Глава 9. Близкородственный брак

  В предыдущей главе мы говорили о том, что в современном Египте  и сейчас распространены браки между двоюродными братьями и сестрами. И эти браки  приветствуются.
   А вот у древних египтян дозволялся и приветствовался брак даже между родными братом и сестрой.
   Практически все фараоны женились на своих сестрах. Это делалось для сохранения чистоты крови и недопустимости родственных связей с нецарствующими семьями. Вспомните царицу Хатшепсут, которая вышла замуж за своего брата по отцу, чтобы после его смерти стать фараоном.
   Так же поступила через несколько веков всем известная  египетская царица Клеопатра.
   Отцом Клеопатры был Птолемей XII. Всего у него было шестеро детей: четыре дочери (Клеопатра VII была третьей по счету) и два сына, которые позже по очереди становились мужьями Клеопатры. Кстати, ее родителями были тоже родные брат и сестра - фараон Птолемей XII Авлет и Клеопатра V.
   Кто такие Птолемеи, почему они  оказались царствующей династией в Египте?
Династия Птолемеев была основана военачальником Александра Македонского Птолемеем Первым, который после распада империи Александра стал править Египтом. Птолемей был не египтянином, а греком, но правящая династия должна была перенять все обычаи, царившие до них в Египте. Это  как в пословице: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят". А обычай был такой- жениться на своих сестрах и выходить замуж за своих братьев.
   Согласно этим обычаям, восемнадцатилетняя Клеопатра должна была выйти замуж за своего родного брата, десятилетнего Птолемея XIII, и вместе с ним управлять Египтом.
   Как говорилось ранее, браки между братьями и сестрами в Египте были нередки. Такие браки преследовали как имущественные, так и политические цели: опасались, что дочь фараона, выйдя замуж за нецарствующего мужа, увеличит число возможных претендентов на престол и раздробит территорию Египетского царства.
   Религия тоже  поддерживала и освящала  эту традицию.
Осирис- главное божество  египтян,  являлся сыном  Земли и Неба ( Земля и Небо- тоже были братом и сестрой) и был  одним из первых богов плодородия.  Его женой была богиня Исида, тоже богиня плодородия, женственности, семьи, верности, воды и ветра. Семейная жизнь Исиды и Осириса являлась образцом супружеской преданности и верности. Для поддержания плодородия земли Осирис и Исида должны были соединяться. Слияние мужского и женского начал виделось древним египтянам  символом мира и причиной возникновения новой жизни. Естественно, что оплодотворенная  богом земля  должна было дать начало росту растений.
   Хотя Осирис и Исида  были мужем и женой, но в то же время они были детьми бога  Земли и  богини Неба, то есть они являлись братом и сестрой. В свою очередь их родители Земля и Небо были связаны не только брачными узами, но и кровными: они тоже были братом и сестрой. Весь сонм египетских богов был связан как родственными, так и брачными узами. Естественно, что такие отношения для египтян были образцом для подражания, поэтому в своей земной жизни они старались им во всем подражать.
   Немудрено, что фараоны отождествляли себя с главными богами, так как они считали себя  проявлением богов на земле. Фараон был в глазах египтян Осирисом, а его жена – богиней Исидой. Не случайно, что Клеопатра, воспитанная в этих традициях, с детства отождествляла себя именно с Исидой.
   Итак, 18-летняя Клеопатра вынуждена была выйти замуж за своего 10-летнего брата. Конечно, брак был формальным, не мог же 10-летний мальчик быть ее фактическим мужем.  Клеопатре это было на руку, она стала самостоятельно управлять страной.
   Но это продолжалось недолго: через три года  после свадьбы ее собственный муж, который к тому времени подрос и тоже захотел царствовать, по совету  идейного вдохновителя евнуха Пофинуса предпринял попытку свергнуть царицу.
На стороне Клеопатры выступил 52-летний Юлий Цезарь.
   Война между Клеопатрой и ее братом-мужем  длилась полгода, пока в одной из битв  фараон Птолемей XIII не утонул в Ниле, пытаясь спастись бегством.
