Доброе утро. Диалог на эшафоте

- Доброе утро! – сказал палач, приветствуя осужденного, восходящего на эшафот.
- Может быть, и доброе, да не для всех, – мрачно ответил осужденный.
- Для  меня оно, конечно же, не  может быть добрым, – произнес палач, – опять мне придется выполнять свою чертову работу, но для вас оно, несомненно, доброе, это утро. Только посмотрите, какой рассвет! Какие легкие, золотистые облачка поднимаются на востоке! Как прекрасно пробу-ждение природы! Рождение нового дня!
- А мне-то что до этого? – сказал осужденный, – ведь вы мне сейчас отрубите голову!
- Конечно же, непременно отрублю, такая у меня работа! Но всего через несколько минут, на рассвете этого прекрасного дня, вы предстанете перед вечностью, и очутитесь в раю! А мне еще долго мучиться на этой грешной земле, и после смерти гореть в аду!
- А почему вы решили, что я попаду в рай? – удивился осужденный, - может быть для меня в аду уже черти жаровню готовят!
- Да что Вы, что Вы, любезнейший! Вы непременно попадете в рай! Всех невинно убиенных принимают в рай!
- Значит, Вы уверены в том, что я невиновен?
- Конечно же, – ответил палач, – иначе я не стал бы Вас казнить!
- А как же те, которые виновны в страшных злодеяниях? Разве они не заслуживают смертной казни?
- О, не будьте так наивны, мой друг! Заслуживают и получают – это разные понятия! Конечно, они заслуживают самого страшного наказания, но им никогда не отрубят голову, они не будут сидеть в тюрьме, они сидят в правительстве, в суде, в сенате, они доживут до глубокой старости, умрут в страшных мучениях от какой-нибудь неизлечимой болезни, и, естественно, очутятся в аду.   
- Я не против был бы поменяться с ними местами! Я тоже хочу дожить до глубокой старости! – воскликнул осужденный.
- Ну что Вы! Ведь все, кто живет на этом свете, умрут, жизнь – это лишь мгновение! – успокоил его палач. – Раньше или позже, какое это имеет значение? Ведь впереди вечность! Пребывать вечность в аду лишь для того, чтобы продлить мгновение жизни здесь, на земле! Это, по крайней мере, не разумно.
- А я, как-то не спешу в вечность, – я туда всегда успею, а куда я по-паду после смерти – решит всевышний. Кто знает, возможно, Ваше мнение и мнение Господа Бога по поводу того, куда определят мою душу, не совпадут. Так что я бы еще здесь, на земле помучился.
- Напрасно, напрасно Вы так говорите, любезнейший! Сейчас я отрублю Вам голову, а все знают, что Вы не виновны в том, в чем вас обвиняют: и я, и судьи, и присяжные, и уж, тем более, сам Господь Бог! Так что, Вы, непременно, через несколько минут окажетесь в раю! Как я Вам завидую! А если Вы останетесь жить, то можете натворить кучу глупостей, наделать массу грехов, и, в конце концов, заслужить пламя ада!
- Если Вы мне уж так завидуете, то давайте поменяемся местами! – предложил осужденный. – Я отрублю Вам голову, и Вы попадете в рай, а я еще помучаюсь на этой земле, доживу до глубокой старости и умру от ка-кой-нибудь болезни.
- Да что Вы, что Вы! – возмутился палач. – Мне уже никогда не по-пасть в рай! На моей совести столько грехов, что хватило бы на полчеловечества! Я ведь знаю, что те, кому я отрубаю головы, невиновны, но  я все равно их казню, я не могу поступить иначе, ведь это же моя работа!
- Так бросьте эту работу! Зачем Вам такая работа, если в результате ее Вы оказываетесь обреченным на вечные муки!
- Как можно остаться без работы в наше время?! Мне же нужно кор-мить семью! А кроме того как рубить головы, я больше ничего не умею!
- Но если я отрублю Вам голову, – сказал осужденный палачу, – то, возможно, у Вас появится шанс попасть в рай! Ведь Ваша смерть будет рассматриваться не как наказание за грехи, а как убийство по личным мотивам, если хотите, просто из прихоти. А я, так уж и быть, возьму этот грех на душу, очень уж хочется дожить до глубокой старости.
- Ну, до глубокой старости Вы не доживете, Вы и шага не сделаете по-сле того, как отрубите голову мне, Вас непременно схватит стража, и суд приговорит Вас к более страшному наказанию, и уже, заметьте, вполне законно!
- А разве может быть более страшное наказание, чем смертная казнь? Ведь меня уже и так приговорили к смерти!
- Да все это так, но тогда уже не я буду рубить Вам голову, а кто-то другой! А сделать это так, как делаю я, никто не сумеет! У меня Вы и боли не почувствуете, а какой-нибудь придурок измучает Вас, да и шею изуродует. Да и виновны Вы будете, и в рай вряд ли сможете попасть после этого. Так что, меняться нам с Вами местами нет никакого смысла. Успокойтесь, сделайте глубокий вдох, вознеситесь мыслями к Господу Богу, и кладите голову на плаху, а об остальном уж я сам позабочусь.
- Спасибо за такую заботу, я бы предпочел, чтобы обо мне заботились как-нибудь иначе!
- Какие Вы все неблагодарные! – вздохнул палач. – Столько лет рабо-таю, и еще никто спасибо не сказал! А ведь качество работы я Вам гарантирую! Никогда я еще не делал свою работу плохо, но все, почему-то, только с претензиями! Я ведь Вам не только качество работы гарантирую, а и то, что после смерти Вы очутитесь в раю! Попасть в рай, разве это так мало?
