Икона Кающиеся Кощуницы. 16

Медиа-трибуны

Передача «Прожектор перестройки» была создана в период гласности, и предназначалась для освещения и критики проводимых в стране реформ, названых «перестройка».  Проект сравнивали с легендарной программой «Взгляд». Сергей Ломакин в газете «Музыкальная правда» вспоминал:  Свобода слова просто обрушилась на нас в период «гласности», и какой-то там совсем свирепой цензуры не было. К тому же уже эфирились «Прожектор перестройки» и молчановская «До и после полуночи». Газета «Известия» тех лет писала: Трудно припомнить какую-то другую передачу Центрального телевидения, которая вызывала бы столь большой интерес. Наша газета дважды публиковала отклики телезрителей на эту передачу, но письма продолжают поступать. Еще больше их получает отдел писем ЦТ: уже поступило более 20 тысяч. Это influense про который я говорил. 20 тысяч follower-ов!

Характерна история с одним из сюжетов- чтобы показать воздействие на массы. В ноябре 1988 года в одном из выпусков телепередачи было объявлено, что популярный певец и диск-жокей Сергей Минаев получает за концерт две тысячи рублей. По словам самого певца, «сколько получают другие известные артисты, не уточнялось. Точнее, вырезалось из эфира по требованию тех же артистов. Их фамилии и положение в обществе позволяло им это сделать. Я же выступил «козлом отпущения». А всё дело было в том, что Министерство культуры СССР, а также все филармонии бывшего Союза, контролирующие все концерты по стране «остались с носом». Открытые по всей стране концертные кооперативы с ними не считались и договаривались с артистами напрямую… Одной из таких акций и был «проплаченный» «Прожектор перестройки» на первом канале ТВ. Директора филармоний и чиновники Министерства, брызгая слюной, орали: «Отдайте наши бабки!»… Услышав такие цифры, страна вздрогнула".

Другой легендарной передачей следует назвать «600 секунд». «600 секунд» — телевизионная передача, выходившая в эфир в 1987—1993 годах на Ленинградском телевидении (Пятом канале). За 10 минут ведущий — чаще всего Александр Невзоров — успевал рассказать об основных событиях дня в Ленинграде/Санкт-Петербурге, дать видеоряд и комментарий. Передача имела высокий зрительский рейтинг и стала одним из символов Перестройки Передача впервые вышла в эфир 23 декабря 1987 года. В первые годы существования передача притягивала к себе внимание в основном своей новизной и динамичностью, которая была подчёркнута счётчиком секунд в углу экрана. Массовая публика узнала о передаче задолго до сюжета программы «Взгляд», подготовленного осенью 1989 года. Передача использовала провозглашённую властями политику Гласности и показывала сюжеты о коррупции чиновников и критиковала членов Ленсовета, противостоящих демократическим начинаниям Анатолия Собчака; позже, когда Собчак стал мэром Ленинграда, она критиковала и его самого. Однако со временем в передаче стало появляться всё больше и больше сюжетов с беспрецедентно откровенными натуралистическими сценами насилия и разрушения — пожары, мёртвые дети, нагота, мат — за что передача и сам Невзоров неоднократно подвергались критике.

Что характерно, приведу отклик нехарактерного для РФ оригинального писателя Лимонов Эдуард «Книга мертвых»:
Скажем, Невзоров в своё время был много более интересным тележурналистом. Его репортаж, где он суёт микрофон умирающему от ранения в живот молодому бандиту с калмыцкой физиономией, вызвал, помню, зависть французских коллег. Часть репортажа продемонстрировало французское телевидение, по-моему, канал «Арте» с завистливой ремаркой, что в прекрасной Франции показать такое французу не позволили бы власти, блюдущие нравственность граждан. Невзоров чуть ли не жмет на живот умирающего и спрашивает: «Больно?» А парень вдруг тут же и преставился. Последний хрип, конвульсия. В сравнении с такими репортажами Листьев — мыльный пузырь.

