Книги

 Вы писатель. Научите, как приучить ребенка читать, заставить полюбить книги. – Анжела Г., (Ш.) (США, Атланта)

Ответ: Первое главное: не заставляйте – не заставите! Второе главное: любите книгу! Если малыш хотя бы время от времени видит маму или папу с книгой в руках, он начинает рано проявлять интерес к чтению. Для ребенка, где в семье принято обмениваться впечатлениями о прочитанном, вместе покупать книги, читать вслух, сообща рассматривать иллюстрированные издания, литература становится необходимостью, такой же естественной, как игрушки или общение с другими детьми.

     Не помню, кто сказал: «Меня воспитывала полоска света ночью под дверью кабинета отца». То есть личный пример! Мы можем все что угодно говорить детям, но копировать они будут не наши слова, а наши поступки!
     ...пока зануды - взрослые не видят, самое время поваляться с ним в листве, пошкодничать где-нибудь в парке и выпустить самиздатскую книжку с твоими текстами и сынишкиными рисунками. Читать её с фонариком под одеялом  и прятать от КГБ в лице близких родственников.
     Один из способов поддержания интереса – записывать то, что рассказывает ребенок, (случаи в детском саду, игры с бабушкой), а затем прочитывать эти записи вместе с ним. Так у ребенка закрепляется мысль, что написанные слова – это просто отражение устной речи, реального мира.

     Удержать их внимание надолго очень трудно. Поэтому будьте реалистами – никакой ребенок не будет слушать книгу, даже самую любимую, целый час. Маленьким детям лучше читать короткие истории, от 5 до 20 минут, но почаще. И обязательно перед сном – это вообще час волшебства. В это время любой ребенок с удовольствием слушает сказку.

     Если малыш тащит к вам толстенный фолиант из папиного книжного шкафа, не шарахайтесь и не падайте в обморок. Вместо этого попробуйте немного опустить уровень сложности книги, рассказав ребенку своими словами, о чем она, вместе рассмотреть картинки. Никогда нельзя отказывать ребенку, даже если он хочет читать слишком сложную для его возраста книгу. Из-за таких отказов многие дети так и остаются на уровне сказок – у них просто нет интереса читать литературу, задействующую мозги, они боятся «взрослых» книг, толстых и без картинок. А на будущее попробуйте «спрятать» в тот же «взрослый» шкаф несколько новых книг, которые хотите ему почитать. Запретный плод сладок.

     Если ваш малыш в сотый раз просит вас почитать «Курочку Рябу» или «Буратино», не отказывайте ему. Прекрасно, если у него будет пара любимых книг. И неважно, что придется читать ему «одно и то же» - повторение одних и тех же фраз очень развивает языковые способности малыша и память, а также помогает ребенку устанавливать ассоциации между словами и картинками. Время от времени останавливайтесь на последних строчках стихов или часто повторяемых фраз и предлагайте ребенку самому закончить предложение, придумать свой финал.
     В доме должны быть самые разнообразные книги, так лучше формируется кругозор ребенка.

     Стихи. Начиная с народных потешек и колыбельных до классики. Они не только развивают память, - складный ритмический напевный текст просто запомнить, он хорошо воспринимается, ложится на душу, а, однажды привыкнув запоминать услышанное, ребенок будет пользоваться этим всю жизнь. Стихи облагораживают. Начинать можете, когда «слушатель» еще в животе у мамы.

    Сказки со всего мира. Это – фантазия, воображение, волшебство и чудеса. Это обучение взаимодействию с миром, преодолению препятствий, достижению целей и разрешению сложных жизненных ситуаций. Простейшие сценарии отношений между людьми.
Контрапункт. Министерство образования и науки Украины представило подведомственным детям нового культового персонажа: «Красная Шапочка. Версия 2008». Героиня «новоукраинского фольклора» бухает, курит, жестоко обращается с животным, грабит бабушку и шантажирует охотника.
     Восьмиклассники всех общеобразовательных школ Украины могут ознакомиться с новыми приключениями Красной Шапочки благодаря утверждённому минобразом страны учебнику украинской литературы для 8 класса с углубленным изучением государственного языка. Сказку изучают и дети в обычных русскоязычных школах. Она в разделе «Український гумор i сатира» учебника по украинской литературе для 8 класса.
     Классику Шарля Перро переписал для украинских детей сатирик Евгений Дударь. Вот так автор описывает похождения пьяного, обкурившегося подростка (перевод с украинского):
     «Отойдя на достаточное расстояние, чтобы её не было заметно, Красная Шапочка выпила вино, которое мама передала бабушке и покурила запрятанную в потайной карман джинсов сигарету». Когда же из кустов вышел серый волк, подвыпившая девушка не испугалась, «сплюнула через густо напомаженную губу» и заорала: «Пошел прочь! Шкет несчастный! Еще не таких видала!»
     Затем героиня украинской сказки дыхнула на Волка перегаром, «схватила за уши, оседлала и заставила бедное животное всю ночь катать ее на спине».
     Подъехав утром на волке к бабушкиному дому, Красная Шапочка вошла и предупредила пожилую родственницу: «Если маман будет спрашивать, где я была, скажешь, у тебя ночевала», - после чего потребовала - «Давай бабки». Бабушка трясущимися руками отдала любимой внучке свою пенсию. Шапочку же полученная сумма не удовлетворила, и она пригрозила «бабушенции» её съесть.
     Затем пришёл черёд Охотника, который пытался воспрепятствовать грабежу. - «А ты в семейные дела не вмешивайся, браконьер несчастный, - заявила сказочная шалава. – Вот напишу на тебя жалобу, что ты убил Волка, обокрал бабушку и ко мне приставал»…
     Автор считает, что подростки после такого чтива будут делать выводы, как НЕ надо себя вести.
     К счастью этот блокбастер просуществовал всего лишь один учебный год и по настоянию родителей и, невзирая на активное сопротивление Минобраза, был исключен из школьной программы.
 
