Порванная надежда

Пинеровка стоит ловко, а Лопатня на боку...Эту присказку я слышала с тех пор, как мы купили дом в Пинеровке. Мы, это-дедушка с бабушкой и я.Между прочим это правда:Лопатня ,действительно стояла как-то странно, начинаясь сразу за оврагом и опять поднимаясь на возвышенность(как сказала бы Александра Петровна наша учительница географии)Дома там стояли крепко и были крепкими их хозяева. я подозреваю, что в свое время там могло быть ммного Павликов Морозовых. Лопатня вернее, Лопатино  плавно переходило в поселок Пинеровку. Здесь уже шли ровные улицы ,каждая под своим названием. Мы например, жили на улице Почтовой, хотя почта была совсем на другой улице, А на улице Новой жила одна из 3-х моих подруг,Лена и мальчик , который стал моей первой любовью.Сами понимаете я готова была ходить к Лене каждый день и даже несколько раз в день и при любой погоде.Что я и делала, пробираясь например в марте  по обочине улицы,потому что посередине текла просто река из таящего снега.Я шла ввысоких резиновых сапогах и в капроновых чулках,о существовании колготок мы тогда ине подозревали. Чулки держались на резинках или на поясе с четырьмя пристежками , как у меня.Резинки надо было все время украдкой подтягивать и еще они больно врезались в ноги и моя образованная  бабушка считала, что это очень вредно. Сейчас пояс с пристежками считается очень сексуальным,но в мою юность секса не было и даже слова такого тоже.Помните, да? КАК все смеялись над одной дамой с телевизионного моста с Америкой,когда она громко на всю планету об этом заявила? Ивот я в коротеньком пальтишке и в моХЕРОВОМ  берете, который кстати надо было регулярно расчесывать, иначе он становился похож на мокрую крысу,спешу кподружке .Примечание:эти моХЕРОВЫЕ шапки были еще и дефицитом! И привозила их мама Тани Мишиной аж из Волгограда! Сейчас ее назвали бы "челночницей", а тогда грубо обзывали спекулянткой.Мы Таней очень ждали  ее приезда, потому ,что она привозила необыкновенные сокровища:например тени для глаз, сумасшедшего изумрудного цвета,черные ажурные чулки, или кофточку с капюшоном! Из Армении! И это сущая ерунда, что пальцы вылезали из ажурных чулок(слишком крупные ячейки)а кофточка растягивалась после первой стирки, да и тени были настолько жирными, что отпечатывались до самых бровей,поэтому моргать было категорически противопоказано!Н о зато сколько счастьяи гордости было прийти с остановившимся взглядом (из-за теней)и во "всеоружии":ажурные чулки, кофточка со звеэдами на пузе и надписью на английском языкеАмения!Удивить своим видом всех,особенно учителей, конечно!!!Идя по улице можно было горланить песни и никого это не удивляло.(сегодня если я слышу громкую песню - я выглядываю в окно, значит кто то крепко набрался,)Особенно мне нравилось петь зимними вечерами. Впервую очередь наверное из-за акустики:песню было слышно за несколько улиц. Народ сидит по домам,тишина, воздух аж звенит от нее, снег от фонарей и окон искрится мириадами звездочек, небо глубокое, глубокое и огромная, какая-то очкнь близкая луна.Мы с Таней (Валя уже уехала в Балашов вместе с мамой)орем, глядя на нее:Ой, луна-луна, ночи белые, что со мной луна ты наделала?Трудно одному раннею весной, грустно одному говорить "люблю"И кульминация-припев, здесь мы уже практически завывали:Но растает лед нерасколонный, а я жду тебя нецелованный..."Юрка Храцов, стоя на улице со "своей"девчонкой, глубокомысленно заявлял ей:"Танька с Иркой надрываются"..А мы, сделав "круг почета"-это сПочтовой улицы мимо клуба и на Новую, где жила Таня,возвращались домой и отдирали свои капроновые чулки от малинового цвета ног...Ну кто из нас думал тогда, что ноги такие злопамятные и припомнят нам эти капроновые чулки в 50 лет?В классе нашем было трое очень красивых людей:две девочки и один мальчик, тот самый, ради которого я "надрывалась"(из-за которого у меня появилось прозвище РИМИ,по начальным буквам наших имен и фамилий)Между прочим,с легкой руки того же Юрки. У него самого была неочень благозвучная, но очень ему подходящая кличка- Еврей.