Самая темная ночь... 14-глава

                -14-

 …Дни тянулись один за другим.
Жаркое лето сменилось на серую унылую осень.
Ирина сидела рядом с дочерью. Сильного улучшения она не наблюдала.
Дочь угасала на глазах. Исхудавшее тело как призрак передвигалось по квартире, не отпуская маминой руки.
- Сегодня уже седьмой раз Виктор Петрович, проведет занятие с дочерью.
Больше денег нет. Некому звонить, не у кого просить.
Да и чем отдавать? Состояние Ирины передавалось Ксении:

- Мама, это я во всем виновата.
У нас все так плохо, да? Мы совсем бедные?
Ирина все чаще отмалчивалась:
- Сил уже нет, на то что бы все время твердить.
- Нет, у нас все хорошо. Ты уже практически здорова.
Ты просто не бываешь на улице по этому, у тебя такая слабость...
Ах, как хочется заорать.
- Да, да, мы нищие! И денег на сеансы с доктором у нас больше нет!
 И сеансы эти, тебе ничего не дают!
И таблетки импортные кончились!
И что ты, взрослая девушка, превратилась в маленького, капризного ребенка!
И что ты совершено беспомощная, а я ни чего не могу для тебя сделать!

А потом, метаться по комнате, рвать на себе волосы.
А дальше выскочить на улицу и бежать, бежать, куда глаза глядят... -
Мать посмотрела на дочь. Та щелкала пультом телевизора.
- Боже, она уже смирилась, с тем, что я ей не отвечаю!
Она переключает телевизор и ей от этого становится легче.
Она на нем, вымещает свое беспокойство...
И это единственный её друг, который терпит и слушается её.

Он не предал её, как другие... Мы не куда не ходим.
И к нам никто не приходит.
И телевизор этот стал связующим звеном между той, жизнью, что за окном, и этой нашей взаперти.
И как ей сказать, что сейчас приедет мой старинный друг, Сережа, и на своем автомобиле отвезет это «единственное звено», в ломбард? И что этот шаг, пока единственная возможность хоть как-то продлить наше существование...
И то, что не только от неё все отвернулись, но и от меня тоже.

И только Зинка, разрываясь между работой, больницей и деревней по-прежнему не бросает нас. Но она так долго не выдержит.
И что меня уже сожрала моя совесть, брать и брать у неё деньги, счет которым, я поначалу запоминала, затем записывала, потом просто брала.
Потому что, тебе нельзя голодать...
Спасибо хоть соседские старушки, когда идут в магазин, и нам продукты покупают.
А то бы издохли, с тобой взявшись, за руки... -
Тяжелые Иринины мысли прервал звонок в дверь;
- Боже, сколько времени прошло, а мы все вздрагиваем от каждого звонка...

Ксения выключила телевизор, повернувшись к стенке, зарылась в одеяла.
Ирина подошла к дверям, за которыми стоял, улыбаясь, Сергей.
- Се-ре-жа! ... - Ирина тоже заулыбалась.
- Мо-ло-дой! Кра-си-вый!
Пред-ста-ви-тель-ный...-
Растягивая ласково слова, произнесла Ирина, открывая дверь.

- И потомственный дворянин. Ты забыла добавить. -
Они долго стояли обнявшись.
- Ну, Ирочка, дорогая успокойся.-
Заглянув в открытую дверь комнаты, он тихо спросил:
- Как чувствует себя наша принцесса? -
Ирина отрицательно покачала головой, а вслух произнесла:
- Все хорошо. Ей гораздо лучше.-
Заглянув в комнату, спросила:

- Правда, Ксюша? Скоро на улицу пойдем.
Доктор говорит, что прогресс на лицо. -
Сергей все понял. И подыграл Ирине, нарочно громко и весело:
- Так это прекрасно. Скоро бабье лето, наша пора.
Съездим в лес, шашлыков пожарим, песни попоём.
Что скажешь Ксюшинька? - Та ни чего не ответила, лишь накрыла голову подушкой. Сергей и Ирина прошли на кухню. - Что, все так плохо Ирочка?

