Империя чувств. Empire Of The Senses. 1976

24-Янв-10 04:25(спустя 8 месяцев, ред. 24-Янв-10 04:25)

Очень не люблю подобные определения, но этот фильм - шедевр.

Такие вещи как «Ночной портье», «Империя чувств»… нужно смотреть в одиночку и, если повезёт, в зале, где на сто мест два человека… На «Девять с половиной недель» или «Дневник красной туфельки» можно, конечно, привлечь ещё одно горячее тело или родную душу, но и это тоже будет измена сакральному акту киносоития…
 
Смотреть же «Империю…» в битком забитом, лежачем, стоячем зале да ещё в 90-ом году – нежелательно. Просто потому, что припод и студентка, сидящая у него на коленях, и родители с детьми зациклятся на этом самом сосании и ничего кроме того больше не увидят. Усилием воли можно, канеш, отключить внешний мир и дойти до сути смотримого, но поймать волну «кайфа» в таких условиях очень трудно…

Этот кин я смотрел 31 июля 1992 года в городе Ровно в здании бывшего театра, что в парке несколько на отшибе. Тогда ещё у меня не было теории, что восприятие фильма зависит не только от личности зрителя, но и от места, времени, обстановки и даже погоды на дворе во время просмотра… Теперь я в этом уверен.

…В кассовом витражном предбаннике, на стенах которого нигде не было сопровождающего письма министра культуры Франции, поясняющего, что фильм – произведение искусства, а не порнография, нам с брательником – пацанам тинейджеровского возраста – без лишних вопросов продали два билета. В фойе с грубыми зеркальными колоннами в противовес тёплому солнечному дню было прохладно и сумрачно… В достаточно большом зрительном зале сидело человек пятнадцать-двадцать – все пришли на «клубничку»… Мы уселись под мрачно нависавшим балконом у ещё одной мощной несущей колонны, квадратной и обшарпанной… Зажурчал проектор. Плёнка была ещё свежая, но с эффектом неярких цветов – преобладали тёмно-жёлтые тона. …Справа от нас два мужика нервно закурили, они так и пропыхтели весь сеанс. Метров пять вперёд - две девочки ехидно захихикали… После эпизода с текущей по подбородку Сады спермой в зале раздались гулкие туки каблуков о деревянный настил – это некая дама гордо и демонстративно покидала сие действо… навсегда…

Когда всё закончилось, мы вышли на улицу… Казалось, что последний июльский день умирает так же медленно как и Кишицу… Если не считать определённых юношеских физиологических реакций – это был транс… цендент… Смутное подозрение, что Смерть самая сексуальная баба на этом свете и только от художника зависит сколько "мяса" одеть на её "скелет", закралось во мне тогда…

Главный герой фильма не извращенец, он раскован в сексе, не асфиксофил – но можно и попробовать, если так будет кому-то приятнее… Кишицу одно из обличий Будды, он отягощён мудростью знания… Он собирательный образ реинкарнации в никуда… Откуда?
 Из милитаристских окраин Токио. (Действительно, проход Кишицу мимо марширующих солдат – один из самых красивых, знаковых и драматичных эпизодов. 1936 год – Япония готовится стать мировой империей; эйфория толпы пестрящей флажками, чувство праздника будущих побед, чувство любви к императору и родине не трогают Кишицо. Он просветлённый, он уже знает, чем кончится японская геополитическая «сексуальная» агрессия – тем же, чем и его маленькая война с Садой… Сей эпизод можно было бы выбросить безболезненно для нехитрого сюжета, но не для замысла и атмосферы фильма). …Уход от кого? От бешеной Сады, у которой разрушительной силы едва ли не больше, чем во всей Квантунской армии. …Уход от чего? От самого себя, от своего тела, которое самопроизвольно трахает всё, что движется…
 Кишицу однозначно отвечает на главный гамлетовский вопрос. «Души меня медленно и не отпускай, так только больнее», - просит он Саду.