- Да, не хочу я ни в рай, ни в ад! Мне и здесь было неплохо! И еще бы лет сто прожил, а то и двести!
- Ну хорошо, сто, двести, даже триста, а потом? Потом ведь все равно смерть! Зачем Вам с этим тянуть? Неужели так хорошо Вам жилось в этом мире? Вам так было хорошо, что Вас, невиновного, приговорили к смертной казни! А Вы говорили, что жилось Вам неплохо! Бросьте, посмотрите прав-де в глаза! Хорошо живется только преступникам, они богаты, в их руках власть, а Вам приходится трудиться в поте лица, чтобы заработать копейку на пропитание! Вы, такой талантливый и честный человек, гнете спину, работаете на этих бездарей, тиранов и людоедов! Да я бы, на Вашем месте, положил голову на плаху, хотя бы, в качестве протеста!
- На моем месте? – возразил осужденный. – Но Вы, почему-то, не хо-тите меняться со мной местами. Неужели Вас устраивает такая работа? Вы казните невиновных людей, Вы осуждаете себя на вечные муки, но все равно не желаете сами положить голову на плаху! Не хотите принять смерть, хотя бы, как Вы изволили сказать, в качестве протеста!
- Дело в том, – тяжело вздохнул палач, – ни моя смерть, ни отсрочка Вашей, ничего не решает. Мир, каким был, таким и останется – полным насилия, зла и несправедливости. И дороги после смерти у нас разные: Вам в рай, а мне, извините, в ад.
- Но Вы же туда не спешите! Почему же тогда Вы торопите меня?
- Одно дело рай, другое дело ад. В рай можно и поспешить, а вот в ад торопиться незачем. Вечные муки, знаете ли. Раз уж избежать их невозможно, то остается только, как можно дольше, продлить жизнь на этой грешной земле.
- А...а...а…а, – ответил осужденный, – теперь понятно, почему богатые люди так заботятся о своем здоровье, нанимают лучших врачей, ежегодно ездят на курорты! Несчастные! Они знают, что непременно попадут в ад, и всячески продлевают свою грешную жизнь! Мне их искренне жаль, но торопиться на тот свет мне все равно не хочется!
- Хочется, не хочется – надо! – ответил палач.
- Кому надо? – спросил осужденный. – Мне? Вам? Или, может быть, Господу Богу? 
- А Вам не кажется, что Вы задаете слишком много вопросов? Я не могу на них ответить, я не Господь Бог, я только палач! Единственное, что я могу, так это устроить Вам свидание с Господом, вот его и спрашивайте! А мне пора делать свою работу, Вы меня отвлекаете! Если каждый, осужден-ный на смерть, будет так со мной препираться, я и на хлеб себе не зарабо-таю, и семья моя останется голодной, и дети по миру пойдут. Никто меня, старика, не пожалеет! Все обидеть норовят! «Палач, палач!». Ну да, палач, ну и что? Работа у меня такая!
- И хорошо Вам платят за такую работу?
- Ох, – вздохнул палач, – честно говоря, мало. Моя семья еле-еле сводит концы с концами. Король уже тридцать лет обещает жалование добавить, но в королевстве все денег не хватает. Инфляция, знаете ли. Одной отрубленной головы не хватает для того, чтобы на базар за мясом сходить, вот и приходится быть вегетарианцем. А сейчас дела совсем плохо пошли, мак-симум две казни в месяц. Вот раньше, чуть ли не каждый день приходилось головы рубить. Вот это жизнь была! А теперь совсем худо, честных людей в королевстве почти не осталось, а воры да мошенники государством управляют, разве им головы отрубишь?
- Скажите, – спросил осужденный, – а Вам когда-нибудь приходилось ворам и мошенникам головы рубить?
- Да что Вы говорите! Конечно, нет! Если казнить мошенников и во-ров, то с короля начинать нужно. Но кто же ему голову отрубит? Ведь он же король!
- Бывало, что и королям головы рубили.
- Ой! Что Вы говорите! Когда это было? Такое бывало только во вре-мена диктатуры, а сейчас то у нас демократия!
- Да, демократия, будь она не ладна, – проворчал осужденный, – но почему при этой самой демократии должны страдать честные люди?
- Вот, чудак! Да разве честные люди при демократии страдают? Страдают, как раз, воры и мошенники, они живут в богатстве и славе, и дрожат от страха перед вечностью ада! А честных людей прямо в рай отправляют, пока они еще согрешить не успели. На то она и демократия!   
- А, если я не хочу в рай? Вот не хочу, и все! Я в ад хочу! Раз уж у нас демократия, то я сам могу выбирать, где мне лучше: в раю или в аду! Хочу в ад, и все! Только не сейчас, а лет, так, через пятьдесят, семьдесят!
- Да, что Вы заладили: «В ад, в ад»? Пропадете Вы там, в аду! Вот во-ры и мошенники, например, они деньги имеют, они чертям взятку дадут, так те и огонь под чаном меньше сделают, и водичкой холодной польют, чтоб не так жарко было. А честный человек в аду пропадет, совсем пропадет. Так, что зря Вы это. Пожалуйте в рай, пока не нагрешили, а то и если доживете до старости и адские муки заслужите, и денег не заработаете. И окажитесь Вы в аду в глупейшем, простите, положении.
- Так что же это получается, что при демократии честному человеку другой дороги нет, как на эшафот?
- Естественно! На эшафот, и в рай! Так, что с добрым утром Вас, гос-подин осужденный!

                2006


Рецензии