- Да. ...Доктор говорит, что психологическую травму она еще в детстве получила.
А этот случай её просто добил.
И лечить её придется долго.
Он советует положить в клинику, но она чуть с балкона не кинулась, когда услышала это. Лекарства ей только вредят.
Все успокоительные вызывают у неё обратное действие.
После них она не спит, очень раздражительна, смеется каким-то душераздирающим смехом.
Травяные настойки вызывают у неё аллергию, несколько дней даёшь нечего, а потом волдырями вся покрывается.
Да и после занятий с доктором, она стала, по-моему, еще больше уходить в себя.

...Мне представить страшно, что с ней будет, когда ты увезешь телевизор.
Это все что у неё осталось от прежней жизни....
Сергей сочувственно и внимательно слушал.
И когда Ирина умолкла, он провел рукой по её волосам.
- Ты вся седая. Милая моя, до чего ты себя довела.
Неужели глядя на твой внешний вид, она может поверить в то, что выздоравливает?
- Доктор говорит, что как творческая личность, с большим воображением, она теряет границу между вымыслом и реальностью.
И что одно только усугубляет другое.

Болезнь усиливает развитие фантазий, до мистических.
А плоды этих её вымыслов катастрофически влияют на выздоровление....
- Так, давай поначалу ты сама успокоишься.
Я никогда раньше не видел тебя такой не ухоженной.
А времена у нас бывали и похуже.
Помнишь, когда ты где-то раздобыла мешок муки, прелой, не понятного сорта и такого же цвета? А я мешок картошки у алкоголика на спирт обменял.
Выстояли. Без денег, без работы.
А ты ещё умудрялась, разносолы из этого убожества готовить.
То пироги с картошкой, то картошка с лепешками.
Выжили, хоть и не надеялись. Тогда, правда, всем практически нелегко было.

...А мы, с Натальей, что пережили?
Ей и вовремя первой беременности досталось.
Резус факторная, три года после родов оклематься не могла.
А тут двойня, врачи категорически были против.
А она, буду рожать и все. Родила.
Девчонкам, Слава Богу, ничего, их выписали, и мне вручили.
А Наталья, три месяца между жизнью и смертью ходила.
Что я тогда с тремя детьми на руках пережил.
Помнишь? Никто не верил, а я верил. Что мне оставалось?
...И ты верь, иначе, что с Ксенией будет? Ладно, ты иди её на счет телевизора подготовь. А я должен вас ненадолго покинуть.
Я постараюсь сильно не задерживаться.

Сергей ушел, закрыв за собой тихонько дверь.
Ирина, зашла в комнату, огляделась.
Все что можно было продать, уже раскупили соседи.
Осталась старая мебель и потертый ковер на полу.
Стены же были увешаны рисунками дочери.
Во всех её работах ощущалось одиночество и тоска.
Черно-белые тона кое-где с красными штрихами.
Далекие небесные своды, и одинокие фигуры молодых женщин.
Все нагоняло еще большую тоску.
Ирина взяла полотенце стала тщательно протирать телевизор.
Ксеня сидела, поджав ноги и закусив зубами одеяло, наблюдала, как мама выключает все с розетки, как, порывшись в папке, достала оттуда документы на телевизор…
 
   Сергей действительно вернулся очень быстро.
Он вошел с полными сумками еды и с небольшим букетом хризантем.
- Вот. Это Ксении. -
Он протянул маленькие разноцветные веточки.
- Пусть вдохнет аромат осени. А это тебе. -
Сергей вручил Ирине краску для волос.
– Надеюсь, тон я угадал?
- Еще как, солнышко ты моё. Спасибо тебе!
Ирина взяла пакеты и вышла на кухню.
Сергей, подошел к телевизору, скрутил провода, легко подняв его, попрощавшись, он вышел.
Ксения, тихо заскулив, уткнулась лицом в подушку…
А Ирина чтобы не сорваться ушла на кухню и принялась рассовывать Сережины гостинцы по полкам, когда неожиданно, между пакетами обнаружила отпечатанный лист бумаги. Поначалу она подумала, что это обычный рекламный листок, только очень скромный и дешевый.
Она без всякого интереса повертела его в руках, и пробежала по нему безразличным поверхностным взглядом.
Но уже с первой сточки тело её окаменело и дыхание перехватило.
Хрипло выдавливая из себя слова, сбиваясь на каждом слоге, она прочла текст в голос:

«- "Убиение младенцев не ограничивается злодеянием Ирода.
Сегодня наш народ можно назвать Иродом, убивающим своих младенцев.
Надеемся, что
"Дневник не рожденного ребенка" остановит кого-то от убийства собственного дитя:
" 5 октября. Сегодня началась моя жизнь, хотя мои родители об этом пока не знают. Я девочка, у меня будут русые волосы и голубые глаза. Все уже определено, даже то, что я буду любить цветы.
23 октября. Я уже умею открывать рот.
Подумать только, через год я научусь смеяться, а потом и говорить.
Я знаю, что моим первым словом будет "мама".
25 октября. Сегодня начало биться моё сердце.
20 ноября. Только сегодня доктор сказал моей маме, что я живу здесь, под её сердцем. Как она, наверное, счастлива!
23 ноября. Мои папа и мама, должно быть, думают, как меня назвать.
24 декабря. Интересно, слышит ли мама тихий стук моего сердца?
Оно бьется так ровно. У тебя будет здоровая маленькая дочка, мама!
28 декабря. Сегодня моя мама меня убила..."

Руки у Ирины затряслись, глаза заволокли слезы.
Ирина пыталась сглотнуть, но у неё не получалось.
Она положила мокрый от слез листок на стол, потом отодвинула его подальше от себя. Затем нервно еще и еще пытаясь отдалить от себя лист, словно обвинительный приговор.
Затем она запихнула его пот пакеты с овощами, и отвернулась.
Это не помогало.
Затем она бросилась к нему, схватила, поднесла поближе к глазам, но они уже не различали букв.
Обессилено тряслись ноги, она опустилась на табурет, склонила голову на край стола, безутешно горько зарыдала.

Плакала долго, то, затихая, то с новой силой заходилась рыданием.
И в первый раз она обратила свой взор через окно к небу.
Сбивчиво, подыскивая слова, она пыталась помолиться, не понимая, что так не молятся, а оправдываются, и требуют:
 
- Боже! Я, не виновата!
Я не понимала что делаю.
Я думала, что так будет лучше всем. Ксюше, мужу, мне.
Я не знала, что все происходит именно так.
…Нам никто не объяснял. Нас приучили думать, о том, что там, у нас в нутрии, это еще не человек, это даже не лягушонок….
Если б я знала! Я бы никогда не смогла. Ни разу!

… А, сколько я их сделала? Я даже этого не помню!
...И что, теперь за это будет расплачиваться Ксения?!!
 За мои грехи, она!? -
Ирину охватил такой ужас, что она на коленях поползла к окну, уткнулась лицом в пол. Затем подняла голову и завопила:

- Нет!!! Умоляю Вас, только не Ксению!!!
Меня, меня накажите! Это же я сама, своими руками!
... Не отнимайте её у меня! Простите меня, ради неё!
Только не её! Меня! Меня возьмите! Простите! Прости...
Последний её вопль заглушил телефон.

Не совсем еще понимая, что за звук и откуда он исходит.
Ирина оторвала свой взгляд от окна, наконец, она поняла, что это гудит телефон, не поднимаясь с колен, сняла трубку.
Сдерживая рыдания, произнесла:
- Алло…. Да, да мы Вас ждем.

…Полдень подарил еще яркий свет, исходивший от солнца и серебристого мерцания воды в реке, заполнил комнату.
Ирина мыла пол, готовясь к визиту Виктора Алексеевича.
Ксения стояла у окна, прислонившись головой к стеклу.
 - Мама, неужели я ни когда не смогу, вот так как они?
Бежать на работу, гулять с друзьями, смеяться?
Почему они счастливые? Ведь жить так страшно.
...И умирать, страшно…

- Все ты сможешь. Дай время. -
Это была дежурная фраза. Мать отвечала, потому что нужно, что-то сказать.
И она понимала, что сама давно не верит в это.
А Ксения продолжала:
- Вот смотри, они ходят такие радостные, им совсем не страшно.
Почему? Ведь жить так страшно! Почему они могут, а я нет!? -
У Ксении начинался очередной приступ.
У Ирины, ответная реакция - молчание.

