Поль Сезанн

                ИМПРЕССИОНИСТЫ. КАЛЕНДАРЬ ИСКУССТВ.

                23 Июль


Поль Сезанн. Большие купальщицы. 1899 – 1906 гг.
Филадельфийский художественный музей.

«Сезанн – это Савонарола современной живописи. На искупительном костре своего творчества он сжег все внешне красивое, все маскарадные наряды и маски, все чары века сего. Это аскет, подвижник, иконоборец. Его живопись – это обнаженная правда. Не правда ослепительного впечатления, как у импрессионистов, а скучная и некрасивая правда упорной работы, от которой начинает мутиться в глазах, фигуры кривятся, краски становятся жестяными и грязными. В нем – несокрушимый порыв творческой воли и глубокое отчаянье работы».
Максимилиан Волошин. «Лики творчества».

***

Не спешите закрыть страницу, увидев не особенно привлекательные фигуры обнаженных женщин. Вспомните строчки из Поэзы Странностей жизни Игоря Северянина – 
«Как часто красота уродна
И есть в уродстве красота...».
Попробуем разобраться, что двигало художником при их воплощении на полотне.  Все просто и сложно одновременно. Перед нами визуальный фрагмент одной из художественных концепций, а возможно и жизненной философии Сезанна.

Мотив купальщиц был неотъемлемой частью его творчества на протяжении сорока лет. Пытаясь постичь эту тематику, Сезанн экспериментировал с цветом и композицией. Он стремился сделать итогом своей жизни большую обобщающую картину, олицетворяющую
единство людей и природы. Занимавшая художника многие годы тема "Купальщиков" и "Купальщиц" являлась попыткой решения именно этой задачи

Среди множества созданных этюдов и эскизов особое место занимают три больших картины, написанных Сезанном в  последние годы жизни. Расположим их по размерам полотен: "Большие купальщицы" (размер 208х249) из художественного музея в Филадельфии (именно они и представлены выше), "Большие купальщицы" (133х207), принадлежащие фонду Барнса в Марионе (США) и "Большие купальщицы" (130х195) из Национальной галереи в Лондоне.

Как правило, светлые фигуры объединяются единым ритмом и резко выделяются на размытом фоне, имеющем различные оттенки. Их формы тяжеловесны, и в этом, так же как в их наготе, ощущается некая первобытность и целомудренность первых дней после сотворения мира

Один из крупнейших современных исследователей творчества Сезанна, американец Т.Рефф, писал: "В поздних "Купальщиках" застылые, часто не имеющие лиц фигуры выглядят менее выразительными, чем окружающий их пейзаж... Однако более важно то ощущение, которое создает сама живописная поверхность, - живые мерцающие мазки, тонкий, острый рисунок и прежде всего бесконечно разнообразный цвет, вибрирующий и мужественный в мужских фигурах, нежный и воздушный в последних "Больших купальщицах".

Природа есть последнее прибежище человека в его естественности. Располагая фигуры у воды под сенью вытянутых ввысь и смещенных верхушками к центру деревьев, Сезанн варьировал разнообразие поз лежащих, сидящих, стоящих, присевших на корточки мужчин и женщин. В "Купальщиках" и "Купальщицах" его увлекали в первую очередь пластика обнаженных фигур, согласованность их объемов и движений. Тела удлиняются или даже деформируются, так как суть заключается в их компоновке в единое целое, а отнюдь не в анатомической правильности пропорций. Это скорее гимн гармонии «языческих» женщин и природы.


Рецензии
Если бы только "купальщицы"... а его натюрморты, пейзажи, портреты? Или вот "Молодая итальянка", "Пьеро и Арлекин", "Игроки в карты", "Девушка за пианино"? Это заслуживает особенного внимания - как характерная живопись. Хотя, если быть совсем уж откровенной, Сезан мне не очень-то и нравится (мрачноватый художник, на мой взгляд, но как и у многих - у него все точно так же происходит от глубоко-внутреннего настроения и через эту чувственную призму отображается мир его творений, так - как только он сам это видит, чувствует и понимает...)И действительно, в его купальщицах, если "не гимн природе" - то нечто от неё (природы), от того что в ней и этих фигурах - "согласовывается" с его пониманием "классицизма", который и "лепится" им в форме "шара, конуса, цилиндров", составляющих - и то, и другое - его "телесных" картин.

Людмила Солма   06.12.2013 21:06     Заявить о нарушении
Людмила, вечер добрый!

Сначала приведу для ясности цитату из первого сообщения этой серии:
"Недавно получила весьма интересный подарок – небольшой по размеру, но прекрасно оформленный альбом под названием «Импрессионисты. Календарь искусств». На каждый день года представлена картина одного из художников этого направления в живописи. Рядом приводится высказывание о творчестве обозначенной персоны или его собственная цитата. Составитель и автор комментариев - А.Дмитриев. В частности он пишет: "Импрессионисты не просто совершили революцию в живописи, они изменили взгляд человечества на окружающий мир. Они сумели сделать невозможное: запечатлеть ускользающий миг бытия, написать движение света, воплотить на полотне дрожание воздуха - и все божественно прекрасно. Недаром картины импрессионистов - лучшее украшение любого знаменитого музея. Этот календарь искусств дает возможность каждый день наслаждаться красотой мира импрессионистов и помнить, что если и невозможно остановить прекрасное мгновение, то его можно запечатлеть".

Предлагаю совершить путешествие по страницам календаря, чтобы еще раз вспомнить и полюбоваться полотнами знаменитых импрессионистов. А начнем мы погружение в мир их живописи с того дня, когда данный календарь впервые оказался у меня в руках".

Все за меня сделал(выбор) составитель календаря. Я лишь следую за его мыслью. Вернее - следовала, но поняла, что меня это дело не совсем устраивает.

С признательностью, г.

Галина Магницкая   06.12.2013 22:11   Заявить о нарушении
Homo quadratus (четырехугольный человек) - говаривали древние латиняне о гармонично сложенных людях, именно так они представляли себе художественно-скульптурные каноны. А импрессионисты взяли за основу иные мерки - "подрагивающие мазки" и геометрию шара, конуса, цилиндров - кубизм, "разбивающий гармонию" на "стереометрические примитивы". Я тяготею к классическому ИЗО и его "гладкописи", потому и не все так уж нравится в некоторых модернистах.

А Ваш рассказ мне понравился, после такого всегда хочется обратиться к тому, что давно не смотрела... и вглядеться повнимательнее, чем прежде.

Спасибо!

Людмила Солма   07.12.2013 02:27   Заявить о нарушении
Людмила, спасибо за интересный ответ! Модернистов обожаю выборочно. Скорее - отдельные полотна разных художников и направлений! Но нашего импрессиониста К.Коровина всегда защищаю. Есть в его живописи некая недосказанность, что делает ее притягательной, заставляет задуматься.

Галина Магницкая   07.12.2013 18:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.