В программе не раз показывалась гниющая пища — как овощи, так и животные и птицы —, и эти кадры во время повсеместного дефицита продовольствия вызывали как отвращение, так и негодование против властей, допускающих это. Кроме того Невзоров начал открыто продвигать в передаче политические взгляды в основном русского националистического толка: в передаче часто затрагивались православные религиозные темы, движения за независимость прибалтийских советских республик освещались крайне отрицательно, а ОМОНовцы, воюющие против сепаратизма были исключительно положительными героями; в ответ на вопрос телезрителей «Как голосовать на референдуме о сохранении СССР?» было показано в замедленной съёмке как голосовать против распада Союза, а перед выборами Президента РСФСР в 1991 году Невзоров высказал в передаче поддержку Альберту Макашову. В связи с этими переменами передачу покинули ведущие Светлана Сорокина и Вадим Медведев. Программа была настолько популярна, что её авторов и ведущих, а также сделанные ими репортажи помнят до сих пор. «600 секунд» были внесены в Книгу рекордов Гиннеса, как самый рейтинговый телепроект. В марте 1993 года программа не вышла в эфир, вместо традиционного антипрезидентского сюжета был продемонстрирован репортаж о митинге в поддержку Ельцина на Дворцовой площади. Программа не вышла по указанию директора Федеральной телевизионной службы (ФТС) Бэллы Курковой. Сотрудники программ сообщили, что за час до эфира аппаратная и эфирная студии были блокированы милицией. Редакция программ сделала заявление в адрес Ельцина, где говорилось, что «это полностью дискредитирует ваши указы, в частности, указ о свободах для средств массовой информации». Действия Федеральной телевизионной службы были названы «грубым подлогом», а её руководство — «холопами, трусами и подлецами», «такими же, как их президент». В апреле 1993 года начальник Петербургского управления министерства безопасности России (УМБР) В. Черкесов сообщил, что по предложению прокуратуры города был проведён анализ стенограммы передачи «600 секунд» за 22 марта для выяснения возможного наличия состава преступления. По выводам УМБР, в программе нет ни открытых призывов к захвату власти, ни призывов к насильственному изменению Конституционного строя, уголовный кодекс программой не нарушен, о чём 5 апреля было направлено соответствующее представление прокурору города. Совет председателей Федерации профсоюзов Петербурга выразил протест против ограничения гласности на телевидении, требуя снятия ограничения на выход программы. После указа о роспуске Верховного Совета России 21 сентября только эта телепрограмма освещала деятельность сторонников Верховного Совета в неотрицательном свете. Последний раз вышла в эфир 1 октября 1993, незадолго до штурма Белого дома, после чего была закрыта Бэллой Курковой.

«Фитиль» — советский, затем российский телевизионный сатирико-юмористический критический киножурнал с элементами журналистского расследования. Первый выпуск телевизионного сатирического журнала вышел на экран в 1962 году. Цель создания киножурнала — борьба с негативными явлениями в жизни страны — взяточничеством, разгильдяйством, бюрократией и расхищением государственного имущества и т. п. В советские времена киножурнал показывали перед каждым сеансом в кинотеатре вместо рекламы. Самым же главным человеком в деле создания «Фитиля» с первого дня был Сергей Михалков. Всего за 45 лет существования киножурнала появились 420 выпусков. С 1962 по 1991 год журнал выходил в кинотеатрах перед сеансами, а затем с перерывами по 2008 год выходил на канале РТР (позже Телеканал Россия).

