Горный ключ

сказка

                Горный ключ

 - Какая капелька воды! - сказала Тамара и зажмурила глаза.
    Давид оглянулся на неё и улыбнулся. Он прекрасно знал, что эта капелька воды - живая. Когда-то давно он знал легенду о живой воде в горах.
   ...Много лет назад, очень давно, его дед скакал по горам и увидел не молодую женщину. Она ходила по горам и кого-то искала. Её голос был уже еле слышен. В горах раздавалось только гулкое, холодеющее слух, эхо. Редкие деревья шелестели листьями в ответ на её зов. Женщина взглянула на молодого человека. Пелена, белая, закрывала глаза. Она ходила по горам и звала: София, София.
   Давид остановился, спешился и побежал к ней. Ещё немного и женщина бы упала в ущелье. Под отвесной скалой, под её высокими сводами, протекала бурная река. Река была порожистая и поэтому вода, протекающая по руслу, буквально разбивала всё вокруг, пробивая себе путь.
 - Мама, - позвал её Давид.
   Женщина оглянулась на зов молодого человека. Она почти ничего не видела. Её лицо было печально и измождено. Видно было, что она прошла много верст. Платье было изодрано. Ноги кровоточили.
 - Мама, - тихонько позвал Давид. Он знал свои обычаи, если повстречаешь женщину, даже чужую тебе, её надо позвать - мама. Ведь, не обязательно родную маму называть мамой. Любая пожилая женщина, здесь в горах Кавказа, тебе мама.
 - Мама, ты что здесь делаешь? Ты откуда идёшь?
 - Ох, сынок. Я искала свою красавицу дочь. Её звали София. Она ушла в горы, и уже давно нет её. Я лежала дома и ждала. Но так и не дождалась. Говорят, что в лесу живёт Старый Джигит, и он ворует девушек. Увозит к себе в горы. Они у него живут в заточении.
 - Да, в горах есть Старый Джигит. Его все боятся. Он уже много девушек украл и увёз к себе в горы. Он их превратил в старых женщин, с различным уродством на лице. Они плачут и не могут вырваться от него. Но я знаю, чего он боится. Высоко в горах есть горный ключ с молодой живой водой. Если его водой омоешь лицо, то помолодеешь. А Старый Джигит боится живой воды. Ведь у него тогда кончатся его чары.
 - Да, я знаю эту историю. Но где тот джигит, который покарает Старого джигита.
 - Я, мама, найду тот ключ с живой водой и дам омыться девушкам.
 - Езжай, Давид, быстрее.
    Давид ехал несколько дней. Высоко в горах он увидал замок. В окнах  было темно. Вокруг, летали вороны. Давид, натянув поводья, пробирался по тропе, облегающей скалу, к замку. Придерживая коня, он остановился перед каменными воротами. Стражи, волки-воины, спали перед ними. Не слышно, Давид спустился с лошади и привязал её к дереву, которое одиноко стояло на небольшом плато, и прокрался к входу в замок. Ворота были из камня. Он, не издавая шума, поднял кольцо в стене и повернул его в право, отодвинул каменные ворота и проник во внутрь. На стенах замка висело множество факелов в металлических и каменных оправах. Извилистая лестница вела вверх. Каменные ступени издавали глухой звук при каждом шаге джигита. Давид прошёл немного по лестнице и остановился. Ему показалось, что внизу завыли волки. Волки, почуяв человеческий запах, проснулись и побежали по следу. Они бежали вверх за человеком. Он оглянулся и в стене, напротив себя,  увидал нишу и спрятался. Волки пробежали мимо.
   Вдруг из стены протянулась рука. Давид вздрогнул и оглянулся. Молодая девушка была прикована к стене. Старый Джигит ещё не успел её изуродовать. Её голова была опущена, губы без воды высохли. Давид узнал в ней Софию.
 - София, - тихо позвал Давид.
   Девушка подняла голову и посмотрела: «Кто бы это мог её позвать?!» Она увидала молодого джигита и улыбнулась. София кивком головы показала на стену. Давид увидел в стене металлический крюк и опустил его вниз. Дверь ниши отварилась, и он очутился в комнате, где была девушка. Быстрыми движениями кинжала он перерубил цепи, которыми  была прикована девушка к стене, и освободил её. Где-то далеко, в глубине замка, раздался вой волков. Они быстро приближались к ним. Медлить было нельзя. Им надо было быстрее бежать.
 - Давай торопиться, - сказал джигит, - На.  Попей...
    Ещё до того времени, когда Давид пробирался к замку, он проезжал возле горного ключа с прохладной чистой водой. Он спускался с высокой горы в ущелье. Молодой джигит набрал воды в старый кожаный ткчори и поехал к замку. Он знал, что, когда девушки омоют себя живой водой из горного ключа, то они станут молодыми, как и раньше. И поэтому, Давид достал ткчори с водой и дал омыться Софии. Девушка оживилась и помолодела. Живая вода придала ей силы, и она побежала за Давидом спасать своих подруг.
   Волки-воины преследовали их.
   Молодой джигит и девушка бежали по длинным запутанным коридорам замка и очутились перед стеной. Она была из камня. Никаких крючьев на ней не было. Давид попробовал пошевелить её, но его усилия были напрасны. Он опустил голову и молчал. София молчала, но потом, вдруг подняв голову, как бы что-то вспомнив, подбежала к факелу на стене и взяла его. На месте факела она увидала небольшой круглый проём, куда вставила ручку от факела и каменная стена раздвинулась в стороны. Давид взял факел из рук Софии и побежал по коридору наверх, к узницам замка Старого Джигита.
