Альфред Сислей 2

                ИМПРЕССИОНИСТЫ. КАЛЕНДАРЬ ИСКУССТВ.

                27 Июль


Альфред Сислей. Регата в Молеси. 1874 г.
Музей Орсе, Париж

«Еще раз смотрел выставку у Дюран-Рюэля. Это действительно апофеоз импрессионизма: зал Ренуара, зал Моне, зал Сислея и зал Писсарро…
Маленький зал Сислея. Тоже триумф. Общее впечатление даже богаче, чем от зала Моне…
Судя по этой ретроспективной выставке, ясно, что Сислей раньше всех и больше всех разделял мазок».
Поль Синьяк. «Из дневника». 22 апреля 1899 г.


***

В отличие от своих предшественников - барбизонцев, писавших пейзаж с натуры, но предпочитавших завершать работу в стенах мастерской, импрессионисты весь процесс создания картины переносили на природу. Благодаря непосредственности натурного этюда, пленэристы обнаружили ранее неизвестные живописные возможности, которые привели к высветлению палитры, к преобладанию чистых несмешанных красок.

Как и всех импрессионистов, Сислея в почти в каждой создаваемой картине занимает скорее не сюжет, а тончайшие особенности природных состояний - свет и цвет. Упорный в постижении мастерства, художник не стыдился учиться у сверстников. Так, вместе с Камиль Писсарро он писал зимние пейзажи для изучения открытых импрессионистами рефлексов и цветных теней, позднее живопись Сислея находилась под воздействием Огюста Ренуара и Клода Моне. Однако, несмотря на «ученичество» его собственная утонченная индивидуальность прорывалась сквозь все влияния благодаря особой неповторимости контакта художника с природой. Сислей считал себя наследником Камиля Коро, что в итоге привело к большей, чем у коллег и друзей, простоте писавшихся полотен.

Основными его «героями» обычно выступали две параллельные плоскости: вода и небо и лишь затем – земля и растительность, здания и люди. Именно две эти стихии и видим мы на представленном полотне: вверху зловещие, наплывающие друг на друга облака, внизу россыпь бликов на неспокойной водной поверхности. Между ними Сислей поместил стройную линию лодок, участвовавших в соревновании и яркие трепещущие флаги. Разделительной зоной между небом и водой являются сомкнувшиеся деревья и как продолжение - постройки на правом берегу. О присутствии людей на регате явно свидетельствуют лишь четыре светлых мужских фигуры в левом углу картины. Различия в их характерах и темпераменте художник подчеркнул разнообразием приданных мужчинам поз. Чувство волнения и напряжения в ожидании исхода регаты усиливает беспокойство самой природы. Невольно и мы становимся  как бы участниками развертывающегося действа. Таково напряженное и захватывающее воздействие полотна на зрителей.


Рецензии