Эти трибуны восполняли информационный вакуус и были квази- зеркалом отечественной действительности-на протяжении многих лет люди-подчеркну-доверяли этим источникам информации-не вечерним официальным- новостям. Скажем, до того момента, как журналисты вообще потеряли всякую совесть и стали зарабатывать на новостях. Но преследуемая цель моего упоминания о «легендах» прошлого в корне иная- я хотел показать как в современной медиа среде снова возникло или переродилось явление социальной сатиры, причем бурно и активно освещаемое- что стало непонятно этот медиа-вирус одобрен официальными властями или он оппозиционен. Если его не закроют, может, искусственно к нему подогревается интерес? Следующий вопрос будет таков –насколько искусственен или прикормлен-«социальный протест»  известного медиа-проекта. На примерах прошлого я показал становление и эволюцию- как народ выплескивал пар и кипяток из кипящей кастрюли..

В защиту Православной Веры
  www.proza.ru/2012/05/03/1642
 В защиту Православной Веры. часть 2
 www.proza.ru/2012/05/04/1246
 Икона Кающиеся Кощуницы. Тизер
 www.proza.ru/2012/06/03/45
 Икона Кающиеся Кощуницы
http://www.proza.ru/2012/07/24/1551
 ( в которой автор говорит о мимолетности известности и популярности, как преходящем явлении и ожиданиях развития событий)
 Икона Кающиеся Кощуницы. 2
 (в которой автор говорит о манипуляции сознанием и медиавирусах в современной России)
http://www.proza.ru/2012/07/24/1604
 Икона Кающиеся Кощуницы. 3
 ( в которой автор говорит о том влиянии, которые имели медиавирусы на последующие события в своих сферах-реформы или изменения в общественном мнении)
http://www.proza.ru/2012/07/25/31
 Икона Кающиеся Кощуницы. 4
 (в которой автор говорит о бурном росте популярности артиста после скандальной выходки)
http://www.proza.ru/2012/07/25/53
 Икона Кающиеся Кощуницы. 5
 ( в которой автор говорит о медиа-вирусах в провокационных  источниках-фальшивках-направленных для внедрения опасных идей или создания привлекательных и модных культурных течений)
http://www.proza.ru/2012/07/25/1292
 Икона Кающиеся Кощуницы. 6
 ( в которой автор говорит о медийных фигурах Нострадамуса, Ванги и Распутина – их прижизненной активности, и использовании их образов или результатов их труда для исследований, публикаций в СМИ и рекламе)
http://www.proza.ru/2012/07/25/1410
 Икона Кающиеся Кощуницы. 7
 Политизированные медиа-вирусы прошлого. Хлопковое дело. Павлик Морозов.
http://www.proza.ru/2012/07/25/1529
 L Homme qui riot. Икона Кающиеся Кощуницы
 Много чести для бесчестья. Адепты вольные и невольные
http://www.proza.ru/2012/07/25/1459
 Икона Кающиеся Кощуницы. 8
 (Голодомор  как медиа-вирус. Дело врачей как медиа-вирус. Медиа-вирусы для достижения политических целей во внешней и внутренней политике.)
http://www.proza.ru/2012/07/25/1576
 Икона Кающиеся Кощуницы. 9
 («Оправдать» можно какие угодно действия. Моральная составляющая).
http://www.proza.ru/2012/07/25/1648
 Икона Кающиеся Кощуницы. 10
 (Росты популярности отдельных лиц или маркетинговые стратегии при применении медиа-вирусов)
http://www.proza.ru/2012/07/26/1466
 Икона Кающиеся Кощуницы. 11
 (Мнимое само-оправдание вандализма. Медиавирус рассчитывает на подражание)
http://www.proza.ru/2012/07/26/1602
 Икона Кающиеся Кощуницы. 13
 (Матч смерти- орудие пропаганды или подвиг. Ждет своего осмысления и подражания. Так что, это в конечном итоге-медиа-вирус?)
http://www.proza.ru/2012/07/26/1631
 Икона Кающиеся Кощуницы. 14
 (Нейтрализованный черный пиар. Пиар за чужой счет при отсутствии уплаты роялти.)
http://www.proza.ru/2012/07/26/1682


Рецензии