Это из-за его хитро-лукавых глаз и таких же хитрых повадок. Например, когда мы с Танюхой покупали пирожки в школьном буфете ,он всегда почему-то оказывался рядом! Пирожки были изумительные! Во первых- цена:на 20 коп. можно было купить целых 4-е!Второе- они всегда были с повидлом! Привозили их из столовой сахарного з-да в больших, специальных бачках, где они, пирожки ,лежали уминая друг друга, и когда их доставали еще горячими, они становились огромными и бесформенными, похожими на амебу из школьного учебника.Нам доставляло большое наслаждение уминать их за обе щеки на большой перемене. Апотом надо было тщательно вытирать руки, потому что пироги были страшно масляными. Так что выражение учителя при виде тетради в масляных пятнах:"Ты что, пирожки на ней ел, что ли?"полностью соответствовало истине.У пирожков, помимо вкуса имелся еще один плюс:можно было попроситься выйти на уроке,прогуляться по пустым корридорам, попить водички из железного бачка и такой же железной, одинокой кружки рядом с ним(Антисанитария полная на современный взгляд)Посмотреться в старое большое зеркало, покусывая губы, чтобы стали красными...А вернуться в класс надо было после того,как учитель закончил опрос и приступил к обьяснению нового урока! Скажете довольно долго? Алиби полнейшее-туалет-то на улице! Мало ли что? Может у человека живот разболелся? Кстати на самом деле в туалет мы ходили довольно редко, в основном туда бегали маличишки-покурить.За дощатым сооружением начинались заросли "масленки" А за ними-железная дорога пройдясь вдоль нее по тропинке у насыпи можно было выйти к берегу реки Хопер. Понятия не имею.что за странное дерево смножеством меких, как кедровые орехи плодов-ягод, у которых есть можно было только серого цвета оболочку а косточку выплевывать, во рту потом долго оставался кисло-терпкий вкус какого-то вяжущего свойства. Судя по листьям- разновидность акации, наверно. Но нам нравилось наломать веток "масленки"и прогулять урок, гуляя где-нибудь по берегу Хопра или по "грейдеру"--это новая асфальтированная дорога в центре поселка.Тогда нам все казалось совсем рядом.Подумаешь, 2 км до телевизионной вышки по "грейдеру"дойти на последнем школьном вечере, по имени выпускной?Лично я почему-то любила прогуливать уроки на букву "Ф":физкультуру и физику.Физ-ру, потому что совершенно не боялась добрейшего Юрия Владимировича, тогда совсем молодого, а физику-потому что очень боялась учительницу физики,по кличке "Кобра"Она, нас учеников та к ненавидела, что когда говорила самые обычные слова,казалось будто она их выплевывает вместе с ядом,голова ее при этом дергалась, мускулы лица напрягались, особенно скулы и челюсти, я не помню ее улыбающейся.(теперь я понимаю, что просто она была глубоко несчастна в личной жизни, а отрывалась на нас ) А тогда я даже боялась смотреть ей в глаза-когда она отчитывала очередную жертву.Видимо поэтому из физики я помню толькото, что + и - притягиваются, ... и то, что Каждый охотник желает знать....Словом то, что мне нравилось и казалось интересным. Оценки были соответствующими-5-2 Аттестат получился без единой 4-ки, только 5-ки по гумманитарным предметам и 3-ки по остальным.Хотя на мой взгляд я и 3-ки не заслужила, особенно по математике.(стыдно сказать, ноя до сих пор не знаю даже таблицу умножения)Но на кружок математический я ходила! А все потому, что очень нравился учитель Николай Макарович, или Макар", как мы его коротко величали.Надо было видеть, как он весь светился и крошил мел в руках, рассказывая нам, что;ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ НИКОГДА НЕ ПЕРЕСЕКУТСЯ!!!Все-таки, я думаю, что характер предмета накладываетотпечаток на характер человека. Так Ник. Мак.был очень прямым в суждениях и твердым, как его любимая математика. Если он любил кого-то из учеников,, то не скрывал этого,и не любил тоже.