   Со стороны востока, замок освещался солнцем. Очень высоко, почти у самого неба, был слышен плач похищенных девушек. Они просили: есть и пить. Сквозь маленькие оконца в стене, девушки смотрели на голубое небо и солнце. Оно светило им, но помочь не могло. Измождённые девушки-заложницы только тянули руки к солнцу, но уже не могли что-либо сделать для своего спасения.
   Старый Джигит каждый вечер наказывал своим волкам-воинам проверять верхний этаж замка. Волки-воины, одетые в металлические нагрудные щиты, поднимались наверх и тогда девушки, дрожа от страха, ещё  плотнее прижимались к каменным холодным стенам. Они просили и умоляли отпустить их. Но волки-воины были неумолимы. По приказу Старого Джигита, самых непокорных девушек-заложниц, они уволакивали, то одну, то другую и съедали их. Лишь только голоса девушек-жертв, просящие оставить в живых,  и плач раздавался по всему верхнему этажу замка. От ужасов и постоянного страха, девушки превратились в старых, с покрывающими морщинами лицом, женщин. Волки-воины грозно кидались на них и рычали. Женщины терпели свою участь, но ничего не могли сделать для своего освобождения. Слишком хорошо охранялись верхние этажи замка. Самых красивых девушек Старый Джигит уводил к себе и они больше их никогда не видели. Поговаривали, что Старый Джигит одевал их в красивые одежды и они развлекали его в самой красивой комнате замка. Комната Старого Джигита находилась далеко от комнат узниц. Красивые стены, украшенные цветами и лианами, певчими птицами необычайной красоты, золотые и серебряные оправы у факелов, горящих по всем стенам комнаты, были необычайно прекрасны.
- Если ты меня развлечёшь, то получишь жизнь.
   Говорил Старый Джигит девушкам. Но как девушки не пытались развлечь его, он сердился. А когда они ему надоедали, он сбрасывал их с высоких гор в глубокое ущелье или отдавал волкам-воинам. Много девушек погибло в чёрном замке Старого Джигита. Долго голоса погибших девушек доносились из каменного ущелья.
   Давид и София пробирались к вершине замка на горе. Уже почти у самой её вершины на них напали вороны. Они клевали их так, что невозможно было удержаться на ногах. Давид крепко держал за руку Софию. Девушка уворачивалась от ворон и пыталась хоть на шаг пробиться к комнате узниц. Она крепко сжимала ткчори с водой-спасительницей.
   Вдруг небо потемнело. Тучи обволокли чёрный замок. Молнии рассекали горы и ущелье внизу. Сквозь чёрные тучи на небе над горой появился луч. Он осветил вершину горы и с большой скоростью приближался к замку. Резкий звук грома и ослепительные молнии осаждали его. Стая чёрных больших ворон поднялась над горой и с криками носилась над замком.
   Старый Джигит узнал, что появился смельчак в горах, который пытается покорить его.
   Как чёрный ястреб, он налетал на Давида и девушку. Старый Джигит пытался скинуть их вниз. Но молодой джигит и девушка уворачивались от нападения. Давид пытался кинжалом поразить похитителя девушек, но его попытки не увенчались успехом. Он отбивался от него как мог. София стояла возле стены с бледным лицом. Она поглядывала на ворон, которые разворачивались и опять, с яростной силой, бросались на неё. Она уже почти теряла силы.
 - Отдай мою смерть, - прошипел Старый Джигит.
 - Нет, никогда, - кричал в ответ Давид.
   Он уже пробрался почти к самой комнате наверху. Через окно София подала ткчори с живой водой. Женщины омыли свои лица и стали похожи на красавиц неземной красоты. Девушки надавили на крюк и дверь открылась. Больные ноги, кровоточащие, с трудом передвигались по ступеням верхнего замка. Они бежали вниз.
   В этот момент, София брызнула на Старого Джигита остатками воды из ткчори и он стал превращаться в горящий каменный песок и рассыпаться. Старый Джигит сорвался вниз и сгорел от капель живой воды. Он много лет презирал молодость. Поэтому, при виде живой воды он начал извиваться и сгорать в каменном песке-пламени. Вороны, словно их не было, внезапно исчезли. Замок начал рассыпаться, и большие камни летели вниз, под гору. От стаи волков не осталось и следа. Некоторые волки погибли под падающими камнями.
   Узницы вышли внизу, под горой и бежали обнимать Давида. Радостным возгласам не было конца краю, в деревне, куда девушки пришли вместе с Давидом и Софией и её матерью.  Долго над горами звучали грузинские песни, и звучала музыка гор. Люди, радостные: целовались, обнимались и пили вино. Все, кто был в деревне в тот день, желали счастья и долгой и доброй жизни друг другу.
    А о Старом Джигите так, за весь вечер, и не вспомнил никто. Как-будто его и не было совсем в горах, где красиво парили птицы, возвышалось голубое небо, и плыли белые, белые облака, а внизу под горой журчал горный ключ с чистой живой водой, придающий большую силу всем путникам, которые проходили по тропе возле скалы огромной вершины...
   Тамара посмотрела на Давида и улыбнулась ему ещё раз и пошла вниз по тропе. А горный ключ остался журчать позади неё всё новым путникам, которые бродили здесь, высоко в горах и наслаждались: и горным чистым воздухом, и голубым небом, и горными цветами, и чистой горной водой с ключа.
- Пусть вода, спускающаяся с гор, даёт людям силу и радость высоко в горах!

10.03.2011 года

На фото: автор - Ткаченко Альфира возле Куртатинского ущелья, где впервые услышала легенду о нём. Я её слушала в 1987 году, от гида, возле самого ключа.

10440 знаков с пробелами


Рецензии