Порнография, если отбросить шокирующую составляющую, не мене важный элемент фильма. Секс (здесь он метафора насилия и мирового зла (никакой порнографии-классик, а тем более эротики тут в помине нет), как война, не жалеет никого – ни детей (играющих с гениталиями бомжа), ни стариков (почти изнасилование 68-летней служанки), ни женщин, которых Кишицу пытается «победить» со всех возможных поз-позиций… Бесконечные минеты Сады – это «тяжёлая артиллерия» этой бойни, под ударами которой Кишицу истекает спермой вместо крови…
 Победить Кишицу не в силах, он это знает… Прервать цепь неизбежных страданий может только смерть, и ничего плохого, если акт удушения ещё и принесёт удовольствие безумной непомнящей себя любовнице…

Шестнадцать лет спустя после первого просмотра, купил dvd с этим фильмом. Ещё год он лежал в стороне – не хотелось перебивать то летнее впечатление… Вчера посмотрел – даже двадцатиоднодюймовый «ящик» не способен до конца убить всю поэтику этого киноряда…


13-Янв-12 12:14(спустя 8 часов, ред. 13-Янв-12 16:19)

kintelen
 Банальное - уникальное, простое - сложное, полоса чёрная - полоса белая... Для вас палец банален и вы его сосёте, для любителя детективов палец часть дактилоскопической повествовательной схемы и он им двигает сюжет, для меня палец Кишицу во влагалище Сады и палец Кишицу в менструальных выделениях, которые он облизывает - метафора земного бытия... которую можно прочитать на чувственном уровне, логическом, материальном, бытовом, с некоторой долей поэтичности и т. д.

Для вас "Империя чувств" голая кароль? Да ради бога, тысячу раз ваше право! Я сам не исключаю той возможности, что если бы я не увидел это кино тогда, а посмотрел сейчас, меня бы отвлекла якобы эпатируящая порносоставляющая, которая на самом деле никакая, особенно по нынешним временам пресыщенности и доступности, да ещё и телевизор или комп, а не широкий экран и я бы зациклился в формате вопроса "ну и чё?" и пропустил всё мимо непритянутых ушей.

Именно поэтому я придаю большое значение месту, времени, обстоятельствам просмотра и качественному состоянию зрителя. Потому что благодаря этим условиям, что бы не снял Осима, я увидел это кино по своему (вы, например, не увидели вообще ничего, это нормальная альтернативность восприятия - может вам нравятся шахматы, или вы гомосексуалист... или ещё что-то отвлекло вас, сбило в зацикленность, что и помешало прочтению авторской идеи... и это тоже нормально, потому что все люди разные), я стал на зрительском уровне его, фильма, соавтором и этому сбособствовало настроение летнего дня, тихий уютный парк, в котором расположилось мрачноватое здание (кино)театра... и внезапное понимание конечности только что начавшейся молодости и жизни вообще. И это уже моё, личное...

Между тем, фильм Осимы имет весьма чёткую, подогнанную под евроатлантического зрителя структуру: жизнь - это страдание, человек раб своего тела, тела которое помимо воли человека хочет есть, пить, испражняться, совокупляться (в данном кине центральный элемент художественной выразительности), размножаться, властвовать, социально властвовать... и так далее. Кишицу понимает это - так играет актёр под руководством режиссёра - мы видим его смиренную печальную ухмылку, вялые движения пластики смертельно уставшего льва, вспышки безудержной страсти - на получи, что хочешь, проклятая плоть! И если Кишицу хоть как-нибудь пытается если не бороться, то хотя бы отмежеваться от своих потребностей, то Сада - тупая злоебучая (плохое слово, но хорошее по экспресси, потому что вторая крайность при оценке этого фильма от его непонимания это уход в пафосный раж) корова окончательно добивает его морально, истощает физически и убеждает его в правильности давно зреющего в нём решения. Избавиться от страданий можно отказавшись от желаний. Но эта половинчатость подхода классического буддизма не устраивает Кишицу, и он выбирает полный, окончательный и безвозвратный отказ от всяческих желаний - смерть.

...простое - сложное. В данном случае простое кино с вживлёнными в него несколько чудными для еврохристианского общества потребления восточными мотивировками. Плюс, профессиональная постановка, внутрикадровая визуальная поэтика (больше ни один другой фильм Осимы мне не нравится), экранизация некой идеи, настроений... Лично для меня - просто хорошее кино.
 
Цитата:"зачем?"
 
Я кайф ловлю, что от произведений кинематографа случается не так уж часто, а от артхауза тем более. И я решил поделиться соображениями по поводу этого обстоятельства в месте специально для этого предназначенном - в комментариях к раздаче фильма. Авось, кому пригодится, и он тоже койфанёт.


Рецензии