Например, мальчику, мешавшему вести урок, баловавшемуся и громко  разговаривающему, в тот момент когда "Макар" сувлечением рассказывает про "Пифагоровы штаны",он мог сказать:Ты, Бедунов, как пустая бочка, громче всех гремишь!"(Много лет спустя Леню Бедунова убили в пьяной драке)Или, сидя за столом, внешне спокойно, только руки выдают нервозность- все время крутит авторучку, слушает Валю Филонову Она уже несколько раз повторила с неправильным ударением слово хорда, деая его почему-то на последнем слоге! Н.М.  так же несколько раз ее поправил, наверняка, в его глазах это выглядело просто кощунством! Наконец, когда Валя в 5-тый раз наверное, упрямо повторяет:ЭТа хор-ДА пересекает..." "Макар"взрывается и орет:"Тебе, Филонова, только дояркой в колхозе работать, детей скорей рожать! Не понимаю, зачем тебе учиться?!"Валя совершенно спокойно перекидывает свою русую косу на грудь, никак не меньше 3-го размера,и даже не покраснев,хотя этого все равно бы никто незаметил при ее румянце во всю щеку, втискивается за парту... У меня мелькает мысль: а ведь, правда,Валя настоящая русско-кустодиевская красавица! Так и видишь ее с крынкой молока в руках!Именно тогда я стала задумываться о том, что мысль-материальна,особенно высказанная вслух или записанная. (Валя Ф. ушла после 8-го кл. и осталась работать в колхозе...про количество детей не знаю) Мы все, чтобы не обидеть Валю смехом,утыкаемся лицом в учебник. Не смеются 2-е самые красивые девочки в классе: Надя Порваткина и Оля Бинова.Они очень разные во всем, начиная с внешности.Надя немного старше нас, ей 14 лет,(она болела и пропустила год) учится слабо.Волосы у Нади жгуче-черные,про такие говорят, как "вороново крыло", прямые и до плеч. Кожа очень смуглая и чистая, а глаза очень глубокие, словно бездонные. Это, наверное потому, что черный зрачок сливается с темно-коричневой радужкой, и глаза кажутся совершенно черными при белом и ярком белке, без всякой желтизны, как у южных людей.И все время почему-то сколько я помню,взгляд у Нади был грустным и немного испуганным, как у дикого животного, случайно встреченного в лесу.У косули ,например. Она была из многодетной семьи, кажется самая старшая, может быть поэтому она была, обычно замкнута и молчалива.А Оля была, как теперь принято говорить, натуральной блондинкой.Училась очень хорошо-твердая хорошистка.Ее волосы были чудесно-пушистыми.Вокруг головы просто ореол из волос, а сзади, на спине,всегда мотался из стороны в сторону кудрявый хвостик. Он жил своей жизнью, когда хозяйка поворачивала голову- хвостик прыгал, как веселый, белый козленок. А хозяйка его была хохотушкой и смеялась звонким, заливистым смехом по любому поводу. При этом глаза ее смотрели строго и не смеялись. А они у нее были огромные и серые, под черными-черными, как Надины волосы, бровями.У нас даже было подозрение, что Олечка их красит! Поэтому поводу мы частенько внимательно вглядывались в ее милое личико, вернее в брови, но каждый раз кто-нибудь из учителей, прерывал это интересное занятие: А сейчас к доске пойдет..Тут уж не до Олиных бровей! Так мы и не узнали ответ на этот животрепещущий вопрос!А когда Оленьке купили бирюзового цвета болоневый плащ,от нее невозможно было оторвать глаз!От плаща тоже, у меня лично, он был какого-то грязно-болотного цвета.Вы не знаете, что такое болонь?Послушайте песню Высоцкого: Мои друзья, хоть не в болонии, а гадость пьют из экономии..." Оля дружила с Таней Мелиной, по прозвищу "Богачка, наверное это действительно так и было, потому что у Тани вернее уее родителей,был очень большой, красивый дом и папа работал в торговле. УТани была самая толстая, длинная, но какая-то вечно лоснящаяся коса и самые высокие знания немецкого языка в классе!Постоянно розовый кончик носа, как у котенка и конопатое до умопомрачения лицо!