     Дежурная, но не теряющая от этого своей справедливости, фраза – «Сказка развивает воображение» Она интересна и полезна не ложью и не вымыслом, а психологической правдой.
     «Воображение – это бесценный дар, который надо беречь и развивать. Без хорошо развитой фантазии нельзя стать ни хорошим математиком, ни конструктором, ни поэтом. По умению фантазировать определял способности своих учеников Леонардо да Винчи. Все великие открытия сделаны людьми с исключительно сильным воображением, которое является составной частью всякого таланта. Особенно сильно воображение развито в раннем детстве. Ребенок не сомневается, что есть чудеса и волшебство, и всегда готов жить по распорядку дня Мюнхгаузена: “С утра – разгон облаков, после обеда – подвиг!”» - Д. Воронцов, «Страна детства»
     Рядом со сказками огромный, прекрасный и постижимый мир приключений мушкетеров и капитанов, пиратов, рыцарей, робинзонов, космонавтов, героизма и предприимчивости, романтический флер героев и великих деяний, красота настоящих поступков и труд во имя великой цели.

     Книги о природе.
     Эти книги рассказывают о разнообразии живой природы, ее силе и ее беззащитности перед человеком, о повадках животных, свойствах трав, о ветрах и бурях, о солнце и море.  Они учат любить мир и его обитателей, воспитывают естественное биологическое чувство жалости, присущее каждому нормальному человеку, человеческое отношение к боли любого живого существа.

Контрапункт. Случай.  Группка хохочущих мальчишек. Кто-то из них подкинул вверх голубя. Голубь дал хороший круг, сел на конек крыши соседнего дома и вдруг, кувыркаясь, покатился вниз до самого карниза. Снова взлетел. Снова дал хороший сильный круг, сел и снова покатился вниз. Я решил подойти.
    Ребята с хохотом убежали, а я увидел на скамейке две отрезанные голубиные лапки. Случай?!
     Мужик выпал с 18 этажа. Возле него сидят мальчик и девочка. Мальчик заливается от смеха, а девочка плачет. Мимо проходит бабушка, видит эту картину, и спрашивает:
     -Мальчик, почему ты смеешься?
     -А, мужик вывалился, с 18-го этажа, так прикольно шмякнулся, голова вдребезги, кишки по асфальту...Круто...
     -А ты почему плачешь?
     -А я этого не видела,- ответила маленькая, добрая девочка.  Анекдот?!
     Крылышки бабочкам обрывать? Ну и что?! Подумаешь! Букашки! Их вон сколько летает. Сначала бабочки, потом люди! Почему бы человека не убить, глянь, сколько их вокруг ходит. Тем более, не каждый мне нравится. Вон тот вчера не поздоровался первым. Непорядок! А у того машина дороже и жена красивее. А чего они?!      
 
     Прекрасно, если в библиотеке будут художественные альбомы, книги по искусству. С самого нежного возраста показывайте малышу репродукции классиков и рассказывайте о живописцах и сюжетах картин.
 
     Детские энциклопедии. Важно, чтобы они были занимательны, любопытны, хорошо проиллюстрированы, написаны простым и живым языком, без сюсюканья, но и без лишней зауми. В идеале – чтобы взрослым членам семьи самим было любопытно проглядывать эти тома.

     Рекомендуя детских героев, надеюсь, тоже буду не оригинален:  Буратино, Дюймовочка, бременские музыканты, Кай и Герда, Чипполино, Незнайка,  Золушка, стойкий оловянный солдатик, Чук и Гек, Маленький Принц, Том Сойер и Геккльбери Финн, Смок и Малыш, всадник без головы, Гулливер, Робинзон, д'Артаньян, капитан Блад, солдат Швейк, Ассоль и  Грей, сын капитана Гранта, граф Монте-Кристо, Гадкий Утенок и Белый Клык, капитан Немо, Алиса Кэрролла и Алиса с планеты Земля, – вот наша компания и те, кого я всегда рекомендовал и буду рекомендовать внуку и детям на своих открытых уроках.
   
     P. S. Таланты воспитываются книгами и поощрением. Родители великих людей не навязывали им книги – они окружали ими их с детства. Им никогда не говорили: «Я хочу, чтобы ты стал великим человеком». Им говорили иначе: «Я не сомневаюсь, что ты можешь стать великим человеком».
     Первые книги, которые я подарил своему внуку – три большие  детские энциклопедии. Внук еще только собирался осчастливить нас своим появлением на свет. Сейчас у него уже своя библиотека, в которой есть любимые книги. Своего «детского» шеститомного толстенного Майн Рида я передал ему в 3-м классе. Хотя при этом он, как и все его сверстники - однокашники, фанат и знаток компьютера. А недавно он спросил у меня – «А что делать, если хочется спать и хочется читать одновременно?»


Рецензии