Тайна смерти поэта-пророка

Статья обновлена в августе 2021 г.

Леонид Губанов: биография

20 июля 1946 - 08 сентября 1983
русский поэт, создатель неофициального литературного кружка СМОГ

Стихи его положены на музыку. Песни на его стихи исполняют Виктор Попов, Александр Деревягин, Владимир Бережков, Елена Фролова, Николай Якимов, Денис Бережной.


Леонид Губанов родился 20 июля 1946 года в Москве в семье инженера Георгия Георгиевича Губанова и Анастасии Андреевны Перминовой, сотрудницы ОВИРа. Несмотря на служебное положение родителей, ребёнок был крещён в церкви Святой Троицы на Воробьёвых горах.

Писать стихи начал с детства. В 1962 поступил в литературную студию при районной библиотеке. Несколько его стихотворений были опубликованы в газете «Пионерская правда».

Тогда же увлёкся футуризмом и создал неофутуристический самиздатовский журнал «Бом», вместе с друзьями провёл несколько поэтических выступлений в московских школах. Затем поступил в литературную студию Московского дворца  пионеров. На него обратили внимание известные поэты. В 1964 Евгений Евтушенко помог напечатать отрывок из поэмы Леонида Губанова в журнале «Юность». Эта публикация стала последней публикацией Леонида Губанова в советской прессе..


В начале 1965 года вместе с Владимиром Алейниковым, Владимиром Батшевым, Юрием Кублановским и другими участвовал в создании независимого литературно-художественного объединения СМОГ («Смелость, Мысль, Образ, Глубина»), стал одним из авторов его программы, устроил на своей квартире «штаб» СМОГа. Первый поэтический вечер объединения состоялся 19 февраля 1965 в одной из московских районных библиотек.

Весной 1965 стихи Леонида Губанова были опубликованы в трёх самиздатских поэтических альманахах: «Авангард», «Чу!» и «Сфинксы».

По его предложению СМОГ 14 апреля 1965 провёл демонстрацию в защиту «левого искусства», а 5 декабря 1965 принял участие в «митинге гласности» на Пушкинской площади.


    Стихи его чрезвычайно богаты метафорами, которые порой трудно разгадать. Иногда за счёт повторов в лексике, синтаксисе и звучании в них появляется что-то от заклинаний.

    — Вольфганг Казак


Родителей Леонида Губанова вызвали в горком партии, где предупредили, что их сын будет арестован, если не прекратит выступать со стихами.

Под давлением властей СМОГ в конце 1966 прекратил существование. В годы застоя Леонид Губанов не принимал участия в официальной литературной жизни. На жизнь зарабатывал неквалифицированным трудом (был рабочим археологической экспедиции, фотолаборантом, пожарным, художником-оформителем, дворником, грузчиком…). Шумный успех 60-х к концу 70-х сменяется почти полным забвением.

 
     Поэт-пророк №1

«Не перестанут  удивляться моим пророческим стихам», – заметил Леонид Губанов

Стихи Леонида Губанова полны пророчеств. Причем пророчеств как жанр, как стиль и как откровения. «Прикинут я небом для разных пророчеств», – так осознаёт Губанов своё предназначение. Об этом он  напишет не раз: «На волшебном стою помосте, вижу родину за сто лет». За сто лет вперёд, и на века назад. Он пророчил в стихах, пророчил о судьбах России и судьбах мира.
Он пророчил в быту, он пророчил о своих друзьях, пророчил об исторических личностях. И самое главное – он напророчил свою судьбу.


Самое яркое и самое необыкновенное пророчество Губанова – о его смерти в 37 лет – сбылось полностью и даже в деталях («И я за столом бездыханный»). Почему и когда  возникли у него такие мысли, я не знаю, и никто из окружения Губанова тоже не знает. Зато он знал об этом уже в 16 лет.

 
Самое раннее предсказание своей смерти – в первой публикации Лёни. «Холст 37х37, такого же размера рамка».  Поэма «Полина»  написана в 1964 году. В это же время он пишет стихотворение, посвященное Владимиру Алейникову, где описывает свою смерть более подробно.

 
Здравствуй, осень, нотный гроб.

Желтый дом моей печали,

умер я, иди свечами.

Здравствуй осень, новый грот...

 

Умер я. Сентябрь мой,

ты возьми меня в обложку.