Как ни странно ее не дразнили и не обижали, может потому, что она была очень добродушной и спокойной? Я думаю, что она просто дожна была родиться в Германии и стать бюргершей. Почему она выбрала среднюю полосу России? Леонид Никифорович, наш учитель немецкого и по совместительству еще и классный руководитель, Таню просто обожал,говорил что у нее врожденные способности к языкам Про Л. Н,ходили разные поганые слухи:,вроде бы он чуть ли не в полиции служил в Отечественную.А я думаю, что может просто переводчиком был, поскольку очень хорошо знал немецкий язык? Да и сколько ему лет было в войну? Мальчик совсем...Л. Н. был даже моложе Макара А еще он был очень мягким, улыбчивым и добрым:приносил в класс свой личный магнитофон и с удовольствием записывал наши голоса и песни Ваня напел ему песню ,очень тяжелую и "взрослую"Не осуждай, меня, Прасковья, что я пришел к тебе такой"...(Солдат приходит с войны и не застает жену живой, идет к ней на могилку, выпивает и разговаривает с ней, вернее с могилкой, как это унас принято, чтобы на душе стало легче)Ваня от волнения часто фальшивил и заикался, ноЛ. Н. ни разу его не перебил и записал песню полностью.Наш классный очень хотел, чтобы мы знали язык лучше, чем того требует школьная программа, поэтому мы, немцы"выписывали газету "Ноес Лебен",(новая жизнь) и пытались ее читать и переводить. К сожалению сейчас я помню только майне либе кацхен(моя любимая кощечка) и 1-ый куплет песни о Лорелее Да еще, помню то, что не надо-немецкое ругательство, которое в русском переводе кажется совершенно безобидным, что то про метео-условия, гром и молнию .Я где то услышала  или прочитала, по моему в книжке про пиратов, и радостно  "выдала" перед классом, в присутствии Л. Н., очень довольная собой.а он  испуганно сказал чтобы я забыла это выражение раз и навсегда, мол у немцев это считается грубым ругательством и приравнивается к русскому мату! Я очень удивилась и конечно запомнила очень крепко. До Тани "Богачки" мне было очень далеко, хотя у меня и стояла 5-ка такая же круглая, как у нее.Сердитым и неулыбчивым,т. е.непохожим на себя, наш Л. Н.бывал только после родительских собраний, когда делап "разборки" на предмет отсутствия на них родителей.Он сердито хмурил кустистые брови, и сбиваясь на немецкий язык, спрашивал:"Варум(почему)?Иван твои ро дители не пришли в школу!?О! Они наверное тринкен шнапс?(пить шнапс) Буль-буль! И звонко щелкал себя по горлу.Мы пристыженно молчали, исподлобья поглядывая на  него, и терпеливо ожидая, когда рассеются тучи над нашими головами .Об этом чудесном времени вместе с воспоминаниями у меня осталось фото:Л. Н в центре и мы все жмемся кнему, и , почти у всех испуганно-настороженный взгляд, как у Нади Порваткиной.Только уИвана, родители которого"тринкен шнапс",соседа и тоже любимца Л. Н.-взгляд искристый, веселый, как усамого классного, да у Оли Б.-серьезный и гордый.Эта фотография последняя где Надя снялась живой.Потом ее снимали мертвую для милицейских протоколов, да может родные фотографировали. Не знаю, я очень не люблю и не понимаю эти последние в жизни фото.Зачем? Чтобы сильнее потом бояться мертвецов?Запомните лучше человека живым и веселым в его счастливые минуты. И, наверное поэтому я в минуты пьяного бреда (наедине с бутылкой) писала для своей дочки в дневнике: Диночка, накрась меня, как я любила при жизни и ни в коем случае не снимай! Вино кончалось, вместе с ним кончалась грусть и рождалась песня:...КОГДА Я УМРУ,Я СТАНУ ТРАВОЙ! ТРАВОЙ ПОД ТВОИМИ НОГАМИ, ОБЛАКОМ СВЕТЛЫМ НАД ГОЛОВОЙ,НЕБОМ С ТВОИМИ ГЛАЗАМИ,,, Самое странное,что сколько я потом ни вспоминала Надину трагедию,я твердо помню, что ее мертвую и страшно изуродованную,я совершенно не боялась.А случилось это страшное событие на Новогодние каникулы.Неожиданно прибежала одна из моих закадычных подруг,Валечка Демидова.(Она жила на одной улице со мной вместе с мамой и мамой старой,это она так бабушку называла.