Владимир Басов

Грани и кадры


28 июля 1923 - 17 сентября 1987
Народный артист СССР (1983). Премия за лучший воспитательный фильм МКФ в Карловых Варах-54 ("Школа мужества"). Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Первый приз среди художественных фильмов" за 1964 год ("Тишина"). Лауреат Государственной премии имени братьев Васильевых за роль в фильме "Факты минувшего дня" (1982).

Боевые награды: Орден Красной Звезды (1945), медаль «За боевые заслуги» (1943), Орден Отечественной войны I степени (1985)

"Правды характеров нету"… Примерно в этом смысле поучал молодого сибирского литератора (актер А. Локтев) досужий критик-энциклопедист, а по совместительству полотёр в квартире маститого писателя из комедии Г. Данелия «Я шагаю по Москве». Самому В. Басову, несравненному в этом великолепном эпизоде, правды характера хватало на десятерых. А ещё куража. Поэтому в самой мелкой ролишке он неизменно центровой, ещё верней - энергетический эпицентр.
 
Ну, до чего забавен, курьёзен, но притягателен и даже авторитетен выпивоха Мышлаевский («Дни Турбиных», его же постановки)! Владимир Павлович, на мой взгляд, заметно переигрывает, усложняет булгаковскую версию этой прямолинейно-туповатой артиллерийской персоны! Такое вот приподнятие и, параллельно, углубление характера персонажа для актера Басова – правило, закон. Это выходило само собой, натурально, наверное, оттого, что в нём самом невероятной искрящейся "каруселью"* перемежались планы, когда грустная ирония вдруг взрывается беспощадным гротеском. Каждая роль – ювелирной огранки.
 
В его героях парадоксально уживались печаль и сарказм, доверительность и цинизм. А некрасивое лицо было… бесподобно притягательным и фонировало какой-то непостижимой, басовской, эстетикой.

Как режиссер, пусть и давно знаменитый, Владимир Басов ещё ждёт настоящей оценки. Но не сегодня - как минимум, через десятилетия.
 
Трудно поверить, но с первого же показа, будучи маленьким, я с умилённым напряжением (такое вот сочетание) следил за перипетиями одной «уютной семейной вечеринки», нежданно обернувшейся «Опасным поворотом». Это редчайший перл режиссерского вкуса и философского ума, где мельчайшие нюансы отбиты с чеканной ясностью, но кажутся вольным экспромтом и естественным порождением стихии искусства. Невольно забываешь о режиссёре - том, кем они детально прописаны, отточены и упорядочены. «Опасный поворот» - это, в первую голову, продукт Басова. От и до. «А как же гениальная игра актеров: Яковлева, Нифонтовой, Шурановой…?» Позвольте, но кто их отобрал, кто «поставил голос»? Тем более, что это был, не надо забывать, завораживающий урок приобщения «совкового» зрителя к утонченной эстетике интеллектуальной английской драмы (Дж. Б. Пристли)! Повторить басовское «точечное попадание» в эту мишень больше не удалось никому, за исключением, скорее, иронических, чем интеллектуальных «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова.

А вот чёрно-белый «Щит и меч» - ранний, это бросается в глаза, пролог «17 мгновений весны» - чемпиона показов (и заслуженно, фильм Лиозновой на все времена!). «Щит и меч» более натурален, реалистичен, лаконичен, почему и уступает в плане угоды массовому вкусу (опять же в хорошем смысле).

«Метель» - совсем другое, но какое точное, бережное,  трепетное прикосновение к нашему Пушкину и какое уместное подкрепление Георгием Свиридовым!
 
Даже «Школу мужества» (по повести Арк. Гайдара), один из любимых фильмов детства, оказывается, поставил дебютант кинорежиссуры В.П. Басов!