   Трон вернулся к Клеопатре, которая вынуждена была выйти замуж... за единственного оставшегося в живых брата Птолемея XIV (13- 14 лет от роду). К этому времени у нее рождается сын от Цезаря, которого она в его честь назвала  Цезарионом.
   Вскоре  новоявленный муж Клеопатры Птолемей XIV умирает, отравленный по приказу царицы - никто не должен стоять между властью и ее сыном.  Клеопатра уже тогда решила идти до конца по пути  к единоличной власти. Видимо, не последнюю роль сыграют  именно кровосмесительные браки и вызовут в царице ненависть к своим братьям-мужьям, толкнув ее на убийство.
   В этом случае она не была первой или  единственной в своей династии.
До нее  Клеопатра II объявляла беспощадную войну своему мужу-брату Птолемею VIII, а старшая сестра Клеопатры Береника, вышедшая замуж за своего двоюродного брата, убила его, так как он мешал ей быть с любовником.
Так и хочется сказать : "О, времена, о, нравы!"
   Думается, что у  Клеопатры не было кровосмесительной связи со своими братьями, хотя, кто знает.
   История Египта не единственная, где женились братья и сестры.
Например, все  правители инков вступали в близкородственные браки, потому что не могли опуститься до связи с простыми смертными, тем более, что законная власть наследовалась лишь от  браков, заключенных между близкими родственниками.
   До нас дошли сведения о первом правителе империи инков Манко Капаке – это значит "бесподобный, великий". Легендарный первый инка основал город  Куско приблизительно в начале 12 века. От его брака с родной сестрой родились дети, которым была завещана империя. Традиция женитьбы на родных сестрах оставалась незыблемой почти  до современности.
   Из дошедших до нас документах известно, что и персидские цари, проживавшие во II- III веке до н.э.,  следовали тому же обычаю.  Например, царь Арсаг женился на своей единокровной сестре Сиасе, а сасанидский шахиншах Ардашир женился на своей сестре Денак.
   Библия признает, что кровосмесительные отношения  очень привлекательны. Почему это происходит? Оказывается, для людей свойственно испытывать симпатию к себе подобным, будь-то генотип или пол. Если бы такие отношения не были притягательны, не было бы смысла в многочисленных библейских запретах. Заповедь против кровосмешения гласит: “Если человек возьмет свою сестру… это хесед”. Вот почему Тора предупреждает, что узы между братом и сестрой чрезвычайно сильны – "это ревностная любящая доброта. Сила чувств в них такова, что партнеры не смогут с ней бороться и  наверняка отойдут от достойной и нравственной жизни".
   Обычно традицию инцеста связывают с отсталостью народа, но это не так. Везде  женитьба на близких родственниках  все-таки связана с наследством и имущественными вопросами.
   И все-таки народ всегда стремился к тому, чтобы иметь здоровое потомство.
Пророку Мухаммеду приписывается изречение: "Не женитесь на родне, чтобы не заиметь хилого потомства".
   Медики объясняют это тем, что родственники имеют «похожие» гены, и, конечно, похожие мутации. Дети родственников с большей вероятностью могут получить один и тот же дефект.
   Генетики смогли просчитать потенциальный риск рождения нездорового ребенка. Родственники могут иметь разные уровни родства, и, соответственно, они имеют и разный риск рождения больного ребенка.
   Генетики классифицируют близкородственные браки следующим образом:
   Родственники первого порядка - это родные братья и сестры, разнояйцовые близнецы, родители и дети. Взаимоотношения между такими родственниками носят название «инцест» и считаются ненормальными. Риск рождения больного ребенка у таких родственников около 60%.
   Родственниками второго порядка-- это дядя, тетя, племянник, племянница, дедушка, бабушка, а также единокровные брат или сестра. Риск рождения больного ребенка у таких родственников около 25%.
   Родственники третьего порядка- это двоюродный брат, двоюродная сестра, сводный дядя, сводный племянник. Риск рождения больного ребенка в браке с таким родственником равен 4-6%. Но этот малый процент возможен лишь при условиях, что в семье нет истории наследственных генетических заболеваний,  а также что у их предков не было близкородственных браков.
   С другой стороны, у двоюродного брата и сестры 94-96% вероятность появления абсолютно здорового малыша.