- Что ты молчишь? Даже ты, уже меня не понимаешь.
 Пытаешься убежать от меня. И ты, мечтаешь, от меня избавится.
Я тебе мешаю. -
Ирина, наконец, нашла в себе силы ответить как можно проще и спокойнее:
- Ладно, давай принимать душ.
Пошли. А потом садись и рисуй.
Ты еще сегодня ничего не рисовала.

- Рисуют на заборах! А картины - пишут!
...Но их пишут талантливые люди! А я действительно рисую!
Нет, я мазней занимаюсь! Я бездарь!
И ты об этом знаешь. Но всегда твердишь мне обратное!
…Ты всю жизнь мне врала!

– Но увидев, что мать открыла платяной шкаф, взволновано спросила:
- Ты, что куда-то уходишь!?
- Куда!? Куда я ухожу?
Когда я последний раз, куда-то уходила!?
- Мама, не злись. Это я во всем виновата.
Мне все время кажется, что ты от меня убежишь.
А я тут сойду с ума.

Ирина замотала головой, как будто стряхивала наваждение.
Ей так хотелось, что-то бить, крушить, орать и бежать подальше отсюда.
Бежать, куда глаза глядят.
Но она, собрав все свои силы, перевела дыхание и уже спокойно произнесла.
- Давай, давай иди в душ. Сейчас Виктор Алексеевич прейдет.
 
- А ты побудь рядом. Слышишь? Не оставляй меня одну.
 - А то, что будет? Ты без спросу гулять уйдешь?
 - Ну, зачем ты так? Я тебе уже не выносима!?
…Ты меня ненавидишь?!
Ирина, опомнилась. Спохватившись, заговорила нежно и ласково.
- Что ты глупенькая. Я же шучу с тобой…

…Дочь влезла в ванну, задернула шторку и начала петь.
Таким образом, она снимала напряжение.
Голос и слух Ксения имела отменный, но в такие минуты, её вокал походил на издевательскую пародию.
Что бы как-то отвлечься и успокоится самой, Ирина уселась на крышку унитаза, и стала подкрашивать ресницы.

…Виктор Алексеевич пришел усталый и очень серьёзный.
Как всегда он сразу уединился с Ксенией в комнате.
Беседовал он всегда очень тихо.
И Ирина, сквозь не плотно закрытую дверь улавливала лишь отдельные фразы дочери.
Из рассказов Ксении она знала, что, работая с ней, доктор все записывает на диктофон.
Что поначалу он показывал ей карточки с разными картинками.
Затем он заставлял путешествовать Ксению в собственный желудок и в мозг. Встречаться с маленькой Ксенией, той, которая живет во мне теперешней.

А сегодня она поняла, что они обсуждают рисунки Ксении.
Он ей давал задание нарисовать все то, что она запомнила из этих их путешествий.
Сидя за дверью на полу, Ирина то прислушивалась, то, задумавшись, вздыхала:
 - Мне нужно сегодня с ним поговорить.
Нужно ему объяснить, что у нас закончились деньги, и мы не сможем его больше приглашать.
Что делать дальше я не знаю. -
Взглянув на настенные часы сквозь щель в двери, она ужаснулась.

- Боже, они занимаются больше чем полтора часа.
 А денег у меня только за один час. -
Она вскочила, схватила кошелек, высыпала все содержимое на кухонный стол. Пересчитав все деньги, она так и осталась сидеть не подвижно, и не заметила, как к ней подошел доктор.-
Ну, что ж раз он меня застал за подсчетом моих грошей.
Так, наверное, будет проще все объяснить. - Но Виктор Алексеевич её опередил:
 
- Ирина Андреевна. Уважаемая.
 Мне надо обсудить дальнейшие наши действия.
- Ирина уставилась на него, ещё не понимая, о чем он говорит. Механически пододвинула ему стул и пепельницу на столе.

- Понимаете. Агорафобия, это фобия фобий.
То есть, это состояние серьезное само по себе и без всего прочего, что присоединилось еще.
Но здесь еще плюс комплексы, плюс её немыслимые фантазии.
...Экземпляр она конечно уникальный.
И работать с ней нужно очень долго.
 А я, к сожалению, не могу к вам больше приезжать.
Дело в том, что на дорогу я трачу много времени.
Я за это время мог четыре пациента принять.
Я очень хочу вам помочь. Но вы решите, или вы ко мне будете каким-то образом приезжать….