И, вообще, он был одним из кумиров детской киноклассики (как это ни парадоксально, играя обворожительных злодеев): Принц Лимон ("Чиполлино"), тощий Волк в «Красной шапочке», Дуремар ("Приключения Буратино"), босс Сайлент ("Новые приключения капитана Врунгеля"), шеф Стамп («Приключения Электроника»), король Джакомон ("Волшебный голос Джельсомино")…

Столь же неоспоримо его имя может быть отнесено к фаворитам комедии и, собственно, великим сатирикам. С каким изощрённым смаком играл Басов прохиндеев, карьеристов, чинодралов. От простецких советских: милиционера в «Напарнике» («Операция Ы»), директора музея ("Тридцать три"), оратора на собрании ("Афоня"), музыканта Стрешникова ("Шаг навстречу"), контролёра ("По улицам комод водили"), Николая ("Дача"), маклера Бубукина («По семейным обстоятельствам»), замначальника Главка из «Москва слезам не верит», мошенника Марципанова («Живите в радости»), дяди Миши ("Отпуск за свой счёт") и директора аттракциона ("Вечерний лабиринт"), - до фигурантов мировой литературы: детектив Трентон ("Приключения принца Флоризеля" - Стивенсон), доктор ("Нос" - Гоголь), «тараканий царь» Артурка («Бег» - Булгаков), и где-то рядом: серия басовских "культуртрегеров" в "мюзиклизации" классической оперетты: "Под крышами Монмартра", "Сильва", "Принцесса цирка"...

А до чего «аппетитны» алкаши Владимира Паловича! Здесь и папаша Гека Финна («Совсем пропащий» по Марку Твену), дьяк Авдиесов в «Смешных людях» (постановка М. Швейцера по А. Чехову), тамада  Ружевский ("Сто грамм для храбрости") и тот же булгаковский Мышлаевский...
 
Не менее убедительны - правдо-характерны - "серьёзные" граждане (некоторые достаточно зловещи): поручик ("Школа мужества"), белый офицер ("Крушение эмирата"), Бруно ("Щит и меч"), Лужин ("Преступление и наказание"), антрепренёр Ефимов ("Чудный характер"), немецкий солдат Иоганн ("Братушка"), гитарист ("Возвращение к жизни"), разведчик Шумский ("Высокое звание"), Руайе ("Капитан Немо"), Пётр Власенков ("Открытая книга" 1977), Пётр Данилович ("Факты минувшего дня")...
 
Что до жанровых предпочтений, Басов никак не вписывался в строгие рамки. Он - уникальная жанровая амальгама, где причудливо, но органично сплавились детектив и соцреализм, приключения и эпика, сказка и комедия, история и фантастика, мировая классика и детское кино, ну и десяток озвученных мультфильмов и кинократин, где тембр его неспутываем…

Почти 20 поставленных фильмов, десять реализованных сценариев, 80 ролей в кино, десятки скульптурно высеченных характеров… Диву даёшься, как всё это уживалось в одной Личности!

Актёр, режиссёр, продюсер, сценарист, а ещё «таран» бюрократии в деле «пробивания» квартир, машин, ролей, благ и льгот… Не для себя - товарищам по цеху. В самой, казалось бы, безнадёжной ситуации Владимир Басов круто шёл на штурм чиновничьих бастионов и побеждал, и добывал.
 
Сказывался бойцовский характер и, безусловно, фронтовой опыт пользовавшегося уважением однополчан артиллерийского капитана (вот с кого списан громогласный Мышлаевский!).
 
Мощное командирское начало помогало многогранному творцу не только надстроить привычный советский кинематограф своим интеллектуальным флигельком, но и создать своё - интересное и разное - авторское кино. Кино Басова, верный признак которого - Правда характера и жизни.

Поставил также фильмы: "Крушение эмирата", дилогия "Необыкновенное лето" и "Первые радости" (по К. Федину), "Случай на шахте номер восемь", "Жизнь прошла мимо", "Тишина" (по Ю. Бондареву), "Возвращение к жизни", "Время и семья Конвей" (по Дж. Б. Пристли), "7 криков в океане" и др.


Факты биографии ("Кино-Театр.Ру")

"Родился в городе Уразове, Курская губерния (в настоящее время — посёлок городского типа в Валуйском районе Белгородской области).
Отец был красным командиром (погиб в 1931 году), поэтому семья часто переезжала из города в город.

Летом 1941 года Басов пришёл во ВГИК, чтобы узнать правила приёма в это учебное заведение. Ему объяснили, какие до­кументы для этого требуются, какие экзамены предстоит преодолеть. Ушёл, твёрдо уверенный в том, что обязательно поступит. Но в его радужные планы внезапно вмешалась война. Владимир Басов ушёл на фронт в 1942 году. Войну он закончил в чине капитана и в должности заместителя начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования. Имел все шансы остаться на военной службе и сделать блестящую карьеру, однако предпочёл уволиться на гражданку.

