Обыкновенная ли история -7

Записка 7


Очень хотелось сформулировать своё отношение к тому, что  читалось в тексте И.А. Гончарова об отношении Александра к опыту жизни матери  как близкого человека и к опыту жизни чужих ему людей.
Собственное желание уже начинало меня мучить и "ага" - реакция так и не приходила,- главного слова не было. И вдруг - по собственой радости узнавания слова хочу думать, что оно  - главное. Слово из романа, слово, в котором столько смысла, что одной записки о нём будет, похоже, мало.
Это слово - служение и все производные от него.
Чужие люди , отношения с ними , с их опытом жизни можно описать через служение этому опыту. ( Может быть, недаром в романе только один раз встречается про "угождения" матери и во множестве вариантов говорится о служении. Служит Евсей ( он - слуга Александра), служит дядя Александра, сам Александр находит службу, в церкви идёт служба, услужлив Антон Иванович... )
Разница в содержании отношения угождения другому человеку и служения ему , похоже, в том, что при угождении надо отказываться от своего Я, соответствовать  , уподобляться другому человеку, а при служении есть необходимость в дистанции ( назову её психологической дистанцией , слово " психологический " есть и в тексте романа ). Естественно, дистанция может быть разной - от опасно короткой - до опасно же далёкой. В том и другом случае, думаю, опасность связана с потерей Я. В романе можно найти  описание этих опасностей .
 Опасно короткая дистанция по отношению к чужому опыту жизни при служении ему встречается в романе через описание отношения Александра, например,  к прочитанным книгам- он принимает на веру всё, что в них написано. Он начинает служить этой вере , стараясь мыслить и чувствовать  так как описано в романах .
Меня как читателя восхищает мастерство И.А. Гончарова, который так точно и изящно описал все опасности такого служения чужому слову.
Не мне раздавать оценки, но когда читаешь о том как начинает меняться восприятие Александром чужих текстов , как от служения им он переходит к пониманию  необходимости дистанции, к пониманию границ чужого и своего Я, чужой и своей картины мира, то у меня перехватывает дыхание .
 Несколько строк из романа  , где описывается ситуация разговора Александра с Лизой о Байроне : " .. он пробудит в Вашей душе такие струны, которые молчали бы до него... не ищите ненужной опытности, она ведёт к несчастью "... Это уже говорит Александр, который пережил существование опасности служения чужому человеку. ..
Можно бы подумать, почему матери  ( по роману )вдруг надо было угождать, но , похоже, тогда мои записки превратятся просто в досужее рассуждение...
Пока же я тихо радуюсь тому, что в моих руках маленький, но , всё -таки ключик для понимания отношения к чужому   опыту.
Служение как действие требует , подразумевает границы Я, границы другого человека, способствует переживанию свойств Я...Это - один из путей , на котором границы Я приобретают особый смысл... Об этом есть в романе. 



Картинка про Я.               


Рецензии
Дорогая Галина!!!
Пока только скопировала, но Ваше прочтение и анализ очень инетерсны, чем-то напомнили уроки Ильина - был такой учитель заслуженный, у него книжка вышла даже с некоторыми уроками по классическим произведениям...
Это и есть в таком варианте живая классика... Знаете, это обязательно надо поместить на сайты для уроков литературы. Вот там найдутся чуткие и дотошные учителя, для которых бесценный материал.
Авторы наши все-таки на другое заточены, а для учителей это крайне интересно...
Любовь

Любовь Сушко   03.02.2013 12:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Любовь. Спасибо за совет. Ильина я знаю, когда-то читала с интересом. Я - не учитель, и анализ этот ( и не только этот ) делала, так как использовала и использую литературные тексты в работе с людьми.

Галя -Галина   03.02.2013 13:18   Заявить о нарушении
Просто замученные учителя сами уже мало чего могут, но они всегда благодарны за такие вот вещи, когда можно почитать и рассказать потом детям на уроке что-то новое и интересное, а сейчас никаких методичек уже давно нет, увы, об этом никто не заботится..
Любовь

Любовь Сушко   03.02.2013 13:36   Заявить о нарушении
Мне трудно оценить положение дел с литературой в школе, поэтому поверю Вам.

Галя -Галина   03.02.2013 13:43   Заявить о нарушении
Я оцениваю по 2006 году(последний год работы в гимназии), но боюсь, что сейчас все еще значительно хуже, как у нас всегда бывает. К нам приезжали учителя из Казахстана тогда, у них там совсем худо, если бы не интернет, то и говорить бы было не о чем...Последнее спасение.
Любовь

Любовь Сушко   03.02.2013 13:51   Заявить о нарушении
Спасибо, Любовь,- набираюсь сил и выложу весь текст - он оказался довольно большим ( мне легче большие тексты от руки писать - привычка велика ), вдруг, действительно, окажется нужен. Спасибо за информацию и поддержку. С уважением и благодарностью

Галя -Галина   03.02.2013 13:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.