Перевёрнутый мир

Исповедь ветерана, прошедшего дорогами войны…


«Вертушки» улетели, оставив нас на самой макушке горного перевала. Как нам «популярно было доведено до сведения», что мы сюда брошены только для того, чтобы день-другой «проконтролировать» данный горный проход на запад, по которому могут «просочиться» боевики. Хотя вряд ли это возможно, потому как слишком трудный здесь для них лежит далее маршрут по отвесным скалам и глубокому ущелью, выход из которого только один, а там впереди так же стоят наши ребята из десантно-штурмовой бригады ВДВ, прикрывающие все горные входы и выходы. Ну, а слава за ними давно закрепилась, как за самыми отчаянными! Это радовало. Но…

Далее мы поняли, что такое «просто так проконтролировать день-другой…»
С самого рассвета, ещё до восхода солнца атаки так и не прекращались, душманы всё пытался прорваться через ущелье и уйти в горы, чтобы там «раствориться» в бесконечных и безграничных густых горных массивах, так сказать в «зелёнке». Позиция нашего взвода на небольшом блок-посту была более чем выигрышная. Хотя и был он «на бегу, как могу» сооружён ещё солдатами срочниками в летнее время, а сегодня это были просто руины. Точка прохода находилась на перевале, через который шёл путь в соседнюю и «дружественную» нам страну. Именно туда и прорывались зажатые с трёх сторон федеральными войсками наёмники, чтобы уйти от преследования.

От того самого блок-поста осталось только «название». На самом деле, на перевале, этом перекрёстке старых торговых дорог, ведущих на запад и юго-запад, остались только руины, наспех укреплённые нами в виде небольших окопов и каменных нагромождений на брустверах, чтобы укрыться за ними от прицельного огня наступающих моджахедов. Они были «большими любителями» всегда с флангов или сзади запускать снайперов, ведущих убийственный огонь по солдатам.

Наша высотка, пусть и небольшая, была выигрышной  в том плане, что подойти к ней, а тем более обойти её – было сложно. Всё перед нами было «как на ладони», даже ночью всё было прекрасно видно. Это понимали и боевики, потому и изматывали нас нескончаемыми бросками и атаками, ведя интенсивный огонь из гранатомётов, стараясь нас довести до психического срыва. Они просто не знали, что перед ними «сидели в глухой обороне» ветераны, прошедшие боевой путь уже не в один год. Потому в нашу сторону и «сыпались» всё это время – то угрозы и ужасы плена (вперемежку с матами), то уговоры сдаться и идти вместе в горы, получив много-много, очень много денег.

Понимали они и ждали, что очень скоро у нас должны закончиться боеприпасы. Не знали «джигиты», что мы с собой могли взять меньше еды и снаряжения, ограничиваясь, как говориться – хлебом, но каждый готов был нести на десяток килограммов больше боеприпасов. Это был «жизненный закон» нашего малого подразделения, причём всегда. Этому правилу мы были научены под общим девизом: лучше быть голодным, но живым, чем сытым, но убитым!

Внутри как-то всё «кипело», хотелось пить, из-под каски текли струйки пота и капали на рукав хэбешки. Высунуться же и перекатиться в соседний окопчик, не было возможности – сразу прицельно бил снайпер, где-то из глубины перелеска и засечь его всё не могли или он профессионально и быстро перемещался. Но у него был один минус – он был внизу, а мы над ним. Потому рано или поздно, но мы его подловим. Обязательно. Что в дальнейшем и произошло. Рядом со мной прозвучал одиночный выстрел и мой товарищ, подмигнув мне, сказал: «Это его Серёга снял! Этот может…»

Теперь немного можно было отдышаться, ребята перебросили нам фляжку с водой. Выпил несколько глотков, но облегчения не было – вода была тёплая и какая-то тягучая. Я откинулся навзничь и, глядя на другана Саньку, прошедшего со мной рядом «плечом к плечу» уже множество дорог, подумал: «Перевёрнутый мир! Небо в огне! Тут идёт нескончаемая война, а где-то большие и мирные города, играет музыка, танцуют с женщинами. Да, вот мысли то! Неужели это когда-нибудь прекратиться и мы вместе с ним будем сидеть где-нибудь на речке, удить рыбу? А вокруг тишина и нет боязни, что из глубины леса кто-то «рубанёт» по тебе очередью…»

Как-то даже в это не верилось, такая философия сегодня просто не вписывалась в мои представления! Да и всех наших парней. Наши мозги работали совсем по-другому, не воспринимая красоту мирного времени. А так хотелось, чтобы все мы стали вновь мыслить совсем иначе, принимая мир в первую очередь с его красотой, жить в этой красоте и наслаждаться прекрасным, вдохновляясь теми счастливыми минутами жизни, которые уже никогда не повторятся!

Лёжа на спине, я вдруг услышал песню, как-то так переливчато звучащую издалека. Она дико не вписывалась в этот мир войны, хотя и неожиданно зазвучав, дополнила собой пустоту, вползающую в наши мозги. Песня была всем нам знакома с детства и звучала на украинском языке. Невидимый певец выводил слова, стараясь вместить в них то, что он чувствовал своей душой. Именно сейчас.

Голос тихо звучал, я впитывал всей душой эту малую и неожиданную красоту. Здесь на краю этого перевёрнутого мира. И я невольно начал вместе с невидимым певцом повторять эти дивные слова, изменяющие картину сегодняшнего дня, опалённого огнём войны:

Дивлюсь я на небо
Та й думку гадаю:
Чому я не сокіл,
Чому не літаю,
Чому мені, Боже,
Ти крилець не дав?
Я б землю покинув,
І в небо злітав!

Далее песня вдруг оборвалась, но через минуту снова зазвучала:

Кохаюся з лихом,
Привіту не знаю,
І гірко і марно,
Свій вік коротаю,
І в горі спізнав я,
Що тільки одна,
Далекеє небо –
Моя сторона…

Как-то так неожиданно к горлу подкатил ком, стало тошновато. Я попытался выглянуть из нашего укрытия, чтобы узнать, кто это поёт? Знал, что украинцев у нас во взводе нет и не было. Вдалеке увидел сидящего ко мне спиной Николая из Екатеринбурга, здорового и развесёлого парня. Он и напевал песню, так ладно звучащую в этот момент. Невольно захотелось даже зааплодировать ему. И тут уже за своей спиной услышал именно аплодисменты в его сторону, это Санька тоже не выдержал, ударил в ладони.

На долгое время этот малый концерт среди боя вписался в память и остался этаким шрамом, который саднил всегда при звучании этой украинской песни. Вот и сегодня, услышав слова песни, сразу вспомнил тот день и «Песню о соколе». Жаль, что дослушать тогда её так и не смогли, началась «заваруха по-новой» и мы снова припали мозгами на линию огня…

Действительно – перевёрнутый мир!
И вчера, и сегодня…



Фото размещено из Интернета...


Рецензии
С этой работой вчера (25.12.2014 г.) при подведении итогов 6-го ежегодного литературного конкурса армейских историй я занял первое место! Ура!
Если честно сказать, то я не думал, что займу самое почетное призовое место!

Евгений Заикин   26.12.2014 08:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.