В 1947 году вновь пришёл во ВГИК и поступил на режиссёрский факультет (мастерская С.И. Юткевича и М.И. Ромма).
С 1952 года — режиссёр киностудии "Мосфильм".
В 1952 году, по окончании ВГИКа, как ассистент режиссёра, участвовал в съёмках фильма "Пржевальский" (режиссёром картины был его учитель Сергей Юткевич). Первая режиссёрская работа — экранизация спектакля Театра-студии киноактёра "Нахлебник" (1953, совместно с Мстиславом Корчагиным).

Как актёр кино дебютировал в своём фильме "Школа мужества" (1954).

Владимир Павлович был трижды женат. Первая супруга — актриса Роза Макагонова. Вторая жена — актриса Наталья Фатеева, от этого брака в 1959 году родился сын Владимир Басов, тоже режиссёр. Третья супруга — актриса Валентина Титова. В этом браке родилось двоей детей: сын Александр (режиссёр) и дочь Елизавета (танцовщица)".



Для любителей: маленькая дискуссия по поводу данного поста на форуме "Кино-Театр.Ру":

14   Георгий   5.11.2008 23:20:

(((((((((Это редчайший перл режиссерского вкуса и философского ума, где мельчайшие нюансы отбиты с чеканной ясностью, но кажутся вольным экспромтом и естественным порождением стихии искусства. Невольно забываешь о режиссере - том, кем они детально прописаны, отточены и упорядочены. «Опасный поворот» - это, в первую голову, продукт Басова. От и до. «А как же гениальная игра актеров: Яковлева, Нифонтовой, Шурановой…?» Позвольте, но кто их отобрал, кто «поставил голос»? )))))))) - Ну, во-первых, фильм все же практически не отступает от Пристли: так что заслуга его в первую очередь.

Во-вторых, блестящих экранизаций зарубежной классики в т. наз. "совковом" кинематографе было многократно больше, чем обычно думают. Наталкиваются на очередной шедевр - и всякий раз считают себя обязанным воскликнуть: "Да как это могло быть... при "совке"?"

А вот так и могло. Замечательное во многих отношениях было время-с. Вот так-с. Стоит только сравнить его с сегодняшним - ФЕНОМЕНАЛЬНО бездарным. В целом, в целом - я не отрицаю того, что нечто талантливое осталось и теперь. Просто его не снимают и не демонстрируют.


№ 16   Плотников Владимир,  @e-mail  (Самара)  6.11.2008 11:54
Георгию. № 14:
 
"(((«Ну, во-первых, фильм все же практически не отступает от Пристли: так что заслуга его в первую очередь. Во-вторых, блестящих экранизаций зарубежной классики в т. наз. "совковом" кинематографе было многократно больше, чем обычно думают. Наталкиваются на очередной шедевр - и всякий раз считают себя обязанным воскликнуть: "Да как это могло быть... при "совке"?" А вот так и могло.»)))

Я так понял, это отклик на мой давний пост о В.П. Басове. Что ж, готов… повторить свое мнение. На днях пересматривал "Опасный поворот", а чуть раньше перечитал оригинал в «совковом» двухтомнике Пристли. И, представьте, оценку не поменял. О вкусах не спорят, и на мой - Басовская экранизация утончённей, увлекательней и остроумней, в целом, замечательной пьесы Дж.-Б. Пристли, которого я очень уважаю. Но что поделать, если его текст представляется мне и скучней, и затянутей. И я до недавнего времени полагал, что имею право так видеть, считать и выражать (свободно) свои взгляды. Потому и говорю/повторю о гениальности режиссерской, не умаляя актерскую - всего ансамбля. Для примера: фильм по мотивам пристлиевской же "Семьи Конвей", поставленный Басовым-младшим**, несмотря на участие "звезд-отцов" и их моложавых чад, сильно уступает, прежде всего, в плане напряжённости: и вкуса, и сюжета, и страстей – всего того, что в "Опасном повороте" мастерски тонировано, дозировано, при этом сведено в тихую рябь подводного смыслового ряда, но - мощно прёт и интригует уже изначально.

Что ж до моего якобы пренебрежения "совком", тут я вообще в полной растерянности. Ведь именно я, грешным делом, во всех своих постах тенденциозно/одиозно пою гимны/аллилуйи именно Великому Советскому Кино и его воплотителям (современных актеров, в общем-то, и не затрагиваю). Потому как обожаю/смотрю, преимущественно, наше старое кино! И всегда был уверен, что никто меня не обязывает и не обяжет восклицать это, как и что бы то ни было ещё! И вот, нате вам, сподобился-угодил в гонители «совка».