Под восторженной землёй

пусть горит моё окошко…


Пророчества о своей смерти встречаются в стихах очень часто, обстоятельства уточняются. Деталей появляется всё больше.
 Вот из стихотворения 1975-го года «Ювелирно-пророческое»

 
И долгожданный дождик гнёт,

кончает с жизнью в самом деле

мой деревянный переплёт.

Но роща, шумная милашка

и даже пьяная слегка

берёзы смертную рубашку

подарит мне наверняка!

Вам долго плыть, мне долго ехать.

Мы повстречаемся в ладье,

в которой чёрту не до смеха,

где бесы по уши в воде.


«Я не на улице умру среди бесстыдного народа, а книжных полок посреди, черновиков где рваный ворох». Это тоже сбылось.
 Губанов умер в одиночестве, не в больнице, а дома, посреди своих черновиков и книжных полок.

 
«И я за столом бездыханный». Это я воспринимаю как пророчество о том, что он умрёт сидя. И это сбылось.

Сегодня у грусти моей выходной,

И слёзы снова на дачу покатят

На перекладных со щеки голубой,

И нам по пути ничего не захватят.

 
Когда я прочитал эти строки, уже через несколько лет после его смерти, то словно в сердце кольнуло. Я воочию увидел все трагические обстоятельства этой  непонятной, таинственной смерти без видимых причин. Лёня ссорится с мамой в очередной раз, приезжает с дачи домой… А потом, через несколько дней  возвращается мама и находит сына мёртвым. Сидящим в кресле.
 И покатили слёзы по замёрзшим, синим щекам на дачу.

Существуют устные пророчества Губанова. Например, Лёня напророчил падение Хрущёва. Причём точно назвал день. Об этом рассказывал Алейников. Об этом он написал в поэме «Хроника безвременья». «В тот вечер мне сказал приятель: «Завтра Хрущёва скинут. Точно. Вот посмотришь». В этот день они поехали на могилу Пастернака. И там узнали о перевороте.


Ему часто видятся памятники, которые ему поставят (бронзовые и мраморные). «А мне бы бронзою давным-давно пора стоять на площади на солнце щуриться!»  Хотя в принципе на памятнике он не настаивает.

И если камня не найду,

как Пушкин на Тверском не встану,

а похвалю свою звезду

на лбу Елоховского храма!

Он всегда помнил о своей исповеди в этом храме.

Будет у Губанова и музей – «благодарю свой будущий музей».  Собрания сочинений (по крайней мере, в пяти томах) «будет гроб стоять в пятом томике, неизвестного мне издания».

 
Когда же будут изданы собрания сочинений?  На этот вопрос сам Губанов мне отвечал  всегда очень чётко и однозначно: «Когда большевиков не будет».

– А когда же не будет большевиков, Лёня? – спрашивал я иронически.

– Скоро, после моей смерти.

 
Поскольку его ранняя смерть тоже была под вопросом, то на это мне нечего было ответить. Все отодвигалось в неопределённое, совершенно далёкое и тёмное будущее. А вот для Лёни будущее не было тёмным. И здесь я перехожу к самому потрясающему пророчеству Губанова о падении  власти «большевиков». 


Я только знаю, поздно, рано ли,

познав другую благодать,

я буду бронзовый и мраморный

под тихим солнышком стоять.

Другое знамя будет виться,

другие люди говорить,

и поумневшая столица

мои пророчества хвалить.

Погаснут вещие рубины.

Дожди у ног моих кляня,

простые, горькие рябины

пускай цитируют меня.

Не трепет бронзовую чёлку,

душа не требует вина,

а за спиной портреты чёрта

дерёт весёлая шпана!

Настолько тут все чётко описано, что в 70-е годы оно вызывало шок.

Какое другое знамя? Сейчас, когда вспоминаешь советские  праздники, когда весь город, и даже небо закрывалось бесчисленными кумачовыми знамёнами, когда, казалось, все, абсолютно все люди выходили с радостными лицами, приветствовать вождей партии, несли их портреты на руках, это стихотворение кажется каким-то подлогом, мистификацией.
Но оно было написано тогда, в те годы, и я тому свидетель. И многие, многие тому свидетели. Не только меня проняло это стихотворение. «Другое знамя будет виться». Ради этой строчки стоило претерпеть всё то, что выпало отринутому «самому молодому гению». Никакой официальный поэт ничего подобного и помыслить не смог бы.

Сейчас трудно представить то время. Вообще всё трудно представить.  Но тогда в нашей стране не было и десятка человек, способных просто понять, о чем говориться в этом стихотворении. Невозможно было представить, что когда-то советской власти придёт конец. Страна салютовала очередному съезду. Союз писателей рапортовал о своей партийности. А Лёня видел конец империи. Откуда у него было такое зрение, видеть «родину за сто лет»? Да и как было ему поверить?