Хотя машину нанимать я думаю это материально для вас тяжело.
Или ложитесь в клинику вместе с ней.
…Но я не представляю, как это можно устроить.
Она переносит на вас все свои тревоги, поэтому вы ей жизненно необходимы.
Она, так считает. А у нас закрытое отделение.
И ко всему прочему кормить вас там никто не будет… -
Доктор умолк, а Ирина, даже с каким-то облегчением заявила:
 
- Я все поняла Виктор Алексеевич.
…Я и сама собиралась сегодня вам сказать, что не могу больше оплачивать ваши сеансы. Вот. -
Ирина придвинула рукой деньги.
– Простите, это все что у нас есть.
Но я не знала, что вы будете заниматься дольше, чем обычно...

- Нет, нет, я возьму с вас как всегда.
А задержался я специально дольше, что бы завершить начатый курс. -
Чувствовалось, что доктору очень нелегко объяснятся.
И он, будучи человеком скромным и воспитанным, всегда испытывал чувство стыда, получая от Ирины деньги. Но она понимала, и не осуждала его.
Жизнь стала дорожать, а зарплаты остаются ничтожными.
Виктор Алексеевич, приняв от Ирины деньги, тихо спросил:
- Что вы намерены делать дальше?

- Не знаю…. Я уже ничего не знаю.
 - Специалистов такого профиля, к сожалению, у нас еще мало.
Не советую приглашать дешевых, малознакомых психологов, они, как правило, шарлатаны.
А лечение таких больных проходит по-разному, в большей степени сугубо индивидуальным методом.
В моей практике всего несколько пациентов было ей подобных.
Немало времени я потратил, что бы найти каждому из них, только ему подходящую методу.
Но был и такой случай, когда не нашел, и человек так и не покинул приделы своего дома. Прошло с тех пор… лет пятнадцать….

Были клиенты, которые через полгода решались выйти из дома, другие лечились дольше. Я не хочу вас огорчать.
Я хочу, что бы вы понимали и реально смотрели на ситуацию с вашей дочерью.
А не попались на удочку, к первому кто пообещает, что через пару сеансов все будет наилучшим образом...
Вам необходимо набраться терпения и выдержки.
Устраивать свою жизнь так, что бы все крутилось вокруг дочери.

Поначалу к таким больным относятся с пониманием, и сочувствием.
Затем на них злятся, часто обвиняют в притворстве.
 А самое страшное и непоправимое когда на них перестают обращать внимание вообще, и отмахиваются от них.
Тогда они теряют последнюю надежду, и уходят глубоко в себя.
А достать их оттуда практически не удаётся никому.
Сколько известных людей, актеров, художников, музыкантов страдают этим недугом. К сожалению, творческие люди чаще всего подвержены фобиям и страхам...

…Да, я вот что, еще хотел сказать.
Пойдите в храм. Священники, это тоже своего рода психологи.
С необычайно сильной, выражаясь медицинским термином, методой.
Я знаю потрясающие случаи...
Вы как к религии относитесь? - Ирина пожала плечами.
Доктор подвелся, посмотрел на часы.
- К сожалению, мне пора. Я и так задержался.
Звоните, консультируйтесь. Буду рад вам помочь.
Решайте по поводу клиники. Не пускайте все на самотек.
И не оставляйте её одну. У них бывают такие приступы страха, что они одни не в состоянии справится.
Когда они не могут с собой совладать они готовы пойти на суицид, лишь бы избавится от этого чувства. -
Уже в дверях, доктор сочувственно пожал руку, добавил:
- А еще я вам посоветую, сменить обстановку.
Ну, скажем,  поехать на дачу, или в деревню.
Там ей будет больше пространства, и она будет подальше от места, где её травмировали. Прощайте голубушка. Всего хорошего.
 
