Бельтеневы в Устюжне. Часть II
Пока «младшие» – две Лены и Оля – разговаривали о чем-то своем, «старшие» – Галя, Наташа и я – пытались «привести к общему знаменателю» историю получения Павлом Петровичем дворянства. В нашей семье легенда была такой: он просто женился на внебрачной дочери Строганова, и тот, в качестве приданого, подарил ей Раменье. Наташа поведала другую историю: царь (какой – не уточняется), увидел, проезжая мимо Устюжны, великолепный храм Казанской Божьей Матери, спросил, кто его построил и «подарил» дворянство архитектору – Павлу Андреевичу Бельтеневу. Начинаем рассуждать: мог ли простой учитель рисования построить храм. Галя активно участвует в обсуждении: «Считается, что Казанскую церковь построил Строганов. Но он не архитектор, скорее просто здание построено на его деньги». То, что Павел Андреевич являлся не потомственным, а личным дворянином, сомнений не вызывает, но каким образом он получил дворянство – ответа мы не нашли.
Всматриваемся с легким трепетом в фотографию Марии Петровны Бельтеневой, в девичестве Строгановой, жены Павла Андреевича. Строгое круглое лицо, властно сжатые губы, прямой взгляд широко распахнутых глаз под темными бровями, резко контрастирующими с совершенно седыми, гладко зачесанными волосами. Темное строгое платье. Хозяйка. Домоправительница. Сидит за столом на фоне больших домашних цветов с длинными гладкими листьями. Слева (от нас), на белом столе, срезанная наполовину краем снимка, изящная белая статуэтка (гипс? мрамор?) маленького мальчугана, куда-то протянувшего ручонки. Перед ней, на поверхности стола, видны какие-то квадраты – фотографии?... не понять. Справа, почти касаясь материнского плеча, стоит улыбающаяся Вера Павловна, похожая на нежный хрупкий цветок. Она одета в белую кофточку с длинными рукавами. Локоть левой руки небрежно опирается на расписной гобелен дивана, а кисть прикасается к слегка склоненной головке с пышной прической. Мать и дочь. Два контрастных образа: приземленной устойчивости и полета. Или, может быть, контраст двух эпох, слитых в единое семейное целое. На диване сидит молодой человек с небольшими ухоженными усиками. Кто он? Неизвестно. И мы, увы, не смогли ничем помочь – нет у нас фотографий ни Марии Петровны, ни Веры Павловны, а молодой человек на Бориса Павловича совсем не похож.
Не обошлось и без веселого казуса. Нам показывают питерцы фотографию, на которой запечатлена компания мужчин и женщин, сидящих на крыльце деревянного особняка. Объясняют: вот эта – Вера Павловна (юное прелестное создание в темном платье с белым воротничком), рядом – еще одна молоденькая особа в белой кофточке ( не помню, называли ее имя, или она прошла под грифом «незнакомка») это – Борис Павлович, но неточно, желательно, чтобы вы посмотрели внимательно и сказали – похож или непохож (вольно раскинувшаяся фигура в белой широкой рубахе, отличающаяся от тонной сдержанности дам свободной позой), а это – жених Веры Павловны Александр Ильич Андреев, видный деятель партии «Земля и воля» (сидит впереди, спиной к другим «фигурантам», смотрит вдаль, руки крепко сцеплены, обхватывая колени, черный костюм, темные волосы, небольшие усики – сидит не на земле, но воля видна невооруженным взглядом). Моя Лена вглядывается в фотографию и вдруг заявляет: «Почему у Бориса Павловича косы вокруг головы?» «Да нет же, – всполошились остальные, – у него просто волосы пышные и волнистые». «Это косы!» – стоит на своем упрямица. Я беру лупу, тщательно изучаю изображение и вздыхаю: «У него еще брошка на груди». Ну, вот, приехали! Нет здесь никакого Бориса Павловича. Есть еще одна «незнакомка» не столь юного возраста.
Свидетельство о публикации №212072700865
Удачи всем вам в поиске тех, кого не смогли определить на фото.
Ольга Реймова 28.08.2012 00:00 Заявить о нарушении
Ольга Косарева 28.08.2012 04:32 Заявить о нарушении