Меня это так удивило , когда я впервые услышала и очень понравилось, ведь действительно-- тоже мама, только старая!) С огромными от ужаса глазами,заплетающимся языком еле выговорила: Бежим! Скорей! одевай пионерскую форму Леон. Ник. весь класс собирает.НАДЮ ПОРВАТКИНУ УБИЛИ!!! побежали уже вдвоем на последнюю улицу впоселке-- Надя жила на окраине. Еще издалека увидели огромную ,черную толпу окружившую Надин бедный, маленький домик С трудом протиснулись внутрь дома и Леонид Никифорович поставил нас впочетном карауле у обитого красным гроба. Каждые пол-часа мы менялись и каждому человеку, подходившему проститься с Надей мы салютовали пионерским салютом.Леон. Ник. никуда не отходил от  нас ,молча стоял рядом, какой-то сразу постаревший,и только изредка отворачивался, чтобы вытереть бежавшие слезы и тогда мы слышали его сдавленный шопот:Майн Гот,Майн гот...(мой Бог) Было очень тихо и холодно, никто не плакал громко, люди тихо говорили только на улице.Местный дурачок -Витя ходил между людей и всем говорил одну и ту же фразу(видно где-то услышал и запомнил) Убивать таких надо!" А мы стояли и неотрывно смотрели на то, что было Надей, всего лишь сутки назад.Тело ее было прикрыто белым материалом,руки сложены на груди,только они стали "клешнями"-пробитые !!!гвоздями!!! и изуродованные. Тоненькая желтая,свечечка, зажатая в раздробленных пальцах,была живой, пламя ее колебалось и трепетало, освещая мертвое лицо Нади.Только волосы остались прежними! Обычно смуглое Надино лицо было белее наших пионерских рубашек,Но белыми были только щеки и лоб, все остальное стало черным от кровоподтеков,Один глаз был закрыт,и видимо вытек, потому, что не было видно выпуклости глазного яблока. Второй глаз не закрылся до конца,и как будто смотрел в щелочку на тех,кто приходил к ее ногам.Я уже говорила, что не боялась Надиного мертвого тела, испуга не было, было какое-то странное опустошение в душе и только одна мысль в голове:НЕУЖЕЛИ ТАКОЕ!!! МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕК(???) С ЧЕЛОВЕКОМ?!! И еще мне почему-то казалось, что Надя страшно устала, я просто физически ощущала это.А убил Надю какой-то дальний родственик ее подружки и соседки, чуть ли не дядя. "Дядя" работал сторожем в "Соснах" (так у нас называли дом отдыха для летчиков)Это изумительно красивое место на берегу Хопра.Почему "Сосны?" Потому что все домики-коттеджи стоят прямо среди могучих, старых сосен,летом там воздух просто пропитан хвойным запахом, а под ногами -мелкий, мелкий песок вперемешку с опавшими сосновыми иглами.Ходить надо обязательно босиком, потому что ноги зарываются в теплый песок по самую щиколотку! Спускаешься к реке и опять глаза видят только прекрасное:зеленые дали и прозрачную гладь реки..И в этом чудесно-прекрасном месте убили эту красивую девочку, по имени Надя.Невольно вспоминаются слова Федора из фильма "А зори здесь тихие": А главное--детишек могла бы нарожать..." Оказывается Надю позвала с собой подружка и соседка:сходить к дяде в СОСНЫ и передать ему сумку с едой. Девочки пришли,Надю зверь оставил в доме, а сам пошел с родственницей в сарай, якобы за дровами, где и закрыл ее,оставив видимо на потом"...Надя была сильной и гибкой девушкой, она очень долго боролась со зверем(мед. зкспертиза показала, что она была жива и когда он прибивал ее руки гвоздями к полу , и когда бил по голове табуреткой...А та, другая, тоже предназначенная Смерти, убежала, каким-то чудом.И, самое страшное:никому ничего не сказала! Может быть Надю еще можно было спасти?Хотя, как ее обвинять,если она была парализована ужасом!А зверя судили закрытым судом, чтобы люди не разорвали его на части.Расстреляли. Теперь яспрашиваю Вас, если бы Вы видели мертвую девочку Надю, Голосовали бы Вы против расстрела? За пожизненное заключение? Проснулся бы в Вас гумманизм? Нет, я не поучаю, я просто думаю о ПОРВАННОЙ НАДЕЖДЕ....                .....(Все фамилии,кроме Н. Порваткиной изменены)


Рецензии
Я думаю, что расстрел скоро опять введут.

Борис Дьяков   16.03.2013 22:30     Заявить о нарушении