Дверь за доктором закрылась и сразу на пороге комнаты появилась Ксения.
Она как всегда, взволновано терзала руки.
 - Мама, что случилось? Что, что-то страшное?
Что тебе Виктор Алексеевич так долго говорил?
Ирина подвигала мышцами лица, снимая напряженную страданием мимику.
Резко выпустила глубокий вздох. Обернувшись к дочери, она уже улыбалась.
- Все хорошо. Все просто чудесно!
Доктор сказал, что занятия он с тобой уже закончил.
Дальше ты сама справишься!
Только нужно тебе чем-то увлечься, по-настоящему интересным для тебя делом.
Что бы в твоей голове были только положительные мысли.
- Опять ты меня обманываешь.
Я ведь слышала, как он говорил, что 15 лет из дома не выходят.
И про суицид.

Ирина оторопела, словно на неё вылили ведро кипятка.
Но те же слова что её так оглушили, сразу привили её в чувства.
 - Что ты, дурочка, моя маленькая?
Это он про больных говорил, а ты здоровая.
Совершено здоровая. Только немного напуганная...
А хочешь, мы уедим, куда не будь, подальше отсюда?
 Хочешь, к морю поедим жить? Ты же любишь море, горы, много солнца.
 
- Нет, мама все ты придумываешь, что бы меня успокоить.
Да и куда мы поедим, на чем, за какие деньги?
Кто нас, там ждет?
- Ладно, давай я тебя покормлю, а потом поговорим.
- Мама, пообещай, что ты не чего не будешь придумывать, и делать тайком от меня.
- Ну, все иди, я сейчас принесу еду. Только не ложись.
Доктор сказал, убирать постель, что бы ты больше двигалась.
И рисуй, это освобождает от стресса.

 Но Ксеня все равно улеглась в постель, закутавшись в одеяло, она громко крикнула:
- Я чувствую. Ты что-то задумала.
Опять, какие-то сюрпризы. Ты же знаешь,
я их не люблю. Они меня пугают... -
Её прервал звонок в дверь, он был резкий, и повторился несколько раз к ряду.
Все кто был в курсе их ситуации, к ним так не звонили.
Ксения от неожиданности вскрикнула.
Ирина насторожено подошла к двери.
- Мама, кто это? Не открывай!
Ирина посмотрела в глазок.

 - Это тетя Лариса. Зачем она пришла я не знаю.
 Успокойся, пожалуйста. У нас все будет хорошо.
 - Закрой ко мне дверь.
Я не хочу ни кого видеть. Я устала. Мне хочется спать.
Меня болит живот.
 Ирина прикрыла дверь в комнату и открыла входную.
В квартиру вошла крупная женщина.
Одна из тех, которые приносят с собой поток шума.
 
- Привееет!
Громко произнесла подруга.-
С такой интонацией раньше кричали лозунги на парадах.
- Подумалось Ирине.- Удивительно, что её могло привести ко мне, без звонка?
 - Привет, проходи.
Только тихо, Ксения спит.
У неё только что доктор был.

- А-а-а-а... Извини, не знала.
Ирина про себя не согласилась:- Как же не знала.
Об этом, небось, весь город знает. Не хорошо, врать то.
 А еще такая с виду интеллигентная, ухоженная женщина.
С ярким, но добротным макияжем, в явных обновках, благоухающая вся дорогими духами. Боже мой. Я, уже рассуждаю как старая домохозяйка.-
Но её рассуждения прервал слегка приглушенный голос Ларисы.

 - Как дела, девушка? Что-то вы совсем исхудали. –
Она, сразу же уселась, и стала выгружать на стол принесенные фрукты и сладости.- По делам мимо проезжала, решила заскочить...
-Ладно. Вру. Специально заехала. Уже три месяца не виделись.
Ну, рассказывай. Как живешь, как Ксения?
- Так…, по-разному... Никак, в общем.
Наступила пауза. Обоим было неудобно, обе не знали с чего начать разговор.

Лариса, была из тех женщин, что в молодости выглядят дурнушками, а в зрелости они расцветают. И к тому же она всегда была активной, деловой женщиной.
 Вокруг неё крутилась масса народу, и делались дела.
Правда особых успехов она не достигла ни в чем.
Но стойко держала имидж - бизнес леди. Знали они друг друга давно.
Часто бывали в компаниях.
Но в последнее время, Лариса предпочитала успешных, новых друзей.
А со старыми, она встречалась для успокоения совести.
Ирина это понимала и даже не пыталась ей звонить.

