Клод Моне

                ИМПРЕССИОНИСТЫ. КАЛЕНДАРЬ ИСКУССТВ.


                25 Июль


Клод Моне. Индюки.1876 г.
Музей Орсе, Париж

«Импрессионизм, конечно, будет характеризовать эпоху в искусстве не только тем, что осуществили его художники – художники жизни, движения, радости и солнечного света, но также и знаменательным влиянием, которое он оказал на всю современную живопись, вернув ее к исканию цвета…».
Поль Синьяк. «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму».

***

Вначале об известном. В 1869 году в Бужевале Клод Моне и Огюст Ренуар спонтанно открывают принцип разделения цвета в атмосфере, который затем становится основой в новой технике живописи.

Первая серьезная выставка импрессионистов проходила в 1874 году в мастерской фотографа Надара. На ней было представлено около 165 полотен 30 художников. Моне выставил картину под названием «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»), ныне пребывающую в Музее Мармоттан (Париж). Была она написана двумя годами ранее. Ее наименование и  способствовало появлению нового термина - «импрессионизм». Враждебно настроенный критик для смеха обозвал группу художников «импрессионистами». Так было положено начало.

Думается, что о любой работе Клода Моне можно сказать – одна из лучших. Несомненно, это относится и к картине "Белые индюки", которая впервые экспонировалась на выставке импрессионистов в 1877 году и является весьма известным произведением художника. Здесь он предстает не только пейзажистом, но и анималистом.

Среди меценатов, заинтересовавшихся импрессионистами, следует назвать семейство Гошеде. Эрнест Гошеде, владелец торговых домов, в основном под влиянием жены Алисы сделался почитателем и собирателем живописи импрессионистов. Загородный дом супругов Гошеде стал местом, где охотно принимали художников. Там в 1876 году гостил и Моне. По заказу хозяина Моне написал для дома в Монжероне три декоративных панно: "Уголок сада в Монжероне",  "Пруд в Монжероне"  и "Индюшки".

Выбираемая Моне композиция почти каждый раз поражает своей необычностью: огромные, неуклюжие индюки, изображенные на переднем плане полотна, зрительно уменьшают размеры невысокого элегантного замка виднеющегося сзади. Стоящие в ряд деревья отделяют его от свободно гуляющих птиц. Важно выхаживают индюшки, поражают своим белым оперением, четко контрастирующим с цветочно-травяным покровом различных оттенков. И ведь художник изобразил не одну птицу, а более десятка.  Думается, что пришлось ему долго наблюдать за индюками и тщательно изучать их повадки. Предстают они на этом полотне как живые.


Рецензии