Мы идем проторенной дорогой. То же самое «творит» и Мосодов. Илья Масодов — «последний советский писатель», автор нескольких запредельно-трэшевых книг про сатано-коммунизм, революцию мертвецов и лоли-убийц. Широким массам малоизвестен, зато имеет немало поклонников в среде любителей разного художественного треша (в частности, среди индустриальщиков и нойзеров).


В 2001 году в издательстве «Митин журнал» вышла трилогия Масодова «Мрак твоих глаз», сразу обратившая на себя внимание со стороны определённого круга читателей и критики. Натуралистичная жестокость романов не понравилась Министерству печати России, и оно вынесло предупреждение издателю. Выдержка из предупреждения гласит: «Было установлено, что в книге описываются убийства, глумления над трупами, непристойные сцены, провоцирующие низменные инстинкты. В тексте книги встречаются неприличные слова и ненормативная лексика. Главными героями являются дети, поступки которых основываются на жестокости и насилии. Имеет место вымысел, касающийся литературных героев Гражданской и Великой Отечественной войн, им приписываются акты насилия и жестокости». При повторном издании книги (2003) художественным редактором трилогии выступил известный литератор Дмитрий Кузьмин. В 2004 году роман Масодова «Черти» вышел в финал литературной премии «Национальный бестселлер».

Очерк творчества

Мир произведений Масодова — педофилически сюрреалистичен, лишён, однако, открытого порнографического характера. Серая советская действительность перемешивается с деконструированной мистикой школьного фольклора, немотивированных убийств детей и убийств детьми (так, в рассказе «Небесная соль» репетитор Лидия Михайловна перерезает горло своему ученику Пете лишь для того, чтобы помыть руки). Многие сцены прозы Масодова пронизаны весьма откровенной сексуальностью извращённого толка (часто со значительными элементами некрофилии), которая, впрочем, отчасти носит метафорический характер. Для героев Масодова мечта является иллюзией, попытка реализации которой приводит к смерти (так, Леночка из рассказа «Дорога на Запад» гибнет в поисках Деда Мороза).

И Мосодов и совместный анимационный проект "работали" на нашем культурном поле, которое уже не имело прежней идеологической поддержки-тем самым "пионеров" поместили в чернушные истории и заставили играть по несвойственным им законам жанра-хоррора, триллера.

В защиту Православной Веры
  www.proza.ru/2012/05/03/1642
 В защиту Православной Веры. часть 2
 www.proza.ru/2012/05/04/1246
 Икона Кающиеся Кощуницы. Тизер
 www.proza.ru/2012/06/03/45
 Икона Кающиеся Кощуницы
http://www.proza.ru/2012/07/24/1551
 ( в которой автор говорит о мимолетности известности и популярности, как преходящем явлении и ожиданиях развития событий)
 Икона Кающиеся Кощуницы. 2
 (в которой автор говорит о манипуляции сознанием и медиавирусах в современной России)
http://www.proza.ru/2012/07/24/1604
 Икона Кающиеся Кощуницы. 3
 ( в которой автор говорит о том влиянии, которые имели медиавирусы на последующие события в своих сферах-реформы или изменения в общественном мнении)
http://www.proza.ru/2012/07/25/31
 Икона Кающиеся Кощуницы. 4
 (в которой автор говорит о бурном росте популярности артиста после скандальной выходки)
http://www.proza.ru/2012/07/25/53
 Икона Кающиеся Кощуницы. 5
 ( в которой автор говорит о медиа-вирусах в провокационных  источниках-фальшивках-направленных для внедрения опасных идей или создания привлекательных и модных культурных течений)
http://www.proza.ru/2012/07/25/1292
 Икона Кающиеся Кощуницы. 6
 ( в которой автор говорит о медийных фигурах Нострадамуса, Ванги и Распутина – их прижизненной активности, и использовании их образов или результатов их труда для исследований, публикаций в СМИ и рекламе)
http://www.proza.ru/2012/07/25/1410
 Икона Кающиеся Кощуницы. 7
 Политизированные медиа-вирусы прошлого. Хлопковое дело. Павлик Морозов.
http://www.proza.ru/2012/07/25/1529
 L Homme qui riot. Икона Кающиеся Кощуницы
 Много чести для бесчестья. Адепты вольные и невольные
http://www.proza.ru/2012/07/25/1459
 Икона Кающиеся Кощуницы. 8
 (Голодомор  как медиа-вирус. Дело врачей как медиа-вирус. Медиа-вирусы для достижения политических целей во внешней и внутренней политике.)
http://www.proza.ru/2012/07/25/1576
 Икона Кающиеся Кощуницы. 9
 («Оправдать» можно какие угодно действия. Моральная составляющая).
http://www.proza.ru/2012/07/25/1648
 Икона Кающиеся Кощуницы. 10
 (Росты популярности отдельных лиц или маркетинговые стратегии при применении медиа-вирусов)
http://www.proza.ru/2012/07/26/1466
 Икона Кающиеся Кощуницы. 11
 (Мнимое само-оправдание вандализма. Медиавирус рассчитывает на подражание)
http://www.proza.ru/2012/07/26/1602
 Икона Кающиеся Кощуницы. 13
 (Матч смерти- орудие пропаганды или подвиг. Ждет своего осмысления и подражания. Так что, это в конечном итоге-медиа-вирус?)
http://www.proza.ru/2012/07/26/1631
 Икона Кающиеся Кощуницы. 14
 (Нейтрализованный черный пиар. Пиар за чужой счет при отсутствии уплаты роялти.)
http://www.proza.ru/2012/07/26/1682


Рецензии