Всё это сказано с олимпийским спокойствием. С чувством собственного достоинства. С лёгким, совсем непророческим юмором.  Особенно мне нравится «Погаснут вещие рубины». Тут едкий сарказм. Но рубиновые звезды на башнях кремля ещё «горят». Дождёмся, когда погаснут, и заменят их двуглавые орлы. Может быть, тогда и памятники Губанову увидим.

«Скоро я покроюсь всемирною славою». О своей посмертной славе Губанов тоже много писал. О том, что в Америке и Англии его полюбят и  так далее… Это ещё не сбылось, но постепенно сбывается. Слава эта особая. Присущая только Губанову.
 Необычная, скандальная, сакральная.

Губанов городской поэт. Принято считать, что русский поэт обязательно деревенский. А самородок может появиться только в глуши. Губанов развенчивает этот идиотский миф. Россия это страна городов, а не избушек. И даже появившись  в Москве, самородок остаётся самородком. Губанов в ранней поэме «Мой сад» сам себя называет «самородочком», намытым рекой.

 
Зачем ты стольким одарён,

когда другие так бездарны…

Им холодно, мой сад, им страшно,

что самородочком с реки

я, первобытным ливнем ставши,

навеки смою их стихи.

Потрясающе! Тут и ответ, почему Губанова не признали: «Им страшно»…

 “Губанов — это трагедия. Но он принадлежит к поэтам последующего поколения, которое стремилось выйти со своими стихами к людям — на площади ли Маяковского в Москве, либо в других местах” (из интервью поэта Геннадия Айги). Резникова А.А.

Использованы материалы журнала НЛО

Творчество Л. Губанова самобытно, оно глубинно раскрывает дух России. Наряду с открытиями в области метафоры и ритмики, интересна модель его поэтического поведения. Проповедовавший авторскую и творческую свободу в условиях тоталитаризма, Л. Губанов стал для своего поколения символом беззаветного служения поэзии.

Свою смерть предугадывали многие поэты. Например, Андрей Белый писал: «Умру от солнечных стрел». Умер от солнечного удара. Но это написано не о себе, а о персонаже поэмы. Николай Рубцов: «Я умру в крещенские морозы, я умру, когда трещат берёзы». Был задушен в январе. Гумилёв писал, что уже отлита пуля, которой его убьют. И он был расстрелян. Но он имел в виду, что его убьют на войне, пуля отлита немцем. Можно и дальше продолжать. Пророчества поэтов о собственной смерти весьма туманны, их предсказания спорны, а чаще всего надуманы позднейшими интерпретаторами.  Но поскольку все эти предсказания как-то страшно сбывались, поэтам советуют не предсказывать никогда собственную смерть. «Весь я не умру» – лучше на этом остановиться. Всё-таки так детально никто своё будущее не предсказывал, как Губанов.

Пророчества Губанова отличаются от всех  других пророчеств тем, что сделаны сознательно. Это не гадания. Его предсказания обсуждались с ним при жизни. И мы получали объяснение его «тёмных» строк от него самого.

Ещё раз повторю свод исполнившихся пророчеств Губанова. Смерть в 37 лет, в сентябре, число он никогда не предсказывал, не знаем точной даты смерти и мы. Причины смерти он не предсказывал, причина смерти нам и теперь неизвестна, вскрытия не проводили. (Нам и теперь известно не больше, чем ему  при жизни.)

   Лев Алабин


    Jul. 20th, 2009 at 3:39 PM

20 июля 1946г. родился поэт Леонид Губанов (1946-1983)

Разве я могу холодными руками
Тёплое нарисовать лицо ?!
Разве я ношу за пазухою камень,
Как сто тысяч разных подлецов ?!

Женщина уходит в платье синем,
Не махнув рукой и навсегда.
Забываю, тает её имя,
Словно тает утренняя звезда !

Что-то есть знакомое до боли
В этих горем согнутых плечах
С наливной, тяжелою любовью
И ночами душными в свечах.

Что-то есть родное в этом платье,
В этом платье с длинным рукавом,
А в лице, где бирюза на злате,
Что-то есть во взгляде роковом !

Словно дым проплыл и вёсла канули,
Соскользнула молодость – кольцом
В ледяную речку, стал я – каменным,
Грусть – собакой ляжет на крыльцо.