Теперь насчет блестящих "импортных экранизаций", которые мне, оказывается, неведомы. Так вот, к чьему-то, возможно, огорчению, я помню и регулярно пересматриваю/переоцениваю сотни «совковых» фильмов, начиная от чёрно-белых ужастиков 1920-х и иже, "Белого клыка", "Детей капитана Гранта" (№1 - с Черкасовым, №2 - от Говорухина), "Таинственного острова" (а потом и "Капитана Немо" с Дворжецким и Кононовым), трех "совковых" киноверсий "Острова сокровищ" (не считая мультяшную), нескольких вариантов "Принца и нищего" до рыцарских «блокбастеров» 1970-80-х (прибалтийский сериал о слугах дьявола на Чертовой мельнице, "Стрелы Робин Гуда", фильмы по Скоттовским "Айвенго", "Квентину Дорварду", стивенсоновской "Черной стреле")…

А ещё советско-кубинский "Всадник без головы", плюс "застойный" задел по Ф. Куперу, плюс старые и новые версии по Ж. Верну (в т.ч. два «15-летних капитана («Пилигрима»)» и "Сломанная подкова"). Рядом же «Робинзон Крузо» по Д. Дефо - и с Кадочниковым, и с Куравлевым, опять же Марк Твен – разности о Томе Сойере и Геке Финне (с данелиевским "Совсем пропащим"). Детская классика! И туда же: «Без семьи» по Мало, «Проданный смех» (помню две версии о Тиме Талере, причем теле-кадочниковская, лично на мой вкус, уступает виденной в детстве сценической). Далее «Король Олень» и обильные, но редко успешные, импровизации на темы Гауфа, Андерсена, Перро и братьев Гримм. То же касается разнокалиберных кашеверовских сказок («Золушка», «Старая, старая сказка», «Кольца Альманзора», «Ослиная шкура»…).

В том же ряду то гениальные "Деловые люди" по О.Генри, то просто добротные "Трест который лопнул", "Короли и капуста" и проч.
Не говорю про разностатейные: "Флоризеля", масленниковских и домасленниковских Шерлок Холмсов (типа «Голубого карбункула»), "Женщину в белом" по У. Коллинзу, про мой любимый стопроцентно олдриджевский "Последний дюйм" с Николаем Крюковым.
 
Не забуду и дюрренматтовские "Аварию", "Физиков", "Визит старой дамы", черкасовского и кавсадзевского «Дон-Кихота». Помню про театральные и юнгвальд-хилькевичские вариации "за" трех мушкетеров (по Дюма также - "Узник замка Сент-Иф"), про череду, как поделок, так и штучных продуктов а-ля "Чисто английское убийство" ("Ловушка для одинокого мужчины", "Смерть под парусом", "10 негритят" и добрая пара дюжин подобного и бесподобного).
 
А также далеко не однозначные попадания и промахи в жанре фантастики. Здесь и Станислав Лем (два только "Соляриса" – с Лановым и Банионисом) и цикл старой н/ф штамповки про роботов (не только по Чапеку)…

Зато вполне пристойна и, порой, замечательна советская Шекспириана: от "12-й ночи", "Укрощения строптивой" и "Отелло" до "Лира", "Гамлета", «Много шума…», «Любовью за любовь» (с А. Пугачевой, как говорится, кому купцова дочка, а кому свинячий хрящик) и «Комического любовника», где Фальстафом сам Папанов или Жаров…
 
Сериалы по ихней литературе (чаще, социальной и, ещё чаще, детективной) учёту не поддаются: "Богач, бедняк", "Мираж", "Вся королевская рать", "Рафферти" (это по-настоящему приличные)…

Хватает и более-менее удачных интерпретаций мировой классики (Бальзак: два «Гобсека», «Евгения Гранде», Гюго: «Гаврош», Лондон: «Кража», «Морской волк» и т.п.). Неплохи водевили по Скрибу («Стакан воды») и менее значительным мэтрам легкой драмы: «Небесные ласточки», «Соломенная шляпка», как и художественные экранизации штраус-легаро-кальмановских оперетт про Мистера Икс, «Фиалку Монмартра», «Веселую вдову» (образцова, например, «Здравствуйте, я ваша тетя»), «Летучую мышь». По заслугам популярны испано-итальянские страсти-мордасти: «Собака на сене», «Дон Сезар…», «Благочествая Марта», «Тартюф», снятые в «историко-мюзикловом» ключе И. Фридом, ранее отметившемся в вышеуказанных Шекспириане и оперетте. Было несколько хороших версий «Слуги двух господ» про Труффальдино…