   Если у родственников третьего порядка возможность иметь больного ребенка, как мы видели выше, 4-6 %, то неродственные родители имеют 2-3% риск рождения генетически нездорового ребенка. Как мы видим, эти цифры почти не отличаются. 
   Итак, говоря о близкородственных браках, ученые делают следующие выводы: чем ближе степень родства ( первой и второй степени), тем выше риски родственных браков, но на уровне двоюродных братьев и сестер ( родство третьей степени) баланс плюсов и минусов становится неочевидным: вред проявляется сразу, а плюсы накапливаются с поколениями. Если родственные браки третьей степени родства заключают много поколений подряд, они становятся менее опасными. «Вреда от родственных браков меньше там, где они регулярны. Там, где они исключение, выше риск»,-считают исследователи.
   Но вот какой парадокс: как мы видели из вышеперечисленных примеров, чадолюбивые  зороастрийцев-огнепоклонники, главной  задачей которых было продолжение рода, заключали близкородственные браки первого порядка. Неужели они на протяжении столетий и даже тысячелетий не увидели, что от таких браков рождались нездоровые дети? Значит, дети рождались все-таки здоровыми.
   Инки также грешили браками между родственниками первого порядка, но тем не менее  учеными отмечено, что у инков  вырождения не наблюдалось как минимум в течение 12 поколений.
   С другой стороны, ярким примером вырождения династий является исчезновение и вырождение династии Габсбургов, но они заключали браки между родственниками  не первого, а третьего порядка, то есть между двоюродными братьями и сестрами, или дядьями и племянницами. Выше мы приводили примеры, что в браках такого порядка рождается всего 4-6% нездоровых детей, а у Габсбургов сплошь и рядом рождались нездоровые дети. Эти факты как-то противоречат подсчетам и заключениям генетиков.
   Почему так происходило? Видимо, причиной были какие-то генетические заболевания, передававшиеся из поколения в поколение, а не только близкородственные браки. Решение этих вопросов лучше оставим для генетиков и медиков.
   И по сей день большинство представителей арабского мира продолжает придерживаться старых народных традиций и выбирает себе невесту в семейном кругу.
  "Не пей из источника, дно которого ты не можешь увидеть", - гласит турецкая пословица.
  "Сделанный собственными руками йогурт полезнее, чем чужая простокваша", - советует другая.
   Сегодня в Турции жениться на чужачке  большинству молодых людей  даже не приходит в голову. Почти каждый четвертый брак в этой стране заключается между кровными родственниками, преимущественно между двоюродными братьями и сестрами. Тенденция, как показывают новейшие исследования, даже усугубляется; в некоторых отдаленных регионах почти каждая вторая невеста остается в семье. "Хорошие девушки остаются в семье, плохих девушек отдают чужакам" - сегодня эта пословица как никогда ранее актуальна.
   Одной из главных причин заключения  близкородственных браков - практическая нерасторжимость такого брака. Ведь и жена, и муж имеют одних и тех же родственников, у них одинаковый социальный статус, у них более повышенная забота о потомстве, их  материальные ценности остаются в семье, к тому же с детства их воспитывают в одних и тех же традициях. Поэтому мужу или жене не приходится привыкать к новой семье и ее традициям. Конечно, такие семьи более крепкие. 80% опрошенных женщин и 83% мужчин в таких семьях назвали свой брак счастливым.
   Мы говорили о близкородственных браках, заключающихся между простыми людьми. Намного сложнее поставлен вопрос в браках царствующих особ, у которых выбор партнера резко ограничен.
   И все же иногда некоторые представители царствующих  династий протестовали против навязанных им браков и женились  на своих избранницах,  не входивших в их династическое окружение и не являющихся  их родственниками, по любви.  В следующей главе познакомимся с такими  браками, которые  называются морганатическими


Рецензии
Понятие "инцест" существует тысячи лет и ни о каких генах и проблемах с близкородственными браками никто не слышал. Это проблема чисто социальная, к физиологии отношения не имеет. И самое главное, любой знает, "практика - критерий истины". Никто никогда и нигде не слышал о серьезном научном эксперименте с обширной статистикой на людях. Незаконно. И все тут.

Иван Сачков   01.09.2020 03:32     Заявить о нарушении