Верною, доверчивою псиной,
Мордочку на лапы положив.
Женщина уходит в платье синем…
Думаете, молодость ? – Нет, жизнь !..

19 июля 1981

             Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".     http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

   Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.    \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите  в  соответствие  масштаб  изображения\.


  4    24   26    27   41   56   59       71   77   92  106 116 121       125 131 146 163 167 177 183 186 196 220
  Г     У    Б     А    Н    О    В         Л     Е    О    Н    И    Д           Г    Е     О    Р     Г    И     Е    В    И    Ч
220 216 196 194 193 179 164      161 149 143 128 114 104         99   95   89  74   57    53   43  37   34   24


  12  18   33   47   57   62       66   72   87  104 108 118 124 127 137 161      165 185 187 188 202 217 220
  Л     Е    О    Н    И    Д         Г    Е    О     Р     Г    И    Е     В    И    Ч          Г    У    Б     А    Н    О    В
220 208 202 187 173 163     158 154 148 133 116 112 102   96   93   83       59   55   35   33   32   18    3


                ГУБАНОВ  ЛЕОНИД  ГЕОРГИЕВИЧ  =  220.

                220  =  26-(умир)АЕТ  +  194-(ост)А*Н*О*В*Л*Е*НА  РАБОТА  МИОКАРДА.

Звёздочкой  помечены  (опорные буквы кода  ИМЕНИ)


Код  ДНЯ  СМЕРТИ:  99-ВОСЬМОЕ + 140-СЕНТЯБРЯ = 239.


  3     18   36   65   78   93   99      117 123 137 156 188 190 207 239
  В     О    С    Ь     М    О    Е        С     Е    Н    Т     Я    Б     Р    Я
 239 236 221 203 174 161 146     140 122 116 102  83   51   49   32


"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

(кро)В(ообращение) (прекратил)ОСЬ + М(гновенн)О(е) (умирани)Е + СЕ(рдечная) Н(едостаточность) (о)Т (нарушени)Я (кровоо)БР(ащени)Я.

  239 = ,,В,,  ,,ОСЬ + М,,О,,  ,,Е + СЕ,,  Н,,  ,,Т  ,,Я  ,,БР,,Я.


Смотрим столбец в нижней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

137 = ВОСЬМОЕ СЕН(тября)
_________________________
  93 = ВОСЬМО(е)


137 = (нех)ВАТКА ТОКА КРОВ*И*
_____________________________________________
  93 = 10-(кров)И* + 83(серде)Ч*НАЯ КА(тастрофа)

   137 - 93 = 44 = (н)ЕДОС(таток);  БЕЗЖИЗ(нен).


Код  числа  полных  ЛЕТ  ЖИЗНИ:  123-ТРИДЦАТЬ  +  66-СЕМЬ  =  189.


  19   36   46   51   74   75  94 123      141 147 160 189
   Т     Р    И    Д    Ц    А    Т    Ь         С     Е    М    Ь
 189 170 153 143 138 115 114 95        66   48   42   29


"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

(сби)Т РИ(тм) (сер)ДЦА + (смер)ТЬ + СЕ(рдечная) (с)М(ерт)Ь.

  189 = ,,Т  РИ,,  ,,ДЦА + ,,ТЬ + СЕ,,  ,,М,,Ь.


Смотрим столбец в нижней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

124 = (тр)ИДЦАТЬ СЕМ(ь)
_________________________
102 = (давлени)Е ВЫСОКОЕ


124 = (кров)ЯНОЕ ДАВЛЕНИ*Е*
_____________________________
102 = (давлени)Е* В*ЫСОКОЕ

   124 - 102 = 22 = (миока)РД;  (катастро)ФА.


Посмотрим,  что  нам  скажет  "ПАМЯТЬ  ИНФОРМАЦИОННОГО  ПОЛЯ":


                111-ПАМЯТЬ  +  201-ИНФОРМАЦИОННОГО  +  75-ПОЛЯ  =  386.

                386  =  220-(код ПОЛНОГО ИМЕНИ)  +  166-ИНФАРКТ  МИОКАРДА. 

                386  =  239-(ВОСЬМОЕ  СЕНТЯБРЯ)  +  147-\93-ИНФАРКТ  +  54-СМЕР(ть)\.

                386  =  189-ТРИДЦАТЬ  СЕМЬ  +  197-КОНЕЦ  ОТ  ИНФАРКТА.


                220  =  КОНЕЦ  ОТ  ИНФАРКТА  МИ(окарда).


Рецензии