История всемирной литературы 15

  Многие персонажи литературных произведений 1 - 18 веков не являются революционерами.
Иначе говоря, они не стремятся изменить свою жизнь. Некая проблема нарушает размеренное течение их жизни - персонаж борется - проблема устранена - жизнь возвращается к старому состоянию.
  На первый взгляд такая манера письма кажется простой. Характер персонажа однозначен и со временем не меняется. Поэтому не надо описывать какие-то особенные переживания. Задача персонажа - просто реагировать на внешний мир в соответствии с генеральной линией своего характера.
  Развитие сюжета происходит, когда по поводу некоего одного объекта сталкиваются разные характеры. Ситуация конкуренции, так сказать. Например, два парня и одна девушка. Здесь главное, чтобы вакансия была единственной.
  Отправив главного героя путешествовать, автор получает возможность дать персонажу разнообразие отношений (встречи с разными людьми), даже если сам персонаж не будет блистать разнообразием реакций (у него одна цель и он тупо идёт к ней). Соответственно, встречные должны по очереди то помогать, то вредить главному герою (Диккенс так любил делать).    
  Совсем другая литература - это когда характер (мировоззрение) персонажа изменяется по ходу дела. Такую литературу считаю современной. Принципиальное стремление к чему-то, чего "раньше у меня ещё не было, но скоро будет" - признак нашего времени. Люди при капитализме стремятся (или хотя бы мечтают) улучшить свою жизнь, тогда как при феодализме стремились её не ухудшать, поддерживая раз и навсегда заданное оптимальное (по их мнению) состояние.   
  Старая литература с однозначными персонажами при таком раскладе должна быть проще. У персонажа что-то отняли, он чего-то хочет. По пути он преодолевает несколько препятствий. Препятствия должны быть расставлены на его пути по нарастанию в рамках некоторой категории. Говорят например, что в путешествии Одиссея очень чётко прослеживается история мифологии, известной Гомеру. В конце Одиссеи находятся уже не боги или чудовища, а обнаглевшие соседи, нарушающие морально - этические нормы (а Греческие полисы и были, по сути, соседскими общинами). 
  Персонаж решает конкретные задачи, но общее направление его во всех случаях остаётся неизменным. То же самый Одиссей хитроумен на протяжении всей поэмы, и не более того. Хотя, подбирая серию проблем, можно ту самую однозначность раскрыть с разных сторон.
  Кажется, это  есть классический метод, противостоящий романтизму (изменение мира + изменение персонажа): классицизм есть множество разнообразных примеров, позволяющих персонажу продемонстрировать свою однозначность, свой главный мотив, жёстко руководящий всеми его эмоциональными реакциями и практическими действиями.
  Короче говоря: классицизм = мотив однозначен (встречи разные)
  Романтизм = борьба мотивов (самые разные варианты - лишь бы была борьба).
  ************
  Критики, отзовитесь.      



   


Рецензии