А сколько великолепных телепостановок про Запад: с Тениным-Мегрэ, Пляттом в "Тайне Эдвине Друда", Мишулиным в «Малыше и Карлссоне»! В том же выдающемся ряду "Маленький принц", "Портрет Дориана Грея", «Школа злословия», «Проснись и пой», «Безумный день или женитьба Фигаро» (Миронов и Ширвиндт), «Соло для часов с боем»…

Это вот навскидку то, из чего я, по невежеству, не мог выбрать и счёл себя обязанным восклицать. Что ж, будем считать, что я, профан, всего этого не знаю, не видел, а с бухты-барахты натолкнулся на «очередной шедевр» с вывеской «Опасный поворот».
Вся соль, правда, в том, что для меня это Шедевр, и не очередной... И я, закоренелый «совок», взял и вполне «либерально-демократически» сообщил о своём личном предпочтении: «Опасный поворот»!
 
А выбор, конечно, есть. И из чего! И кому – Каждому свое. Но поворот, как вижу, опасен! И всё".



Поскольку данный очерк был существенно переработан и дополнен, прилагаю два добрых отзыва к прежнему, ранее выходившему на "Проза.Ру":

Рецензия на «Владимир Басов» (Владимир Плотников-Самарский)

Да, Владимир!
Совершенно согласна. В.Басов стоит особняком в советском кинематографе.
И как могла уживаться его совершенно "оригинальная несоветская" фактура с комизмом его иных ролей и серьезностью и добротностью его режиссерских работ?
Безусловный талант, который нам ещё предстоит оценить и раскрывать заново...

Спасибо.

С уважением

Дарина

Дарина Сибирцева   26.07.2011 14:14   
Рецензия на «Владимир Басов» (Владимир Плотников-Самарский)

Боже мой! Как порадовали! Любимейший мой В.Басов. И "Опасный поворот", повторения которого не дождёшься по телевидению и потому берегу, как "зеницу ока", однажды записанный мною фильм.И всё-то Вы припомнили, почти все его роли.И нежную "Метель". Сегодня ночью, 6 апреля смотрела, по-моему,на "Домашнем" канале, не знаю названия сегодняшнего, фильм по лермонтовской "Беле", где Максима Максимыча играет С.Никоненко. Но какой там Печорин! Разбитной современный малый.Ни признака русского аристократизма.Так, потомок олигарха нынешнего. Расстроилась. А тут Вы с воспоминаниями о В.Басове. Уж, так кстати!

Галина Алинина   06.04.2011 09:50   •   Заявить о нарушении правил / Удалить

Добавить замечания
Спасибо, Галина за единомыслие, в хорошем смысле (ох, тавтологирую). Мое кредо по этой подборке можете прочитать в самой верхней главке "Грани и кадры" (одноименной со всем циклом). Подробней не могу. Бегу на вокзал - командировка. Спишемся, считаемся!
Удачи!


* "Карусель"  - название еще одного фильма (по записным книжкам А. Чехова) с участием В. Басова.

** На самом деле, как выяснил позже, это постановка Басова-старшего (и она, по мне, слабее "Опасного поворота").


Рецензии
Какой послужной список, однако!
Браво! Скопировал себе на телефон этот очерк...
С детства помню Басова по фильму "Электроник", где он играет шефа мафии: "Где же у него кнопка?" Повторял персонаж Басова. И я до сих пор эту фразу говорю в шутку, играя с детьми.

Потом, "Щит и меч". Там он играл маленькую роль. Сценарий заметно отличается от оригинала - романа Кожевникова. Но это его не испортило. Скорее преобразило. Раньше часто пересматривал этот фильм.

Малашевский из Белой гвардии и правда иной чем в кино...

С уважением.

Сергей Вшивцев   30.07.2012 22:36     Заявить о нарушении
Благодарю, Сергей. Найдете "Опасный поворот", уверен, не пожалеете!

Владимир Плотников-Самарский   30.07.2012 23:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.