Даже в случае острой необходимости, она знала, что, если та и подойдет к телефону, что бывало не всегда, то корректно выслушав, пообещает помочь и тут же про тебя забудет.
А дальше будет выкручиваться и юлить.
Лариса прервала не ловкое молчание:
- Отрицательный результат - тоже результат.
Я вот тебе литературу привезла. Почитай, очень полезная.
На себе испытала. - Она стала выгружать книги, в ярких обложках, с изображенными на них мужчинами и женщинами с голливудскими улыбками на лице.

Разложив их как на прилавке магазина, Лариса с гордостью в голос произносила их названия: -
"Помоги себе сам",
"Сам себе психолог",
"Слушай свое тело",
Как стать успешным",
"Как преодолеть страх". Вот, читай и развивайся.
А, да, чуть не забыла. - Она порылась в маленькой сумочке.
- Сначала вот эту.
Ирина взяла протянутую книжечку, с коротким названием -

"Страх" с обложки которой на неё с безумно выпученными глазами смотрела сова.
 Уже от одного вида этой книги, становилось не по себе.
 Мгновенно побледнев, она спросила:
 - Откуда ты все знаешь?
 - Ой, город, моя дорогая, это та же деревня.
Только с высокими домами. Ну, рассказывай.
Как дела, как она себя чувствует?
- Пока хвастаться нечем. - Ирина говорила шепотом, знаками давая понять, что дочь может подслушивать.-
Часто жалуется на боли в солнечном сплетении.

Думаем что это желудок. Но проверится, ехать отказывается.
 - Так ты бы свою Галину Викторовну пригласила.
Она же с детства её лечит.
 - Лечила. У неё теперь другие клиенты, побогаче.
Да и неудобно мне её беспокоить.
К тому же я ей деньги должна, а у меня, их нет.
 А в последний раз, когда я с ней общалась, она просила ей не звонить.
Она сказала, что сама позвонит, когда сочтет нужным.
Явно забеспокоившись, Лариса поторопилась предупредить:
 
- У меня тоже нет. Я бы тебе дала.
"Это сверху на мне образование". - Процитировала она Голохвастова
- А на самом деле... А что за доктор у вас был?
- Это психиатр приходил...
Теперь, уже не будет, по той же причине... -
Ирина безнадежно махнула рукой.- Кофе будешь?
 - Да, наверное…, а то что-то разговор не клеиться.

Ожидая, когда закипит чайник, сидели молча.
Курили, ощущая дискомфорт, от присутствия друг друга.
Молчание прервал свисток чайника.
Ирина с ненавистью затушила сигарету, поспешила приготовить кофе, на ходу оправдываясь.
 - Курить стала много.
Как будто это от проблем спасает.
 - Не употребляй слово, проблема.
Скажешь, у меня проблема, проблема у тебя и будет.
Назовешь эту ситуацию по-другому, ну, скажем, задачей, или временными трудностями, так все и будет.
"Как корабль назовете - так он и поплывет". -
Лариса, со знанием дела, чеканила цитаты из модных книг.

Ирина, почувствовала, что её начинает все это раздражать.
Но постаралась спокойно поддерживать разговор.
- Хорошо если бы так все и было. Сидишь себе, просто и ждешь, когда задачка решится.
 - Все твоё настроение от большого количества негатива, который ты в себе держишь. Ты почитай… -
Она придвинула рукой книги.
- Все поймешь, и научишься его сбрасывать.
Тебе легче будет. Апробировано на мне.
 - Хорошо. Но мне приходится не только свой негатив в себе держать, но и Ксенин, тоже на себя принимать.
Я даже по орать не имею права, разозлится.
 Куда, и где мне его сбрасывать?
Вот и держу его в себе. И при этом улыбаюсь, разговариваю шепотом, изображая полную безмятежность.

- Ну, я не знаю…. Выйди на улицу. В ванной закройся.
 - Какая улица? Какая ванная?
Я не на секунду одна остаться не могу. Ой!
... Да, ладно, оставим этот бессмысленный разговор. -
Ирина, снова мяла сигарету в пальцах, они нервно подрагивали.
Закурив, она отвернула голову, и уставилась в окно.
Лариса, полезла в сумочку, достала газету.
Продолжая разговор, она перелистывала страницы, что-то искала.

- Ну, хорошо. Что же ты намерена теперь делать?
 - Что делать, что делать? Все мне задают этот вопрос.
Если б я знала что делать, то я бы уже это и делала.
- А может тебе по объявлениям прозвонить.
Поискать бесплатных психологов.
Ведь есть такие организации, где консультируют наркоманов, какие-то телефоны доверия…
Ирина продолжала еще какое-то мгновение раздражено курить, затем, призадумавшись, произнесла:

- А и в правду. Зина говорила, что посещает занятия с психологом, для родителей детей наркоманов.
И ходит она туда бесплатно.
- Вот, видишь. Не бывает без выходных положений.-
Радостно заявила Лариса. Отложив свою газету, она схватила лежавшую на тумбочке, под телефоном.
- Так, обычно я такие объявления встречала в бесплатных газетах.
- Она старая.
 - Не важно. Эти объявления печатают в каждом номере.
- Практически сразу, она обнаружила обведенное рамочкой такое объявление.
 Взяв телефон, она набрала номер из объявления.
 - Алло. Девушка. Будьте любезны дать нам, кое-какую информацию...

Что у нас случилось? - Лариса вопросительно глянула на Ирину.
- У нас, девушка, 18 лет. Нападение с холодным оружием, с попыткой изнасилования. ...Нет, физически уже почти здорова.
 Нам бы консультации психолога.
...Возможно!? Прекрасно! А это бесплатно?
 Чудесно! Скажите, а на дом вы не приезжаете?
...Да, она не выходит. Лежит. Да, депрессивное.
... Можете?! Вот, и превосходно! ...Да, диктую.
Записывайте. - Лариса очень отчетливо продиктовала адрес, затем спросила:
- А когда вы сможете подъехать? ...Да, дома.
Постоянно дома. Пожалуйста, подъезжайте. Ждем. -
Она повесила трубку и очень довольная собой сообщила:
- Завтра в 15 00 они будут здесь.

- Кто, они? Их что будет много?
 - Не знаю. ...Она, так сказала….
Может они парами ездят. Не знаю, завтра увидишь.
...Ну, ладно. Мне уже пора. Я и так задержалась.
А ещё столько ехать. Все, все, все. Чмок-чмок! Пока-пока!
 Приветик Ксении. Созвонимся.
Ирина, молча на прощание, помахала рукой.
И с облегчением вздохнула, закрывая за подругой дверь.
Радости от этого посещения она не испытала:

- …Я понимаю. Я все, прекрасно понимаю.
Это визит вежливости. Все кто знал о случившемся, давно уже у нас побывали.
 И Лариса, поэтому чувствовала себя неудобно.
Она оставалась единственной, кто до сих пор не проведал старинную подругу.
И, наконец, она свой долг выполнила, и даже чем-то помогла.
Теперь совесть у неё чиста.
Теперь она, выйдя из подъезда, сбросит с себя весь наш «негатив», и будет продолжать жить, как и жила.

Своей насыщенной положительными эмоциями жизнью. -
Ирина еще рас пересмотрела название книг.
Затем быстро их собрала и с грохотом закинула в кухонный шкаф:
- Ну, что ж, начнем прямо сейчас, учится сбрасывать негатив, и прямо на вас, и начнем. -
Это её успокоило и даже развеселило.
Она как ребенок, стиснула зубы и, прищурившись, засмеялась.
Но тут же спохватилась, что сильно шумит, оглянулась на дверь комнаты.
Там было спокойно.
- Фу-у-у. Слава Богу. -
Приоткрыв дверки шкафчика, она снова взглянула на книги.
- Оказывается вас, и читать не обязательно, вы каким-то образом и так помогаете. Ну что ж подруга, что-то хорошее из твоего визита все равно получилось.
...Вообще ты не плохая девчонка.
Только сегодняшняя жизнь меняет людей, изменила она и тебя, и меня и Ксению. ...Такими как мы, были раньше, мы уже не будем.
Никогда…


Рецензии